Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зависимость удовлетворения потребности в пище от особенностей личности
Мы установили, что, если влияние неудовлетворения потребности в пище на психику не вызывает сомнений, можно также говорить об обратном влиянии, то есть о зависимости поведения голодных людей от психических факторов, а именно от склада их личности. Это также подтверждается рядом интересных наблюдений. Заслуживает внимания еще один факт. Если у человека в трудной ситуации объективно главную роль играет отсутствие питания, то, как он перенесет это лишение и проживет ли дольше, чем другие люди, находящиеся в такой же ситуации, зависит не только от так называемого физического здоровья и запасов жировой ткани, но и от некоторых черт его личности: владения собой, деловитости, идейности и т. д. Среди людей, осужденных на продолжительный голод, выживают те, кто не впадает в панику, сохраняет спокойствие и социальную установку. Такой вполне правдоподобный вывод можно сделать на основе изучения многочисленных дневников и устных воспоминаний людей, которые сами пережили голод — в концлагере, во время научной экспедищга, в период стихийного бедствия — или собирали материал на эту тему. Ален Бомбар, интересовавшийся проблемой сохранения жизни потерпевших кораблекрушение, рассказывает в одной из своих книг, что к исследованиям такого рода его побудили частые случаи смерти потерпевших кораблекрушение в условиях, которые с биологической точки зрения не должны были привести к смерти. Одним из таких примеров является история потерпевших кораблекрушение с пассажирского судна «Титаник», столкнувшегося с айсбергом и затонувшего через несколько часов. Бомбар пишет: «Первые суда подошли к месту катастрофы всего через три часа после того, как пароход исчез под водой, но в спасательных шлюпках уже было немало мертвецов и сошедших с ума. Знаменательно, что среди тех, кто поплатился безумием за свой панический страх или смертью за безумие, не было ни одного ребенка моложе десяти лет. Эти малыши находились еще в достаточно разумном возрасте. Подобные примеры подкрепили мое интуитивное убеждение, что моральный фактор играет решающую роль. Статистические данные, утверждающие, что 90% жертв погибает в течение первых трех дней, следующих за кораблекрушением, сразу стали удивительно понятными. Ведь для того, чтобы умереть от голода или жажды, потребовалось бы гораздо больше времени!» (Бомбар, 1959, стр. 7). Следует напомнить, что и в многочисленных документах о гитлеровских лагерях смерти часто подчеркивается, что лучше всего пережили этот страшный период люди деятельные, не поддавшиеся страху, выделявшиеся своей активностью среди заключенных (в том случае, разумеется, если они не были убиты). Людей, у которых не хватило сил для дальнейшей борьбы (в том числе и психических сил), тех, которые психически надломились и безучастно отдались своей судьбе, называли «мусульманами». «Мусульманином» считался тот, кто терял стойкость — прежде всего психическую — ив результате быстро умирал. Наблюдения такого рода позволяют допустить, что в случае неудовлетворения потребности в пище изменение психических процессов, личностные расстройства и даже ход физиологических процессов зависят от уже существующего склада личности. Это свидетельствует о характерной для человека возможности частичной «иммунизации» к затруднениям удовлетворения по крайней мере некоторых физиологических потребностей. Причину этого можно видеть в уже упомянутом характерном для человека явлении обособления в сознании предмета потребности от напряжений, возникающих вследствие неудовлетворения потребности. Напряжения, связанные с голодом, у каждого, вероятно, одни и те же, но их интеллектуальная обработка» бывает различной в зависимости от опыта человека, от установок, обусловливающих выбор его мотива. Именно это является тем необычайно важным фактором, который определяет степень влияния напряжения на организм. Я думаю, что здесь можно провести аналогию с «принципом двух компонентов», сформулированным Кацем (1933) и гласящим, что разным людям, у которых «интенсивность голода» неодинакова, может быть достаточно для поддержания жизни разного количества пищи в зависимости от внешних условий; следовало бы добавить — и от черт личности. Занимаясь потребностью в пище, психолог имеет много случаев убедиться, что эта «психическая надстройка» в значительной степени определяет поведение человека в ситуации неудовлетворения потребности. В предыдущих главах приводились случаи, когда индивид чувствует напряжение, вызванное неудовлетворением потребности, но не представляет себе характера этой потребности. Возможны, однако, и другие ситуации. Человек, несмотря на фактическое удовлетворение пищевой потребности, может быть убежден, что она не была удовлетворена, и будет продолжать процесс ее удовлетворения. Он может удовлетворять ее с помощью других предметов, нежели те, в которых он действительно нуждается. Он может также не чувствовать потребности в ситуации, в которой она должна возникнуть, учитывая объективные условия. Примеров такого рода можно привести множество; [19] известно, как благоприятствуют обжорству традиции «стола» на свадебных торжествах, праздниках и т. д.; мы знаем также, что едят нередко для компании, со скуки, от жадности, от прожорливости, из убеждения, для успокоения и для рекорда. Мы едим не только то, что нам нужно, и то, что «естся», но и то, что нам вредно, хотя знаем, что это нам вредно. Кроме того, как правильно отмечает Даблин, автор книги с многозначительным названием «Перестань убивать своего мужа» (1952), люди едят также потому, что они несчастны, для разрядки депрессии или напряжения. В свете этой проблемы интересны также наблюдения за людьми, находящимися в изоляции в маленьких группах. Конкретно речь идет об экипаже первой атомной подводной лодки «Наутилус», которая совершила рейс продолжительностью несколько месяцев под полярными льдами, и о сотрудниках американских арктических станций (Рорер, 1961, стр. 267). В обеих ситуациях, когда время изоляции было довольно большим, вопросы питания и приготовления пищи получали гораздо большее значение, чем в обычных условиях. В соответствии с этим и социальный статус повара был чрезвычайно высоким. Следует отметить, что количество и качество продуктов питания могли удовлетворить все желания, следовательно, о голоде не могло быть и речи. Известны также случаи отсутствия чувства неудовлетворения потребности в обстоятельствах, когда оно должно ощущаться. Родители путем применения традиционных для нашей системы методов воспитания часто добиваются того, что ребенок, проголодавшись, не испытывает потребности в пище. Приведем пример. Мать, относившаяся к ребенку, как правило, сухо и равнодушно, начинала проявлять к нему интерес только тогда, когда ребенок не хотел есть. [20] Она полагала, что ее главной воспитательной обязанностью является забота о весе ребенка. Когда после нескольких месяцев такой «тренировки» ребенок действительно совершенно не хотел есть, что вызывало тревогу в доме, его начали перед каждым приемом пищи бить, чтобы он «не оказывал сопротивления». Правда, мать была противницей телесных наказаний, но считала, однако, что это необходимая мера, чтобы спасти ребенка от истощения и болезни. Она довела ребенка до такого состояния, что при одном виде пищи у него появлялась реакция страха. Голодный ребенок избегал пищи. Попробуем теперь сделать выводы из сказанного. Все физиологические потребности являются для психолога важными и интересными. Однако к числу наиболее интересных и важных потребностей, учитывая количество данных и простоту исследования влияния на психику и зависимости от психики, относится потребность в пище, на примере которой я попытался показать несколько существенных психологических закономерностей. Здесь особенно отчетливо проявляется общественный характер удовлотворе-ния физиологических (потребностей у человека, зависимость от опыта индивида и особенностей личности, приобретенных в процессе общения с социальной группой. Этим, собственно, объясняется тот факт, что влияние, которое оказывает на организм человека отсутствие такого важного для жизни фактора, как пища, в очень высокой степени зависит от психики. В свою очередь объективное состояние неудовлетворения какой-либо потребности, например отсутствие пищи, несомненно, имеет большое влияние как на ход психических процессов, так и на формирование личности, и с психологической точки зрения его следует считать одним из важных условий формирования психической жизни человека. Если в настоящее время, как утверждает де Кастро («География голода»), огромное число людей в экономически слаборазвитых странах живет в условиях длительного голода, можно себе представить, какое большое влияние должен иметь этот фактор на их образ мысли и чувства, а также на формирование их психических особенностей. Это, несомненно, заслуживает внимания не только с теоретической точки зрения. Date: 2015-07-17; view: 393; Нарушение авторских прав |