Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогикеСтр 1 из 3Следующая ⇒
Формирование грамматического строя речи. Исследование детской грамматики в психолингвистике, детской психологии и дошкольной педагогике. Прежде всего уточним, что следует понимать под грамматическим строем языка в контексте речевого развития дошкольника. Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса. Эту систему изучает лингвистика и описывает академическая грамматика. Учащиеся в школе изучают грамматику языка в курсе занятий по родному языку, но не академическую, а адаптированную. Необходимость адаптации диктуется громоздкостью и трудностью грамматики, а также чисто практическими целями: научить грамотно говорить и писать. Дошкольник грамматику постигает практическим путём, в процессе использования языка и восприятия речи окружающих людей. Но вот в чём парадокс детского практического метода: ребёнок, не подозревающий о существовании академической грамматики, знает её правила и нормы: он строит свою собственную грамматику, отличную от академической, где действуют другие единицы, другие правила. Более того, на протяжении дошкольного детства ребёнок неоднократно меняет эти правила. Впервые проблема освоения ребёнком грамматического строя языка встала перед дошкольным воспитанием в военные и первые послевоенные годы, когда многие дети, потеряв родителей, попали в детские дома, дома ребёнка, в детские сады. Тогда-то и появилось в психолого-педагогической литературе страшное слово “госпитализм” – у детей при медицинском и гигиеническом неблагополучии. Развивались тяжёлые формы психического и физиологического недоразвития. Почему? Оказалось, для полноценного психического и физического развития ребёнку необходимы не только пища, не только тепло и чистота, но и полноценное общение с близкими взрослыми и детьми. Без общения ребёнок не может развиваться. Нарушаются все физиологические и психические функции, в том числе речь и её основное средство – язык. Вот эти причины побудили учёных (Е.И.Радину, Р.И.Жуковскую, Е.А.Флёрину, Н.С.Карпинскую, А.П.Усову, Л.А.Пеньевскую, М.М.Конину) к исследованиям в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его фонетике, лексике, грамматике. (В основном они опирались на опыт Е.И.Тихеевой.) Однако в ряду проблем, разрабатывавшихся в те годы, грамматическому строю, если так можно сказать, “не повезло”. Тема эта стала предметом изучения лишь в 50-е годы по выходе в свет фундаментального труда А.Н.Гвоздева “Формирование грамматического строя языка русского ребёнка”. Работу свою, где детально описаны грамматические категории, элементы и конструкции в речи ребёнка на каждом новом возрастном этапе, учёный посвятил сыну Жене, погибшему в Великую Отечественную войну. Книга написана по дневниковым материалам, на основе наблюдений за речевым развитием мальчика. В этом её сила и её единственный недостаток. Достоинство – достоверность и лингвистическая строгость описания. Недостаток – зеркало индивидуального развития, не отражены пути развития речи других детей, воспитывающихся в иной социальной обстановке, иной языковой среде. И сам метод – лингвистический анализ записей собственно речи без учёта коммуникативной ситуации – также не позволяет судить о том, каковы движущие силы формирования языковой способности ребёнка. Тем не менее, книга А.Н.Гвоздева – непревзойдённое исследование в своей области – и по сей день оказывает влияние на теорию и практику развития речи детей дошкольного возраста (в норме и патологии). Особенно это касается представлений А.Н.Гвоздева о той лёгкости и филигранной точности, с какой ребёнок анализирует языковые факты. К слову, Корней Чуковский поддерживал изящество и меткость детских речений. Итак, складывалась радужная картина победного восшествия детей на вершины практической грамматики. Оставалось лишь исправить (лил предупредить) те неточности и ошибки, которые свойственны детям. Круг этих неточностей очертил А.Н.Гвоздев: спряжение глаголов (чередования в основах и изменение места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление и др. В этом направлении сосредоточились поиски педагогов-исследователей и практиков дошкольного дела (О.И.Соловьёвой, Л.А.Пеньевской, Т.А.Марковой, М.М.Кониной, А.М.Бородич, В.В.Гербовой): уточнялись списки слов, изменение которых вызывает затруднения, ситуации – игровые, естественные, в ходе которых ребёнок может “затвердить” нужную форму. Параллельно исследования вели и психологи (Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн, Н.П.Серебренникова, Ф.А.Сохин, М.И.Попова, А.В.Захарова, В.И.Ядэшко). Основной результат их исследований – выявление существенных звеньев механизма овладевания грамматическим строем, развитие перенос, генерализация обобщенного отношения на новые области действительности. Исследования показали: наиболее благоприятна ситуация, при которой правильное использование грамматической формы, точность её звукового облика обретает в деятельности сигнальное значение. Игровую и практическую деятельность следует организовать так, чтобы её успех зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова. (Скажем, разыгрывается игра. “Чей домик? “ Двери домика открываются только в том случае, если играющий правильно называет действие того, кто пришёл: пришла собачка, коза, но пришёл петушок, ёжик). Дальнейшие педагогические исследования (М.С.Лаврик, Э.А.Федеравичене, Н.Ф.Виноградовой, Г.И.Николайчук) позволили выяснить педагогические условия формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования, нащупать общее и различное в сфере освоения детьми этих сторон грамматического строя. Исследования эти, опираясь на данные психологов и лингвистов (А.А.Леонтьева, И.Н.Горелова, М.И.Лепской, С.Н.Цейтлин, Е.И.Исениной и их учеников), позволили определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства (ранний, младший, средний, старший дошкольный возраст), взаимосвязь практической, игровой деятельности и семантики (смысловой стороны) грамматических средств, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций. Вот почему задачи грамматической работы с детьми были не только сформулированы по-новому, но и выдвинута на первый план развивающая функция грамматической работы в детском саду.
Date: 2015-07-17; view: 2338; Нарушение авторских прав |