Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изобразительно-выразительные средства

Разбор лирического стихотворения

1. Дата написания.

2. Реально — биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание:


а) ведущая тема;

б)основная мысль;

в) эмоциональная окраска;

г)преобладающие интонации.


5. Структура стихотворения:

а) сопоставление и развитие основных словесных образов:
по сходству,

по контрасту, по смежности, ассоциативно,
по умозаключению;

б) основные изобразительные средства:

 


метафора,

метонимия,

сравнение,

аллегория,

символ,

гипербола,

литота,

ирония,

сарказм,

перифраза и т.д.;


в) речевые интонационно-синтаксические особенности:

 


эпитет,

повтор,

антитеза,

инверсия,

эллипс,

параллелизм,

риторический вопрос,

обращение,

восклицание и т.д.;


г) основные ритмические особенности:

ямб, хорей, пиррихий (-), спондей (+); дактиль, амфибрахий, анапест;

д) рифма:

 


мужская,
женская,
дактилическая,
точная-неточная,
богатая,
простая,
составная и т.д.


способы рифмовки: парная, перекрестная, кольцевая;

ж) строфика:


одно-, дву-, трех-...-восьмистишие, сонет,


з) инструментовка:
эвфония (благозвучие),

звукозапись (аллитерация, ассонанс) и т.д.

6.Черты лирического героя.

7.Ваше восприятие произведения.

 

Изобразительно-выразительные средства

Тропы:

− эпитет (художественное определение: тучка золотая, утес- великан, стоит одиноко), в произведениях УНТ – постоянные эпитеты (красна девица, буланый меч);

− сравнение (сопоставление двух предметов: глаза как звёзды, посмотрит – рублём одарит, река как зеркало);

− олицетворение (наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленных: Робко месяц смотрит в очи…);

− персонификация (наделение животных и растений качествами человека, полное уподобление);

− метафора (скрытое сравнение: деревья в зимнем серебре, горит восток зарёю новой);

− метонимия (сближение понятий по сходству, обозначение предмета с помощью других слов и понятий: все флаги в гости будут к нам …(т.е. иностранные корабли);

− сине́кдоха (перенос значения одного слова на другое на основе замены количественных отношений: часть вместо целого – белеет парус одинокий; единственное число вместо множественного – отсель грозить мы будем шведу);

− оксюморон (необычное соединение слов, противоречащих друг другу: сон наяву, молодой старик, долгий миг, живой труп, безобразная красота);

− аллегория (иносказание, перенесение значений одного круга явлений на другой, например, с мира людей на мир животных);

− ирония (скрытая насмешка: об осле – откуда, умная, бредёшь ты, голова);

− гротеск (подчеркнутое преувеличение смешного);

− гипербола (преувеличение: А в комнате людей – за день не перечесть…; и рос он не по дням, а по часам);

− литота (преуменьшение: мужичок с ноготок);

− перифраз (использование описания вместо имени или названия: град Петра – Петербург);

− антономáзия (употребление имени собственного в значении нарицательного: Мы все глядим в Наполеоны (А.С. Пушкин))

Особые группы слов:

− архаизмы (вышедшие из употребления слова: ланиты, очи);

− историзмы (слова, обозначающие предметы и явления, не встречающиеся в действительности: городовой, дрожки);

− неологизмы (новообразованные слова: в своё время – компьютер, лазер, в том числе авторские – окказионализмы: Неуютная жидкая лунность (С. Есенин));

− диалектизмы (местные слова: черевички – туфельки, баз – двор);

− профессионализмы (слова, употребляемые представителями определенной профессии: вентиль, запальник);

− жаргонизмы, сленг (слова ограниченной группы людей, условный язык: скачать – переписать, Клава – клавиатура);

− варваризмы (иностранные слова, перенесённые на русскую почву: о'кей, мерси, хеппи энд);

− экзотизмы (иностранные слова, используемые для придания колорита: джигит, арба, сакля);

− экспрессивная лексика (книжная: низвергнуть, рдеющий; разговорная: ребятня, красотка);

− оценочная и эмоционально-оценочная лексика (мчаться, плестись; белобрысый, титанический)

− контекстуальные синонимы (колокольчики мои, цветики степные), в произведениях УНТ – сросшиеся синонимы (грусть-тоска, путь-дорога);

− контекстуальные антонимы (они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень).

Синтаксические фигуры:

− риторические вопросы, обращения, восклицания (привлекают внимание, не требуют ответа: Что ищет он в стране далекой?);

− повтор (рефрен: Соловей мой, соловей, голосистый соловей!);

− анафора (одинаковое начало: Приутихло, приуныло море синее, // Приутихли, приуныли реки быстрые, // Приутихли, приуныли облака ходячие, – // Благоверная царица представлялася …);

− эпифора (одинаковые концовки: струится нетихнущий дождь, томительный дождь);

− градация (расположение ряда слов по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения: огромные голубые глаза светились, горели, сияли);

− кольцо (повтор в конце произведения каких-либо элементов его начала);

− стык (конец одного предложения (стихотворной строки) повторяется в начале следующей: О весна, без конца и без края, // без конца и без края мечта…);

− антитеза (противопоставление: Черный вечер, белый снег …);

− инверсия (нарушение прямого порядка слов: Белая береза под моим окном // Принакрылась снегом, точно серебром…);

− параллелизм (одинаковое синтаксическое построение предложений: Твой ум глубок, что море, // Твой дух высок, что горы…);

− многосоюзие и бессоюзие;

− эллипсис (намеренный пропуск члена предложения: Радостно книгу возьмите – и в класс! (В. Маяковский));

− парцелляция (намеренное расчленение предложения на несколько частей и оформление их как самостоятельных предложений);

− именительный представления (изолированное имя существительное в И.п., называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету звучания: Москва! Как много в этом звуке…(А.С. Пушкин)).

Особенности звучания:

− звукоподражание (употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления: мяу-мяу, чик-чирик);

− аллитерация (повтор согласных звуков для создания слуховых ассоциаций: Полно ч ной порою в болотной глу ш и // Ч уть с лы ш но, бе сш умно ш ур ш ат камы ш и);

− ассонанс (повтор гласных звуков для создания слуховых ассоциаций: Стал о в к о мнате темн о. Засл о няет сл о н о кн о …).

Пример

Стихотворение Н.А. Некрасова «Зелёный Шум» (1862) можно отнести к под­линным шедеврам русской поэзии. Яркой и поэтической карти­ной весеннего пробуждения природы открывается это произведение. Живой, подвижный четырехстопный ямб передаёт движе­ние верхового ветра, который

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!

Чтобы ещё более рельефнее передать порывы молодого ветра, Некрасов сразу же подключает к своим изобразительно-вырази­тельным средствам зримые детали: ветер «расходится» «играю­чи», словно ведёт хоровод. Не случайно в основу стихотворения положена игровая песня украинских девушек, сообщенная этног­рафом и ботаником М. А. Максимовичем. Широко использовал Некрасов и звукопись: в стихе «вдруг ветер верховой» каждое сло­во начинается со звука «в», благодаря чему чувствуется веяние и завывание ветра. В приведенной строфе звучит и воющий звук «о»: расходится, верховой, ольховые, подымет, цветочную, «как облако: всё зелено», «и воздух и вода». Окающий волжанин обязательно сделает акцент в этих словах и на неударяемые звуки «о». Кроме того, эта вступительная, экспозиционная строфа окольцована двумя двустишиями, которые потом станут рефреном и все­го стихотворения:

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Здесь всё заметнее игра со звуками: тут шелестит, словно ветвями, звук «ш», гудит протяжное «у» (гудет, Шум – Шум – шум). Неоднократно повторенное слово «зелёный» создаёт представ­ление об этой повсеместно рассыпающейся зелени листьев, несо­мых ветром.

Вслед за экспозицией идёт повествование героя о случившей­ся в его доме семейной драме, участниками которой стали жена-изменница, злодей-соперник и сам повествователь, узнавший всю правду о случившемся от своей хозяюшки. Ревность пробуждает нечеловеческие инстинкты, жажду мщения, желание убить обо­их: и искусителя, и жену-обманщицу. Вот уже и роковой «вострый нож» припасен лирическим героем. Острота этого ёмко передан­ного сюжета усугубляется песней зимы. Это голос злой, враждебной человеку природной стихии, отдаленно похожий на убаюки­вающую стужу в поэме «Мороз, Красный нос». Недаром в стихот­ворении зима наделена эпитетом «косматая», действие её сопос­тавлено с воем хищника («ревёт и день и ночь»), а голос её опреде­лен как «песня-вьюга зимняя». Как будто песня эта отвечает на­строению мужа-ревнивца, готового на пролитие крови. Но эта мелодия соткана из мстительных напевов, из зловещих нот. Она только укрепляет «думу лютую», возникшую было на время в со­знании героя, когда та же одушевленная поэтом злая зима «запер­ла» в избе повествователя с его Натальей. Так ещё раз жизнь при­роды и бытие человека оказываются спаянными воедино.

Но на счастье всех персонажей лирического сюжета вновь незаметно приходит весна. И её одушевляет поэт (она «подкралася»), и она несёт с собой вторящую лучшему в человеке песню, да не одну, а множество песен:

Шумят они по-новому,

По-новому, весеннему...

Картина вторичного пробуждения весны особенно прекрасна. В неё включены все добрые очеловеченные силы природы (сады, леса, отдельные деревья, тростинки малые), светлые пленительные краски: зеленая («зеленый шум», «зелёная коса», «новая зелень»), белая (сады «как молоком облитые», «белая берёзонька»), предполагаемая желтая (блики «теплого солнышка», пригрев­шие леса). Сюда введены добрые шумы и лепетанье. Поэтому вновь широко расходится шелест, несомый ветром и звуком «ш»: пять раз повторяются глаголы «шумят» и «шумит», шесть раз звучит слово «шум». Слышится и лепет липы и березы, и веселье («пове­селелые сосновые леса»). А главное – природа несёт вместе со своей добротой нежность и теплую ласку. Она слышится в мно­гочисленных «ласковых» словах с их уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами («тихохонько», «солнышком», «березонька», «тростинка»). И вновь звучит чарующий рефрен, окружающий «хороводом» эту вторую картину целительной весны. А в центре этого «хоровода» стоит нарядная девушка – «белая березонька с зеленою косой».

Естественно, что чуткое восприятие такой природы не могло не сказаться на мироощущении героя-повествователя. Он оказал­ся пронизанным этой добротой и любовью, лаской и теплотой. И неизбежным следствием этого становится исцеление человека от недобрых помыслов, о чём говорится в эпилоге:

Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук.

Мощные шумы природные превращаются в громкую, повсю­ду звучащую песню, в которой отчётливо слышатся христианские мотивы:

Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается...

Песня эта резко противостоит прежней песне-вьюге, насы­щенной злобой и холодом, подобно тому, как весенняя природа оказалась противоположной злым увещеваниям «зимы косма­той», как добро, любовь и прощение – это высокие общечелове­ческие нравственные ценности – вытеснили и подавили жестокость, вражду и мщение. Так вновь природа и человек оказались сращенными, сдруженными с поэтом.

Сотканный из образов и поэтических средств фольклора (песенных мотивов, подхватов, инверсий, ласкательных форм, народных фразеологизмов), вели­колепно музыкально озвученный (ритмическими повторами, реф­реном, дактилическими рифмами, звукописью), «Зеленый Шум» стал одним из высших достижений в поэзии Н.А. Некрасова и оказался претворенным в русской музыке С.В. Рахманиновым и в отечественной живописи А.А. Рыловым.


<== предыдущая | следующая ==>
М-структра | Всего врача ж/к посетила 6 раз

Date: 2015-07-17; view: 3842; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию