Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Речь П.С. Таранова об Омаре Хайяме перед сотрудниками Издательского дома «Квадранал» по случаю 950-летия со дня рождения Омара Хайяма, 18 мая 1998 года
Знать об Омаре Хайяме лестно, читать его приятно, а писать о нём и тем более говорить – почётно. Рано или поздно любой плод, созревая, падает, а это значит, что слову о Хайяме – быть. Посмотрите вокруг, воззрите вверх, загляните вглубь. Нас влечёт вовсе не изведанное, не то, что рядом, не обыденное. Стремления сами собой тянутся к запредельному, к неизвестному. А ещё к красоте. И мысль не успокаивается ничем, пока есть в перечне наших слов звучащие загадочно, сильно, призывно «почему?», «куда всё», «зачем?», «откуда?». Ум человека похож на езду на велосипеде: он заставляет мчаться. Медленно нельзя – упадёшь. А чтобы быстро, это, знаете ли, уметь надо. Я бы сказал, что жизнь любая (!), и большая и малая и праведная и не очень – есть поиск учителя. Человека, способного втолковать, раскрыть, ввести. По-доброму и душевно. Искренне, заботливо, внимательно упредить все наши недоумения. Показать трудное, малопонятное, сокрытое в прелести его нужности, в великолепии предназначенной изначальности. Сколько нас сегодня? Миллиарды и миллионы. А сколько уже было? И как много будет! Но разве зависит от количества миль или километров мощность двигателя? И только ли числом населения знаменит и памятен род человеческий? Бархат ночного неба украшается блёстками звёзд. И даже одной бывает достаточно, чтобы исполниться чувством неизъяснимого радостного насыщения. Тут и захотел бы, да не обойдёшь главное: дело не в полноте восприятия, а в восприятии полноты дела. Среди нас тоже есть светочи, островки мудрого ума, иногда попадая на которые мы дивимся целесообразности мира и многообразию жизни. Как лучи солнца, здесь впитываются нами потоки оптимизма, веселье задорной бодрости, неуёмность быстрой находчивости. Да, наконец осознаём мы: все люди равны. Но вот не во всём – это уж точно. Есть избранные. Богом ли, судьбою, временем, обстоятельствами – не знаю. Однако концентрируют они в себе и сущность роднящего нас начала, и объединяющих хотений, и увещаний от противности, греховности, ханжества. Таким был Омар Хайям. Насмешливый, умный, человечный. Он любил и современников и потомков. Уважал бывший род и упоённо славил будущий. Осторожной строкой своих раздумий он бережно берёт своих читателей за руку и направляет туда, где быть интересно, а бывать занятно. Он дарит удивительность. Он обещает удивление. Он удивляет необычным. Оригинальный, свежий, динамичный Хайям и темами настолько разнообразен, что не поразиться его энциклопедичности, кругозору, эрудиции просто невозможно. А отсюда – влечение. И рифма сюда же. И всё в пользу. К уместности. К нужности. Нежным женским лицом и зелёной травой Буду я наслаждаться, покуда живой, Пил вино, пью вино и, наверное, буду Пить вино до минуты своей роковой! Вулкан задумок, море красок, фейерверк услады. И не только от «огненной воды», и не потому, что гибкость молодого девичьего тела разгоняет страстями кровь до сверхзвуковых пределов, и не из-за безграничного жизнелюбия. А из-за того, в первую очередь, что несёт он себя, свою личность, неповторимый узор своего витиеватого, как кроссворд, но изумительного, как лабиринт, ума. Трудность его трудов упрощает нам их взятие. Гордость распирает все ощущения, и потаённые уголки естества наполняются теплотой умиротворения, когда замечаешь себя другим, строго и филигранно отформованным остроумием, усердной рассудительностью, изысканной неуспокоённостью. Мужи, чьей мудростью был этот мир пленён, В которых светочей познанья видел он, Дороги не нашли из этой ночи тёмной, Посуесловили и погрузились в сон. Хайям многое имеет, щедро делится, ко всем ровен. Однако где он заимел это? Взял ли, получил, нашёл? А может быть, родился с ним? Кто знает! Ведь не знанием живёт знание, и не будь незнания, кто бы его желал?! Хайям с нами, только вот послан кем? И почему бы не поклониться тем прежним временам, когда рождались на свет люди, нёсшие в нашу юдоль долю многоцветия – назидательности, предосторожности, справедливости. Не то жизнь, когда собираешь, накапливаешь, обрастаешь скарбом. И не во власти над людьми суть и цель. Всё по-другому: в чём-то сложнее, а где-то и попроще. Нам свойственно о тяго щаться суетой, нелепыми упованиями, тщетой алканий. Только вот зачем? Задуматься бы. Беспощадна судьба, наши планы круша. Час наступит, и тело покинет душа. Не спеши, посиди на траве, под которой Скоро будешь лежать, никуда не спеша. Поле его жизни было просторным. Нива урожайной. Немало дней отшагали его наблюдения, и сотни вёрст покорились его настойчивости. Астроном, математик, большой учёный в подлинном смысле этого слова, Хайям превратил собой свой век во врата из древности во всегдашнюю современность. Его разум расставил в мире вечные вехи, чтобы по ним ориентироваться в тумане сомнений, опереться в минуту отчаяния, уныния, скорби, отсчитать меру надежды и могучесть мечты. Опериться, в конце концов! Хайям неизменен и не изменяем. Но он ещё и не изменит, как верный друг, он всегда навсегда.
Текст № 10.
Date: 2015-07-17; view: 423; Нарушение авторских прав |