Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть вторая
Прежде чем продолжать свой рассказ, родной сыночек, я хочу обратить твое внимание и попросить прощения за то, что некоторые эпизоды воспоминаний спаять в одно никак не смогла. Трудно выбирать промежутки, я боялась не дать им нужного фона и не передать ощущения того времени. Некоторые периоды жизни сливаются в сплошное темное пятно, а в воспоминаниях о других - уцелела каждая подробность. Пусть они остаются так, как картины из мозаики. Ладно? ...Узнав об отпуске, на наших лицах, вероятно, засияла безграничная радость. Воспоминания о старых пережитых днях бледнели. Правда, медленно зарастала рана, но все-таки зарастала, и порой казалось, что наша горькая жизнь была лишь сном. Хотя человек не всегда может знать, он может приказать себе, надеяться, желать, но все равно полное забвение не снизойдет к нему. Забыть - это очень трудно. Как только в школе закончились занятия, мы, не теряя времени, упаковали чемоданы, распрощались с соседями и в такси отправились в аэропорт. Серое шоссе мелькало под колесами машины. Солнышко пригревало, а пыль заволакивала неприхотливый пейзаж. Мы радовались поездке, так хотелось увидеть родные места. Было ранее майское утро 1954 года. А вот и аэропорт. Самолетов на аэродроме было мало, но все равно они страшно шумели. Скоро мы направились к самолету на посадку. Толюшка уже не держался за наши руки, а сам поднимался по высокому трапу в огромный самолет. Тима и Толюшка сели рядом, а я - в крайнее сидение через проход. Больше всего малышу понравилось, что он сидит в своем отдельном кресле и возле окошечка. Едва самолет оторвался от магаданской земли и поднялся высоко в небо, я откинулась в кресле, боясь, как бы не было неприятностей. Толюшка жадно прилип к иллюминатору, потому, что все было для него впервые в жизни. Но перелет оказался для малыша очень неприятным, так как неожиданно у него заболели ушки, и мы переживали, глядя на его мучения. Глаза его стали задумчивыми и грустными. Тима и я, хотя летела первый раз, перенесли полет нормально. Малыш лежал в кресле с закрытыми глазами, то и дело, глотая слюну, чтобы немножко уменьшить давление на ушные перепонки. Через некоторое время он успокоился, научился терпеть и осторожно снова поглядывал в круглый иллюминатор. А через него он действительно увидел много необычного и интересного. Бескрайнюю тундру, сплошные болота и необозримую тайгу. Любовался с высоты реками Леной, Енисеем и Обью. Кстати, видел Лену и на расстоянии нескольких метров. Красивейшее это зрелище и холодной зимой и летом. Любоваться землей с высоты приходилось недолго, только в промежутках – после взлета или перед посадкой. Так как с высоты восьми-девяти километров увидеть что-либо, кроме сплошных белых облаков, очень трудно. Слышали только, сквозь шум мотора, как свистит по сторонам ветер, а внутри все оставалось таким же нетронутым и спокойным. Приземляясь в Олекминском аэропорту, расположенном среди горных склонов на левом берегу Лены, мы видели, что склоны покрыты лиственными лесами, а на вершинах - горная тундра. Река течет по тайге извилисто и красиво. Подходили к Лене, видели ее берега, заросшие густой высокой травой с яркими и разнообразными цветами и кустарниками. ...Как-то, ночуя в Якутске, запомнилось раннее утро, когда мы шли на аэродром. Выйдя из гостиницы, очутились среди большого поселка, который ночью в темноте не увидели. И вот переходя железнодорожный переезд, мы, не сговариваясь, оглянулись и увидели множество белых от снега деревянных домиков, а над ними дым из печных труб. А как приятно пахнет таежный дымок. Мы долго восторгались причудливой игрой дыма, поднимавшегося ввысь ровными белыми линиями. Как красиво и морозно. Это было, вероятно, самое холодное утро в нашей жизни. Мороз был сильный, градусов сорок, а может быть и больше. Спасало то, что утро было безветренным. Но все равно дышать было трудно, мороз сжимал и жег лицо до боли, а пар, казалось, замерзал, не успев как следует вылететь изо рта, белой струйкой поднимался вверх. - Мороз кусает, да сынок? - Ага! Толюшка был закутан до самых глаз, а то бы отморозил и нос и щеки. И удивительно и приятно. ...Через несколько часов полета, мы благополучно приземлились во Внуковском аэропорту. А вот и Москва. Надежды, еле-еле теплившиеся у нас в душе, оправдались. Сердце переполнилось радостью, и мы почувствовали невероятное облегчение. С наслаждением бродили по улицам столицы, ее площадям и музеям. Еще раз сходили в Третьяковскую галерею, более внимательно рассматривали картины, побывали в театрах, цирке, парках. Выстояли живую очередь в мавзолей, прошлый приезд мы были в нем, но теперь рядом с Лениным лежал Сталин, нам хотелось его посмотреть. Москва быстро утомляет, и мы поторопились выехать в Донецк, к родным и знакомым. Погостили у дедушки и у бабушек, повстречались со знакомыми, побывали в доме, из которого выехали в Магадан. В городе, несомненно, произошли большие перемены, но еще было немало мест, которые вспоминаются и не потускнели. Зашли только к Землянским. И первое время было трудно поверить, что мы уже несколько лет не были в этих местах. Быстро летело время. В конце августа надумали переменить обстановку и решили поехать в Сочи, позагорать и покупаться в Черном море. Природа Кавказа нас очаровала. Мы побывали на озере Рица, Никитском ботаническом саду, ознакомились с разнообразными тропическими растениями в Дендрарии. Недалеко от него облюбовали кусочек пляжа и провели на нем приятных полтора месяца. Летом в Сочи необычайный наплыв, по всему побережью бродят полуголые с облупленными носами растрепанные москвичи, ленинградцы, киевляне, рижане и... обгорелые молодые женщины, юноши и семейные люди. И глядя на обилие тел, не ощущающих стыда, на берег, полный смеха и шума, и от горячего песка, становится не по себе. Много пошлости. И мне часто вспоминались слова Тургенева: "Около них все еще копошатся козявки, знаешь, те двуножки..." Я не особенно любила ходить на пляж, наверное, потому, что не плавала, а учиться плавать в этом возрасте не смогла, слишком трудно было преодолеть смущение, и у меня еще было отвращение к берегам, запруженных флиртом и праздными людьми, ищущими приключений. Лучше побродить вечером возле берега, когда море своими волнами несет свежесть и прохладу. Да, антипатия, довольно странная вещь! И откровенно говоря, к курортному обществу меня совсем не тянуло. Толюшке море понравилось, и он не боялся его, все время лез в воду, брызгался и пытался плавать. Помню, как любил он искать под ногами разные камешки, ракушки, подбирая их по игре цвета и размеру. Скоро Тима научил его плавать, хотя до этого моря Толюшка не видел. Соленая вода сама его держала. Они часто и с удовольствием шли в воду. Я только изредка заходила в воду, так как часто видела, как Тиме было неприятно видеть меня с испуганными глазами, спешившую от высокой волны на берег. С большим удовольствием я любила греться на солнышке, ходить по городу – ведь места были новые. Я с интересом бродила. Как-то мы купили Толику сачок и, гуляя по прекрасным лужайкам, он ловил все, что попадалось на глаза: бабочек, блестящих жуков, стрекоз. Но всех их надо было умертвлять, и это доставляло ему немало хлопот и огорчений. Ему было жаль хрупких насекомых, и он с большим трудом втыкал в них булавки и часто просил нас сделать это, так как не мог спокойно смотреть на мучения изящных маленьких существ. Привезли мы бабочек и жуков в коробках из-под мармелада, которого, по этому случаю, нам пришлось съесть немало. В Магадане оформили небольшую коллекцию. Но со временем это увлечение было забыто, а я все еще храню жалкие ее остатки. Так шли дни, так протекал наш отдых. Вот и август прошел, дни бежали, а солнышко по-прежнему грело. Каникулы прошли, и в школе начались занятия, а наш малыш - рядом с нами. Но это нас не волновало. Среди отдыха и развлечений он несколько минут в день сидел за работой, особенно когда стояла дождливая погода. Мы с ним занимались по учебникам следующего класса. Благодаря чему он не отстал от программы, и ему не пришлось догонять: и учеба не пострадала и отдых тоже. С берегов Черного моря поехали в Ленинград, где провели несколько дней в бегах по достопримечательностям города, и устали, конечно, от всевозможных впечатлений. Музеи Ленинграда не имеют себе равных не только в нашей стране, но и среди крупнейших музейных центров Европы. Ленинград как бы вобрал в свои музеи, дворцы, особняки не только замечательную часть лучшего, что было создано в России, но в них собрано большое количество первоклассных культурных ценностей Западной Европы. Через несколько дней выехали в Таллинн, где живет брат Тимы - Вася. В этой семье мы провели еще несколько недель. Толюшка познакомился со своими сестричками Ниной и Элей, дядей и тетей, и Тима встретился со своими родственниками после многолетней разлуки. Город Таллинн по праву можно назвать городом-музеем. В нем много хорошо сохранившихся исторических памятников. Наиболее древняя часть города – Вышгород. Это массивная крепость, находящаяся на холме, увенчанная башней Длинный Герман и обнесенная глубоким рвом. Народный эпос называет этот холм могилой Калева. Давним центром города была Ратушная площадь, где стоит двухэтажное здание - Ратуша. Она построена в готическом стиле и сохранилась до наших дней в своем первоначальном виде. На вершине восьмигранной башни, которая венчает Ратушу, находится фигура воина, держащего в руках флюгер - так называемый "Старый Томас". Из ее помещений я запомнила только зал магистрата и камеру пыток, в которой наказывали нарушителей законов. За меньшие преступления виновные наказывались у специального места около входа в Ратушу, где сохранились железный ошейник и четыре кольца для крепления рук и ног. Далеко видна церковь Олевиста (Святая Олая). Припоминается здание Большой Гильдии с красивыми фонарями у входа и Домская церковь, где похоронен уроженец Эстонии путешественник И. Ф. Крузенштерн. Вообще церковь походит на гробницу, весь пол покрыт надгробными плитами. Остались в памяти скромный, но впечатляющий дом "Три сестры" на улице Пикк, здание старой аптеки, основанной где-то в XV веке, круглые башни у ворот Виру, а также ворота, пробитые в городской стене. Оригинальна подковообразная орудийная башня "Толстая Маргарита". На башне ярко выделяется тонко выработанный герб из гранита. Много раз гуляли мы и в Кадриорге. Петр I во время своего пребывания в городе Таллинне построил дворец, вокруг которого разбит сад. В честь жены Петра I – Екатерины – это место было названо Екатериненталем (в переводе на эстонский язык Катерийна орг, откуда происходит народное название – Кадриорг). Дворец вместе с парком является одним из красивейших ансамблей. Во дворце мне понравилось два красивых камина, над которыми выделяются вензеля Петра I и его супруги. В нескольких сотнях метров от дворца построен, с крайней скромностью для царя, полутораэтажный домик с высокой черепичной крышей. Видели мы в нем целиком сохранившуюся в первоначальном виде кухню с открытым очагом, которая является как бы расширением нижней части дымохода. Стены кухни сходились кверху, образуя дымоход. Видели много вещей, принадлежавших Петру I, и среди них знаменитую сковороду, на которой жарили яичницу из трех десятков яиц. С Кадриоргом связан приморский сквер, расположенный в сторону моря. Достопримечательностью сквера является памятник "Русалка". Он воздвигнут в память русского броненосца "Русалка", погибшего на пути из Таллинна в Хельсинки. Памятник изображает нос корабля с якорями и цепями, а наверху – фигура ангела с простертой к морю рукой. Видели развалины монастыря Пирита с очень красивыми окнами с каменными рамами. Монастырь якобы был разрушен русскими войсками при осаде Таллинна. Красивый европейский город, расположенный на южном берегу Финского залива, нам очень понравился. Но вот наступила осень. Время от времени листва вздрагивает сильнее и слетает на землю. Отступили осенние дни. Пришла зима. Прошла половина декабря. Много ли прошло времени, мало ли, но мы затосковали, и нам захотелось домой, в Магадан. Правда, отпуск еще не кончился, и до его истечения оставалось еще месяца два. И нам захотелось скорее начать нормальную жизнь, а значит, не оставалось ничего другого, как возвращаться. В общем, после недолгих раздумий, как-то утром снова пустились в путь и через несколько дней благополучно добрались до Магадана. Семь месяцев отпуска остались позади. В Магадане была уже настоящая зима, и довольно холодно. В городе как будто бы ничего не изменилось за время нашего отсутствия. А дома, когда мы заглянули в дверь нашей комнаты, нас встретили знакомые предметы и запах. Солнышко ярко светило в окно и наполняло комнату светом и теплом, и жизнью. И войдя в нее, мы были очень рады, что возвратились к своему очагу. Наш неожиданный приезд удивил жильцов нашей квартиры, соседей и знакомых. Обычно людям, отъезжающим в отпуск, всегда не хватает времени до полного отдыха, а у нас оно оказалось лишним. Как не удивиться! Отдохнув немного от дальней дороги, мы принялись за дела. Нужно было спешить, так как до Нового Года оставалось немного больше недели. Надо было купить маленькую елочку и подготовиться к встрече Нового Года. Правда, наши встречи никогда не отличались веселостью и шумом. Я, к большому сожалению, плохой затейник, новых друзей не сумела завести, по соседям не любила ходить. Жили мы уединенно, Новый Год встречали всегда в своем семейном кругу. Толюшка иногда заходил к Андрею, малышу Лиды и Николая Степановича, нашим соседям по квартире, чтобы поиграть с ним возле елки. Ходил на елку в маскарадном костюме Деда Мороза. Но вот часы пробили двенадцать, и наступил Новый 1955 год. Волей-неволей декабрь сменился на январь. Скоро Тима отправился на работу, а Толюшка, по окончании каникул, - в школу. К концу первой недели выяснилось, что малыш не отстал, материал усвоился и контрольные, проверочные, были им написаны хорошо. Мы были очень довольны, что Толюшке не пришлось догонять, он снова влился в коллектив и учеба пошла своим чередом. Я занялась домашними делами. Да, они однообразны, целый день топчешься на одном месте, сто раз делаешь одни и те же движения, моешь посуду, пол, стираешь, достаешь продукты, готовишь еду. Каждый день - одно и то же, и не один год. Большую часть домашних работ делаешь "как робот". От этих хлопот больше устаешь, и их никто никогда не видит. Иногда просыпаешься с мыслью: что опять одно и то же. Становится страшно, но проснувшись окончательно, понимаешь, что надо. Я благодарна своему отцу за то, что он научил меня испытывать удовольствие от любой работы, без чего я, наверное, не смогла бы просидеть столько лет в четырех стенах. И поистине удивлена, что выполняю советы отца так долго. От Тимы я ничего не требовала. Он должен к утру отдохнуть и идти на работу, а Толюшке надо учиться, - тоже бережешь его время, вот и отдаешь им свое внимание и заботу. "...Что все для них, мол, для детей. Для них готовишь ты покой и счастье". Мы не требовали от сына заботы о себе, а терпеливо ждали, когда он сможет проявить ее сам. Никогда в семье не было попреков: "Мы из-за тебя ночей не досыпали, а ты..." Ведь заботы нельзя требовать, забота по требованию перестает быть заботой в истинном значении слова. Заботу надо проявлять. Я никогда ни при каких обстоятельствах не требовала заботы о себе, все делала сама, своими собственными руками. Это было для меня даже некоторым развлечением. Не доставляла хлопот никому, так как боялась вызвать затруднения у других, а сама постоянно стремилась облегчить жизнь своим любимым. Толюшка бы смирного нрава, с малых лет был выдержан и большой любитель пофантазировать, не капризный, никогда не мешал взрослым, был покладистым и со всеми хорошо уживался. Он не был в семье, как говорят, магнитом всех событий, стержнем и основой. Мы заботились друг о друге, не забывали и не хотели, чтобы наш сын больше всего на свете любил только себя. Хорошо известно, что если ребенок - в центре семьи – он эгоист. Это известно-переизвестно, а все-таки люди растят таких эгоистов из поколения в поколение. Мы старались не забрасывать в душу своего сына зерно эгоизма. Мы считали, что лучше, не жалея времени, заняться с ним чем-нибудь полезным и интересным и развивать его любознательность не только вопросами, но и трудом. Чем больше мастерства в детской руке, тем лучше, оно не пропадет даром. Толюшка не слишком отбивался от дома, хотя и был жаден до впечатлений. Дома он получал немало пищи для детского воображения. У него не проявлялись дикие желания: истязать собак, бить стекла, драться, не было возбужденного и неуемного озорства и раздражения. Он не был изолирован от жизни и знал, что есть в ней и скверное, и что от встречи с ним он не застрахован. Дети способны понимать и усваивать гораздо больше, чем мы полагаем. И чем полнее жизнь ребенка, тем лучше приготовится он к будущей взрослой своей деятельности. Мы радовались тому, что Толик умел проводить свое свободное время. Однажды он изъявил желание посещать кружок натуралистов при Магаданском Доме пионеров. Там ему понравились животные, и он охотно за ними ухаживал. Дома мы не держали ни кошки, ни собаки: условия не позволяли. Правда, у соседа был кот Кузьма, и Толик часто играл с ним. Бывало, перевяжет кусочек бумажки ниткой и тянет ее по полу, бумага шуршит и движется, а кот бегает за ней и пытается схватить лапой, да никак не поймает, а Толик мечется по комнате и радостно смеется. Правда, будучи в Москве, Тима как-то привез нам аквариум. Разворачивая сверток, мы увидели стеклянный сосуд, довольно вместительный, и сразу спросили: - А где же мы достанем рыбок? Тима, довольно улыбнувшись, медленно достает из внутреннего кармана пиджака стеклянную баночку с водорослями и рыбками. Мы очень удивились и обрадовались. Оказывается, в самолете было холодно, и чтобы рыбки не замерзли, Тима поместил их в карман и согревал своим теплом. Толюшка был рад, много вечеров мы провели у освещенного аквариума, наблюдая за рыбками, которые резвились и дрались среди зелени и ракушек. Однако увлечение рыбками скоро было забыто, так как он полностью отдался заботам о кроликах и белых мышах в Доме пионеров. Животные завладели его вниманием, и он с большим усердием и любовью за ними ухаживал, строил кормушки, кормил. Аквариум утешал теперь нас. Руководительница Ольга Николаевна Пиккель заметила, что Толюшка неплохо рисует, предложила ему нарисовать на картонных листах, довольно большого формата, цветными карандашами овощи, грибы, фрукты, а потом множество бабочек, жуков, насекомых и большое количество представителей пернатого мира. Своими ручонками он нарисовал, кроме всего этого, немало стенных газет для живого уголка. Рисунки были отправлены на выставку в Москву в павильон "Юннатов" при ВДНХ. Все это обогащало впечатление, знание прививало любовь к природе. Толюшка вылепил из пластилина многих зверей и птиц, обитающих на Крайнем Севере, раскрасил их масляными красками, покрыл лаком, подобрал и сделал растительность, папа заказал подставку в виде неглубокого ящика прямоугольной формы. В этом ящике-подставке Толик сделал макет природы и животного мира края. И он тоже был выставлен на ВДНХ, в павильоне "Юннатов", в Москве. За рисунки и макет Толюшка получил наградные медали выставки. Толик был участником радио-конкурса юных математиков, который проводила Магаданская "Пионерская зорька" и завоевал первый приз за правильные, хорошо оформленные и раньше всех присланные, решения математических задач. Мы не смотрели на разнообразные увлечения сына, как на забаву, отнимающую время от учения, а рассматривали их как средство, помогающее ему лучше познать мир и себя. Мы никогда не считали своего сына "вундеркиндом", не отыскивали в нем определенных способностей, таланта, не принимали поспешных решений, а терпеливо ждали и настойчиво и, не ослабевая, приучали к труду, причем, к самому разнообразному, так как привычка трудиться даст сыну возможность раскрыть его подлинную личность, его наклонности и отыскать для себя цель в жизни. Чтобы следовать своему призванию, нужно его знать. Но распознать дарование не так легко. Трудно определить талант ребенка. Признаки, обнаруженные с детских лет очень ненадежные, в них зачастую большую роль играет подражание, чем талант. Наклонности могут проявиться даже от случайных встреч, чем от определившейся способности, ведь сама наклонность еще не говорит о подлинном даровании. Опасно мнимый талант принять за настоящий. Ведь невозможно проснуться однажды утром, почистить зубы, вымыть уши и вдруг почувствовать, что ты готов к великим свершениям. Проснувшись однажды утром, можно лишь почувствовать, что хочется чего-то вкусненького. "Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица... тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для свершения их". Эти слова Жюль Верна я прочла недавно и очень обрадовалась им, они как раз выражали так просто и ясно мою мысль, которую я так стремилась, по отношению к сыну, претворить в жизнь, но которую не смогла бы так хорошо выразить словами. Хотелось, чтобы Толик понял, что все это мы делали для облегчения выполнения им многих жизненных необходимостей. Делали, любя его, и не думая, что это должно сторицей нам возвратиться, или потом иметь основания требовать. Нет, любимый! Хотя Л.Н. Толстой сказал: «Дети дороги родителям, а родительская любовь, как и всякая другая, нуждается во взаимности». Мы следили за друзьями Толика. Он дружил с ребятами, но они больше ходили к нам. Болтаться где-то по улице с ними не позволяли, в этом у меня была твердая решительность. Так как, гуляя по улицам одни, они могли свободно решиться на неблаговидные поступки. Но, если малышу надо было идти в Дом пионеров или на занятия в кружок юннатов, в театр или на вечер – он шел. Толюшка был правдив, отвечал без лжи и не уклонялся от ответов. И мы всегда знали, где он, и чем занят. Он часто удивлялся и спрашивал: - А откуда ты знаешь? Приходилось отвечать: - Вижу по твоим глазкам. Он не был самолюбив и если оказывался виноватым, всегда сознавался и просил прощения. Мы не баловали его деньгами, чтобы они не оказали на него властной силы, которую он может испытать. Но никогда не отказывали ему ни в чем, что находили для него нужным. Лишних денег на карманные расходы старались никогда не давать. Если бы деньги появились у него, к нему быстро бы прильнула веселая компания товарищей, да и ощущение полной свободы, возникающее при трате денег, может породить привычку, и он будет считать все это в порядке вещей, не пускаясь в лишние рассуждения. И товарищи становятся приветливее, когда у него есть деньги. Но будут сдержаны и даже могут отвернуться, если их у него вдруг не станет. Мы боялись, что он мог попасть в зависимость от своих приятелей, и это могло привести к болезненному разрыву с ними и страданиям, а в деньгах может затеряться человеческая жизнь. Правда, трудно устоять перед соблазном, но только тот будет спокоен и в безопасности, кто дальше всех ушел от обольщений мира и его пороков. Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети жили лучше, чем пришлось жить им самим. Все это понятно и по-человечески объяснимо. Детство удлинилось, и вырос материальный уровень. С детей - какой спрос, какие могут быть у них обязанности и заботы. Учись и все! Но не все так, как нам кажется. Подчас пожелание добра оборачивается во вред ребенку. Рождается неуважение к труду, а, в конце концов, человек оказывается в затруднительном положении при выборе места в жизни и оказывается неприспособленным к работе. От этого мы оберегали своего любимого сына, и Толюшка не давал нам повода для беспокойства и подозрений. Мы надеемся, что и он не осудит нас за добрые намерения и не употребит наше к нему доверие во зло. Можно согласиться с Р. Ролланом, утверждающим, что нет лучшей школы для развития мысли, чем когда они вынуждены вмещать свой размах в ограниченные пределы. «В этом смысле можно назвать «нищету» учителем не только мысли, но и стиля (в искусстве). Она вырабатывает выдержанность, как духа, так и плоти». Конечно, человеческое существование не бывает идеальным, оно немыслимо без ошибок. Мы приложили все силы, не всегда, может быть, удачно, ошибки были и у нас. Но что поделаешь! Порой трудно найти решения, каких ни в книгах, ни на устах, ни в уме даже самых умных людей быть не могло. Часто хотелось выйти из трудной ситуации так, как когда-то Колумб, решая задачу, как поставить яйцо на столе из гладкой яшмы. «А Колумб яичко кокнул, и оно отлично встало…», «очень трудно догадаться, коль не знаешь в чем секрет…» Иногда хочется найти готовый ответ, как в задачнике. Но, увы! Такое чувство не так уж часто испытываешь. Да и ответы по полочкам не разложены. И еще потому, что многое я познала только из книг и наблюдений и очень мало на жизненной дороге… Толику не хватало смелости и физической ловкости. Из-за болезни глаз он не занимался физкультурой, да и мы не могли прийти ему на помощь, так как сами были очень неповоротливыми. Правда, он научился плавать, кататься на велосипеде, коньках, играет в шахматы. У нас были хорошие товарищеские отношения, правда, они иногда нарушались, когда во мне проявлялась «педагогика». А сейчас, вспоминая об этом, вполне сознаешь, что педагогика наука прямолинейная и не всегда целесообразная. Мы многое запрещали малышу, но многое разрешали. А чтобы он не ужился с нашими требованиями и, где можно, не считался с ними, а где нельзя – выполнял, мы соблюдали контроль и доверие к сыну. Нам казалось, что он тогда не сможет обмануть и обвести. Не ставили условий: если будешь выполнять наши требования – будет тебе хорошо, получишь конфету или рубль. Нет – будет плохо. Мы не доверяли такому методу. У нас теплилось желание, как можно дальше уйти от жертвенности, пусть Толик будет всегда готов сделать то или иное, даже тогда, когда ему совсем не хочется. Жизнь требует от человека так много усилий и порой чрезмерных, и вот, если сын проявит такие способности, то можно смело сказать, что это будет гарантией правильного жизненного пути. Всякий взрослый, а ребенок в особенности, любят делать то, что у них хорошо получается и вызывает одобрение. Но надо учить и на трудном, недостижимом для них уровне, чтобы он впоследствии не сказал: я не умею, или не могу. Пусть делает все нужное не из расчета на похвалу или награду, а от чувства потребности. Нужно дать ему возможность, помочь, чтобы он испытал удовольствие от достигнутого умения, осознал свою силу и тогда он смелее будет браться за то или иное дело. Вырабатывать терпение. И совсем не произносить слов: «брось, у тебя ничего не получится», «очень некрасиво, лучше ты не сделаешь» и т.д. и т.п. Этими возгласами мы только лишаем ребенка, да и не только ребенка, веры в себя. Они могут отбить у него желание за что-либо взяться, так как заранее знают, что у него ничего не получится. Куда лучше поддержать ребенка: «сейчас не получится, получится в другой раз», «отдохни и попробуй еще». Поддержка, помощь и старание – почти всегда приведут к желаемому результату. Стремление к труду, учению появится у ребенка тогда, когда он увидит плоды своего старания. И главное, чтобы ребенок вкусил сладость успеха. Когда Толик рисовал или лепил, он приложил немало сил и терпения, чтобы у него что-либо получилось. Но макет «Природа и животный мир Магаданской области» был сделан им уже легко и уверенно. Я часто вспоминаю - с каким наслаждением смотрела на лицо Толюшки, занятого работой, и на измазанный краской стол. Его личико запечатлелось в моей памяти с такой фотографической четкостью, что, даже столько лет спустя, я продолжаю видеть его. Когда он сделал макет и отнес в Дом пионеров, там оценили его труд и даже отослали на выставку в Москву, в павильон «Юннатов» на ВДНХ. А, получив медаль за свой труд, Толик понял, что все требует внимания, времени, старания. То, чего он достиг своим трудом, должно доставить ему удовольствие, но это уже не тщеславие и не самовлюбленность, а оценка его труда. А ведь многие дети могут сделать ту или иную вещь или работу, но не всех их учат, не всех поддерживают старшие и не всем им оказывается своевременная помощь. Нужна настоящая и постоянная забота и внимание. А это - немалый труд. Нельзя, чтобы ребенок впал в отчаяние после первой неудачи. Он не виноват. Виновны родители, что сделали его неспособным понимать радость труда и не выработали у него привычку доверять своим рукам. Тут надобно не сердиться на ребенка, а жалеть. Все, утерянное в раннем детстве, не восполнится никогда. Никогда! И может случиться, что именно из-за болезненной неуверенности в себе не проявятся до конца способности ребенка. А умение не достигается, если ему не учиться. Многие девушки и юноши страдают из-за отсутствия таких навыков. Часто дети не сразу выполняют советы старших и относятся к советам с подозрением. И мне казалось, что мои слова не доходят до сознания Толика, но потом поняла, что дети, оказывается, быстро рассеиваются, на время забывают, но потом возвращаются к тому, что слышали. И я не раз видела, как на следующий день или через несколько дней после разговора, он все равно сделает так, как его просили или советовали. Здесь хочется вспомнить, как в 1957 году во второй наш длительный отпуск, мы, по прибытию в Москву, первым делом съездили на ВДНХ и посетили павильон «Юннатов» в надежде увидеть работы Толика. Множество рисунков было размещено на стендах и стенах, но макета, сколько не искали, увидеть не удалось. Мы поинтересовались у экскурсовода, и она объяснила нам, что макет при доставке несколько потерял вид, многие детали сорваны с места, и его нельзя выставлять. Но, узнав, что с нами - автор, она радостно предложила Толику привести макет в первоначальный вид, после чего он займет свое место среди экспонатов павильона. Толик охотно согласился. Мы купили все необходимое для работы, и он принялся за реставрацию. Обновил краской и лаком фигурки животных и птиц, поставил их на место, освежил растения и водоемы. Все засияло свежестью и красками. Макет был тут же помещен в павильон. Приятно нам было смотреть на выставленный макет, а Толику – тем более. Из Москвы мы направились в Донецк, потом в Крым. В начале сентября поехали в Таллинн, чтобы отвести домой Нину, дочь Васи, она отдыхала с нами на юге, и сами хотели пожить там несколько месяцев, пока Толик окончит первую четверть, так как отпускного времени у нас было еще много. И вот наступил день первого сентября. Толик пошел учиться в шестой класс таллиннской школы. Нам было интересно - как Толик освоится в школе другого города и соответствуют ли его знания, полученные в Магадане, такому городу, как Таллинн. В ногу ли шло его обучение со столичными программами. Толик быстро привык к ребятам, они приняли его в свой коллектив, появились друзья, например, Боря Алексеев, с которым он долго переписывался. Учился хорошо и не сдал своих позиций, программы школами выполнялись почти на одном и том же уровне. Учителя были довольны Толиком и дали ему хорошую характеристику, а оценки за первую четверть были отличные. Как-то учительница русского языка, она же и классный руководитель в этом классе, увидела у Толика в тетради по рисованию доисторическое животное, нарисованное цветными карандашами. Удивилась и даже усомнилась, что это он нарисовал. Попросила Толика сделать такой же рисунок в классе. Он тут же выполнил ее просьбу, и она искренне восхитилась его мастерством. Спросила: Ты, наверное, посещаешь художественную школу? - Нет! – ответил Толюшка, - я иногда срисовываю, а иногда рисую тот или другой предмет, пейзаж. Учитель может научить всему тому, что знает и умеет сам. Например, можно усвоить размеры, пропорции, механику движений, и то - до известной степени. Но нельзя ни научить, ни научиться чувствовать форму, то есть то, что составляет душу рисунка. С художественным чувством художник должен родиться. У кого оно есть - тому надо дать только условия: натуру, свет и тишину – и он без учителя найдет дорогу. …Припомнилась мне еще одна картина, произошедшая в Магадане. Однажды Толик был один в комнате и что-то печатал, я открыла дверь и застала его за какими-то бумагами. Но как только я вошла, он поспешно накрыл исписанные страницы книгой. Любопытство мое было велико, я могла попросить и посмотреть, что он печатает, но воздержалась, хотя всегда горю желанием знать о сыне, как можно больше. Но я побоялась, чтобы моя настойчивость не привела к своеобразному психологическому «бунту», к разладу или полнейшему смирению. Чудная я какая-то, правда, все бы мне хотелось о нем знать. Но так не бывает. Ни одна мать не знает полностью своего ребенка, так как дети с трудом признаются в своих чувствах и не бывают полностью доверчивы, особенно сыновья. А нам, матерям «все не так, все не то, и все мало». И тут, неожиданно для самой себя, я ощутила, что уже не смогу в своей руке крепко держать ручку сына и чувствовать, как она с полнейшим доверием повинуется моим движениям и направлению, в котором я его веду. Теперь мне не вернуть того чувства единства со мной, которое так сильно было развито у него в детстве. Я надеялась, что он сам предложит посмотреть, что он печатает. Но этого не случилось. Он взрослел. У него начало проявляться скрытое желание делать нам сюрпризы. И сделал он их нам уже немало. Позже мы узнали, что он сочинил большую повесть «Тайна Млечного Пути», которую писал, откликнувшись на призыв газеты «Пионерская правда» в декабре 1957 года отправиться в фантастическое путешествие в космос. Повесть состояла из двух частей, довольно внушительного объема. Да, у Толика бурно разыгралась фантазия, он любил приключенческую литературу и кино, а воображение для его возраста – вполне достаточное. Был он в то время только в шестом классе. Приведя рукопись в надлежащий вид, вскоре отослали ее в редакцию. Толюшка с нетерпением ждал результатов конкурса. И вот, будучи в Москве, Тима заходил в издательство «Пионерской правды», чтобы узнать о судьбе повести, но ему ничего определенного не сказали, так как комиссия не вынесла решения. Лишь в июле 1958 года, почти через полгода после отсылки рукописи, редакция прислала письмо, которое Толик и мы почти уже не ждали. Редакция сообщала, что повесть отослана писателю И. Ефремову, и первую часть они будут печатать. Вот еще одно сообщение в сентябре: «…Мы собираемся в ближайшее время напечатать в нашей газете первую часть твоей повести «Тайна Млечного Пути»… …Посоветовавшись на редколлегии, мы решили печатать твою повесть без научного и художественного редактирования, лишь несколько сократив ее. Мы также предложили нашим читателям написать свои замечания к повести, уточнить отдельные эпизоды. Полученные материалы покажем писателю И. Ефремову и опубликуем их. Согласен ли ты с таким предложением? Думаем, что и тебе это будет интересно и полезно. Напиши нам об этом поскорее». Конечно, Толик ответил согласием. И 30 декабря 1958 года был днем начала печатанья повести на страницах газеты «Пионерская правда». 31 декабря, в канун Нового Года, по московскому радио читали отрывки из повести. Мы слышали это чтение. А спустя несколько дней Толюшка прочел начало своей повести в газете «Пионерская правда». Толик получил очень много писем от ребят, в которых они писали о своих впечатлениях, после прочтения повести. Письма были интересными и смешными, наивными и откровенными. Издательство гонорара детям не выплачивает, но тут сделало исключение и прислало вместо гонорара в подарок фотоаппарат «Зоркий» и все необходимое для печатанья фотографий (фотолабораторию). Толик был рад и с большим желанием принялся за фотографирование. Нам было приятно сознавать, что это сделал наш сын, но свою гордость старались прятать, чтобы не сделать его тщеславным. Что скрывать, мы были очень рады успехам сына, он много сделал за эти годы, но в меру сил старались не расхваливать его, ни в присутствии знакомых, ни в его присутствии. Не тискали его от избытка счастья, а ограничивались скромными словами, как «молодец». Надо было показать сыну, что все, что он делает - вполне доступные вещи, и что он обязан уметь их делать. Частые похвалы привели бы к самовлюбленности, а самовлюбленность дремлет в ребенке с детства. Дети носят в себе зародыши добродетели и зародыши пороков, и под воздействием обильных похвал пороки могут дать пышные всходы. Однажды, вскоре после того, как была напечатана Толюшкина повесть, Тима принес свою, только что вышедшую, новую книгу и показал малышу. Он внимательно посмотрел, полистал и сказал: «Папа тоже печатается!» Но это не тщеславие, а удивление. Учился Толик хорошо, все годы был отличником. Мы следили за его успехами, предоставляли возможность деятельности, сообразно его силам, помогали только там, где у него не хватало сил и умения, но с возрастом постепенно ослабляли помощь. Я не стыжусь написать, что Толик был готов к каждому уроку. А такое можно сказать про немногих. Не знаю, как это назвать, но мне всегда хотелось, чтобы сын, учась в школе, делал и выполнял все работы и задания, как можно лучше других. Чтобы со временем это стремление перешло у него в сильное влечение, в постоянную склонность добиваться лучших результатов. Наш сын, родной и любимый, надеемся, не обидишься на нас за то, что мы так настойчиво стремились к тому, чтобы ты хорошо учился, чтобы почувствовал к занятиям вкус и понял их необходимость, чтобы познал радость в учении и знал, что трудности можно преодолеть, а увидев результат своих стремлений, у тебя появится трудолюбие, страсть движения вперед, страсть деятельности. Возбужденное желание впоследствии должно перейти в сильную увлеченность, душевный подъем. Умение учиться только воспитывается, оно не передается наследственностью, родителями из поколения в поколение. Мы знаем, что сколько бы поколений людей ни училось, например, математике, школьникам в каждом поколении приходится заново воспринимать эту науку. Это касается и языка, и сознания, и чувства справедливости, и жажды знания и т.д. Если не сделать этого с ранних лет, жажда знаний погаснет, а зажечь огонек вторично – ой как трудно! Если школьника одолевает излишняя робость, он внушает себе «вот, когда вырасту, тогда возьмусь за сложные задачи», - это плохо, так как ребенок потеряет веру в свои силы и может согласиться с мыслью, что он ни к чему не имеет способности, а такое убеждение может подавить в нем чувство собственного достоинства. А это уже страшно. Надо помочь ребенку не упустить благоприятное для учебы время – юность. Сама природа дает человеку юность для того, чтобы учиться, набираться знаний и умений. А когда человек - уже сложившийся, то общество использует его для себя. Оно втягивает его в семейные и общественные отношения, которые уже на три четверти не зависят от человека. Он уже меньше принадлежит себе, учиться ему будет трудно и для этого будет очень мало времени. Нет ничего плохого в желании хорошо учиться. Желание это является огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни. Да только ли детство? Наверное, всю жизнь! Если огонек поддерживать, он не погаснет никогда. Однако вернусь к рассказу. Шел 1958 год. В нашей жизни ничего не менялось, и не было ничего примечательного. Вспоминаются только хлопоты, связанные с 120-летием со дня смерти А.С. Пушкина. В школе отмечалась эта дата, и Толику захотелось на вечер-маскарад пойти в костюме и гриме А.С. Пушкина. Мне пришлось заняться созданием костюма, наподобие того, в каком поэт запечатлен на портрете художника Тропинина. Темная с клетчатой красной подкладкой накидка, на шее – шелковый шарф, а на большом пальце правой руки - массивное золотое кольцо. Все это я ему приготовила, не было только парика. Соседка пообещала нам достать парик с черными волосами. И действительно, скоро парик был у нас. Мы завили его в мелкие кудри и когда Толюшка надел его и костюм, то слегка стал похожим на Пушкина, подводил только рост. Вечером он пошел в школу. Возвратился он довольный и с подарком. За первое место он получил в награду большую мелкую тарелку с широким синим ободком, которую я до сих пор храню. В седьмом классе Толик сделал еще один макет, теперь уже доисторических животных и растительности того далекого времени. Подобрал рисунки, материал, набросал композицию и приступил к изготовлению фигур животных и видов растительности. Мне пришлось отдать для создания видов деревьев свои фетровые и велюровые шляпы. Фигурок было сделано много. Все они были соответственно раскрашены, покрыты лаком и помещены на свои места. А расставлены они были в специально для этого сделанном Тимой ящике-подставке, который накрывался стеклянной крышкой. Когда об этом узнала руководительница натуралистического кружка, она забрала его для выставки детских поделок в Магаданский Дом пионеров. Уезжая из Магадана, сынуля оставил макет в кружке натуралистов при Магаданском Доме пионеров. Теперь, вспоминая детские годы сына, не могу умолчать о том, что я не помню ни одной истории или случая, которые бы мне было стыдно вспоминать… И вот, после девяти лет, прожитых в Магадане, мы серьезно задумались о том, что пора покинуть Крайний Север, возвратиться в родные места, и решили, как только в школе окончится учебный год, мы навсегда уедем из Магадана. Начались приготовления к отъезду. И вдруг мы почувствовали, что загрустили. Мы уже успели привыкнуть к этому городу, с которым предстояло расстаться, - здесь уже можно сказать – навеки. Жаль было покидать привычную комнату. Мы в ней прожили столько безмятежных лет. Прощание с местами и морозной магаданской зимой не обошлось без слез. С замиранием сердца мы покинули наш дом, и это напомнило то далекое утро перед нашим отъездом в Магадан девять лет назад. И вот мы вылетели из Магадана. Но долго еще мне виделись – стоит только закрыть глаза – его улицы, наша квартира, да необозримый простор Охотского моря. Вот так и проходит жизнь людей, в которой приезды иногда переплетаются с отъездами. Прошли годы, затянулись прежние раны, но пережитое не угасает в памяти. Нужно бы забыть! Забыть! Но оно не забывается, вот в чем дело. Куда ехать? Заранее нельзя знать, как сложится наша судьба на новом месте, ведь это зависит от очень многого. Но что-то предвидеть всегда можно и даже необходимо. И вот Тима еще до отъезда все взвесил и решил остановить свой выбор на городе Луганске. И вот мы в этом городе. День для нашего знакомства с Луганском выдался удивительно ясный и теплый. Побродив по улицам, мы остались довольны. Я с Толюшкой некоторое время жила у родных в городе Донецке, но недолго. Ровно через неделю после нашего приезда Тиме дали квартиру и мы с Толюшкой приехали в Луганск. Тима уже привык к институту, к городу, и мы понемногу стали осваиваться на новом месте. Через некоторое время я занялась оформлением Толика в школу. Входя однажды в кабинет директора школы № 20, я немного волновалась, как-то он примет? Но директор тепло и приветливо встретил меня и, посмотрев Толюшкины документы, остался ими доволен, и охотно зачислил его в 8 класс. Быстро пролетело лето и пришло время Толюшке идти в школу. Шел год за годом и вот Толик уже в десятом классе. Учился он успешно и как всегда учителя были довольны и его поведением и успехами. Классный руководитель Алексей Михайлович Ушаков, преподаватель русского языка и литературы, пользовался большим авторитетом среди учеников и они его очень любили. Толик всегда с большим воодушевлением отзывался о его уроках и беседах в литературном кружке. Алексей Михайлович выделял Толюшку и всегда давал ему лестную характеристику. Толик с большим желанием посещал литературный кружок, написал немало сочинений, на которые учитель давал хорошие отзывы. Мы были рады, что Толюшка растет, учится успешно, настойчив и честен. Мы всеми силами оберегали его от всего порочного, чтобы он не торчал в подворотне с кем попало, убивая время и тратя без толку лучшие годы юности…
***
(Здесь Воспоминания моей мамы, к сожалению, обрываются. Она не написала продолжения – А.Т.Фоменко).
Date: 2015-07-17; view: 290; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|