Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Изобразительно-выразительные средстваРазбор лирического стихотворения 1. Дата написания. 2. Реально — биографический и фактический комментарий. 3. Жанровое своеобразие. 4. Идейное содержание: а) ведущая тема; б)основная мысль; в) эмоциональная окраска; г)преобладающие интонации. 5. Структура стихотворения: а) сопоставление и развитие основных словесных образов: по контрасту, по смежности, ассоциативно, б) основные изобразительные средства:
метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраза и т.д.; в) речевые интонационно-синтаксические особенности:
эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание и т.д.; г) основные ритмические особенности: ямб, хорей, пиррихий (-), спондей (+); дактиль, амфибрахий, анапест; д) рифма:
мужская, способы рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая; ж) строфика: одно-, дву-, трех-...-восьмистишие, сонет, з) инструментовка: звукозапись (аллитерация, ассонанс) и т.д. 6.Черты лирического героя. 7.Ваше восприятие произведения.
Изобразительно-выразительные средства Тропы: − эпитет (художественное определение: тучка золотая, утес- великан, стоит одиноко), в произведениях УНТ – постоянные эпитеты (красна девица, буланый меч); − сравнение (сопоставление двух предметов: глаза как звёзды, посмотрит – рублём одарит, река как зеркало); − олицетворение (наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных: Робко месяц смотрит в очи…); − персонификация (наделение животных и растений качествами человека, полное уподобление); − метафора (скрытое сравнение: деревья в зимнем серебре, горит восток зарёю новой); − метонимия (сближение понятий по сходству, обозначение предмета с помощью других слов и понятий: все флаги в гости будут к нам …(т.е. иностранные корабли); − сине́кдоха (перенос значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого – белеет парус одинокий; единственное число вместо множественного – отсель грозить мы будем шведу); − оксюморон (необычное соединение слов, противоречащих друг другу: сон наяву, молодой старик, долгий миг, живой труп, безобразная красота); − аллегория (иносказание, перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных); − ирония (скрытая насмешка: об осле – откуда, умная, бредёшь ты, голова); − гротеск (подчеркнутое преувеличение смешного); − гипербола (преувеличение: А в комнате людей – за день не перечесть…; и рос он не по дням, а по часам); − литота (преуменьшение: мужичок с ноготок); − перифраз (использование описания вместо имени или названия: град Петра – Петербург); − антономáзия (употребление имени собственного в значении нарицательного: Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин)) Особые группы слов: − архаизмы (вышедшие из употребления слова: ланиты, очи); − историзмы (слова, обозначающие предметы и явления, не встречающиеся в действительности: городовой, дрожки); − неологизмы (новообразованные слова: в своё время – компьютер, лазер, в том числе авторские – окказионализмы: Неуютная жидкая лунность (С. Есенин)); − диалектизмы (местные слова: черевички – туфельки, баз – двор); − профессионализмы (слова, употребляемые представителями определенной профессии: вентиль, запальник); − жаргонизмы, сленг (слова ограниченной группы людей, условный язык: скачать – переписать, Клава – клавиатура); − варваризмы (иностранные слова, перенесённые на русскую почву: о'кей, мерси, хеппи энд); − экзотизмы (иностранные слова, используемые для придания колорита: джигит, арба, сакля); − экспрессивная лексика (книжная: низвергнуть, рдеющий; разговорная: ребятня, красотка); − оценочная и эмоционально-оценочная лексика (мчаться, плестись; белобрысый, титанический) − контекстуальные синонимы (колокольчики мои, цветики степные), в произведениях УНТ – сросшиеся синонимы (грусть-тоска, путь-дорога); − контекстуальные антонимы (они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень …). Синтаксические фигуры: − риторические вопросы, обращения, восклицания (привлекают внимание, не требуют ответа: Что ищет он в стране далекой?); − повтор (рефрен: Соловей мой, соловей, голосистый соловей!); − анафора (одинаковое начало: Приутихло, приуныло море синее, // Приутихли, приуныли реки быстрые, // Приутихли, приуныли облака ходячие, – // Благоверная царица представлялася …); − эпифора (одинаковые концовки: струится нетихнущий дождь, томительный дождь); − градация (расположение ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения: огромные голубые глаза светились, горели, сияли …); − кольцо (повтор в конце произведения каких-либо элементов его начала); − стык (конец одного предложения (стихотворной строки) повторяется в начале следующей: О весна, без конца и без края, // без конца и без края мечта…); − антитеза (противопоставление: Черный вечер, белый снег …); − инверсия (нарушение прямого порядка слов: Белая береза под моим окном // Принакрылась снегом, точно серебром…); − параллелизм (одинаковое синтаксическое построение предложений: Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы…); − многосоюзие и бессоюзие; − эллипсис (намеренный пропуск члена предложения: Радостно книгу возьмите – и в класс! (В. Маяковский)); − парцелляция (намеренное расчленение предложения на несколько частей и оформление их как самостоятельных предложений); − именительный представления (изолированное имя существительное в И.п., называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету звучания: Москва! Как много в этом звуке…(А.С. Пушкин)). Особенности звучания: − звукоподражание (употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления: мяу-мяу, чик-чирик); − аллитерация (повтор согласных звуков для создания слуховых ассоциаций: Полно ч ной порою в болотной глу ш и // Ч уть с лы ш но, бе сш умно ш ур ш ат камы ш и); − ассонанс (повтор гласных звуков для создания слуховых ассоциаций: Стал о в к о мнате темн о. Засл о няет сл о н о кн о …). Пример Стихотворение Н.А. Некрасова «Зелёный Шум» (1862) можно отнести к подлинным шедеврам русской поэзии. Яркой и поэтической картиной весеннего пробуждения природы открывается это произведение. Живой, подвижный четырехстопный ямб передаёт движение верхового ветра, который Качнет кусты ольховые, Подымет пыль цветочную, Как облако: все зелено, И воздух, и вода! Чтобы ещё более рельефнее передать порывы молодого ветра, Некрасов сразу же подключает к своим изобразительно-выразительным средствам зримые детали: ветер «расходится» «играючи», словно ведёт хоровод. Не случайно в основу стихотворения положена игровая песня украинских девушек, сообщенная этнографом и ботаником М. А. Максимовичем. Широко использовал Некрасов и звукопись: в стихе «вдруг ветер верховой» каждое слово начинается со звука «в», благодаря чему чувствуется веяние и завывание ветра. В приведенной строфе звучит и воющий звук «о»: расходится, верховой, ольховые, подымет, цветочную, «как облако: всё зелено», «и воздух и вода». Окающий волжанин обязательно сделает акцент в этих словах и на неударяемые звуки «о». Кроме того, эта вступительная, экспозиционная строфа окольцована двумя двустишиями, которые потом станут рефреном и всего стихотворения: Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! Здесь всё заметнее игра со звуками: тут шелестит, словно ветвями, звук «ш», гудит протяжное «у» (гудет, Шум – Шум – шум). Неоднократно повторенное слово «зелёный» создаёт представление об этой повсеместно рассыпающейся зелени листьев, несомых ветром. Вслед за экспозицией идёт повествование героя о случившейся в его доме семейной драме, участниками которой стали жена-изменница, злодей-соперник и сам повествователь, узнавший всю правду о случившемся от своей хозяюшки. Ревность пробуждает нечеловеческие инстинкты, жажду мщения, желание убить обоих: и искусителя, и жену-обманщицу. Вот уже и роковой «вострый нож» припасен лирическим героем. Острота этого ёмко переданного сюжета усугубляется песней зимы. Это голос злой, враждебной человеку природной стихии, отдаленно похожий на убаюкивающую стужу в поэме «Мороз, Красный нос». Недаром в стихотворении зима наделена эпитетом «косматая», действие её сопоставлено с воем хищника («ревёт и день и ночь»), а голос её определен как «песня-вьюга зимняя». Как будто песня эта отвечает настроению мужа-ревнивца, готового на пролитие крови. Но эта мелодия соткана из мстительных напевов, из зловещих нот. Она только укрепляет «думу лютую», возникшую было на время в сознании героя, когда та же одушевленная поэтом злая зима «заперла» в избе повествователя с его Натальей. Так ещё раз жизнь природы и бытие человека оказываются спаянными воедино. Но на счастье всех персонажей лирического сюжета вновь незаметно приходит весна. И её одушевляет поэт (она «подкралася»), и она несёт с собой вторящую лучшему в человеке песню, да не одну, а множество песен: Шумят они по-новому, По-новому, весеннему... Картина вторичного пробуждения весны особенно прекрасна. В неё включены все добрые очеловеченные силы природы (сады, леса, отдельные деревья, тростинки малые), светлые пленительные краски: зеленая («зеленый шум», «зелёная коса», «новая зелень»), белая (сады «как молоком облитые», «белая берёзонька»), предполагаемая желтая (блики «теплого солнышка», пригревшие леса). Сюда введены добрые шумы и лепетанье. Поэтому вновь широко расходится шелест, несомый ветром и звуком «ш»: пять раз повторяются глаголы «шумят» и «шумит», шесть раз звучит слово «шум». Слышится и лепет липы и березы, и веселье («повеселелые сосновые леса»). А главное – природа несёт вместе со своей добротой нежность и теплую ласку. Она слышится в многочисленных «ласковых» словах с их уменьшительно-ласкательными суффиксами («тихохонько», «солнышком», «березонька», «тростинка»). И вновь звучит чарующий рефрен, окружающий «хороводом» эту вторую картину целительной весны. А в центре этого «хоровода» стоит нарядная девушка – «белая березонька с зеленою косой». Естественно, что чуткое восприятие такой природы не могло не сказаться на мироощущении героя-повествователя. Он оказался пронизанным этой добротой и любовью, лаской и теплотой. И неизбежным следствием этого становится исцеление человека от недобрых помыслов, о чём говорится в эпилоге: Слабеет дума лютая, Нож валится из рук. Мощные шумы природные превращаются в громкую, повсюду звучащую песню, в которой отчётливо слышатся христианские мотивы: Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается... Песня эта резко противостоит прежней песне-вьюге, насыщенной злобой и холодом, подобно тому, как весенняя природа оказалась противоположной злым увещеваниям «зимы косматой», как добро, любовь и прощение – это высокие общечеловеческие нравственные ценности – вытеснили и подавили жестокость, вражду и мщение. Так вновь природа и человек оказались сращенными, сдруженными с поэтом. Сотканный из образов и поэтических средств фольклора (песенных мотивов, подхватов, инверсий, ласкательных форм, народных фразеологизмов), великолепно музыкально озвученный (ритмическими повторами, рефреном, дактилическими рифмами, звукописью), «Зеленый Шум» стал одним из высших достижений в поэзии Н.А. Некрасова и оказался претворенным в русской музыке С.В. Рахманиновым и в отечественной живописи А.А. Рыловым.
|