Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные особенности и тенденции международного движения капитала





География вывоза капитала. С территориально-географической точки зрения преобладающие потоки вывоза капитала осуществляются из развитых стран. Происходит активная миграция капитала и между самими промышленно развитыми странами.

Миграцию капитала среди этих стран следует рассматривать на нескольких уровнях между странами «триады» — США — Западная Европа — Япония. Так, по данным Европейско-американской торгово-промышленной палаты, взаимные инвестиции США и Европы в 1995 г. достигли 776 млрд. долл. (в 1994 г. — 500 млрд. долл.) Характерно, что западноевропейские инвестиции в США в основном сконцентрированы в производственном секторе, обеспечивая 12,5% рабочих мест между отдельными развитыми странами, между одними и теми же отраслями хозяйства этих стран.

С точки зрения субъектов миграции капитала различают макроуровень (межгосударственный перелив капитала), статистически отражающийся в платежном балансе стран, и микроуровень — движение капитала внутри международных компаний по внутрикорпорационным каналам.

В послевоенный период наиболее интенсивным регионом миграции капитала становится Западная Европа. Лидирующие позиции по импорту капитала занимает Великобритания. Она фактически захватила львиную долю инвестиций, поступающих в Европу как с Запада, так и с Востока. Здесь в конце 80-х гг. концентрировалось более 40% все американских активов в странах ЕС. Еще больше — 50% японских инвестиций также приходится на Великобританию. Ежегодно более 300 зарубежных компаний расширяют инвестиции в английскую экономику. На иностранные фирмы здесь приходится более 20% произведенной чистой продукции, 15% занятых, 21% капитальных вложений обрабатывающей промышленности страны. В то же время эти 300 зарубежных компаний составляют лишь 2% от общего числа британских фирм

Крупнейшими экспортерами капитала на Европейском континенте остаются страны ЕС, Скандинавские страны и Швейцария. В свою очередь, США лидируют среди других развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала. В 1994 г. иностранные фирмы вложили в экономику США 60 млрд. долл. Почти 1/3 внутренних потребностей инвестиций США покрываются за счет импорта капитала. В середине 90-х гг. на долю развитых стран приходилось до 85—87% мирового импорта заемных средств. При исчислении в процентах инвестиций в ВВП самый большой приток капитала в середине 90-х гг. был в Бельгии и Люксембурге, а крупнейшим инвестором стали Нидерланды.

Крупнейшими чистыми (нетто) донорами капитала в мировой классификации в первой половине 90-х гг. являлись Япония (53%), Швейцария и Тайвань. А наиболее крупными заемщиками — США (27%), Великобритания, Мексика и Саудовская Аравия.

Основные тенденции экспорта капитала. Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее значение экспорта производительного капитала. Происходит отход от участия в предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым инвестициям. Начиная с 50-х гг. наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышленность Характерно, что взаимные инвестиции двух регионов — США и Западной Европы затрагивают одни и те же ведущие отрасли: машиностроение и химическую промышленность.

В последние два десятилетия стал заметен опережающий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность. В частности, в Японии и Германии, занимающих второе и третье место по объему прямых заграничных инвестиций, это соотношение приблизилось в начале 90-х гг. к 50%.

Весьма заметной тенденцией 90-х гг. явилось резкое возрастание роли фондового рынка в движении капитала. Еще в 1990 г. сумма банковских займов составляла 468 млрд. долл. против 756 млрд. долл., полученных на рынках ценных бумаг. К середине 90-х гг. это соотношение сильно изменилось в пользу фондового рынка, где обосновался громадный частный капитал: 555 млрд. долл. банковских активов против 2,3 трлн долл. на рынках капитала.

В 90-х гг. проявилась основная особенность процесса интернационализации рынков капитала. Если в 70—80-х гг. процесс интернационализации охватывал преимущественно развитые государства рыночной экономики, то в 90-х гг. он распространился на развивающиеся страны, прежде всего на государства Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Это связано с ростом их внутреннего финансового потенциала, укреплением валютного положения и ростом их кредитоспособности, развитием национальных финансовых рынков, развивающихся рынков (emerging markets).

Важной чертой 80-х и начала 90-х гг. является активизация миграции капитала между развивающимися странами и в особенности между новыми индустриальными странами и остальным развивающимся миром. По-прежнему активны на международном рынке капиталов страны — экспортеры нефти, члены ОПЕК. Так, инвестиции частного сектора Кувейта за рубежом составляли в 1995 г. 100 млрд. долл. В свою очередь, государственные вложения этой страны достигают 30 млрд. долл.

В 90-х гг. рекордные объемы прямых инвестиций поступили в развивающиеся страны главным образом из развитых стран. К середине 90-х гг. объем прямых инвестиций в экономику развивающихся стран достиг 100 млрд. долл. Основной поток инвестиций ориентирован на 10—15 развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Заметно преуспел Китай как в привлечении иностранных инвестиций, так и в экспорте капитала. Так, за период с 1989 по 1995 г. приток иностранных капиталовложений в Китай составил 48,4 млрд. долл. Иностранный капитал привлекает прежде всего надежность, обеспечиваемая высокими темпами экономического развития Китая, и политическая стабильность. Судите сами-, рост ВВП Китая в 90-е гг. колеблется в интервале 10—13%. Одновременно в 1989—1995 гг. Китай вывез за границу 18 млрд. долл. Это позволило занять ему 8-е место ; в мире среди крупнейших экспортеров капитала. Эксперты ОЭСР полагают, что незаконный вывоз капитала из Китая в Гонконг составил за то же время 30—40 млрд. долл. По тем же оценкам, вывоз капитала из Китая за 1989—1995 гг. превышал 100 млрд. долл., из которых 50 млрд. долл. не зарегистрированы. Китайские инвестиции концентрируются в Гонконге, Австралии, Канаде, США. При этом в Гонконге они вкладываются в торговлю и услуги, в Австралии и Канаде — в сырьевые, а в США — в технологические отрасли.

Развивающиеся страны, относящиеся к категории беднейших, представляют и, по мнению ряда экспертов, будут представлять небольшой интерес для инвесторов из развитых стран. На долю этих государств будет приходиться все уменьшающаяся часть мирового потока прямых инвестиций. В 90-х гг. на долю самых слаборазвитых стран приходилось всего 5—6% общего потока заграничных инвестиций.

Отличительной особенностью современных процессов миграции капитала является то, что капитал, как правило, не навязывается странам, а наоборот, происходит довольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение. В особенности это касается притока капитала в текстильную и швейную промышленность в развивающиеся и некоторые бывшие социалистические страны. Иными словами, рынок прямых инвестиций — это рынок продавца.

В 90-х гг. увеличился поток иностранного капитала в страны Восточной Европы и СНГ. Основной поток идет в Венгрию, Польшу, Чехию. Только в 1990—1991 гг. эти страны получили 3,4 млрд. долл. Из них около 50% пришлось на Венгрию. К середине 90-х гг. общий объем инвестиций Запада в восточноевропейскую экономику превысил 10 млрд. долл. Основную часть капитала получают наиболее благополучные, сравнительно далеко продвинувшиеся по пути экономических реформ государства. Эта общая тенденция, характерная для движения частного капитала в мировом хозяйстве независимо от географических или политических обстоятельств. Политическая стабильность, минимальный экономический риск, максимальная прибыльность являются незыблемыми ориентирами для частного капитала вне зависимости от времени и места его приложения. Этот вывод подтверждается и поведением частного капитала в развивающихся странах.

Важнейшим фактором, оказывающим определяющее влияние на объемы и качественные параметры международного движения капитала в последней трети XX столетия, является либерализация условий его миграции, свойственная как промышленно развитым странам, так и в большей степени развивающимся странам. Так, в 1995 г. отмечено 112 изменений в режиме ввоза капитала в 64 странах, причем в 106 случаях режим был облегчен.

Вместе с тем переговоры по Многостороннему соглашению по инвестициям, проходящие с 1995 г. в рамках ОЭСР, цель которых — создать общемировые правила, основанные на принципе либерализации инвестирования, пока к успеху не привели. Однако достигнутое понимание проблем может стать отправной точкой для глобального соглашения по инвестициям в рамках ВТО.

Государство и движение капитала. Воздействие развитых государств на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т.п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.

Государство использует следующие меры регулирования:

1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;

2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.

В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь — защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.

На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия, предоставляемые государственным органам по антитрестовскому законодательству. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче опыт по стимулированию инвестиций. Один из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США — зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств.

Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты США предусматривают: налоговые льготы; субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.

Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., г. Джакарта) «добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций. В этом «кодексе», который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован ВТО, заключены следующие инвестиционные принципы:

• транспарентность;

• недискриминационный подход к странам-донорам;

• национальный режим для иностранных инвесторов;

• сочетание инвестиционных стимулов с обеспечением требований о здравоохранении, безопасности и охраны окружающей среды;

• минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

• отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;

• обеспечение регистрации и конвертируемости;

• устранение барьеров при вывозе капитала;

• избежание двойного налогообложения;

• соблюдение иностранным инвестором наравне с собственным национальным законодательством законов, административных правил и положений страны реципиента;

• разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;

• разрешение споров путем консультаций и переговоров между сторонами либо через арбитраж.

Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшим критерием в привлечении внешних инвестиций.

Критерии экономической свободы. Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стране государство активно вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов.

Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство:

• торговая политика;

• налогообложение;

• монетарная политика;

• функционирование банковской системы;

• правовое регулирование иностранных инвестиций;

• права собственности;

• доля, потребляемая государством в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;

• политика экономического стимулирования;

• масштабы существующего в стране «черного рынка»;

• ценообразование и регулирование заработной платы.

По каждому из десяти показателей страна может получить оценку от 1 до 5 баллов (соответственно, наименьшая и наибольшая степень вмешательства государства в экономику).

По результатам исследования за 1995 г. наиболее свободной признана экономика Гонконга, получившего единицу по всем показателям, кроме банковского дела и монетарной политики. В то же время Китай в представленной таблице занимает последнее место. Однако это не мешает Китаю ежегодно привлекать многомиллиардные суммы иностранных инвестиций. Следовательно, степень экономической свободы не является существенным препятствием для зарубежного капитала при создании для него льготного инвестиционного режима.

Date: 2015-07-17; view: 678; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию