Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7 качество промышленной продукции

Проблема повышения качества продукции в России в настоящее время является

наиболее острой и злободневной.

С переходом России на рыночные отношения качество выпускаемой продукции не

только не улучшается, а, наоборот, ухудшается. Газетой «Аргументы и факты» был

проведен опрос общественности самых развитых стран о том, товар какой страны по

своему качеству является самым лучшим в мире. Результаты опроса показали, что на

первом месте оказались товары Японии, а на последнем — тринадцатом — России.

Нетрудно догадаться, как это отразилось на экономике нашей страны.

От результатов в области качества сегодня зависит слишком многое: удастся ли

экономике России и ее предприятиям достаточно быстро интегрироваться в мировое

хозяйство, войдет ли Россия в сообщество развитых стран как полноправный его

член или окажется на положении сырьевого придатка.

Успешная интеграция российских предприятий в международное разделение труда

невозможна без стабильного качества и на этой основе обеспечения

конкурентоспособности продукции.

Решение проблемы качества отечественной продукции — это в значительной мере и

решение проблемы выхода России из экономического кризиса. Об этом

свидетельствует мировой опыт, в частности опыт Японии, стран Юго-Восточной Азии

и др. Мы этот опыт, по непонятным причинам, почему-то отвергаем.

Естественно, актуальность проблемы качества продукции обусловливается и другими

факторами.

Возникает вполне резонный вопрос: почему с переходом на рыночные отношения в

России по-прежнему остается пренебрежительное отношение к проблеме качества?

На наш взгляд, основными причинами такого явления можно считать:

не созданы условия для конкуренции; отсутствует национальная программа по

достижению высокого уровня качества; не адаптировались к рыночным условиям

многие руководители предприятий; снизилась роль государства, ее законодательных

и исполнительных органов в создании условий для решения этой важной проблемы.

 

7.1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

В научной и специальной литературе можно встретить самые различные формулировки

сущности качества продукции, но есть и стандартная.

ДКачество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность

продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее

назначением.

Известный американский специалист в области качества продукции А. Фейгенбаум в

своей книге «Контроль качества продукции» под качеством изделия или услуги

понимает: «Качество изделия или услуги можно определить как общую совокупность

технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия и услуги,

посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя

при их эксплуатации»'.

Далее автор подчеркивает, что качество определяется не инженером, не с помощью

методов общего управления, а потребителем. В основу качества заложен опыт

потребителя, накопленный им при эксплуатации изделия или использовании услуги.

Некоторые отечественные специалисты качество продукции называют зеркалом

научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции — это

зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень

применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая

экономическая категория. Как экономическая категория оно тесно связано с

потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара

вообще, то качество продукции — это степень

' Фейгенбаум А. Контроль качества продукции/Сокр. пер. с англ./Автор предисловия

и науч. ред. Н. В. Гличев. — М.: Экономика, 1996. — С. 98.

проявления потребительной стоимости в конкретных условиях ее использования.

Качество не только неразрывно связано с потребительной стоимостью, но и

неотделимо от нее, однако нетождественно ей. Качество характеризует одно или

одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с

удовлетворением общественной потребности, Потребительная же стоимость является

более широким понятием и охватывает всю совокупность свойств, в том числе и не

связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует

степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для

удовлетворения конкретной потребности.

Качество продукции как экономическая категория тесно связано и в значительной

степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как

себестоимость, цена, прибыль, рентабельность и др.

Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-,

так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества на макроуровне позволяет:

• увеличить экспорт товаров и услуг;

• улучшить структуру экспорта;

• осуществить на практике ускорение НТП;

• повысить эффективность общественного производства, так как улучшение качества

продукции в конечном итоге ведет к улучшению использования средств и предметов

труда, рабочей силы и финансовых ресурсов;

• повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции

увеличивается реальная заработная плата;

• повысить престиж государства со всеми вытекающими отсюда последствиями;

• воспитывать граждан в духе прекрасного и многое другое., Таким образом,

высокий уровень качества продукции для государства означает ускорение НТП,

повышение эффективности общественного производства и экспорта, могущество и

процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на

повышение и поддержание высокого качества выпускаемой продукции, и для этого

должны быть задействованы все государственные рычаги, в первую очередь правовые

основы.

Качество продукции относится к числу наиважнейших показателей деятельности

предприятий любой формы собственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной

продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа

предприятия.

Имидж высокого уровня — это известность и популярность, устойчивое позитивное

отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля

— товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если

фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет

все, и наоборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии — это высокий

его имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний

рынок, это основа для получения максимальной прибыли и устойчивого финансового

положения предприятия.

 

7.2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Уровень качества продукции определяется на основе системы показателей ее

качества. Для определения этого уровня необходимо знать численное значение

каждого из этих показателей и сравнить с аналогичными показателями продукции,

принятой в качестве базовой для сравнения.

Под определением показателя качества подразумевается нахождение его численного

значения. Для этого на практике в зависимости от специфики продукции применяются

следующие методы: измерительный метод (при помощи инструментов, приборов);

регистрационный метод, который основан на регистрации и подсчете: числа

определенных событий (например, отказов при испытаниях) или предметов (например,

стандартизованных, унифицированных, оригинальных, защищенных патентами).

Регистрационным методом могут определяться такие показатели, как безотказность,

патенто-правовые, стандартизация, унификация; вычислительный метод основывается

на применении специальных математических моделей для определения показателя

качества продукции; органолептический метод предусматривает анализ восприятия

человеческих органов чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Точность

и достоверность найденных значений зависят от квалификации, навыков и

способности лиц, их определяющих; социологический метод осуществляется на основе

сбора и анализа мнений о продукции ее фактических или возможных потребителей;

экспертный метод реализуется группой специалистов, например дизайнеров,

дегустаторов.

На практике для оценки уровня качества продукции используется система

показателей, которая включает в себя обобщающие и единичные показатели качества

продукции.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень качества продукции в целом

по отрасли или предприятию. К этим показателям относятся: сортность, марка,

класс, содержание полезного вещества, доля продукции, соответствующая мировым

стандартам, и др.

Единичные показатели очень разнообразны и зависят от специфики той или иной

продукции. Их можно объединить в две большие группы: единичные показатели

предметов труда и единичные показатели средств труда.

Единичные показатели предметов труда более разнообразны и специфичны и зависят

от сущности предмета труда. Например, железорудное сырье характеризуют такие

показатели, как содержание железа, влажность, крупность, основность, содержание

вредных и полезных примесей и др.

О качестве той или иной ткани можно судить по таким показателям, как прочность,

расцветка, гигроскопичность, несминаемость и др.

Индивидуальные показатели средств труда, несмотря на их многообразие, можно

объединить в следующие группы: технологические, эксплуатационные, эргономические

и эстетические, патентно-правовые, экономические, каждая из которых

характеризует качество средств труда с определенной стороны.

Показатели технологичности имеют большое значение при организации производства,

эксплуатации и ремонте изделия. Технологичность конструкций продукции

машиностроения оценивается многими единичными и комплексными показателями. К их

числу относятся показатели сборности (блочности) изделия, трудоемкость и

материалоемкость изделия, показатели степени использования прогрессивных и

экономичных материалов, показатели унификации и стандартизации изделия и др.

Эксплуатационные показатели характеризуют средства труда в процессе их

эксплуатации. Основными из них являются: производительность, мощность,

показатели надежности, скорость, расход ТЭР и др.

Надежность продукции является одним из важнейших показателей качества продукции

и означает способность сохранения в заданном отрезке времени всех ее

потребительских свойств.

К наиболее важным единичным показателям надежности относится средняя наработка

на отказ (То), которая определяется (по ГОСТ 27002-89) как отношение суммарной

наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в

течение этой наработки.

Другим, не менее важным единичным показателем надежности является среднее время

восстановления (t вос) под которым понимается математическое ожидание времени

восстановления работоспособного состояния объекта после его остановки.

Математически показатель надежности (Кн) можно выразить следующим образом:

Физически Kh показывает ожидаемое отношение работоспособного состояния объекта к

его сроку службы.

Наиболее характерным единичным показателем, значение которого указывается в

паспортных данных на продукцию, является гарантированное время работы до первого

ремонта (Тгар). Это наиболее объективный показатель, так как его невыгодно

произвольно завышать (возрастают убытки производителя продукции при

гарантированном обслуживании малонадежной продукции) и произвольно занижать

(замалчиваются достижения производителя в части фактического обеспечения

надежности). Таким образом, гарантированное время работы должно автоматически

поддерживаться на оптимальном фактическом уровне, обеспечивающем рекламу и

прибыль производителю продукции.

Другим единичным показателем, особенно важным с точки зрения потребителей,

является среднее время ремонта (tрем), под которым понимается то время, когда

потребитель лишен возможности пользоваться продукцией из-за ее ремонта.

Сокращение этого времени является составной частью конкурентоспособности

продукции.

Таким образом, показатель надежности по этому критерию будет выглядеть следующим

образом: Эргономические показатели делятся на четыре основные группы:

гигиенические (освещенность, температура, влажность, давление и т.п.);

антропометрические (соответствие конструкции изделия размерам тела человека и

его отдельных частей, соответствие конструкции изделия распределению массы тела

человека и т.п.); физиологические и психофизические

(соответствие конструкции изделия силовым, скоростным, слуховым, зрительным,

психофизическим особенностям человека); психологические (соответствие изделия

возможностям восприятия и переработки информации, соответствие закрепленным и

вновь формируемым навыкам человека при пользовании изделием). '

Эстетические показатели включают выразительность, оригинальность внешнего вида,

гармоничность, целостность, соответствие среде, стилю и др.

Патентно-правовые показатели качества характеризуют патентную чистоту продукции,

ее конкурентную способность на мировом рынке.

Экономические показатели характеризуют продукцию со стороны ее экономичности

(себестоимость изготовления, продажная цена, прибыль, рентабельность, цена

потребления).

Среди экономических показателей особое значение имеет цена потребления, которая

складывается из продажной цены и затрат, связанных с потреблением изделия за

весь срок его службы у покупателя. Цена потребления обычно существенно выше

продажной цены (в общих эксплуатационных расходах за весь срок жизни грузовика

продажная цена занимает лишь 15%, магистрального самолета — примерно 11%,

бытового холодильника — 10%, трактора — 25%).

Показатели качества продукции необходимы для анализа и планирования уровня

качества продукции на предприятии и определения ее конкурентоспособности.

7.3. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Различают два понятия: технический уровень продукции и уровень качества

продукции как более широкое понятие.

('Качество продукции может быть выражено математически через уровень качества.

Уровень качества продукции — относительная характеристика продукции, основанная

на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое и

эстетико-эргономическое совершенство комплексных показателей надежности и

безопасности использования оцениваемой продукции, с базовыми значениями

соответствующих показателей..! Базовыми значениями показателей качества обладает

базовая модель, за которую должен быть принят отечественный или зарубежный

аналог наивысшего на данное время качества.

Оценка уровня качества продукции — это совокупность операций, включающая выбор

номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений

этих показателей при оценке качества продукции.

Технический уровень продукции — относительная характеристика качества продукции,

основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое

совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми

значениями (ГОСТ 15467-79).

В международных стандартах нет понятия «технический уровень продукции», поэтому

в них отсутствует и определение этого понятия.

Согласно ГОСТ 15467-79, под оценкой технического уровня

продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры

показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции,

определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми.

Определение технического уровня продукции позволило в прошедший период проводить

относительную оценку технического совершенства оцениваемой продукции по

сравнению с лучшими отечественными или зарубежными аналогами. Но само понятие

технического уровня продукции не включает в себя категории рыночной экономики:

оценки покупательского

спроса, конкурентоспособности и пр.

В современных условиях возникает необходимость в смене ориентации и критериев

оценки разрабатываемой и выпускаемой продукции. Одним из таких критериев может

служить

конкурентоспособность продукции.

Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и

«конкурентоспособность товара».

Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия

производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно

использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.

Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и

стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной

потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичный

товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посылки, являются новые виды

товаров, не имеющие аналогов на

рынке.

Практика определения конкурентоспособности товара основывается на сравнительном

анализе его совокупных характеристик с товарами-конкурентами по степени

удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена количественно через

показатель конкурентоспособности.

Известно несколько способов определения этого важнейшего показателя. Остановимся

на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкурентоспособности техники является

цена потребления этого товара, которая определяется из выражения

Для покупателя все расходы делятся на две основные категории. Во-первых, это

постоянные затраты, которые осуществляются единовременно и в дальнейшем не

изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку,

монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе

пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье,

рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ид) для юридических лиц можно определить по формуле

По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает, и соответственно

увеличивается их доля в цене потребления.

На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления,

которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится

оптимальной. Период, за который достигается оптимальный уровень цены потребления

при нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономическим ресурсом

изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить пользоваться данным

изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е.

восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен

находиться в непосредственной близости к установленным срокам полного

амортизационного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень

многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации.

Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по

производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо

привести варианты в сопоставимый вид.

Технические параметры при этом методе определения конкурентоспособности как бы

явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах

(в продажной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу

учитываются два критерия: себестоимость производства и реализации товара и

уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на

производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более

высокий по сравнению с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более конкурентоспособным

является тот, у которого ниже себестоимость. На это обстоятельство стоит

обратить особое внимание. Дело в том, что в России за 1995 г. цены на многие

товары достигли максимума, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В

этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества

выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и реализации. Это

совершенно новая ситуация для предприятий, а руководители многих из них в

психологическом плане не готовы к этому.

Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении товаров-конкурентов с учетом

их технического уровня и продажной цены.

Согласно этому методу вначале определяются количественные показатели уровня

качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле

На втором этапе определяются показатели конкурентоспособности сравниваемого

образца и товара, принятого за базу сравнения: Если Пкi > Пкб, то сравниваемый

товар является более конкурентоспособным; если Пкi < Пкб — менее конкуренте

способным; если Пкi = Пкб — конкурентоспособность одинакова.

Наиболее наглядное представление дает относительный показатель

конкурентоспособности (ОПк): Если ОПк &sup3; 1, то показатель конкурентоспособности

рассматриваемого образца превышает или равен показателю конкурентоспособности

базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную

цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не

учитывает, насколько хороши эти товары в эксплуатации.

Четвертый способ. При этом методе уровень конкурентоспособности определяется на

основе сопоставления как технических, так и экономических параметров. При этом

из технических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени

интересуют покупателя. Далее рассчитываются индексы по каждому техническому

параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (IТП) по

каждому сравниваемому изделию:

Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и

сложная часть всего анализа конкурентоспособности. Основным источником данных

для построения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей,

выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а

иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом товаров, в

той или иной степени знакомые с требованиями

потребителей.

Сопоставление сводных технических параметров по каждому изделию дает возможность

определить наиболее предпочтительное из них для покупателя. Более

конкурентоспособным считается то изделие, у которого значение IТП является

максимальным.

Сводный индекс, по экономическим параметрам (Iэп) определяется из выражения

Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по

экономическим параметрам определяется интегральный показатель

конкурентоспособности (Ки): Данный метод является более предпочтительным по

сравнению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши

сравниваемые изделия в эксплуатации.

 

7.4. ФАКТОРЫ. ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

; На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные

факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью

предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т.е. зависят от

деятельности самого предприятия. Они многочисленны, и их целесообразно

классифицировать в следующие группы: технические, организационные,

экономические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влияют на качество продукции.

Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более

качественного сырья — материальная основа для выпуска конкурентоспособной

продукции.

'Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и

труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество

продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня

квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его

сертификации, улучшением работы службы ОТК и другими организационными

мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции,

затратами на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой

ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за

производство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание

здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий

для работы, воспитание персонала в духе преданности и гордости за марку своего

предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестно? отношение к

работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой

проблемы — технические или социально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способствуют формированию качества

продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь

относятся: требования рынка, т.е. покупателей; конкуренция; нормативные

документы в области качества продукции; необходимость завоевания достойного

места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупателей, деловых людей и

др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой

и все они влияют на качество

продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития

предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие

службы предприятия должны их ранжировать по степени влияния и отдавать

предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество

продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять

качеством продукции.

Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является конкуренция, и она играет

очень важную позитивную роль. Конкуренция для предприятий является значительной

побудительной силой для ускорения НТП и выпуска конкурентоспособной продукции.

Она заставляет их не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее

рационально использовать все имеющиеся ресурсы на предприятии.

Конкуренция в широком смысле слова означает соперничество в любой сфере

деятельности. Если рассматривать конкуренцию с чисто экономических позиций, то

она означает соперничество между коммерческими организациями за наиболее

выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с

целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас или в

будущем.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общность, постоянно противостоят

друг другу на рынке и являются неотъемлемой чертой рыночных отношений.

Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего

положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и

осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и

межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными

товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене,

качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или

предметной.

Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей,

удовлетворяющие различные потребности потребительского и производственного

спроса, т.е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и

потребности производства.

По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция

предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем

конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого

качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой

производительностью.

В последнее время важную роль стали играть такие параметры изделия, как

экологичность, энергоемкость, эргономические и эстетические качества,

безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация

фирмы-производителя или поставщика, ее престижность. Важными инструментами

конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Конкуренция играет очень важную роль в экономике только в том случае, если она

добросовестная. К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция.

Недобросовестная конкуренция — это такие методы конкурентной борьбы, которые

связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким

методам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью

подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; злоупотребление

господствующим положением на рынке, например чрезмерное завышение цен или отказ

осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование

(имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и

условий поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкуренция в большинстве

развитых стран запрещена законом.

С переходом на рыночные отношения в России начала появляться и довольно часто

недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики,

неразвитостью законодательной основы в этой области и пассивностью государства в

борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественных

продукции и всевозможных услуг.

Стандартизация и сертификация — это основа для выпуска в стране

высококачественной продукции., В Российской Федерации в 1993 г. приняты законы

«О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации

продукции и услуг». Сегодня эти законы вместе с рядом других законодательных

актов, в том числе с законами «О защите прав потребителей», «Основами

законодательства РФ об охране труда», «Об охране окружающей среды», «О

санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и рядом других

государственных актов, образовали единое правовое пространство, придав

деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации преимущественно

социальную направленность.

 

Стандартизация во -всем мире является проводником качества и ускорения НТП,

поэтому от ее состояния в стране зависит очень многое.

Рассмотрим сущность основных понятий в области стандартизации, изложенных в

новом Законе РФ «О стандартизации». Под объектом стандартизации в широком смысле

понимаются продукция, процессы и услуги, которые в разной степени относятся к

любому материалу, компоненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу,

процедуре, функции, методу или деятельности.

"Стандарт — нормативный документ по стандартизации, разработанный, как правило,

на основе согласия, характеризующийся отсутствием возражений по существенным

вопросам у большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом

(или представителем), в котором могут устанавливаться для всеобщего и

многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования

и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен

на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области (ГОСТ &#929;

1.0—92).

Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практическом

опыте и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

В России нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие

категории: государственные стандарты РФ — ГОСТ Р; отраслевые стандарты — ОСТ;

технические условия — ТУ; стандарты предприятия и объединения — СТП; стандарты

научно-технических и инженерных обществ — СТО.

В.зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых

к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:

• стандарты основополагающие;

• стандарты на продукцию, услуги;

• стандарты на процессы;

• стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).

В зависимости от масштабности распространения стандартов они подразделяются на:

• национальные;

• региональные;

• межгосударственные;

• международные.

Национальный стандарт (ГОСТ &#929;) — стандарт, принятый национальным органом по

стандартизации одной страны.

Региональный стандарт — стандарт, принятый региональной международной

организацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый государствами,

присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области

стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно.

Международный стандарт —- стандарт, принятый Международной организацией по

стандартизации (ИСО).

Для новой российской системы по стандартизации характерны, во-первых,

максимальное сближение требований отечественных и международных стандартов,

во-вторых, сохранение обязательности требований государственных стандартов лишь

к той части показателей, которые во всем мире подлежат законодательному

регулированию, т.е. прежде всего показателей безопасности для человека и

окружающей среды, технической и функциональной совместимости и

взаимозаменяемости. Кроме того, характерно смещение приоритетов в сторону

стандартов, регламентирующих методы испытаний и оценки объектов, что во всем

мире признается необходимым для обеспечения доверия и взаимопонимания в сфере

техники и технологии.

Вместе с тем фонд стандартов СССР сохранен. Эти стандарты и сейчас применяются

как в России, так и в странах СНГ, Обретя статус межгосударственных. Для решения

проблемы повышения качества продукции очень важно, чтобы отечественные стандарты

систематически пересматривались и добавлялись новыми с учетом развития науки и

техники, все время приближаясь к международным стандартам или опережая их.

Международная организация по стандартизации организовала в 1979 г. технический

комитет «Управление качеством и обеспечение качества». В 1986 г. комитет,

опираясь на британские стандарты и опыт Международной электротехнической

комиссии (МЭК), подготовил основополагающие стандарты ИСО серии 9000, которые

были изданы в 1987 г. и в настоящее время получили всемирное признание. Сейчас

они действуют в 73 странах мира, а также в ЕС, причем в 68 странах они введены

непосредственно. Благодаря этому стандарты ИСО 9000 стали нормативной базой для

сертификации (регистрации) продукции и систем качества предприятия. Такие

системы уже существуют в 51 стране мира. Идеология ИСО 9000 лежит в основе

работы Европейской организации по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Поэтому

использование отечественными предприятиями этой системы стандартизации имеет для них большое значение.

Стандарты ИСО серии 9000 определяют новое положение предприятия на рынке. Тот,

кто первый внедряет их и представляет потребителю документы о том, что он

работает в соответствии с этими стандартами, получает преимущественное положение

на рынке. Цена на его продукцию, как правило, в 2—4 раза выше цены той

продукции, чей производитель не обладает соответствующим сертификатом.

Продукция, на которую в государственных стандартах установлены требования по

обеспечению безопасности жизни, здоровья или имущества граждан и охраны

окружающей среды, подлежит обязательной сертификации. Это вытекает из Закона РФ

«О защите прав потребителей». Сертификация в России введена с 1 января 1992,г.

Сертификация — деятельность по подтверждению соответствия продукции

установленным требованиям.

Система сертификации — совокупность участков сертификации, осуществляющих

сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Сертификат — документ, удостоверяющий, что на предприятии выпускается продукция,

соответствующая всем требованиям стандарта.

Кроме обязательной сертификации может быть и добровольная, но в этом случае

предприятие получает на свою продукцию или услуги не Сертификат соответствия,

как при обязательной, а Знак соответствия.

Сертификация направлена на достижение следующих целей:

• создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и

предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в

международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной

торговле;

• содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

• содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

• защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

 

• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и

имущества;

• подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.

Основная задача сертификации — добиваться, чтобы сертификаты, выданные в стране,

признавались нашими зарубежными партнерами, чтобы эти сертификаты открывали отечественной продукции

путь на внешний рынок.

Вся ответственность за сертификацию в стране возложена на Государственный

комитет РФ по стандартизации и его органы, наделенные этими полномочиями. К

началу 1996 г. в системе сертификации ГОСТ было аккредитовано более 300 органов

по сертификации и около 1000 испытательных лабораторий и центров, как

отечественных, так и зарубежных.

Предприятие, планирующее сертифицировать свою продукцию, должно направить заявку

в Госстандарт или в орган, который уполномочен им на проведение этой работы.

Госстандарт после получения такой заявки сообщает предприятию, какой

организацией будет осуществлена.проверка производства и в какой лаборатории

будут проведены испытания продукции.

Если проверка и испытания подтвердили, что продукция соответствует требованиям

стандарта, то составляется протокол, который направляется затем в органы

Госстандарта. Госстандарт на основе этих подтверждающих документов выдает

предприятию-изготовителю Сертификат соответствия максимум на 3 года.

Все расходы, связанные с процедурой сертификации продукции, оплачиваются

предприятием-заявителем, которые затем списываются на издержки производства.

7.5. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

На качество продукции, как уже отмечалось ранее, влияют многие факторы, и все их

необходимо учитывать при решении проблемы повышения качества продукции на

предприятии, т.е. решение этой проблемы требует комплексного подхода. Впервые

такой подход был осуществлен в 60-х годах, на предприятиях г. Саратова, где была

внедрена так называемая система БИП — система бездефектного изготовления

продукции. Основной упор в этой системе делался на непосредственных

изготовителей. Был разработан и применен критерий оценки качества труда — это

процент сдачи продукции с первого предъявления.

Однако саратовская система при всех достоинствах, а они проявились довольно ярко

и быстро, имела и ряд недостатков. В частности, она не позволяла контролировать

и управлять уровнем разработок и проектирования изделий, не охватывала другие

стадии их жизненного цикла — реализацию и эксплуатацию. Относительно ограничена была и сфера применения системы. Но

эффективность ее положительных элементов подтолкнула другие предприятия на поиск

более совершенных систем.

, В 1957—1958 гг. на предприятиях г. Горького появилась система КАНАРСПИ

(качество, надежность, ресурс с первого изделия). В ней наряду с элементами

бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления внимание

обращалось на управление качеством изделий в период их проектирования и

внедрения в производство.

Еще дальше пошли ярославские и кременчугские машиностроители. В 1963 г. они

разработали и внедрили систему НОРМ (научная организация работ по увеличению

моторесурса двигателя). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан. Но был

введен и новый важный элемент — управление связями между потребителями и

проектировщиками двигателя.

Следующий этап в становлении комплексной системы управления качеством продукции

(КСУКП) — это создание и применение системы бездефектного труда (СБТ) на

предприятиях г. Львова в 1964 г. Ее суть заключалась в том, что критерием оценки

труда работников является коэффициент качества труда не только

производственников, но и работников всех служб предприятия, не только отдельных

исполнителей, но и коллектива.

В 1972—1973 гг. сложилась уже комплексная система управления качеством продукции

(КСУКП) — совокупность технических, организационных, экономических, социальных

мероприятий, регламентированных стандартами предприятия и действующих во времени

непрерывно. Система давала возможность планомерно воздействовать на факторы,

влияющие на технико-экономические и эстетические свойства продукции на всех

стадиях ее жизненного цикла.

Организационно-технической базой КСУКП стали стандарты предприятия (СТП). СТП

являются стержнем, содержанием КСУКП. Комплекс стандартов предприятия

подразделялся на основной стандарт, который определял общие положения системы, и

на совокупность специальных вспомогательных стандартов, обеспечивающих

реализацию функций системы управления качеством продукции на предприятии.

Были разработаны и общие принципы построения и функционирования КСУКП как одной

из основных частей общего управления предприятием:

• непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла

этой продукции;

• единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления. Государство

уделяло хоть какое-то внимание проблеме качества, и это заставляло предприятия

как-то работать в этой области. Не стояла на месте и теория. Проводились НИР,

издавались книги, монографии, т.е. шел процесс накапливания знаний как в теории,

так и на практике. В этом заключается положительный момент пройденного пути.

Весь этот опыт мог бы пригодиться при переходе России на рыночные отношения, но

этого не случилось. В этот период проблеме качества не уделялось должного

внимания ни со стороны государства, ни на самих предприятиях. Попав в тяжелое

финансовое положение, руководители этих предприятий думали прежде всего о том,

как выжить и не обанкротиться, не подозревая, что для них возможен единственный

способ выхода из создавшегося положения — это улучшение качества продукции.

Сейчас наблюдается классическое противоречие: психологическое отношение

руководителя к качеству (некоторые называют это «синдром первого руководителя»)

остается прошлым, а социально-экономическая ситуация меняется.

Настоящие менеджеры уже давно поняли, что в условиях рынка финансовое положение

предприятия зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции.

Например, директор Саратовского завода резервуарных конструкций А. С.

Саратовский, сделав основную ставку на качество продукции и систему качества,

добился значительных успехов. Не случайно завод стал одним из немногих

предприятий в России, имеющих сертификат Л. Лойда. Это оказало существенное

содействие продвижению продукции завода на внешний рынок и увеличению ее цены в

несколько раз.

Другой пример. АО «Орлэкс» (бывшее Орловское ПО «Промприбор») сертифицировало

свою систему качества и получило сертификат Л. Лойда, а вместе с ним и

существенные экономические выгоды.

Необходимость создания, внедрения и сертификации современных систем управления

качеством продукции стали осознавать многие руководители отечественных

предприятий.

В настоящее время все системы качества и все подходы в этой области можно

разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и «общефирменные

системы качества».

В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка системы

качества — обеспечить качество, требуемое потребителем.

Концепция общефирменной системы качества предусматривает постоянное улучшение

качества. Общефирменная система качества продукции получила широкое

распространение, вчастности, на японских предприятиях. Основные правила работы по этой системе: 1)

ноль дефектов; 2) предупреждение дефектов, а не их устранение; ^ 3) все

производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом

предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и поставщика; «

4) постоянное обучение персонала управлению качеством.

Для российских предприятий ближе система управления качеством по стандартам ИСО

серии 9000, поэтому она и получает все большее распространение.

Внедрение системы управления качеством позволяет решить на предприятии следующие

задачи:

• обеспечить стабильный выпуск высококачественной продукции;.· увеличить объем

производства и найти рынки для ее реализации;

• повысить возможные продажи продукции по более высоким ценам; &#955; решить проблему

конкурентоспособности продукции и устойчивого финансового положения.

Данные системы позволяют вносить необходимые корректировки в процесс управления

предприятием на стадии как «жизненного цикла» продукции, так и товара.

Различают следующие этапы «жизненного цикла» продукции: первый этап —

исследование и проектирование; второй этап — изготовление продукции; третий этап

— обращение и реализация; четвертый этап — эксплуатация продукции.

На всех этих стадиях требуется свой подход, чтобы обеспечить необходимый уровень

качества выпускаемой продукции. Но этого мало. На предприятии необходимо

систематически отслеживать, на какой стадии «жизненного цикла» находится тот или

иной товар, так как от этого зависят конкретные действия предприятия.

На рис. 7.1 показан «жизненный цикл» товара.

Обычно выделяются четыре стадии «жизненного цикла» товара: внедрение, рост,

зрелость, спад. Некоторые специалисты вводят еще одну стадию — насыщение рынка

(перед спадом).

Внедрение — это период появления нового товара на рынке и постепенного

увеличения объема его продаж. Прибыли от сбыта товара в это время практически

нет либо она очень мала вследствие больших издержек производства (которое тоже

еще не стало массовым), а также расходов на рекламу и продвижение товара,

маркетинговые мероприятия.

Рост — это период признания товара рынком (потребителем), когда объем продаж (и

производство) заметно увеличивается, товар начинает приносить прибыль.

Зрелость — период, когда рост объема продаж замедляется или стабилизируется, а

прибыль достигает максимального значения. Однако удается далеко не всегда

поддержать высокий уровень прибыли, так как начинают возрастать затраты на

поддержание конкурентоспособности данного товара и создание (продвижение на

рынок) тех, которые придут ему на смену.

Спад — это период резкого снижения объема продаж и размера прибыли.

Производитель принимает решение об уходе с рынка либо остается на нем на

какое-то время, если это еще

выгодно.

Для типичного товара самой короткой является стадия внедрения, а наиболее

длительной во времени — стадия спада. Концепция «жизненного цикла» товара имеет

большое значение для определения поведения фирмы на рынке, а для этого фирма

должна отслеживать и знать, на какой стадии находится тот или иной ее товар.

Если товар находится на последней стадии, то в этом случае необходимо принимать

срочные меры по модернизации данного товара или по выпуску нового.

7.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, МЕТОДИКА ЕЕ

РАСЧЕТА

Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из

важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и

отдельного предприятия.

Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена

следующей формулой:

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема

реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет

более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации

продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от

улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим

причинам.

Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции

необходимо учитывать следующее: 1) для улучшения качества продукции на

предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты; 2)

экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у

изготовителя, а у ее потребителя; 3) необходимо учитывать полученную экономию от

снижения брака; 4) предприятие при улучшении качества продукции получает

экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста

продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные

пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

• повышение технического уровня производства;

• повышение уровня квалификации персонала;

• совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление

специализации производства;

• внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих

на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

• повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на

разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью

недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

• повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;

 

• воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и

марку своего предприятия;

• материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное

выполнение своих обязанностей;

• создание службы маркетинга;

• внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

• снижение издержек на производство и реализацию продукции;

• изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

• проведение действенной рекламы;

• установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы

продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация

каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает

проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой

проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть

разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со

стандартом ИСО 9000.

Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество

продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на

предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом — позиция директора

предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является

инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на

предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

Выводы

В современных условиях проблема повышения качества продукции и обеспечения ее

конкурентоспособности для России является наиболее актуальной.

Переход на рыночные отношения существенно не отразился на качестве выпускаемой

продукции, что связано со следующими причинами:

• в стране не созданы условия для конкуренции;

• отсутствует национальная программа по достижению высокого уровня качества;

• многие руководители предприятий работают по старинке и не адаптировались к

рыночным условиям;

• слаба роль государства, ее законодательных и исполнительных органов в создании

условий и предпосылок для предприятий с целью повышения качества продукции и др.

Устранение этих причин является важным условием для прорыва российских

предприятий в области повышения качества продукции и обеспечения ее

конкурентоспособности, но недостаточным. Как показывает мировой опыт, данную

проблему можно решить только в том случае, если важность ее решения осознают

первые руководители страны и руководители предприятий и сделают все возможное

для ее решения.

Таким образом, проблему качества продукции вряд ли можно решить без глубокого

осознания и понимания гражданами страны и руководителями всех рангов важности и

значения решения проблемы повышения качества продукции для престижа и экономики

страны.

Качество продукции, как экономическая, категория тесно связано с потребительной

стоимостью. Если потребительная стоимость — это полезность товара вообще, то

качество продукции — это степень проявления потребительной стоимости в

конкретных условиях ее использования.

Значение повышения качества продукции необходимо рассматривать как на макро-,

так и на микроуровне, т.е. на уровне предприятия.

Повышение качества продукции (услуг, работ) на макроуровне дает возможность:

• повысить эффективность общественного производства;

• осуществить на практике ускорение НТП;

• повысить благосостояние народа, так как с улучшением качества продукции

увеличивается реальная заработная плата;

• повысить престиж государства. Достижение высокого и стабильного качества

продукции на предприятии позволяет:

• увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли;

• обеспечить конкурентоспособность продукции;

• повысить имидж предприятия;

• снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое финансовое положение

предприятия.

Качество продукции на предприятии зависит от многих факторов: технического

уровня производства; стандартизации и сертификации продукции; уровня

квалификации кадров; совершенства организации производства и труда и др. Из

этого следует, что для решения проблемы повышения качества продукции на

предприятии требуется комплексный подход, т.е. учитывающий все факторы, влияющие

на качество продукции на всех стадиях ее «жизненного цикла». Такой подход

обеспечивают комплексные системы управления качеством продукции на предприятии,

поэтому их разработка, внедрение и функционирование являются основой для выпуска

высококачественной продукции на предприятии.

Контрольные вопросы

1. Какова сущность качества продукции как экономической категории?

&#953; 2. Какое экономическое и социальное значение имеет повышение качества

продукции на макро- и микроуровне?

3. Какие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции?

4. Каковы методы определения конкурентоспособности продукции и их сущность?

5. Каковы факторы, влияющие на качество продукции, и механизм их влияния?

6. Какая связь между качеством продукции и стандартизацией?

7. Каковы сущность и значение систем управления качеством продукции на

предприятии?

8. Какая связь качества продукции с эффективностью про изводства? Каков механизм

влияния качества продукции на эффективность производства?

9. Какие возможны пути повышения качества продукции на вашем предприятии?

10. Какие необходимы условия и предпосылки для решения проблемы повышения

качества продукции на предприятии?

 


<== предыдущая | следующая ==>
Классификация желез | Изменчивость тканей

Date: 2015-06-11; view: 350; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию