Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философское понимание материи





Первой ступенью в осознании материальности мира является стихийный материализм древности. Он исходит из понятия первоматерии - единой основы мира, отождествляемой с каким-либо веществом - водой, воздухом, землей, - или вечными и неделимыми частицами - атомами.

Материализм - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.

Идеализм - это общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно.

Античные философы считали материю основой чувственно-воспринимаемого материального мира. По их мнению, материя - это материал, элементы, из которых все состоит: все вещи возникают из других вещей и в другие вещи переходят.

Такое понимание материи называется субстратным. Субстрат (от лат. sub - под и stratum - кладка, постройка, сооружение; sudstratum в буквальном переводе - "слой, лежащий внизу", "подстилка", "подкладка") - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, единичного предмета, вещи и их совокупности.

В рамках субстратного (или, говоря современным языком, естественно-научного) подхода первоматерия существует наряду с многообразными материальными телами.

Этимология термина "материя" восходит к латинскому materia (вещество).

Впервые это понятие было введено Платоном, который пытался с его помощью объяснить причины многообразия чувственного мира. А разработал понятие материи Аристотель: "Материя есть возможность того, действительностью чего является форма".

К XVII веку складывается представление о материи как субстанции (напомним: субстанция - единая неделимая основа всех вещей, внутренняя сущность вещей активно самопорoждающее и саморазвивающееся начало), что обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений, процессов, посредством которых и через которые материя и существует. Это - активное, самообусловленное (substantia est causa sui), бесконечно развивающееся основание вещей, их свойств и связей. Такое понимание развивалось в учениях Д.Бруно, Р.Декарта, Б.Спинозы.

Понятие материи разрабатывалось английскими и французскими просветителями, которые сводили материю к веществу, к атомному строению молекулярных связей.

В философии Нового времени (конец XVI - XVIII вв.)

Г.Галилеем и И.Ньютоном был развит механистический взгляд на материю, который полагал субстанцией мира вещество. Все явления природы объясняются действующими между частицами силами притяжения и отталкивания.

Перемещаясь, взаимодействуя, частицы остаются неизменными, изменяются лишь их группировка и пространственное положение. Все качественные различия между телами сводятся к количественным, все изменения - к перемещениям:, все сложные явления - к простым, из которых они состоят. Достижения экспериментальной физики, и особенно поразительные успехи классической механики, превратили принципы физики в принципы философии: свели объяснение всех явлений к механическому взаимодействию между частицами материи.

Однако уже в XVIII в. французский философ эпохи Просвещения Поль Анри Гольбах попытался дать определение материи как философской, а не естественнонаучной категории: материя - это все то, что каким-либо образом воздействует на наши чувства, но его попытка претерпела неудачу.

В середине XIX в. Д.Максвелл и М.Фарадей высказали идею о существовании невещественной материи. Однако их тезис не изменил механистического представления о материи как веществе.

В соответствии с атомистически-механистической картиной мира до конца XIX века естествоиспытатели утверждали: материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность (наличие массы, плотности) и протяженность - неотъемлемые свойства (атрибуты) материи. Такое представление было гипертрофировано представлено в "вульгарном" материализме.

Вульгарный материализм - течение в западной философии сер. XIX в. Упрощали положения материализма и, отвергая диалектику, оставались на позициях метафизики и механицизма. Они популяризировали достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, отрицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания определялось главным образом химическим составом продуктов питания.

Проблема материи рассматривается не только материалистами, но и идеалистами.

В субъективном идеализме, начиная с Д.Беркли и Д.Юма, понятие материи рассматривалось как ненужное, ненаучное, лишнее, поскольку в мире нет вещи, которую это понятие обозначает.

В объективно-идеалистической традиции понятие материи используется, однако ему не отводится фундаментальной роли в объяснении мира, поскольку материя вторична по отношению к идеальному началу (Бог, дух, идея, эйдос...).

Например, в неотомизме материя является чисто пассивным началом и приобретает определенный вид благодаря нематериальному началу - "форме". Формы, актуализируя косную материю, создают все многообразие материального мира - от неорганической природы до высшей ступени природного бытия - человека. Высшая форма (форма форм) не связана с материей: это Бог, создающий и первичную (мертвую) материю, и все ее конкретное многообразие.

Вещественное значение термина материя (лат. materia - вещество) удерживалось до кризиса атомистической концепции строения материи.

В конце XIX - начале XX веков в физике и химии были сделаны такие открытия, которые невозможно было объяснить, исходя из атомистическо-механистической картины мира:

- открытие рентгеновских лучей опровергло старые представления о непроницаемости материи;

- открытия электрона в атоме, самопроизвольного излучения урана, радиоактивного распада атомов опровергли представления о неделимости атома;

- измерение давления света доказало наличие электромагнитной массы;

- в физику введено новое понятие - "поле", описывающее принципиально отличное от "вещества" состояние материи. Поле

- самостоятельная физическая реальность, способная существовать независимо от материального объекта;

- теория относительности А.Эйнштейна описала непостоянство массы, ее изменения в области поля и скорости движения тела, вопреки представлениям о том, что масса и объем материи абсолютно неизменны, изначальны и ничем не обусловлены.

Так на рубеже XIX - XX веков возникла критическая ситуация в науке ("кризис в физике"), которая являлась не кризисом науки, а кризисом мировоззрения ряда физиков (А.Пуанкаре, В.Оствальд и др.), пытавшихся утверждать, что материя исчезла, раз обнаружилась делимость атомов, а также то, что мир - это не только вещества, но и поле. Это был и кризис одностороннего, основанного на обязательном чувственном восприятии, понимании материи, составляющего суть концепции метафизического материализма.

Выход из этой ситуации стал возможен с появлением квантово-механической картины мира и естественно-научного подхода к пониманию материи в философии.

Классическое диалектико-материалистическое определение материи было дано В.И.Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм": материя - это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (Ленин Т.18, стр.131).

В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных характеристик.

Но ленинское определениие имеет и свои минусы: познавательная сторона субъекта предопределяется объектом.

Итак, материя - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

Исходя из парадигмы марксистской философии (которая близка представлениям естественно-научного материализма), материя наряду с главным свойством "быть объективной реальностью" характеризуется как субстанция, имеющая следующие атрибутивные свойства (атрибут - универсальное, неотъемлемое свойство объекта): структурность, системность, взаимодействие, изменчивость, самоорганизация, протяженность, длительность, отражение.

Date: 2015-07-17; view: 638; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию