Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Смысл истории и идея исторического прогресса
Характерные для современной философии серьезные сомнения в идее прогресса неизбежно с особой остротой поставили вопрос о смысле истории. Действительно, уверенность в прогрессивном ходе истории закономерно заменяла собой проблему смысла или же отодвигала ее на задний план. Господствующим являлось основанное на идее прогресса убеждение, что в общем и целом все идет «своим порядком» и рано или поздно, в силу необходимого хода истории человечество придет к совершенному и гармоническому обществу. Однако обнаружилось, что прогресс отнюдь не обеспечен, не гарантирован. В XX в. человечество стало участником и свидетелем самых разрушительных войн, безжалостных диктатур, геноцида, массового обнищания людей и т.д. Чрезвычайно остро встал вопрос о самой целостности (неразрушимости) исторического процесса, о его оправданности. Да, люди трудятся, напрягают свои физические и интеллектуальные силы, новые поколения создают все новые, более совершенные технические и иные устройства, все новые материальные ценности. Но в конечном итоге зачем все это, если на самом деле жизнь большинства людей не становится от поколения к поколению лучше, а сами люди не делаются ни добрее, ни справедливее, ни духовно богаче, ни счастливее? Как отыскать смысл среди этой очевидной бессмыслицы наблюдаемого хода истории? Философская концепция смысла истории как отношения истории к судьбе личности называется персоналистской концепцией. Ее в различных вариантах разрабатывали такие философы XX в., как Н. Бердяев, К. Ясперс, Ж. Маритен. Близкие идеи высказывали X. Ортега-и-Гассет, Н. Аббаньяно и др. Прежде всего, следует принять во внимание, что общественная история есть история людей. Притом что при определенных условиях можно рассматривать историю отстраненно, как безличный процесс, мы, конечно, понимаем, что в истории действовали конкретные живые люди. Они трудились, боролись, любили, страдали, мечтали. Каждый человек, живший на Земле, оставил свой маленький или большой след. Мы не можем знать и помнить абсолютно всех, кто своей жизнью делал историю. Но мы можем достаточно хорошо знать и помнить очень многих, и нигде не сказано, что круг нашего знания людей прошлого не будет расширяться постоянно. Современный человек, обращаясь к прошлому, далеко не всегда выступает в качестве субъекта науки (ученого или студента, которому необходимо сдать экзамен, и т.д.), но он всегда выступает в качестве конкретного живого человека — каков он есть, со всеми его проблемами и сложностями. Мотивом искреннего интереса к истории является интерес к людям прошлого. Для живого человека интерес представляют не столько законы истории и схемы исторического процесса, сколько живой опыт жизни людей прошлого, их духовный опыт, проявление их самобытности, способности сопротивляться или покоряться историческим обстоятельствам. История предстает в персоналистской концепции как общение поколений, общение, которое имеет глубоко личный смысл. Для каждого человека история глубоко индивидуальна, каждый наделяет ее своим смыслом, ищет и находит его. Таким образом, история как общение поколений предполагает отношение к каждому участнику исторического процесса как к уникальной и самоценной личности. Всеобщим универсальным смыслом истории, усматриваемом в самом историческом процессе, оказывается достоинство личности. В современном мире достоинство личности нередко подвергается отрицательному давлению под действием многих факторов. Зачастую люди забывают о своем и чужом достоинстве, поддавшись соблазну погони за богатством, властью или славой. Попирается и достоинство «маленького человека». Утрате понимания ценности личности способствует, в частности, массовый характер современного общества, а также усложнение условий человеческого бытия в целом. Вместе с тем человечество все больше осознает особую важность уважительного отношения к личности, независимо от национальной, расовой и иной принадлежности, от места, которое она занимает в социальной иерархии. Смысл истории — это, конечно, ее универсальный, общечеловеческий смысл. Но универсальность смысла такова, что она неизбежно должна быть связана с индивидуально-личностным. Суть в том, что смысл не может быть ни чисто объективным, ни субъективным. Понятие смысла предполагает отношение «чего-то» («кого-то») к человеку. Смысл есть то, что в процессе человеческого бытия обнаруживается, творится и познается одновременно, в одном и том же акте. Человек в акте творчества наделяет нечто человеческим смыслом и одновременно, тем самым, познает, открывает смысл. К смыслу нельзя подходить как к чему-то внешнему — он всегда мой, смысл для меня. Это то, чем я наделяю предмет, и одновременно то, что делает этот предмет причастным ко мне. Совпадение творения и познания в творчестве смысла принципиально. Придав чему-либо смысл, я не теряю часть своего существа, не беднею, не слабею, а духовно обогащаюсь, ибо одновременно и познаю, приобретаю новые знания. Исходным для теоретической формулировки достоинства личности является категорический императив И. Канта. Он сформулировал свой знаменитый категорический императив следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Развивая изложенное в категорическом императиве И. Канта понимание человека, Вл. Соловьев пишет о личном достоинстве: «Каждый человек, как таковой, есть нравственное существо или лицо, имеющее независимо от своей общественной полезности безусловное достоинство и безусловное право на существование и на свободное развитие своих положительных сил. Отсюда прямо следует, что никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство для каких бы то ни было посторонних целей, — он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, т.е. для блага большинства других людей». Идея прогресса формирует жизненную установку, которую можно было бы выразить формулой: «жить ради будущего, перед лицом будущего». Данная установка, конечно, имеет неоспоримые преимущества перед противоположной: «жить ради текущего момента, руководствоваться исключительно сиюминутными, краткосрочными целями и интересами». Установка на будущее предполагает жертвенность, в ней очевиден элемент внутреннего благородства, она отвергает эгоизм. Выбор той или иной установки означает выбор тех или иных ценностей, определение того, что принимается за норму, а что рассматривается как отклонение от нее. Избранная жизненная установка определяет нашу оценку своих и чужих поступков, в известной мере даже независимо от того, насколько полно нам удается провести ее в жизнь. Вопрос о том, какие ценности мы выбираем, исключительно важен в любом случае, ибо от него зависит наше отношение к самому себе и другим людям, отношение к жизни. Очевидно, что выбор жизненной установки, ставящей человеческое существование в перспективу вечности, определит совершенно иное отношение к жизни, чем выбор любой другой установки. Этот выбор задаст особые критерии оценки самого себя, станет фактором нашего внутреннего мира. В религиозном мировоззрении олицетворением вечности является Бог. Поэтому для верующего, например христианина, «жить перед лицом вечности» означает сверять свою жизнь с божественными заповедями. Возможна, однако, и нерелигиозная трактовка понятия вечности, неальтернативная религиозной. Она также распространена в современной философии. Вечность — это человечество в целом, в том числе в его настоящем, прошлом и будущем. В этом смысле «жить перед лицом вечности» означает жить как бы перед лицом прошлых, нынешних и будущих поколений: поверять важнейшие моменты своей жизни перед лицом своих предков и потомков, осуществлять ответственный выбор и принимать наиболее важные решения так, как будто находишься под пристальным и оценивающим взглядом современного, прошлых и будущих поколений. Жить перед лицом вечности означает также хранить и оберегать свое личное достоинство, дорожить самостоятельностью своего суждения, не возводить в ранг высшего принципа конформизм и приспособленчество к текущим и непрерывно меняющимся обстоятельствам.
Date: 2015-06-11; view: 1426; Нарушение авторских прав |