Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиямиСтр 1 из 2Следующая ⇒ Социализация - развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, т.е. усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет. Социализация происходит: - в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийного влияния на него различных, порой разнонаправленных обстоятельств жизни; - в процессе влияния со стороны государства на обстоятельства жизни тех или иных категорий людей; - в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т. е. воспитания; - в процессе саморазвития, самовоспитания человека. Таким образом, можно считать, что развитие - общий процесс становления человека; социализация - развитие, обусловленное конкретными социальными условиями. Воспитание же можно рассматривать как относительно социально контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации. 1. Воспитание осуществляется в семье. В этом случае мы имеем дело с семейным, или частным, воспитанием, которое - объект семейной педагогики. 2. Воспитание осуществляется религиозными организациями. В этом случае мы имеем дело с религиозным, или конфессиональным, воспитанием; оно - объект конфессиональной педагогики. 3. Воспитание осуществляется обществом и государством в создаваемых для этого организациях. В этом случае мы имеем дело с социальным, или общественным, воспитанием, которое и является объектом изучения социальной педагогики. 4. Воспитание осуществляется в криминальных и тоталитарных политических и квазирелигиозных сообществах. В этом случае мы имеем дело с диссоциальным, или контрсоциальным, воспитанием. Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. рассматривает, какие социальные обстоятельства влияют на воспитание человека в масштабах планеты, страны и места его проживания, какую роль играют в его жизни и воспитании средства массовой коммуникации, семья, общение с окружающими людьми и другие факторы. Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации Задачи социального воспитания: 1. Оказание помощи ребенку в успешном и эффективном прохождении процесса социальной адаптации, социальной автономизации и социальной интеграции. 2. Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье, физическое, психическое и социальное состояние ребенка. 3. Защита прав ребенка на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение. 4. Охрана здоровья ребенка, организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности. 5. Помощь детям и подросткам в принятии самостоятельных решений в организации своей жизни. Результатом социального воспитания личности является воспитанность ребенка (подростка). Воспитанность — это результат влияния не только воспитания, но и относительно направляемой и стихийной социализации. Однако социальное воспитание может осуществляться на разной ценностной основе. Социальные ценности рассматриваются в широком и узком смысле. В широком смысле они определяют наиболее значимые общественные явления и факты реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальных групп и 14.1 личности. В более узком смысле — это нравственные и эстетические императивы (требования), выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания. Гуманистические ценности в современном образовании условно можно разделить на две группы (как это было предложено Н.Б. Крыловой): 1. "Ценности добродетели" — базовые ценности, составляющие содержание нравственной культуры, основу личностных нравственных качеств. альтруизм (направленность на интересы других) другодоминантность (стремление к сотрудничеству с другим) толерантность, эмпатия (сочувствие, сострадание другому, готовность прийти к нему на помощь). 2. "Ценности жизнедеятельности" составляют мотивационную основу социального поведения и творческой активности, включают нормы и эталоны должного. Самореализация (стремление наиболее полно проявить свои способности в жизни), свобода (возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки..), интерес (форма проявления потребностей), взаимопонимание), сотрудничество, поддержка (помощь ребенку в раскрытии своей индивидуальности и решении жизненных проблем). Направления социального воспитания Физическое воспитание воспитание культуры питания, и гигиены тела. Поддержание тела в нормальном состоянии требует выполнения правил, выработки положительных привычек…В процессе физического воспитания дети учатся совместно играть, чувствовать другого, сопереживать и т. д. Социокультурное воспитание создание условий для развития эстетических, коммуникативных, организаторских, экологических, экономических, тендерных, нравственных и иных социальных способностей. В основе нравственного воспитания ребенка лежит формирование нравственных убеждений — знаний, бесспорных для человека, в истинности которых он уверен, которые проявляются в поведении человека и становятся его руководством к действию. Следующим элементом нравственного воспитания является формирование нравственного поведения и нравственных чувств. Умственное воспитание — процесс по развитию интеллектуальных способностей и познавательной активности ребенка с целью формирования созидательного и творческого ума, контролирующего свои действия и поступки, стремящегося к самореализации своих потенциальных возможностей и новых способностей. Воспитание ума: 1.мотивация к учению, 2.расширение кругозора и познавательной активности детей 3.систематизация полученных знаний. Воспитание жизненной активности. Важнейшими способами развития человека, его сознания являются процессы познания мира и самопознание, творчество, деятельность, общение. В творчестве, например, важным элементом являются фантазии ребенка. Для творчества необходимы познавательный интерес ребенка, оптимизм, воля (волевые качества), усердие. Особое значение приобретает развитие волевых качеств личности: инициативности, самостоятельности, решительности, настойчивости, а также самоконтроля (контроль за собственными действиями и поступками) и др. Социальный педагог оказав помощь ребенку в решении его проблем, важно поддержать его в построении перспектив своего развития; необходимо осуществлять воспитательную деятельность с учетом тех направлений, которые были заявлены выше. Принцип природосообразности взаимосвязь естественных природных и социальных процессов Принцип культуросообразности – организация социального воспитания в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур Принцип центрации социального воспитания на развитие личности - воспитание должно быть направлено на помощь в социальном становлении, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Принцип дополнительности предполагает подход к социальному развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов – природного, культурного, социального и др., принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, создание условий для полноценного развития всех без исключения детей.
36 Профессиональный стандарт педагога. Социальный педагог – организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие им в период социального и профессионального становления, а также на взаимодействие со взрослым населением, нуждающимся в социально-педагогической помощи. В зависимости от профиля, специализации местом работы социального педагога могут быть: дома и микрорайоны; социально-педагогические службы образовательных учреждений (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных и профессиональных школ, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, средних специальных учебных заведений, вузов); социальные службы специализированных учреждений; социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих, общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций; службы муниципальных органов (социально-педагогических, культурно-спортивных комплексов, центров социальной педагогики и социальной работы, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи на дому); службы досуга и культурной анимации; валеологические и медицинские службы; частная практика. Социальный педагог призван способствовать развитию (саморазвитию) личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, обеспечивать консолидацию всех сил и возможностей общества применительно к конкретному ребенку (взрослому), развивая его активность как субъекта воспитательного процесса. 37 Квалификационная характеристика социального педагога. В центре внимания соц.педагога находится процесс социализации, успешная интеграция в общество. Соц.педагог по своему проф.назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Соц.роли: · посредни к (между личностью и соц.службами), · защитник (прав личности), · участник совмест. д-ти (Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самому решать свои проблемы), · дух. наставник (Соц. патронаж, забота о формировании нравственных, общечеловеческих ценностей в социуме), · соц.терапевт (Содействие личности в контактах с соответствующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций), · эксперт (Отстаивание прав, определение методов допустимого компетентного пед. вмешательства в решение его проблемы). Выделяют следующие функции социального педагога. Образовательно-воспитательная. Он обеспечивает целенаправленное пед.влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в восп.процессе средства и возможности соц.институтов, возможности личности как активного субъекта восп.процесса. Диагностическая. Он изучает медико-психол. и возрастные особенности, способности человека, проникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы. Организаторская. Организует соц-пед. деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, проф.ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие мед, образов., культурных, спортивных, правовых учреждений в соц-пед. работе. Прогностическая. Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса соц. развития конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, занимающихся соц.работой. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Учитывает и приводит в действие соц- правовые, юрид. и психолог. механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социально- терапевтической помощи нуждающимся. Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в соц-пед. работу, деловые и личностные контакты, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями. Охранно-защитная. Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер гос. принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
38 Этический кодекс педагога. Общие положения. 1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении. 1.2. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы: ü решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; ü защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие; ü сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом; ü укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности. 2. Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются: ü принцип конфиденциальности и информированности клиента; ü принцип компетентности (ответственность за выбор процедур и методов работы с клиентом); ü принцип ответственности (ответственность за собственные высказывания, ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители, несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства, несет ответственность за соблюдение кодекса); ü принцип этической и юридической правомочности (исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности, руководствуется нормами Кодекса, Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения социального педагога с клиентом); ü принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики (следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы, воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от его профессиональной деятельности); ü принцип благополучия клиента (ориентируется на благополучие клиента, приоритетными объявляются права и интересы ребенка, придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту, должен допускать дискриминации клиентов); ü принцип профессиональной кооперации (обязан проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег). Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе..
39 Инфраструктура социально-педагогической деятельности. Социальная инфраструктура — совокупность органов и учреждений, материальная и нормативно-законодательная база, обеспечивающая удовлетворение социальных потребностей граждан и защиту их социальных прав. Она является внешней по отношению к социальной деятельности системой, которая обусловливает эффективность функционирования всего социального комплекса. С одной стороны, социальная инфраструктура включает в себя высший управленческий уровень (Правительство РФ и соответствующие министерства), уровень региональных органов, муниципальные органы и учреждения. Неотъемлемой частью социальной инфраструктуры, возникшей и активно развивающейся в последние годы, являются не правительственные организации и учреждения благотворительной и социальной направленности (ассоциации лиц со сходными проблемами, фонды и т.д.). Содержание социально-педагогической деятельности в России определено в документах разных уровней. 1. Международный уровень. а) Декларация прав ребенка (1959); б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985); в) Конвенция о правах ребенка (1989); г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990). 2. Федеральный уровень. а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999); б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992); в) постановления Правительства РФ — "О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав". г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России". 3. Региональный уровень (например): а) Закон "О правах ребенка" (Псковская область); б) Закон "О защите прав ребенка" (Свердловская область). Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь включает: · учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.), · учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.) · социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки) · службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.) · валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому), · социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий; коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика.
40 Социально-педагогические положения в нормативно-правовых документах международного уровня.
|