Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Положение периеков





Важным источником для суждения о восприятии греками спартанской гегемонии являются политические речи Исократа, особенно его "Панегирик" и "Панафинейская речь", в которых Исократ подверг суровой критике внешнюю политику Спарты. Негативное отношение к Спарте, желание представить ее в самых черных красках побудили Исократа несколько исказить действительную картину спартанской жизни. Так, в нижеприведенном отрывке, где речь идет о положении периеков в Спарте, ярко проявилась тенденция Исократа к негативной интерпретации спартанской действительности. Насколько мы знаем, положение периеков в Спарте не было столь тягостным и позорным, как это рисует Исократ, однако отсутствие политических свобод, полная изоляция от внешней политики не могли не вызвать в периекских полисах большого недовольства Спартой. Открыто оно проявилось в 370 г. до н.э. при вторжении Эпаминонда в Лаконию. Тогда впервые все общины периеков отказались участвовать в военной кампании против Беотии, поставив Спарту на грань катастрофы.

 

(ИСОКРАТ, XII, 178-181)

 

Лишь для себя они /спартанцы/ установили равноправие и такую демократию, какая необходима для тех, кто намерен навсегда сохранить единодушие граждан; народ же они превратили в периеков,50 поработив их души не меньше, чем души рабов. Совершив это, они, хотя их было немного,51 захватили себе не только лучшую часть земли, но еще и в таком количестве, какого не было ни у кого из эллинов, в то время как землю следовало поделить поровну. Большинству же населения спартанцы выделили такую малую часть самой плохой земли, что, с трудом обрабатывая ее, народ едва мог прокормиться. Затем, разделив народ как только возможно дробнее, они расселили его по многочисленным мелким местечкам. Жители называют эти местечки городами,52 но их значение меньше, чем у наших демов. Лишив людей из народа всех прав, которыми надлежит пользоваться свободным,53 спартанцы возложили на них самые опасные дела. В самом деле, в военных походах, которыми руководит царь, спартанцы выстраивают этих людей по одному рядом с собой, а некоторых ставят и в первую шеренгу.54 И если им необходимо послать помощь туда, где их страшат тяжелый труд, опасность или большая потеря времени, они отправляют этих людей, чтобы те рисковали собой ради других. Так нужно ли тратить много слов, перечисляя все оскорбления, нанесенные спартанцами народу, вместо того, чтобы рассказав о самом тяжелом злодеянии, об остальном умолчать? Так вот - этих людей, с самого начала претерпевших ужасное обращение, людей, которые, когда это необходимо, приносят пользу, эфорам дозволено убивать без суда и в том количестве, какое они сочтут нужным.55 А ведь у других эллинов считается безбожным запятнать себя убийством даже самых скверных рабов.

Перевод И.А.Шишовой

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ К ЧАСТИ II "ХРЕСТОМАТИЯ "

 

1 В Спарте проведение любого законодательного акта было немыслимо без санкции Дельф, самого авторитетного греческого святилища.

2 Гермипп - ученый и писатель III в. до н.э.

3 Меднодомная - эпитет богини Афины в Спарте, где в ее храме колонны и крыша были медные. Храм находился в центре Спарты и часто служил убежищем для преследуемых.

4 "Законы", III, 691Е.

5 Сфер - философ-стоик III в. до н.э., учитель и советник спартанского царя Клеомена III, автор не дошедшего до нас сочинения "О государственном устройстве Спарты".

6 Древние придавали числам магическое значение. Совершенными считались числа, которые были равны сумме множителей.

7 Ретра написана малопонятным языком, имеющим некоторую примесь дорийских слов и форм. К тому же последняя ее часть содержит искаженные слова. Перевод весьма приблизителен.

8 Названия "Силланий" и "Силлания" неизвестны в позднейшее время. Это указывает на глубокую древность приводимой Плутархом ретры.

9 В Спарте было три дорийские филы. Но наряду с этим старинным племенным делением ко времени Ликурга появилось и территориальное деление на пять областей, или об.

10 Цари Полидор и Феопомп правили в Спарте во время Первой Мессенской войны (вторая половина VIII в. до н.э.

11 Плутарх цитирует отрывок из поэмы Тиртея "Евномия" ("Благозаконие"). Данный фрагмент, по-видимому, представляет собой поэтическое переложение Большой ретры.

12 Русский перевод не передает той социальной сущности, которая ясно прослеживается в греческом подлиннике. По-гречески "лучший по добродетели, или доблести", - это всегда аристократ, человек, принадлежащий к высшим слоям общества. Из этого следует, что членами герусии становились представители самых влиятельных спартанских родов.

13 Такой способ избрания геронтов Аристотель называет "детским" (Пол., II, 6,18, 1271а).

14 Полемархи составляли штаб царя. Каждый из них командовал одной из шести мор, на которые делилось спартанское войско. Мора в свою очередь делилась на 4 лоха, лох - на 2 пентекостерии, пентекостерия - на 2 эномотии.

15 Гомеи, т.е. "равные". Технический термин для обозначения принадлежности к гражданскому коллективу. В Спарте сословие "равных" совпадало со всем гражданским корпусом; недаром Спарту часто называли общиной "равных".

16 В Спарте не было жрецов-профессионалов как отдельной касты. Их функции выполняли цари, являясь представителями своего государства перед богами. Церемониал жертвоприношений в Спарте был строго разработан и неукоснительно соблюдался. Так перед началом похода царь приносил жертвы Зевсу Агетору, на границе - Зевсу и Афине, а перед битвой - Артемиде Агротере.

17 Уже во время Греко-Персидских войн царей по закону сопровождало в походе два эфора, которые правда не имели официального положения в войске и не могли вмешиваться в распоряжения царей, но зато наблюдали за всей их деятельностью и по возвращении домой имели право подать рапорт и даже привлечь царей к суду (Герод., IX, 76; Ксен. Гр. ист., II, 4,36).

18 Отборный отряд легкой пехоты в Спарте. В сражении он занимал почетное место и употреблялся для исполнения особо трудных и опасных поручений. Обыкновенно скиритский лох состоял из 600 воинов.

19 Члены военного суда по делам союзных войск.

20 Лафиропол - дословно "продавец военной добычи". По-видимому, так называли чиновников, занимающихся сбором и продажей награбленного.

21 Спартанских царей с периекскими общинами связывали особого рода отношения. В каждом периекском полисе выделялся специальный земельный участок, темен, составлявший частную собственность царей. Периеки платили спартанскому царю также особый налог, т.н. "басиликос форос". Вероятно, все контакты периеков со спартанским полисом осуществлялись через царей.

22 Как верховные жрецы цари заведовали сношениями своего государства с Дельфами. Каждый из царей выбирал для этого из своего ближайшего окружения двух пифиев, которые посылались в Дельфы для сношения с дельфийским оракулом (Герод., VI, 57).

23 Геродот (I, 65) и Ксенофонт считали эфорат созданием Ликурга. Однако более поздняя античная традиция (Платон, Аристотель, Плутарх) отрицали за Ликургом авторство и считали, что эфорат был учрежден в середине VIII в. до н.э. царем Феопомпом.

24 Эфоры избирались сроком на один год из числа всех спартиатов. Примитивный характер выборов приближал их к жеребьевке.

25 Подробности андросского дела неизвестны.

26 Во время Аристотеля спартанское гражданство уже потеряло свою однородность. Граждане с пониженным социальным статусом (неодамоды, гипомейоны) уже не обладали полным набором гражданских прав и не могли быть избраны на высшие правительственные должности.

27 По преданию, после завоевания Лаконии дорийцами вся территория поделена была на равные участки, клеры, которые были распределены между семьями завоевателей. В дальнейшем наличие клера считалось обязательным условием спартанского гражданства.

28 К нас нет никаких конкретных примеров, подтверждающих факт применения этого обычая.

29 "Алкивиад", I, 122D.

30 Гуманитарное образование молодых спартанцев было сведено к минимуму. Цель его - привитие спартанской молодежи патриотизма - достигалось с помощью чтения Гомера и таких спартанских поэтов, как Тиртей. Отсутствие правильного гуманитарного образования привело к тому, что в Спарте классического периода полностью отсутствовала своя интеллигенция и какая-либо умственная жизнь.

31 Что такое илы и в каком отношении они находились к упомянутым далее отрядам - агелам, Плутарх не говорит.

32 Кроме обычных телесных наказаний в Спарте существовал обычай сечения мальчиков в праздник Артемиды Орфии. По-видимому, это сечение имело ритуальный характер и служило заменой человеческих жертв, которые когда-то приносились богине. Подробнее об этом см. У Павсания (III, 16, 7-11).

33 Равные взносы вовсе не мешали богатым людям добиваться престижа с помощью дотаций к общему столу. В этом сказывается тенденция, характерная для любого греческого полиса - декларативная благотворительность богачей по отношению к своим малоимущим согражданам.

34 Хой - мера жидкости, равная 3,283 литра.

35 Ежемесячный взнос в сисситии был строго регламентирован. В этом сказывалось стремление примитивного спартанского полиса ограничить личное потребление граждан и создать хотя бы видимость равенства. Любой спартиат, который по той или иной причине не мог вносить этого обязательного взноса, терпел поражение в правах и выбывал из числа "равных".

36 В Афинах голосование в суде происходило с помощью камешков. Белый или цельный означал оправдание, черный или просверленный - обвинение.

37 Эта процедура, очевидно, открывала возможность юношам из знатных семей вступать в более привилегированные сисситии. Состав каждой сисситии скорее всего был достаточно традиционен, и каждый спартиат точно знал, на какую сисситию он может рассчитывать. Решение относительно приема нового члена в таких условиях практически принималось до формального голосования.

38Мина была как единицей веса (от 440 до 600 грамм), так и денежной единицей. Десять мин - вполне умеренная сумма.

39 И письменные и археологические источники свидетельствуют о постепенном угасании в Спарте всякой культурной жизни. Классическая Спарта - это государство, полностью лишенное своей собственной интеллигенции и избегающее всяких культурных контактов с внешним миром. Кроме экономических санкций против нежелательных иностранцев применялась и так называемая ксенеласия (изгнание чужеземцев), что постепенно сделало Спарту полностью закрытым обществом. Сами спартанцы также не обладали правом свободного передвижения и не выпускались без служебной надобности за границу.

40 Наиболее полно версия о походе дорийцев и ранней истории Спарты представлена у греческого историка 1У в. до н.э. Эфора. Хотя полностью его труд до нас не дошел, однако от него сохранились многочисленные фрагменты в сочинениях писателей поздней античности - Страбона, Диодора, Плутарха.

41 Согласно преданию о возвращении Гераклидов последние, поделив весь Пелопоннес на три части, Лаконию отдали братьям-близнецам, Еврисфену и Проклу. Те сделали своей резиденцией Спарту. Традиционная дата дорийского завоевания, которое в античной традиции трактуется как возвращение Гераклидов, - около 11О4 г. до н.э.

42 В современной науке отвергается связь между словами "Гелос" и "илот". По правилам греческого языка производными от "Гелос" были бы "гелеаты" или "гелеи", а никак не "илоты". Возможно, термин"илот" произошел от аористной формы "heilon" глагола, обозначающего "брать в плен".

43 Согласно реконструкции Эфора, периеки и илоты в Спарте обособились как отдельные социальные группы уже при царе Агисе, т.е. в XI в. до н.э. Эта версия кажется заведомо фантастичной. Судя по некоторым литературным (например, Павсаний) и археологическим данным, завоевание Лаконии носило очень медленный характер и только в VIII в. до н.э., при царе Алкамене, очередь дошла до Гелоса, самого южного ахейского города.

44 Античные авторы называют илотов государственными, или общественными рабами, подчеркивая тем самым их особенный по сравнению с обычными рабами статус. Илоты в Спарте принадлежали не частным лицам, а всему государству как коллективному собственнику. Поэтому илоты, будучи объектом государственной собственности, могли быть проданы или отпущены на волю только государством.

45 Слово "криптия" означает "засада" или "тайник".

46 Объявление войны илотам имело чисто сакральное значение. Таким образом с участников криптий как бы снимался грех человекоубийства.

47 Имеется в виду поход 371 г. до н.э. после победы при Левктрах.

48 Знаменитое землетрясение 464 г. до н.э., самое разрушительное во всей истории Спарты.

49 Скорее всего криптии действительно не были изобретением Ликурга. Судя по некоторым данным, рпервоначальное положение илотов не было столь уж тягостным и унизительным, они пользовались известной свободой и даже могли сходиться со спартанскими женщинами. Ситуация резко изменилась после звоевания Мессении, когда увеличилось общее количество илотов. Спарту это заставило изыскивать новые средства для удержания в повиновении огромной армии лаконских и мессенских илотов. Тогда, в конце VII в. до н.э., по-видимому, и стали создаваться полицейские отряды, состоящие из спартанской молодежи и получившие название "криптии".

50 Спартанцы, завоевав всю территорию Лаконии, подчинили себе находящиеся на ее территории ахейские города. Их жители и стали периеками. Исократ, называя периеков "народом", по-видимому, сознательно допускает двусмысленность, которая в дальнейшем позволяет ему говорить об илотах и периеках как об одинаковых категориях.

51 По сообщению Плутарха(Ликург, 8), Ликург наделил спартанцев 9 тысячами клеров, а периеков - З0 тысячью, по количеству семей в каждой категории населения. Эта пропорция между спартиатами и периеками сохранялась и в дальнейшем (Плут. Агис, 8).

52 Все периекские общины сохранили свою автономию и продолжали считаться полисами. Подобных полисов в римское время было 24. Судя по сохранившимся надписям, периекские общины имели своих местных магистратов, например, эфоров.

53 Конечно, это сильно сказано, однако в данном случае Исократ не слишком далеко отступает от истины. Как известно, периекские города полностью были лишены внешнеполитической инициативы. За них все вопросы внешней политики решала Спарта. Внутренняя автономия этих полисов также не была безусловной. Спарта не раз вмешивалась в их внутренние дела, проводя через их территорию свои войска, размещая там спартанские гарнизоны и военные базы.

54 Известно, что периеки как члены Лакедемонского союза обязаны были служить в спартанской армии. Военная служба была их главной и безусловной повинностью вплоть до начала II в. до н.э. Первоначально периеки стояли отдельно от спартанской фаланги, но уже в период Пелопоннесской войны ряды их смешались, причем постепенно сами спартанцы стали занимать в армии только командные посты, всю же остальную массу воинов составляли периеки.

55 Мы не знаем ни одного конкретного случая подобной расправы над периеками. Это скорее всего ораторский прием, с помощью которого Исократ пытался очернить Спарту в глазах своих слушателей.

 

 

Date: 2015-07-17; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию