Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические аспекты организации групповых чтений





Основные формы работы

Евангельские беседы — формы работы с молодежью вне богослужения. Беседы организуются по благословению священника и являются открытыми для всех, в том числе и для тех, кто еще не является членом прихода или даже не воцерковлен. Именно чтение Евангелия должно стать приоритетным направлением деятельности. Вместе с тем, хорошо, если это будут не только учебные занятия, но и группа Евангельских бесед станет местом, где члены прихода будут лучше узнавать друг друга, находить друзей, вместе выполнять какое-либо церковное служение. Поэтому нужно стараться не только изучать Св. Писание, беседовать на различные темы и заниматься в тренировочных семинарах для ведущих, но и вместе проводить досуг, поддерживать тех, кто страждет.

Руководство и духовное окормление

Необходимо, чтобы члены группы могли вовремя получить духовную помощь и поддержку от священника, окормляющего группу, а также решить с его помощью проблемы группового взаимодействия.

Вести группу Евангельских чтений может мирянин. При выборе ведущего полезно учитывать:

— духовные качества;

— социальные навыки (навыки общения) и навыки организатора;

— богословское образование.

Для формирования ведущего и поддержки его служения будет полезным:

— членство ведущего в “старшей“ группе, — т.е. руководитель должен участвовать в подобной группе уже в качестве рядового члена;

— систематический обмен информацией между ведущими, — необходим для координации деятельности и взаимной поддержки;

— спецкурсы — ведущие молодежных групп должны постоянно повышать свой уровень знаний и совершенствовать стиль руководств;

— учеба через дело — научиться вести беседы можно только в процессе деятельности.

Подготовка к роли ведущего

Предлагает совместную работу опытного ведущего и новичка, включает:

— обсуждение предстоящего занятия, совместное составление плана, пошаговые комментарии;

— проведение занятия;

— обсуждение сильных и слабых сторон проведенного занятия, выводы;

— проведение занятия новичком;

— оценка, обсуждение возникающих проблем и корректировочные действия;

— частичное отстранение от руководства;

— полная передача руководства (за месяц до разделения);

— наблюдение за ситуацией в группе.

Информационное обеспечение

Для начала создания группы нужно четко определиться с каналами распространения информации о подобной группе. Первоначальный костяк группы составят прихожане, однако следует ориентироваться на людей, далеких от Церкви: хотя духовное назидание членов Церкви необходимо, основной упор должен быть сделан на миссионерские задачи по отношению к неофитам.

Самым эффективным средством распространения информации о группе по-прежнему служит связь через друзей и знакомых, однако не следует пренебрегать листовками, объявлениями в СМИ и другими возможными каналами распространения информации.

Финансовое обеспечение

Для того, чтобы обеспечить функционирование группы, ее члены создают общую кассу добровольных пожертвований, выбирают казначея. На полученные средства приобретаются Библии и литература, необходимая для подготовки к занятиям, создается фонд для праздничных акций и поздравлений. По желанию членов группы и при наличии возможностей создается фонд для организации паломничества и реализации социальных проектов.

Структура группы

Очевидно, что для успешного функционирования группы полезно распределить обязанности. Опыт показывает, что концентрация всех обязанностей на одном лице негативным образом сказывается на общей эффективности чтений. Предлагаемое ниже распределение достаточно условно, но оно позволяет ориентироваться в том, какие служения должны присутствовать в группе.

— руководитель группы — осуществляет общее руководство, составляет план чтений, распределяет домашние задания и следит за ходом беседы;

— ведущий групповое обсуждение (должен меняться) — руководит встречей; ему в дальнейшем будет поручено ведение подобной группы;

— 3-4 содокладчика — отдельно прорабатывают темы, на которые можно выйти в процессе дискуссии;

— ответственный за общественные коммуникации и за внутреннее информационное обеспечение — осуществляет тиражирование листовок и информирование по телефону;

— ответственный за молитву — узнает нужды участников группы и оповещает о них всех остальных;

— казначей — собирает средства на совместные мероприятия и подарки;

— ответственный за досуг.

Принципы внутригрупповых отношений

Следует заранее обговорить некоторые принципы, которым члены группы будут неукоснительно следовать:

— уважение к мнению других, желание более учиться, нежели учить;

— доброжелательное принятие каждого (мы не можем считать человека чужим из-за того, что нас в нем что-то не устраивает).

Процессы групповой динамики

Оптимальной для совместного чтения Св. Писания является группа в 5-9 человек. При значительном превышении этого числа вдумчивое чтение Св. Писания становится сложным.

В своем развитии группа проходит 4 стадии, которые полезно знать:

— знакомство (2-3 занятия, желательно одно общее мероприятие для установления контактов);

— стадия конфликта (после 4-5 совместных занятий, обычно преодолеваются тактичностью руководителя);

— общность (на этой стадии возрастает опасность самозамыкания);

— миссия (некоторые члены группы будут проявлять активность и раньше).

Приблизительно одна из каждых десяти встреч должна быть посвящена дружескому общению — пусть это будет выезд на природу, паломничество или просто встреча в уютном доме.

В идеальной ситуации каждые полгода группа должна делиться в связи с ростом численности. Вновь образованные группы поддерживают отношения друг с другом посредством ежемесячных общих встреч.

Программы и календарное планирование

Очевидно, что для того, чтобы группа успешно состоялась, руководитель должен иметь план чтений с поурочным расписанием, постоянно уточняющийся в процессе встреч. Это особенно важно на этапе становления самого руководителя чтений. В плане должны быть отражены:

— цели и задачи курса;

— знания, навыки и умения по окончании курса;

— лекции и семинарские занятия с почасовым расписанием;

— литература курса.

Подготовка встреч

Для того, чтобы чтения прошли успешно, к ним нужно тщательно готовиться, как руководителю, так и всем членам группы. В практику должны войти домашние задания — общие и индивидуальные Было бы хорошо, если бы на собрание группы ее члены приходили бы с вопросами, которые у них возникли в процессе чтения. Естественно, руководителям к таким вопросам нужно готовиться, но не менее важно учить рядовых членов, как им самим находить ответы в Писании, Предании и справочной литературе.

Работа ведущего с источниками и отбор наиболее существенного материала для будущего занятия предполагает следующие шаги:

— личная молитва и размышление над текстом Писания;

— использование различных переводов текста Св. Писания;

— работа с параллельными местами Нового и Ветхого Заветов, Симфонией и библейскими словарями;

— изучение святоотеческих комментариев на Писание и аскетических трактатов, касающихся темы чтения;

— ознакомление с современными трудами;

— использование богослужебных текстов, иконографии;

— выбор примеров из житий, из художественной литературы, из опыта.

Структура встреч

Важным является организация каждой встречи. Руководитель должен позаботиться о комфортной обстановке встреч, рассмотреть особенности размещения участников (так, члены группы должны сидеть по кругу). Следует установить правила беседы, касающиеся недопустимости споров, ограничений по времени, принятия всеми авторитета Предания. Ведущий группы ни в коем случае не должен стремиться повысить численность группы за счет “популярных мер“: утраты благоговейного отношения к чтению Слова Божия и превращения чтений в конкурс эрудитов. Он должен следить за общей вовлеченностью участников в обсуждение. Каждая встреча начинается и оканчивается молитвой.

По возможности после чтений организуется пение духовных песен, практикуются встречи с интересными людьми. Непременным атрибутом встречи служит чай и время для неформального общения, в которое входит совместное проведение общих праздников и именин. Нужно стремиться к тому, чтобы неформальное общение затрагивало родственников и друзей членов группы — ведь их доброжелательное отношение способствует тому, чтобы человек оставался в группе, и, кроме того, именно так можно привлекать новых членов.

Совместные мероприятия

Ничто так не сплачивает коллектив, как совместные мероприятия. Они могут проводиться как в рамках самой группы (долгосрочные паломнические поездки, общение между приходами, учебными заведениями, движениями), так и в структуре общей деятельности прихода. Еще раз необходимо напомнить о том, что подобная деятельность должна быть тщательно спланирована (по возможности — с привлечением профессионалов в данной области).

Социальный проект

Уже при создании концепции деятельности группы полезно позаботиться не только об изучении Слова Божия и общении, но и деятельном участии в социальном служении. Опыт показывает, что для такого служения нужно быть твердым членом Церкви: группы, состоящие в основном из неофитов, не всегда готовы к этому. Однако даже при отсутствии программы социального служения участники чтений выполняют посильное социальное служение.

Заключение

Работа в группах по изучению Св. Писания кропотлива и требует терпения и внимания. Но эта работа является и источником Божьего благословения. В своей работе руководитель группы должен делить бремя ответственности за общее дело со всеми членами коллектива, и, помня, что основную работу в сердцах верующих совершает Бог, в смирении нести свое служение, которое в будущем может привести в Церковь молодежь, дать молодому человеку почувствовать, что он востребован в общинной приходской жизни.

Приложение. Изучение Св. Писания с детьми и подростками

Безусловно, фактор возраста читающих Св. Писание должен приниматься во внимание. Дифференцированный подход предполагает не только разницу в терминологии, которую использует ведущий (понятно, что пояснять Св. Писание для детей нужно на языке максимально простом, однако при этом не должна страдать точность передачи мысли), но и в подборе текстов, в уровне анализа материала. Так, для изучения с детьми и подростками более пригодны тексты с ярко выраженной сюжетной линией, а также притчи, не требующие обращения к культурному или специфическому религиозному контексту; было бы неправильным излишне подробно останавливаться на психологическом анализе мотивации героев повествования, исчерпывающе рассматривать комплекс социальных, экономических и политических проблем того времени. Должны существовать отличия и в выборе тем, которые соотносятся с изучаемым текстом (вряд ли здесь можно дать какие-то универсальные рекомендации, кроме одной: ведущий должен относиться к детям как к своим друзьям, искренне интересоваться их жизнью — и темы придут сами собой). Параллельно чтению желательно использование аудиовизуальных средств, а также закрепление пройденного с помощью механических приемов (рисунка, песни, поделки и т.п.)

Date: 2015-07-17; view: 250; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию