Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социально-психологическая природа и типология имиджей
В педагогической науке существуют подходы, рассматривающие формирование учителя как человека-творца, подчеркивается роль и значение элементов театрального искусства, педагогического артистизма и, соответственно, имиджа (Ю.П. Азаров, О.С. Булатова, Е.Н. Ильин, И.А. Зязюн, Ю.Л. Львова, В.А. Кан-Калик, В.Ф. Моргун, Е.А. Ямбург и др.). Перевоплощение требует актерских способностей, умения сыграть роль, стать другим, оставаясь самим собой. Только оставаясь внешне самим собой, учитель может сыграть любую роль. При этом она не изменит его личность, а, наоборот, будет четко просматриваться сквозь нее. Это не только игра, но и, прежде всего, состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а на самом деле им быть. Процессы перевоплощения становятся глубинными, органичными и естественными. Исчезают условности, все эмоции настоящие, мысли и слова откровенные. Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность учителя, умение говорить и действовать напрямую, делится тем, что накопилось внутри. Артистичный педагог обладает также способностью заражения своими переживаниями, сомнениями и радостью других людей. В.И. Немирович-Данченко считал, что в этой способности заключается талант, а К. С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения. Артист в широком смысле слова – это мастер своего дела, виртуоз, искусник, а артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот предел совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. Педагогический артистизм является сочетанием духовных и физических качеств, помогающих найти контакт с учениками, завоевать их доверие и затем действовать, учитывая все особенности данного урока. Артистичный учитель одухотворяет содержание и организацию педагогического процесса. Это самобытный педагог со своим внутренним миром, который становится обаятельным в момент передачи знаний и своего отношения к ним. Нужно отличать артистизм от желания произвести впечатление, выделиться среди других, от лишней пафосности и эпатажности. Можно обладать привлекательными внешними данными, красивым голосом и общей нервной возбудимостью, которые в глазах другого человека могут сойти за актерский темперамент, но при этом не быть действительно артистичным [9]. В структуре личности педагога артистизм как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса связан наряду со знаниями учителя и развитием мышления также с овладением искусством самовыражения, умением саморегуляции психического состояния способностью ставить и решать следующие задачи: • Синтезирующая предполагает постановку и решение школьником задач в определенном мировоззренческом и нравственном контексте. • Обогащающая и гармонизирующая личностные представления учителя через естественное сочетание логического и чувственного в деятельности. • Регулирующая самочувствие учителя, его настрой на творчество предполагает ощущение свободы своего внутреннего и внешнего «Я». • Защитная повышает уверенность и самооценку учителя, контроль над своими эмоциями и самочувствием, естественное поведение, ощущение свободы. • Формирующая мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования дает возможность школьнику по-новому взглянуть на урок, найти в нем увлекательное и ценное лично для себя. Имиджелогия как отдельное направление занимается построением имиджа практически и выделяет его определенные аспекты. Необходимо различать имиджелогию и психологию имиджа. Имиджелогия – это практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук (социальной психологии, культурологии, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность. Имиджмейкингом называется деятельность по созданию имиджа, а также преобразованию существующего с целью достижения поставленных целей и задач. Имиджмейкер – лицо, профессионально занимающееся созданием и преобразованием имиджа. В последние годы появилось немало работ, посвященных имиджу и имиджелогии, в которых дано научное обоснование отдельных практических результатов по построению имиджа для тех или иных целей (см. работы В.М. Шепеля, Г.Г. Почепцова, Ф.А. Кузина, А.Ю Панасюка, Е.Б. Перелыгиной и др.). Что же касается общей и наиболее полной фундаментальной научной теории имиджа как социально-психологического и педагогического феномена, то ее до сих пор не существует. Рассмотрим некоторые характеристики имиджа, имеющиеся в современной социальной и психолого-педагогической литературе, для обобщения и построения общих определений имиджа и педагогического в частности. Основные подходы к имиджу: во-первых, функциональный, при котором выделяются его типы, исходя из различного функционирования; во-вторых, контекстный, при котором данные типы функционирования находятся в разных контекстах реализации. И, наконец, сопоставительный, при котором сравниваются близкие по значению имиджи. Имидж является наиболее эффективным способом подачи сообщения, который в состоянии обойти имеющиеся в каждом человеке разнообразные преграды. Отсюда и возникает идея имиджа как публичного или внешнего «Я» человека, которое достаточно часто может отличаться от его внутреннего «Я». Ваш образ – это портрет, который вы показываете окружающим. Образ должен работать на вас, а не против вас. Личностный имидж рассматривается как сочетание внутренних и внешних факторов, задающих его составные (самоимидж, воспринимаемый и требуемый имидж). Такая типология отражает взгляд на имидж с разных позиций – со стороны своего «Я» и других, со стороны реалий и желаний. Самоимидж вытекает из прошлого опыта и отражает уровень самоуважения на данный момент. Чтобы нас уважали, мы должны сначала уважать сами себя. Воспринимаемый имидж – это то, как видят нас другие, но мы часто не знаем, как реально к нам относятся и о нас отзываются. Требуемый имидж связан с конкретными профессиями, которые определяют их имиджевые характеристики. В ряде случаев этому помогает тип и форма одежды. Часто самоимидж может не совпадать с воспринимаемым имиджем. Требуемый имидж предполагает наличие определенных имиджевых характеристик, которые отличают одного индивида от другого в зависимости от направленческой принадлежности. По иной классификации имидж можно разделить на личностный и профессиональный. Личностный имидж – это образ человека, обусловленный его внутренними качествами и особыми индивидуальными свойствами. Он делится на положительный и отрицательный. Профессиональный имидж – образ человека детерминированный профессиональными характеристиками, содержит в себе положительную и отрицательную стороны. Как показывает практика, личностный имидж является более приоритетным по сравнению с профессиональным (схема 4). Схема 4
Как видно из схемы, имидж является комплексным понятием. Отсюда следует, что целесообразным будет его рассмотрение с точки зрения функционального подхода. В современной литературе при функциональном подходе выделяется несколько возможных видов имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный. Зеркальный – это имидж, свойственный нашему представлению о себе. При этом мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа положителен, так как психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив. Поэтому его отрицательным моментом будет минимальный учет мнения со стороны. Этот имидж может определять характеристики лидеров и даже организации. Текущий вид имиджа заключается в оценке со стороны. Именно в этой области находят свое применение связи с общественностью (паблик рилейшнз), из-за недостатка информированности. Непонимание и предубеждения формируют имидж каждого человека или организации так же как и реальные поступки. Это не только взгляд всех служащих, хотя он может быть и весьма существенным для данной организации или человека, но и мнение отдельных людей, коллег, журналистов и т. п. Желаемый тип имиджа отражает то, к чему мы стремимся. Он особенно важен для структур, которые только создаются. О них еще ничего неизвестно, поэтому именно желаемый имидж должен использоваться как единственно возможный. Такие подходы довольно часто встречаются в описаниях различных общественных движений и создании новых структур. Приход нового сотрудника в организацию сразу настраивает его на новый желаемый имидж. Корпоративный – это имидж организации в целом, а не отдельных подразделений или результатов ее работы. Здесь основным критерием является репутация организации, успехи и степень стабильности. Особенно важен этот имидж для финансовых структур. Множественный – это имидж, который образуется при наличии нескольких независимых структур вместо единой корпорации. К хорошему единому имиджу стремятся организации и компании, использующие собственную символику, единую униформу и т. д. Активно укрепляется единый имидж при проведении съездов, семинаров, совещаний и т. п., в этом случае каждая составляющая организации работает на единый результат. И может возникнуть обратный процесс, когда неудача в одной области влияет на имиджевые характеристики в другой. Кроме того, существует и тип отрицательного имиджа, который создается оппонентом, соперником, а порою и врагами, сознательно конструируемый, а не возникающий стихийно и спонтанно. При использовании такого отрицательного имиджа возникает проблема его адекватного опровержения. В соответствии с определенными законами коммуникации сделать это весьма сложно: считается, что легче создать новый стереотип, чем опровергнуть имеющийся. Поэтому одной из возможных стратегий считается показ заинтересованности оппонента именно в таком представлении события. Сложность опровержения и в выборе способа, с помощью которого может сделать опровержение. Существуют и другие подходы к имиджу, которые возникают в зависимости от поставленных задач. Сегодня можно говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий – идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предприниматель и т. д. Секрет успеха вашего профессионального имиджа будет напрямую зависеть от того, насколько вам удастся создать облик, соответствующий ожиданиям других людей [10]. В политике во время избирательных компаний особо используются три типа имиджа: идеальный, первичный и вторичный. Идеальный имидж – это качества желаемого лидера с точки зрения электоральных групп. Первичный имидж– это результат первичного знакомства с кандидатом в депутаты. Вторичный имидж возникает как противоречащие идеальному представлению. Ядро имиджа должно соответствовать ожиданиям ведущей электоральной группы [11]. Имидж становится важной частью избирательной кампании, поскольку все партии выбирают стратегию персонализации. Значение личного имиджа политика является важной основой для его статуса в той партии, которую он представляет. Без преувеличения можно сказать, что имидж ведущих политиков может означать одновременно и политический подъем и его упадок. Те политики, которым удастся создать политический имидж в общественности, могут превратить его главное средство своего руководства [12].
Имидж существует, потому что мы сами реагируем на него положительно, так как это культивирование нужных реакций. Его положительным аспектом является то, что обе стороны порождают типы поведения, в которых сами заинтересованы. Никто не будет создавать себе отрицательный или конфликтный имидж. Имидж должен носить целостный, согласованный характер, а отдельные его черты не должны противоречить другим.
Date: 2015-07-17; view: 371; Нарушение авторских прав |