Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Меры веса Меры длины
1 фунт = 409,51 г 1 сажень = 2,13 м 1 золотник = 4,26 г 1 аршин = 71,12 см 1 вершок = 4,45 см 1 фут = 30,48 см Предисловие — это откровенный обмен мыслей автора с читателями. К. А. Тимирязев. ПРЕДИСЛОВИЕ К 1-му ИЗДАНИЮ Эти слова обязывают меня сказать следующее: преподавая пчеловодство в сельском 2-классном училище, а затем в Боярской школе пчеловодства и, наконец, в Пчеловодном техникуме Киевского уезда, я не раз чувствовал недостаток в пособии, которое помогало бы ученикам изучать различные методы пчеловождения. В большинстве учебников об этих методах совершенно не говорится или приводится только один метод, который автор сам практикует и считает наиболее выгодным, выпуская часто из виду, что в других местах и при других условиях взятка, нужно применить совсем иной план пасечных работ. Мне могут задать вопрос: "Да нужно ли, чтобы учащийся школы пчеловодства знал бы все методы пчеловождения, ведь большинство из них окажутся впоследствии для него лично совершенно не нужными?" На это я отвечу, что ученики, обучающиеся в школе, за немногими исключениями не знают, в какой местности им придется водить пчел, и кто из каких мест обратится к ним за советом, во-вторых, если и согласиться, что знание многих методов излишне, то ознакомление с ними, требующее напряжения мысли и вдумчивого отношения ко всем основам и подробностям пчеловодных знаний, — есть работа в высшей степени полезная для человека, желающего изучить дело основательно и научиться быстро находить выход среди разнообразных обстоятельств, предлагаемых жизнью. После того как пройден учениками первый концентр пчеловодных знаний (в 1914 году были изданы программа и вопросник, составленные мною для первого концентра) и пройден основательно, а затем второй — знакомство с более выдающимися сочинениями по пчеловодству, — изучение методов является самой увлекательной и захватывающей весь класс работой. В это время все пройденное повторяется и делается прочным, готовым для практического приложения, знанием. Дать материал и пособие для этой классной работы было главной первоначальной задачей. Но, приступив к выполнению задачи, пришлось вскоре убедиться, что меня окружает довольно благоприятная обстановка дня некоторого расширения ее. Затем появилась и другая цель: я знал, что многие товарищи-пчеловоды заинтересованы появлением этой книги, потому что желают на своих пасеках испробовать и проверить опытом пригодность некоторых методов при их местных условиях. Может быть, и им этой книгой будет оказана маленькая услуга. Иногда даже в журналах, в отделе "Вопросы и ответы", встречаем ответ подписчику: "Этот метод редакции не известен", что вполне понятно и неизбежно по причинам здесь упомянутым. На Руси имеется еще много мест, в которых условия флоры и климата для пчелы настолько благоприятны, что пасечник, ведя свое дело экстенсивно, может довольствоваться небольшим доходом от каждого улья, имея самих ульев по несколько сот. Здесь он может оставаться пассивным наблюдателем над деятельностью своих пчел, устраняя по мере надобности те препятствия, которые пчелы встречают при удовлетворении своих главных потребностей — потребности размножаться и потребности накоплять запасы пищи. При этих условиях пчеловод дает рамки, надставки, когда негде складывать мед или червить, утепляет улей во время холода, вентилирует во время жары, подчищает и прочее. А во всем остальном пусть распоряжаются сами пчелы. Но пчелы заботятся только о благе пчелиного рода, не всегда совпадающем с благом человека, и в местах более бедных задача последнего направить деятельность пчел так, чтобы благо человека было поставлено на первый план и не в ущерб пчелам данной пасеки, а этого без знания и без тщательно обдуманного и приспособленного к местности метода пчелово-ждения выполнить нельзя. Как материал для расширения книжечки, кроме моей собственной библиотеки, накоплявшейся почти около 30 лет, я в настоящее время получил в свое распоряжение и библиотеку Школы, в которую вошла, как пожертвование, библиотека покойного А. Ф. Андрияшева, и, наконец, что я считаю главным, большая переписка с бывшими учениками, добросовестно исполнявшими свой прощальный обет: сообщать Школе все, что они увидят интересного в местах, куда закинет их судьба. Много было такого, что давно забыто и оставлено как ненужное и ошибочное, много такого, что появлялось, потом забывалось и снова, и снова выплывало под разными именами. Находилось и такое, что было забыто, хотя имело полное основание существовать, и умерло только потому, что автор не сумел или не позаботился обратить на свою мысль внимание общества. Но поместить в небольшой книге все, что казалось мне интересным, было невозможно, и это обстоятельство указало мне границы, которые я не должен был перейти. Да простят мне читатели, если среди трех с лишним десятков помещенных здесь методов тот или иной, встреченный ими в русской литературе, мною выпущен. Моя первоначальная задача составить книгу для дорогих мне питомцев Боярской школы пчеловодства осталась главной, а потому для этих начинающих пчеловодов допустил некоторые повторения, делающие текст более понятным для неокрепшего еще в пчеловодном деле человека. С этой же целью я упомянул и о тех приемах, которые сопутствуют какому-либо методу пчеловождения, но не составляют его сущности и известны более опытным пчеловодам. Не лежит в пределах невозможного и то, что эта книга, этот опыт изложения методов (я иначе не могу его назвать) будет издан вторично, и это побуждает меня обратиться к читателям ее не только с просьбой быть столь же снисходительными к ней, как и к моей книге "Пасека при народной школе", но и поделиться со мною своими мыслями по поводу желательных изменений и дополнений в ней. Избранная мною тема трактует о предмете, который ежегодно растет и развивается, а потому ясно, как дорога будет присылка сведений о тех методах и приемах, которые не вошли в эту книгу (Всеволоду Юльевичу Ши-мановскому, Боярка, Киевского уезда, Школа пчеловодства). Большая часть тех методов, творцами которых являются наши современники, была мною послана для просмотра их авторам с просьбой добавить то, на что указала им дальнейшая практика. За эту помощь я приношу глубокую благодарность А. С. Буткевичу, В. Ф. Ващенко, Г. И. Даценко, Э. В. Радом-скому, А. А. Чайкину, Ю. С. Шелухину и другим. Добавлю, что от описания более известных ульев я воздерживался, но в тех случаях, когда устройство улья неразрывно связано с методом, я вкратце все-таки описал его. Размеры общеупотребительных рамок я перенес на конец книги, где поместил описания универсального улья А. С. Буткевича по причинам, о которых говорится ниже. Не лишены будут некоторого интереса и краткие описания нескольких пчеловодных хозяйств, в которых применяется известный метод. При описании метода необходимо было делать иногда и личные заметки, которые я или выносил под страницу, или сопровождал оговоркой, что они принадлежат мне. Нечего и говорить, что свой труд я предназначаю только для лиц, вообще знакомых с пчеловодством, или уже изучивших его по одному из известных учебников. Не годятся подобного рода книги и для прочтения сразу, залпом, т.к. тогда трудно достаточно подробно вникнуть в каждую из глав и уловить мелочи их. Наконец, утешает меня и мысль, что книга, ознакомив многих пчеловодов с мотивированными мнениями их товарищей, сделает их более терпимыми к их взглядам и приемам. Если это хотя бы в некоторой степени осуществилось, то книга принесла свою пользу. Вс. Шимановский К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ ПЧЕЛОВОЖДЕНИЯ' Часто приходится встречать две пасеки, расположенные рядом и весною совершенно одинаковые по количеству силы и запасов. Хозяин одной пасеки почти не получает доходов, а хозяин другой собирает порядочный урожай меда. Оба пасечника — люди знающие и трудолюбивые, но усвоившие различные способы пчеловождения, причем первый не хочет отрешиться от своего, а второй вполне доволен своим. Случалось нам бывать и на пасеках с неразборными ульями, в которых пчелы живут вполне самостоятельно, а пасечник осенью отнимает у них то, что Господь послал им лишнего. В годы, когда не только нет лишнего, но нет и необходимого, и большая часть пасеки обречена на голодную смерть, удивительно бывает встретить на ней 3—5 ульев, собравших значительные запасы. Приподнимешь, взвешивая на руках, штук 5—10 дуплянок, и все они безмедны, а вот поднял одиннадцатую и чувствуешь, что тут пуда полтора меду. "Как это случилось?" — спрашиваешь дедушку. — "Да вот перед цветением липы улей отпустил первака, но матку я во время роения нечаянно задавил, или она так куда-то залетела, но только рой вернулся назад, а через неделю несколько дней подряд шли дожди, молодая матка бросила петь, улей так и не роился". И далее идут опять легкие ульи, и, наконец, снова попадается тяжелый. "Ну, а это что?" — обращаешься к деду. — "Это рой. Я отлучился было с пасеки, а тут вышло сразу роя четыре, жена не умела их разделить, да так и ссыпала на вощанку в эту дуплянку. Мне потом некогда было возиться, так я и оставил". К этим упомянутым двум ульям случай применил удачно два метода: в первом — удаление матки перед взятком, а во втором — устроил рой-медовик. Человеку остается подробно изучить биографию этих ульев, вдуматься во все подробности и затем то, что сделал слепой случай, проделать со зрячими глазами и с остальными ульями, и получится верная прибыль ' Эта глава как отдельная статья была помещена в журнале "Русский Пчеловодный Листок" за 1915 г., но так как она имеет прямое отношение к этому изданию, то я позволил себе перенести ее сюда. там, где она была редкой случайностью. Большинство методов пчеловождения обязаны своим появлением вдумчивому отношению к случайным удачам, например, методы Вельса, Старобогатова и др. (Я нарочно для примера привел ниже историю возникновения этих методов). Некоторые же методы возникли рассудочным путем, причем пчеловод, хорошо знакомый с пчелой и с местностью, при каждом шаге своем учитывает все, что может повлиять на медосбор в ту или иную сторону. Без сомнения, главная задача пчеловода состоит в том, чтобы ко времени главного взятка при наименьших расходах деньгами и временем получить по возможности большее количество пчел. Истина, что богатый пчелою улей сильнее улья с населением малочисленным, так же верна, как и то, что человек, обладающий большими мускулами, — сильнее человека с более слабой мускулатурой. Но результат труда этих двух людей часто далеко не соответствует их физической силе, так как в труде принимает участие и духовная сторона этих людей. Одного из них, например, более слабого, может воодушевлять труд, и он работает с энергией, другому его труд кажется бессмысленным, и он вяло двигает своим могучим телом. Пчела тоже имеет сложную нервную систему, и чтобы заставить ее сделать максимум возможного, пасечник должен сделать что-то вроде того, что делает с психикой солдата талантливый полководец. Читатель улыбается и думает, что мы увлеклись. Допустим, что грешок этот случился, но в основе своей мы правы. Психология не только животных, но и людей — наука новая, и только благодаря экспериментальной психологии в ней начал брезжить свет. Что нам известно из психологии пчелы? Роевая энергия, усиление трудолюбия подкормкой, уменьшение деятельности, вследствие насильственного предупреждения роения, да еще кое-что. Что мы знаем, мы должны использовать, а в чем сомневаемся, что только предполагаем, то путем опыта должны выяснить себе, стараясь в то же время отыскать для своей мысли новые пути, новые задачи. Тот, кто усиленно и долгое время работал в известной местности, ставя себе задачей получить ко времени главного взятка не только сильные семьи по численности пчел, но и сильные своею энергией, своею жаждою собирать мед, тот, если он достиг своей цели, выработал, значит, наилучший метод пчеловождения при условиях взятка его местности. И если его местные условия изменятся хоть немного, например будет вырублена липовая аллея, или введено будет вблизи в севооборот какое-нибудь медоносное растение, или на пасеке будет разведена какая-нибудь другая порода пчел, или сам пасечник, наконец, изменится, например, ослабеет, состарится, то и метод, применявшийся им, должен измениться:
не отразиться такие перемены на методе не могут. Из этого видно, насколько неправы люди, проповедывающие какой-нибудь излюбленный ими метод и считающие его универсальным. Пасечники, усвоившие такой метод, но работающие в другой местности, терпят неудачу, а если приноровили к этому методу и ульи всей пасеки, то и огромные убытки. Здесь лежит причина бесконечных споров, а иногда и злобных пререканий, которые мы так часто находим в нашей литературе и слышим на съездах. Имеется у нас также группа людей, которые слегка испробовав то, другое, третье и потерпев ряд неудач, махнули рукой на все приемы, применяемые для усиления медосбора. На последнем Съезде Пчеловодов, например, нам пришлось слышать мнение, правда, кажется, единичное, что все эти методы для крестьян совершенно не нужны и только тормозят дело. Эта группа, кажется, полагает, что если неуклюжую колоду заменить каким-нибудь рамочным ульем, который можно разбирать, и этим облегчить ряд работ, обыкновенно практикуемых и в колоде, то пчеловодство будет рационально и задача инструктора закончена. Правда, это говорилось по отношению пасек крестьянских, но если предположить, что крестьянину недоступно руководить пчелою и заставлять ее давать максимум меда, то... будем последовательны до конца и оставим крестьянина при его неразборных ульях. (Нельзя не вспомнить изречения Берлепша: "Пчеловод, не знающий теории, до гроба останется жалким пачкуном", или слова Гете: "Самым практичным в деле является наличность правильной теории"). Вряд ли велика группа, которая держится вышеприведенного мнения о крестьянских пасеках, но она имеется; мы же присоединяемся к огромному большинству наших товарищей, которые думают, что применять известный метод может всякий грамотный пчеловод, и не только применять, но и в скромных размерах искать в нем дальнейшего улучшения путем небольших, недорого стоющих опытов. Теперь же мы, ежегодно применяя на части нашей собственной пасеки несколько методов, охотно еще добавим, что работа на такой опытной маленькой пасеке является поэзией самого пчеловодства. Она захватывает не столько карманные интересы, сколько интересы пытливого ума. "Не единым хлебом жив будет человек", и если пасечник, выработав метод, из года в год применяет по шаблону одни и те же приемы, ничего не записывая, ни над чем не задумываясь и не стараясь улучшать их, то он (независимо от того, владелец ли он пасеки, или нанятой пчеловод), ненастоящий пчеловод, а наемный ремесленник, хлопочущий только о своей заработной плате. Такой пасечник не интересуется периодической литературой, встретившись с товарищами будет говорить о чем угодно, но только не о пчелах, которых он не любит и которыми не интересуется. Но есть у нас на Руси тысячи и других пасечников, у которых пчеловодство составляет хлеб и радость жизни. Если у них пасека велика, то большая часть ее ведется по известному методу и составляет статью дохода, меньшая же часть служит материалом для вечного неутомимого искания, и эта часть захватывает всю их мысль, все интересы и представляет живую текучую воду. Эти пасечники, собственно говоря, и двигают наше пчеловодство вперед, ежегодно прибавляя в сокровищницу пчеловодных знаний новые и новые зерна. Пусть не все эти зерна вырастают в дубы и розы, но все-таки только этим зернам мы обязаны тем, что имеем. Есть лица, мы знаем, которые относятся свысока и несколько иронически к таким поискам, в особенности, если последние окончились неудачей и были связаны с затратами, но таких лиц немного, и мы горячо приветствуем Киевский Всероссийский съезд, который почти единогласно высказался за устройство целой сети небольших опытных пасек, вроде той, которою руководил А. С. Бутке-вич в Тульской губернии, или той, что организована при Казанском Обществе Пчеловодства. Мы уверены, что именно такие пасеки должны будут довести дело, столь успешно начатое земствами и Институтом инструкторов, до конца и полного расцвета. Мы горячо приветствуем идею А.С. Буткевича предложить пчеловодам такой улей, который особенно удобен для применения целого ряда методов. Его "универсальный улей" не должно рассматривать, как это делают некоторые критики, как улей хозяйственный, экономический, — он и дороговат, и малоподвижен. Впрочем, имеются сообщения, что он хорош и в хозяйственном отношении (журнал Казанского Общества Пчеловодства № 8 за 1914 г.). По нашему убеждению, он в небольшом числе экземпляров желателен на всякой пасеке, руководимой интеллигентным пытливым умом; он поддержит жизнь в деле и устранит возможность погрязнуть в рутине, шаблоне. Эти соображения побудили меня дать чертеж и краткое описание улья в конце этого издания. Нельзя не упомянуть, что недалеко то время, когда у нас появится несколько областных опытных станций пчеловодства, которые могут быть благодетельны для страны только в том случае, если им будет доставляем материал, состоящий из многочисленных наблюдений, производимых на маленьких опытных пасеках, находящихся в самых разнообразных условиях. Что сможет заменить работу этих сотен скромных тружеников-наблюдателей, которые — как пчелы — приносят по капле своей нектар для переработки его на пчеловодных станциях в общеполезный мед знания!
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Помещенные здесь методы пчеловождения разбиты на шесть отделов. В первый отдел вошли методы, не допускающие роения пчел (противуроевые). Во второй отдел — методы, допускающие искусственное роение с целью использовать рой на мед или возвратить его впоследствии материнскому улью. В третий отдел — методы, допускающие временное образование нуклеусов,резервов при помощи матки перезимовавшего улья. В четвертый отдел — методы роевой свободы. В пятый отдел — методы, допускающие естественное роение в ограниченном количестве. В шестой отдел — методы, применяемые к неусовершенствованным неразборным ульям и способы улучшения их. В конце книги помещено несколько приемов, которые могут сопровождать те или другие методы пчеловождения. Строгое подразделение на группы сделать очень трудно, т.к. многие из них одним из своих приемов принадлежат к одной группе, другие — к совсем иной, являясь как бы переходными или составными. Сознаю, что принятая здесь группировка тоже обладает недостатками, но с ними приходится мириться во избежание более мелких делений. В некоторых методах те или иные приемы схожи, и в этих случаях их можно было бы посоединять и описать совместно, но тогда некоторые отличительные черты каждого метода, как мне показал опыт, легко спутать, в особенности пчеловоду-ученику. Под словом "метод" я вообще подразумеваю ряд работ, связанных между собою общностью цели, поставленной себе пасечником. Но если из какого-нибудь метода взята и описана только одна работа, то и эта работа сохранила название "метод". Под словом "прием" я подразумеваю отдельную, производимую на пасеке работу, не входящую в состав метода; слово "система" применяю только к улью, причем к улью почти каждой системы можно применить несколько методов пчеловождения. Слова "ящик", "этаж", "отделение" по отношению к улью вертикальному представляют собою синонимы; слово же "надставка" означает помещение для секций или полурамок. ОТДЕЛ Date: 2015-06-11; view: 333; Нарушение авторских прав |