Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранжирование





Проставьте баллы в зависимости от причины невыполнения правил поведения:

1 – нет, это не про меня, 2 – частично это правда, 3- в большей степени это так, 4- это так, без всякого сомнения

 

 

Ничего про правила поведения в школе не знаю 1,6
Первый раз услышал только на уроках этики 1,6
Родители не приучили соблюдать правила поведения 1,5
Я правила знаю, но не могу справиться с собой 2,0 - II
Не хочу соблюдать правила поведения 1,3
Дома мне ничего не позволяют, а в школе можно расслабиться 1,3
Дома мне все позволяют, и в школе, значит, все можно 1,5
Дома мне все позволяют, а в школе я соблюдаю правила поведения 3,0 – I

 

Вывод: Ранжирование показало, что основной причиной невыполнения правил поведения является вседозволенность дома и обязанность выполнения правил в школе, а также неспособность справиться с самим собой. Таким образом, гипотеза №2 тоже подтвердилась. Ребята сами сформулировали и указали на причины несоблюдения правил этикета.

ВЫВОД

 

Изучив литературу, я выяснила, что ЭТИКЕТ - это установленный порядок поведения. Из история я узнала, что слово «этикет» происходит от французского etiquette. Первоначально так называли карточки, появившиеся во второй половине XVII века при дворе Людовика. Это были этикетки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском

 

дворе, хотя некоторые правила поведения возникали ещё в древности и были известны у древних Греков и Римлян.

Из беседы с Ниной Александровной я узнала, что в школе существует положение о школьной форме и правила поведения. Основными, из которых являются - 1) Уважать честь и достоинства других учащихся и работников школы, не создавать препятствий для получения образования другими учащимися.

- 2) Бережно относиться к имуществу.

- 3) Не применять физическую силу в отношении других учащихся, работников школы и иных лиц.

Ещё я поняла, что если не соблюдать правила поведения, то будет везде и в школе в частности ХАОС.

Проведя тестирование, я выяснила, что большинство моих одноклассников знают правила поведения, но поведение за столом ещё вызывают затруднения……

Из анкетирования я узнала, что только 14 человек считаю знание этикета необходимым, а остальные необязательным или не нужным.

Ранжирование показало, что основной причиной невыполнения правил поведения является вседозволенность дома и обязанность выполнения правил в школе, а также неспособность справиться с самим собой.

Так как у ребят моего класса возникает много вопросов в связи с правильным поведением за столом. Следующей темой моей исследовательской работы будет «Правила поведения за столом».

 

Список использованной литературы

А) «Этикет на каждый день» под редакцией Натальи Будур.

Б) словари С.И. Ожегова, В. В. Даля

В) http://etiquetterules.ru/etiquette/

 

Приложения

Приложение№1

 

Приложение№2

Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Основная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды,

предостеречь нас от случайных претензий и бед. Правила хорошего

Тона (стремление «вести себя прилично») существовали уже у древних. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона. Отношения между мужчиной и женщиной, начальниками и подчиненными, средства общения, приём чужаков были строго регламентированы. Нарушение этих правил влекло за собой исключение из социальной группы.

Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет.
Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме, формируется общегражданский этикет.
Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии

бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний.
Кодекс чести предписывал рыцарю соблюдать сложные этикетные процедуры: посвящение в рыцари, объявление войны и участие в турнире, служение сеньору. Даже такое личное дело, как служение избранной даме сердца, описывалось своими этикетными нормами. Отступление от этих догм даже в мелочах могло уронить достоинство рыцаря в глазах других представителей этого класса. Каждый поступок рыцаря, его одежда и ее цвета, его слова и жесты — все имело определенное символическое значение. Даже когда требовалась быстрота действий и скорость, рыцарь должен был

руководствоваться не здравым смыслом, а требованиями этикета.
Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.

История этикета России

Допетровская Русь

 

История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер.

Этикет Руси до восхождения на престол Петра Великого значительно отличался от западно-европейского. Часто иностранные послы поражались диким, по их мнению, нравам и обычаям русских, с которыми им приходилось сталкиваться в России. Большое влияние на языческие традиции и нормы этикета оказали византийские традиции, пришедшие вместе с христианством. Однако многие языческие традиции сохраняются в сельской местности в немного изменённом виде до сих пор. Часть обычаев видоизменилась под влиянием монголо-татарского ига.
Как и в западных странах в средние века на Руси большое значение имело положение человека в обществе, однако отдавали ещё и дань уважения возрасту. Считалось неприличным кашлять и сморкаться в гостях. Еда на стол подавалась уже нарезанной, а драгоценные ножи лежали на столе скорее для украшения. Кости складывали в специальные тарелки. Особым уважением к хозяину считалось, если гость пробовал все напитки и кушанья, предложенные хозяином. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности.
В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие…» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими

человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и

культурной жизни.
К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI-XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домострой», в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России.

Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее.
Во времена Петра I происходило значительное изменение устоявшихся обычаев и правил поведения в России. Одежда допетровских времён сохранилась только у низших сословий – крестьян и купцов. В высшем обществе модной стала одежда европейского типа. Пётр также издал указ о том, что все бояре должны остричь свои длинные бороды. В моду вошли пышные парики западного образца.
При Петре I значительно изменилось положение женщин в России. Таким образом первый российский император пытался приблизить русское дворянство к более развитому европейскому. Если раньше жены и дочери придворных сидели по домам, то во времена Петра они стали присутствовать

на различных придворных приемах и праздниках. Развитию западной моды и манер способствовало и то, что дворяне, желая угодить строгому царю, со временем свыклись с новыми порядками и даже сами стали заказывать новые платья из-за границы.
Благодаря большей свободе женщин, улучшилась их образованность. Со времён Петра Великого стали считать, что уважающая себя девушка должна уметь танцевать европейские танцы, уметь писать, знать иностранный язык, играть на музыкальных инструментах, знать и соблюдать светские правила

поведения. Женщины получили право на наследство и право распоряжаться своим приданным.

При Петре I было распространено в основном влияние немецкой, английской и голландской моды, которое перевернуло практически все существовавшие ранее нормы поведения в высшем обществе. Постепенно это влияние сменяется французским (при Елизавете). Французская мода, язык и обычаи сохраняются вплоть до начала прошлого века. В моду вошла образованность, владение несколькими языками, большое внимание оказывалось музыке, литературе и живописи. Некоторый спад французского влияния наблюдался лишь после Отечественной войны 1812 года. Однако общение на французском языке в светском обществе (особенно с женщинами), ещё некоторое время сохранялось.

Уже в XVIII веке стало развиваться образование. Если раньше обучаться в университете можно было лишь за рубежом, то теперь он появился и в России. Правда, поначалу образование было доступно исключительно высшему сословию и людям со средствами. Лишь в конце XIX века дети крестьян и рабочих смогли получать нормальное образование. Получить высшее образование девушкам, даже из знатной семьи не всегда удавалось. Они обычно получали образование на дому. Однако обучению светским манерам уделяли немаловажное значение.
Настоящий расцвет образования наблюдался во времена Александра II, когда доступ к образованию получили дети из не слишком знатных семей. Благодаря этому постепенно исчез образ идеального аристократа, который ничего не делая и имея массу свободного времени, занимался исключительно собой и проводил время на бесконечных баллах и приёмах. Появилась так называемая интеллигенция - так называли категорию людей, не обладавших особым положением, но имеющих хорошее образование и манеры. При этом излишняя вежливость и слишком уж строгое соблюдение всех норм становится немодным.
Мода XIX века стала революционной и в плане украшений. Уходит в прошлое любовь к бриллиантам и золоту, за эталон красоты берется античная камея, которая может быть выполнена из слоновой кости или камней.

Особую популярность приобретают короткие прически – в память об осужденных на казнь дамах, которым коротко отрезали волосы. Еще одна модная тенденция – кудри или небольшой свободный пучок, перехваченный несколькими лентами.

В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две

революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Слово «этикет» происходит от французского etiquette. Первоначально так называли появившиеся во второй половине XVII века карточки с написанными на них правилами того, как нужно вести себя при королевском дворе. Впоследствии данное слово стало использоваться и в более широком значении - «церемониал, установленный порядок поведения». В наши дни этикетом принято называть правила, предписывающие, как человек должен выглядеть и действовать в различных ситуациях, в обществе других людей. Эти нормы непосредственно связаны с такими понятиями, как порядочность и благовоспитанность.
Отнюдь не следует думать, что хорошие манеры необходимы только в высшем обществе, а обычным людям их понимание недоступно и, в общем-то, необязательно. Воспитанными и вежливыми не рождаются, а становятся. Этому нужно учиться, и знание правил хорошего тона ничуть не менее важно, чем умение читать и писать, владение таблицей умножения. Но если неграмотного человека в наши дни можно встретить достаточно редко, то людей, не знающих или не соблюдающих элементарных правил культурного поведения в обществе, к сожалению, значительно больше.
Вряд ли найдется кто-то, кому совершенно безразлично, как его воспринимают окружающие и что они о нем думают. А ведь производимое на других впечатление зависит в первую очередь от того, как выглядит и ведет себя человек. Избежать неловких и нелепых ситуаций, конфликтов и раздражения в общении с другими помогает в первую очередь знание этикета. Его правила являются в определенной степени результатом развития этики - науки, исследующей нормы поведения, а также вырабатывающей критерии того, насколько оправданными и уместными являются те или иные действия человека в определенной ситуации. Современный этикет

достаточно демократичен и универсален и базируется, прежде всего, на целесообразности и доступности. Поэтому человек, твердо усвоивший основные правила вежливого поведения, практически всегда сумеет сориентироваться и, разобравшись в сложившейся ситуации, повести себя согласно обстоятельствам.
Жизнь человека неразрывно связана с теми, кто его окружает. Каждый из нас является частью общества, в котором он живет. Это проявляется, прежде

всего, в постоянном взаимодействии людей друг с другом. В ежедневном общении человек сталкивается с множеством различных жизненных ситуаций: в семье, общественном транспорте, на работе, в магазине. И каждый раз от него требуется выступать в определенной роли: отца, мужа, сына, брата, пассажира или водителя, подчиненного или начальника, покупателя или продавца и так далее. Чтобы успешно выполнять свою роль, необходимы верная оценка ситуации и знание того, как нужно вести себя в ней. Именно совокупность действий, совершаемых во взаимоотношениях с другими людьми, и называют поведением. С развитием человеческого общества, на протяжении всей его долгой истории постепенно формировались нормы и правила того, как нужно себя вести в определенных ситуациях. Их совокупность получила название «этикет» в переводе etiquette.

Значение этикета


В чем же состоит практическое значение этикета?Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях.
Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания и означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе
Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различногородвофициальныхмероприятиях,приемах,церемониях,переговорах. Ученые выделяют следующую классификацию подсистемы этикета:
Речевой, или вербальный этикет.
Речевой этикет определяет, какими словесными формулами лучше воспользоваться, если надо: поприветствовать, поздравить, поблагодарить, загладить вину, обратиться к кому-то с просьбой, пригласить куда-то, выразить соболезнования. К речевому этикету относят также теорию и практику аргументации — искусство вести беседу.

Мимика и жесты.
Многие народы имеют свои специфические жесты приветствия, прощания, согласия, отрицания, удивления. Скажем, общеизвестный и в целом позитивный жест, когда мы поднимаем вверх большой палец, у некоторых народов имеет тот же смысл, как если бы мы подняли не большой, а средний палец. Эти жесты могут иметь различную окраску: нейтральную, ритуально-торжественную, фамильярно-вульгарную. Свое отношение к собеседнику и теме беседы люди выражают также с помощью мимики, улыбки, направления взгляда.
Организация пространства в этикете (или этикетная проксемика).
Очень большое значение в этикете имеет взаимное расположение собеседников в пространстве. Каждый слышал о личном пространстве, что оно зависит от многих факторов: не только от личности и национальной принадлежности, но и от района проживания. Скажем, у сельских жителей оно гораздо больше, чем у горожан. Необходимо знать, какое место в доме или за столом считается почетным (оно, как правило, имеет хозяина в лице главы семейства), какие позы допустимы в той или иной ситуации.
Этикетная атрибутика (или мир вещей в этикете).
К этикетной атрибутике относятся, прежде всего, одежда, украшения и головной убор, а также подарки, цветы, визитные карточки.
Под этикетом понимают обычно совокупность правил поведения, в которых, так или иначе, проявляется отношение человека к другим людям. Этикет необычайно сильно зависит от конкретной ситуации. Именно от ситуации зависит подбор наших слов, употребление жестов и мимических выражений. То, что мы обычно говорим друзьям-сослуживцам, боссу слышать не стоит (особенно, если разговор как раз о нем), поскольку есть большая вероятность быть неверно истолкованным — это естественно и понятно. Этикетные ситуации могут быть связаны с повседневным общением, с праздничными событиями, с совершением определенных ритуалов или с особыми обстоятельствами.
Современный мир требует от современного человека специфических навыков поведения и общения, когда он оказывается в определенных ситуациях.

Бывает ли он за границей, вступает вотношения деловые и личные;

присутствует на дипломатических приемах, презентациях или вернисажах. Современный человек в современном мире ведет такую жизнь, которая требует налаживать контакты с людьми, говорящими на иных языках и связанных с далекими, подчас экзотическими и непонятными, культурами. Это формирует новые требования к поведению и внешнему виду, языку. Требует скрупулезного изучения не только своей, но и иных культур.
Этикет больше напоминает не строгий черный костюм и галстук-бабочку Джеймса Бонда, а правила дорожного движения. К примеру, если Вы в комнате одни, то можете как угодно и что угодно говорить о том, «какие же они все…» Можете кричать, плевать, ковырять в носу или есть яичницу руками. Главное, этим Вы никого не удивите и не обидите, никто не выскажет Вам своего мнения в ответ. Вы ничего не нарушили, потому что действовали соответственно с правилами, допустимыми в Вашем Личном Обществе. Но как только рядом с вами появляется другой человек, необходимо считаться с его мнением, предпринимая то или иное действие.
Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.
Часто встречаются люди, у которых стандарт поведения не один: на людях одно, дома же прямо противоположное (этакое раздвоение поведения — довольно низкое, но, увы, часто встречаемое явление). В присутствии коллег (на работе или корпоративной вечеринке), со знакомыми или теми, кого они называют друзьями (а уж тем более с начальством) такие индивиды приторно вежливы, предупредительны. Но зато дома, с близкими людьми, они грубы, жестоки и вспыльчивы словно порох (как правило, по самому малозначительному поводу). Это говорит о невысокой культуре человека или, скорее, ее полном отсутствии и о плохом воспитании

 

 

Date: 2015-07-17; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию