Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Искусство управления впечатлениями





 

В этой главе я хотел бы свести воедино то, что было сказано или подразумевалось относительно свойств, необ­ходимых исполнителю для успешного сценического пред­ставления какого-то характера. Для этого понадобится рассмотреть некоторые технические приемы управления впечатлениями, в применении которых такие свойства проявляются. Предварительно было бы хорошо выделить некоторые главные типы срывов исполнения (какие-то из них повторно), ибо в том и состоит функция владения тех­никой управления впечатлениями, чтобы избегать таких срывов.

В начале этого труда, при рассмотрении общих харак­теристик представительских исполнений говорилось, что исполнитель должен ответственно подходить к выбору вы­разительных или экспрессивных средств своих действий, так как многие маленькие нечаянные акты иногда оказы­ваются прекрасно приспособленными для передачи несо­ответствующих данному моменту впечатлений. Такие собы­тия были названы непроизвольными. У сэра Ф. Понсонби есть подходящая иллюстрация того, как попытка распо­рядителя избежать одного непроизвольного жеста повела к появлению другого.

Один атташе из дипломатической миссии должен был при­нести подушечку, на которой размещались знаки отличия, и чтобы предотвратить их возможное падение, я просто воткнул разомкнутую булавку крепления звезды в бархатную подушеч­ку. Атташе, однако, не удовольствовался этим и застегнул бу­лавку, чтобы застраховаться вдвойне. В результате, когда принц Александр, произнеся приличествующую случаю речь, попытался взять звезду, то обнаружил, что она прочно прикреплена к по-

душечке, и потратил какое-то время на ее освобождение. Это очень подпортило самый впечатляющий момент церемонии1.

Следует добавить, что индивид, ответственный за появ­ление непроизвольного жеста, может скомпрометировать свое собственное исполнение, исполнение какого-то сорат­ника по команде, или представление, инсценируемое его аудиторией.

Когда посторонний случайно вторгается в зону, где дают представление, или когда член аудитории нечаянно вхо­дит за кулисы, то такой вторженец как бы застает присут­ствующих flagrante delicato*. Без чьего-либо злого умысла, лица, присутствующие в зоне, возможно будут уличены в деятельности, совершенно несовместимой со впечатлени­ем, которое они обязаны, по более общим соображениям социального характера, поддерживать перед вторженцем. В этом случае срыв исполнения обусловлен несвоевремен­ным вторжением.

В прошлой жизни и в текущей деятельности исполни­теля, как правило, найдется хотя бы несколько фактов, которые, если их ввести во время представления, развен­чают или по крайней мере ослабят претенциозные заявки исполнителя о себе, проецируемые им на других в каче­стве составной части общего определения ситуации. Таки­ми фактами могут быть хорошо охраняемые темные секре­ты или отрицательно-значимые характеристики, которые каждый способен увидеть, но никто не называет вслух. Ког­да такие факты обнаруживаются, то обычно наступает об­щее замешательство. Чье-то внимание к ним может быть, конечно, привлечено непроизвольными жестами или не­своевременными вторжениями. Но чаще они актуализиру­ются в результате каких-то намеренных высказываний или безмолвных поступков, полное значение которых недооце­нивается индивидом, вносящим эти высказывания и по­ступки во взаимодействие. Следуя распространенному сло­воупотреблению, такие срывы проецируемых образов мож­но назвать faux pas**. Когда исполнитель, не обдумав по­следствий, преднамеренно вносит в коллективное представ­ление нечто свое, разрушающее образ его собственной ко-

1 Ponsonby F Recollections of three reigns L Eyre & Spottiswoode, 1951

* На месте преступления (лот.).

** Оплошность, промах, ложный шаг (лат.).

манды, обычно говорят об «оплошности» или «промахе». Когда же он ставит под удар образ самого себя, проециру­емый другой командой, говорят, что он «уронил кирпич себе на ногу» или «сел в лужу». Учебники по этикету дают классические предупреждения относительно таких опро­метчивых поступков:

Если в компании есть хоть один, кого вы не знаете, поосте­регитесь блистать эпиграммами или отпускать маленькие ми­лые шуточки. Вполне возможно, что ваше остроумие, допус­тим, насчет веревки висельника попадет в человека, чей отец был действительно повешен. Первая необходимая предпосылка для успешной беседы — это хорошо знать свою компанию2.

При встрече с другом, кого вы какое-то время не видели и об истории и теперешнем состоянии семьи которого вы не имеете свежей информации со стороны, надо избегать расспрашиваний или упоминаний о конкретных членах его семьи, пока вы не получите о них достаточных сведений. За время вашей разлуки с другом некоторые из них могли умереть, другие сбиться с пути, отделиться или попасть в большую беду3.

Непроизвольные жесты, несвоевременные вторжения и faux pas — это все источники замешательства и разногла­сия, которые, как правило, не входили в намерения лица, ответственного за их появление и которых удалось бы из­бежать, если бы этот человек заранее знал последствия сво­ей активности. Однако существуют ситуации, часто име­нуемые сценами, в которых индивид действует с намере­нием разрушить или возмутить до опасной грани видимость вежливого согласия, и хотя при этом он может преследо­вать более сложную цель, чем просто возмутить спокой­ствие, он все-таки сознает, что вероятным результатом его поведения будет то или иное нарушение общего согласия. Обиходное выражение здравомыслия: «устраивать сце­ну» — вполне здесь на месте, поскольку такими нервными срывами фактически создается некая новая сцена. Прежняя и ожидаемая взаимоигра между командами внезапно от­брасывается прочь и новая драма насильственно занимает ее место. Знаменательно, что эта новая сцена часто влечет столь же внезапную перегруппировку и перераспределение прежнего командного состава в две новые команды.

2 The laws of etiquette Philadelphia Carey, Lee & Blanchard, 1836 Р 101

3 The canons of good breeding Or the handbook of the man of fashion Philadelphia Lee &Blachard, 1839 P 80

Некоторые сцены возникают тогда, когда одни участни­ки команды больше не в состоянии выносить неумелое ис­полнение других и вдруг взрываются прямой публичной критикой тех самых лиц, с кем они должны поддерживать драматургическое сотрудничество. Такое нарушение коман­дной дисциплины часто разрушительно для исполнения, которое спорящие стороны обязаны вместе представлять: одно из последствий скандала — возможность для аудито­рии заглянуть за кулисы, а другое — оставить у нее ощу­щение, что в данном исполнении наверняка есть нечто по­дозрительное, раз те, кто знают его лучше, с ним не соглас­ны. Другой тип сцен случается, когда аудитория больше не может или не хочет продолжать игру вежливого вза­имодействия и потому агрессивно встречает исполнителей такими действиями или экспрессивными выходками, ко­торые будут неприемлемыми для любой команды. Это тот случай, когда человек собирает в кулак свое гражданское мужество и решает «объясниться» с другим или «выска­зать ему все как есть». Уголовные суды фактически институционализировали этот вид открытого разлада в публич­ном представлении как последнюю главу разоблачения убийственных тайн, когда на судебном заседании индивид, который до того сохранял убедительную позу невиновно­сти, вдруг сталкивается в присутствии других с неопровер­жимыми экспрессивными свидетельствами того, что его по­за — только поза и больше ничего. Еще один вид сцен воз­никает, когда взаимодействие между двумя лицами стано­вится столь громогласным, накаленным, или иным обра­зом привлекающим внимание, что находящиеся поблизо­сти, занятые своим собственным разговорным взаимодей­ствием люди, вынужденно превращаются в свидетелей или даже принимают чью-то сторону и вмешиваются в драку. Последний из разбираемых нами типов сцен бывает, когда лицо, действующее как одночленная команда, берет на себя серьезные обязательства, заявляет нешуточные притязания и запросы и не оставляет себе пути к отступлению, ибо аудитория этого ему не простила бы. Обычно такой чело­век старается, чтобы его притязания согласовались с веро­ятными запросами данной аудитории и были одобрены и признаны ею. Но если его мотивация к самовыражению достаточно сильна, этот индивид может выдвигать притя­зания или брать на себя обязательства, которые, как ему

известно, аудитория, вполне возможно, и отвергнет. Он со­знательно ослабляет свою защиту в присутствии людей ауди­тории, отдавая себя, как говорится, на их милость. Таким актом индивид обращается к ним с предложением трак­товать их как часть своей команды, либо позволить счи­тать себя частью их команды. Подобная ситуация доста­точно затруднительна сама по себе, но когда на беззащит­ную просьбу отвечают прямым отказом, человек страдает еще и от обыкновенного унижения.

Только что рассмотренные возможные срывы исполне­ния — непроизвольные жесты, несвоевременные вторже­ния, faux pas и сцены — на обыденном языке часто называ­ют «инцидентами». Когда происходит любой из них, пред­ставление о реальности, поддерживаемое исполнителями, оказывается под угрозой. Вероятнее всего, присутствующие при инциденте отреагируют взволнованностью, чувством неловкости, смущением, нервозностью и т. п. Участники могут почувствовать себя буквально выбитыми из колеи. Когда такие проявления нервозности или симптомы заме­шательства становятся заметными, представление о реаль­ности, поддерживаемое данным исполнением, по всей веро­ятности, окажется в еще более угрожаемом и ослабленном состоянии, так как эти проявления в большинстве случаев свойственны самому индивиду, который представляет дру­гим людям какой-то характер, а не изображаемому им ха­рактеру, вследствие чего аудитории навязывается незапла­нированный образ человека, прятавшегося за представляе­мой маской.

Чтобы предотвратить возникновение инцидентов и вы­званное ими замешательство, всем участникам взаимодей­ствия (равно как и не участвующим, но присутствующим) надо обладать определенными свойствами и уметь приме­нять их в практических действиях, выработанных для спа­сения данного спектакля. Эти свойства и практические дей­ствия будут рассмотрены под тремя заголовками: защит­ные меры, применяемые исполнителями для спасения соб­ственного спектакля; покровительственные меры, исполь­зуемые аудиторией и посторонними в помощь исполните­лям для спасения их спектакля; и, наконец, меры, кото­рые должны сделать возможным для членов аудитории и посторонних применение покровительственных мер от име­ни исполнителей.

 

Date: 2015-07-17; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию