Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль личности в истории. Харизматическая и историческая личность





Решающая роль народных масс, классов, этносов в истории от­нюдь не означает отрицания или принижения роли отдельных лич­ностей. Раз история делается людьми, то деятельность личностей не может не иметь в ней значения. Заметим, что говоря об «от­дельных личностях» мы имеем в виду не только особо выдаю­щихся личностей, но и каждого индивида, занимающего активную жизненную позицию и вносящего своим трудом, борьбой, теоре­тическими поисками и т. д. определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом.

Такая позиция принципиально отличается от субъективно-идеали­стического, анархистского преувеличения роли личности. А ведь еще в XVIII веке огромное большинство мыслителей смотрело на историю именно так.

Появление данного типа личности и соответствующих выдающих­ся личностей вызывается определенными историческими условия­ми (которые подготавливаются деятельностью масс) и исторически­ми потребностями (которые, в конечном счете, оказываются по­требностями народных масс). «То обстоятельство,— писал Ф. Энгельс, — что такой и именно вот этот великий человек появляется в определенное время в данной стране, конечно, есть чистая слу­чайность. Но если этого человека устранить, то появляется спрос на его замену, и такая замена находится — более или менее удачная, но с течением времени находится.

Развивая эту концепцию синтеза, Г. В. Плеханов писал о двух ус­ловиях, наличие которых позволяет выдающейся личности оказы­вать большое влияние на общественно-политическое, научно-тех­ническое и художественное развитие общества.

Во-первых, талант должен сделать данного человека более дру­гих соответствующим общественным потребностям данной эпохи, «Великий человек...— герой,— писал Г. В. Плеханов.— Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода».

Это субъективное по своей природе условие может быть пра­вильно понято только в контексте со следующими комментария­ми. Нередко, предупреждает Г. В. Плеханов, при рассмотрении исторического процесса возникает ошибка «оптического обмана»: как правило, в обществе всегда есть целая плеяда выдающихся личностей, способных стать во главе движения либо удовлетворить какую-то духовную потребность. Но поскольку лидер требуется только один и научное открытие дважды повторять тоже ни к че­му, то на авансцене истории оказывается какая-то одна личность, остальные отходят на задний план, в результате создается впечат­ление об уникальности и незаменимости данной личности. К тому же эта личность, затмившая собой все остальные, далеко не всег­да оказывается наиболее выдающейся...

Во-вторых, существующий общественный строй не должен пре­граждать дорогу личности с ее способностями. Если бы старые, феодальные порядки во Франции продержались лишних семьде­сят лет, то тогда не могли бы проявиться военные таланты у целой группы людей во главе с Наполеоном, некоторые из которых бы­ли в прошлом актерами, наборщиками, парикмахерами, красильщиками, юристами. И вот здесь-то можно говорить еще об одном «оптическом обмане».

Харизма — исключительная духов­ная одаренность человека, воспринима­емая окружающими как сверхъестест­венная, божественного происхождения сила постижения и воздействия, недос­тупная обычным людям. Носители харизмы — великие герои, созидатели, реформато­ры, выступающие либо как провоз­вестники божественной воли, либо как носители идеи разума, либо как гении, идущие наперекор порядку вещей. Гегель говорил в этой связи о «все­мирно-исторических индивидуумах». Величие носителей харизмы. признается всеми, но моральная и историческая оценка их деятельности различна. Кант отри­цал харизму (человеческое величие) с пози­ций христианской морали. Ницше счи­тал появление героев неизбежным и необходимым. Вебер выявил особый тип харизматической власти, противо­поставив его легальному и традицион­ному типам. С его точки зрения, харизматичес­кая власть — это власть «вождя», «фюрера», основанная на безоговороч­ном радостном подчинении и поддер­живаемая прежде всего верой в из­бранность, в харизму властителя.

 

 







Date: 2015-06-11; view: 802; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию