Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Деструктивное воздействие фрустрации и конфликта
Если конструктивные пути выхода из ситуации фрустрации и конфликта не приводят к достижению цели, напряжение продолжает усиливаться. В конце концов оно достигнет уровня, при, котором его эффект уже не способствует деятельности, направленной на достижение цели, а носит разрушительный характер. Для этого есть несколько причин. Во-первых, рост мобилизации энергии может оказаться так велик, что она превысит уровень, необходимый для выполнения задачи; можно стараться чересчур, что приведет к нарушению тонкой координации усилий. Во-вторых, чрезмерное напряжение может привести к когнитивной ограниченности: человек настолько полностью сосредоточивает внимание на перекрытых путях к достижению цели или на недостижимом результате, что не видит возможности альтернативных путей или другой подходящей цели. И, наконец, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам размышления и выбора: человек волнуется, впадает в панику и теряет контроль над ситуацией. Стресс Понятие стресса первоначально возникло в физиологии для обозначения неспецифической генерализованной реакции организма – «общего адаптационного синдрома» (Г. Селье, 1936) в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Содержание этой реакции описывалось прежде всего со стороны типичных нейрогуморальных сдвигов, обеспечивающих защитную энергетическую мобилизацию организма: стрессор возбуждает гипоталамус, продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон, под его влиянием внешняя корковая часть надпочечников выделяет кортикоиды, что приводит к сморщиванию вилочковой железы, атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию сахара как легко доступного источника энергии. Позднее понятие стресса было расширено и стало использоваться для характеристики особенностей состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Для понимания природы этих состояний особое значение имеет характеристика стресса со стороны вызывающих его экстремальных факторов, или стрессоров. Перечень стрессоров весьма разнообразен: от простых физико-химических стимулов (температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др.) до сложных психологических и социально-психологических факторов (риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности и др.). В зависимости от вида стрессора и механизма его воздействия выделяют различные типы стресса. Наиболее общая классификация предложена Р. Лазарусом, выделившим физиологический и психологический стрессы. Физиологический стресс представляет собой непосредственную реакцию организма на воздействие однозначно определенного стимула, как правило, физико-химической природы. Соответствующие этому типу состояния характеризуются главным образом выраженными физиологическими сдвигами (признаками вегетативной и нейрогуморальной активации) и сопутствующими им субъективными ощущениями физического дискомфорта. Для практических исследований трудовой деятельности, особенно осуществляемой в затрудненных или необычных условиях среды обитания, большое значение имеют знания о конкретных формах проявления частных видов физиологического стресса – шумового, температурного, вибрационного и др. Психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека. Физиологические проявления при этом сходны с описанными выше, тогда как спектр психологических и поведенческих проявлений значительно разнообразнее. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании различных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации. Психологический стресс, как правило, отрицательно влияет на деятельность. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия «тревоги», следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия «сопротивления», характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия «истощения», которой соответствует стойкое снижение резервов организма. Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Следует отметить, что экстремальное воздействие далеко не всегда оказывает отрицательное влияние на эффективность выполняемой деятельности. В противном случае вообще было бы невозможно успешное преодоление трудностей, возникающих при усложнении условий. Тем не менее работа в стрессогенной ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних ресурсов, что может иметь неблагоприятные отсроченные последствия. Типичные болезни «стрессовой этиологии», такие как сердечно-сосудистые патологии, язва желудка, психосоматические расстройства, неврозы, депрессивные состояния, весьма характерны для различных современных видов производства и управленческой деятельности. Агрессия В основе всякой агрессивности лежит тот или иной конфликт – осознаваемый или бессознательный, мимолетный или затяжной. По сути своей, всякая агрессия является ничем иным, как проявлением активного, деятельностного недовольства человека условиями окружающей жизни, ближними или самим собой. Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив – роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить. Не следует забывать о том, что человек, отягощенный известным зарядом агрессивной активности, неизменно страдает от нее сам, причем в немалой степени. В наше сумбурное и взбалмошное время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Плохо контролируемая агрессивность нередко оборачивается против самого индивидуума, проявляясь в различных формах саморазрушения от самообвинений до постепенного самоубийства в форме наркомании и злоупотребления алкоголем. Но все же без известной доли агрессивности людям не обойтись. Мягкотелость и попустительство, укрепленные не в силе, но в слабости, могут принести не меньше вреда, чем маниакальное стремление к столкновениям и разрушениям Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Согласно, Бассу, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Другое определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды и оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. И наконец по Зильману, агрессия – попытка нанесения другим телесных и физических повреждений. В настоящее время под термином агрессия многими исследователями понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Основные теории агрессии можно условно разделить на несколько групп: 1. Агрессия как инстинктивное поведение: врожденное стремление к смерти и разррушению. Самое раннее и, возможно, наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, — это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивное. Согласно этому довольно распространенному подходу, агрессия возникает потому, что человеческие существа генетически или конституционально «запрограммированы» на подобные действия. Различные теории агрессии как инстинкта сильно разнятся в деталях, но все они сходны по смыслу. В частности, центральное для всех теорий положение о том, что агрессия является следствием по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Самое большее, чего можно достичь, — это временно не допускать подобных проявлений или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данным теориям, агрессия в той или иной форме всегда будет нас сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы 2. Агрессия как проявление побуждения: причинения ущерба или вреда другим. При существующей концептуальной невнятности и пессимистичности выводов относительно представлений об агрессии как об инстинкте неудивительно, что психологи никогда не принимали эту теорию всерьез. Фактически идея о спонтанно зарождающейся агрессивной энергии была в основных своих положениях отклонена подавляющим большинством исследователей в этой области. Более распространенным является предположение, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяемого как неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения организма каких-либо существенных вещей или условий, и возрастающая по мере усиления такого рода депривации. В случае агрессии побуждения рассматриваются как производные от аверсивной стимуляции и их напряжение снижается благодаря агрессивным действиям Теоретики, занимающиеся проблемой мотивации, достаточно оптимистично рассматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля над ним, так как приписывают агрессию скорее влиянию особых условий окружающей среды (то есть фрустрирующих, аверсивных или возбуждающих событий), нежели врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий. Другими словами, они предполагают, что устранение всех внешних источников возбуждения или аверсивной стимуляции из окружающей среды не приведет к мгновенному исчезновению опасных случаев человеческой агрессии К сожалению, аверсивные условия в той или иной форме встречаются настолько часто и повсеместно, что их тотальное устранение совершенно нереально. Поэтому и теории, посвященные агрессивным побуждениям, подразумевают действие неиссякаемого и, в общем, неизбежного источника агрессивных импульсов. И хотя подобные влияния предположительно имеют большей частью внешнее, а не внутреннее происхождение, они все еще слишком распространены, и потому у нас нет оснований для особого оптимизма. 3. Агрессия как приобретенное социальное поведение. Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. В интересах дальнейшего развития теории, которая достаточно широка для того, чтобы вобрать в себя большинство существующих работ по агрессивному поведению, Бандура рассматривает роль биологических и мотивационных факторов, хотя делает явный акцент на важности влияния социального научения Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов: 1) способов усвоения подобных действий, 2) факторов, провоцирующих их появление, 3) условий, при которых они закрепляются Иначе говоря, глубокое понимание агрессии предполагает знание тех же самых факторов и условий, которые могут потребоваться для аналогичного анализа многих других моделей поведения. Данная теория социального научения оставляет гораздо больше шансов возможности предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий. Тому есть две важные причины. Во-первых, согласно этой теории в целом, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. Например, весьма эффективным средством может стать устранение условий, поддерживающих агрессивное поведение. Злонамеренное поведение все еще остается в репертуаре индивидуумов, но в иных условиях будет гораздо меньше оснований для его открытого выражения в актуальном поведении. Во-вторых, в отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях, способствующих подобному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии То, что люди часто совершают опасные агрессивные действия, вряд ли подлежит обсуждению. Тем не менее вопрос о том, почему они предпринимают подобные действия, долго был предметом серьезной дискуссии. Высказывались резко отличающиеся друг от друга взгляды относительно причин возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявления. При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большинство из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится в первую очередь к: 1) врожденным побуждениям или задаткам; 2) потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3) познавательным и эмоциональным процессам; 4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением. Позитивная психология Позитивная психология — отрасль психологического знания и психологической практики, в центре которой находится позитивный потенциал человека (как индивида и в качестве члена различных человеческих общностей). Цель — научно-психологическое исследование оптимального функционирования человека, поиск факторов, которые способствовали бы благополучному существованию и расцвету индивидов и сообществ. Позитивная психология возникла в конце 1990-х главным образом по инициативе американского психолога Мартина Селигмана и его коллег Дж.Вейланта, Э. Динера, М. Чиксентмихали и др., хотя идеи позитивности в психологии и психотерапии обсуждались и ранее. Селигман и его последователи полагают, что парадигма современной психологии должна быть изменена: от негативности — к позитивности, от концепции болезни — к концепции здоровья. Объектом исследований и практики должны стать сильные стороны человека, его созидательный потенциал, здоровое функционирование отдельного человека и человеческого сообщества. Позитивная психология стремится обратить внимание психологов на то, что люди делают хорошо, понять и использовать в психологической практике адаптивные и творческие элементы психики и поведения человека, объяснить в терминах психологии, «почему несмотря на все трудности, которые окружают их во внешнем мире, большинство людей живут осмысленной жизнью, которой можно гордиться» (Sheldon, King 2001, p. 216). Психология сейчас занимается преимущественно тем, что плохо в жизни человека и в отношениях между людьми. Она как бы «забыла» о сильных сторонах, концентрируясь на человеческих слабостях, ориентируется преимущественно на то, чего человеку «не хватает». Чрезмерное внимание уделяется таким явлениям как «болезни», «дистрессы» и т.д. В современной клинической психологии до сих пор господствует т. н. ДСМ (DSM) — 800-страничная классификация человеческих несчастий, используемая в диагностических целях. В результате, например, нам известно многое из психологии предрассудков, насилия, но мы ничего не знаем о психологии щедрости, героизма и т.д. Согласно Селигману, современная психология по сути дела «стала виктимологией (от лат. victima — жертва)». Человек рассматривается в ней как принципиально-пассивное существо со сниженной личной ответственностью и т.н. «выученной беспомощностью», когда он утверждается в мысли, что всегда будет жертвой других людей или обстоятельств. Усилия психологов традиционно направлены на то, чтобы повысить самооценку людей. В частности, считается, что низкая самооценка ведет к депрессии, подростковой беременности, суицидам, насилию, злоупотреблениям алкоголем и наркотиками, а повышение самооценки может оказаться лекарством от всех этих недугов. Однако, например, террористы-самоубийцы, руководители преступных организаций и дети-насильники как раз обладают высокой самооценкой. Движение за высокую самооценку сейчас очень популярно в первую очередь в США, среди педагогов, психотерапевтов, родителей (в большой мере это результат работы психологов гуманистической ориентации, которые утверждают, что люди всегда должны себя чувствовать хорошо). Селигман с этим не согласен и считает, что самооценка выполняет функцию прибора, показывающего состояние системы человеческой психики. Вот и получается: когда у тебя все хорошо в жизни — самооценка высокая, когда возникают трудности — самооценка понижается, что, в частности, приводит к депрессии. Депрессия сейчас активно молодеет, хотя целая индустрия развлечений работает для подрастающего поколения. Тридцать лет назад средний возраст людей, страдающих от депрессии, был 29,5, сейчас — 14,5, депрессия стала заболеванием подростков. Лекарства не всегда могут помочь в ее преодолении, и если, полагают позитивные психологи, мы и должны учить чему-то наших детей, так это реалистичному оптимизму, который основывается на личной ответственности людей и на том, что они делают хорошо. Выделяются три основных раздела позитивной психологии: 1) субъективное ощущение счастья (позитивные эмоции — наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своем будущем — оптимизм, уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»); 2) высшие индивидуально-психологические человеческие качества (мудрость, любовь, духовность, честность, смелость, доброта, творчество, чувство реальности, поиски смысла, прощение и сочувствие, юмор, щедрость, альтруизм, эмпатия и т.д. (можно сказать, что позитивная психология занимается тем, что в истории гуманитарного знания называлось «добродетелями»)); 3) позитивные социальные институты (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества). Согласно позитивной психологии, человеческое счастье не является результатом «работы генов» или «работы судьбы» — человек может жить счастливо, используя присущие ему и составляющие его качественную специфику сильные качества. Только поняв и адекватно используя их, можно действительно помочь человеку достичь удовлетворения жизнью, реализовать все возможности, которые нам дарит судьба, больше реально сделать в частной жизни (например для своей семьи), в своей профессиональной деятельности, для общества (локального сообщества и человечества в целом. Высшие человеческие качества составляют также необходимый ресурс для преодоления негативных психических состояний (напр., депрессии). В концепции «потока» (flow), введеной М. Чиксентмихали, говорится о том, что для каждого человека существует виды деятельности, позволяющие ему делать именно то, что ему хочется. Время как-бы останавливается, и человек лишь мечтает о том, чтобы эта деятельность никогда не кончалась. Когда же он делает то, что ему не хочется и у него часто все плохо получается, — тогда, можно сказать, что он находится «вне потока». Например, как горнолыжник, который вместо того, чтобы наслаждаться видом гор, думает, что вот-вот упадет, и озадачен тем, как себя вести, чтобы этого не случилось. Рядом исследователей в позитивной психологии (Э.Динер, Д. Канеман) изучается субъективное (психологическое) благополучие (well-being). Является ли материальное благополучие и его преумножение достаточным в психологическом смысле? Будет ли человек более счастливым, став обладателем еще бóльшего количества денег, домов и машин. Результаты исследования американского социального психолога Д. Майерса показали, что, в то время как средний доход американцев с 1960 по 1990 возрос в два раза, процент людей, которые считают себя счастливыми, значительно снизился. Хотя многие люди субъективно связывают счастье с деньгами и материальным благополучием, самые несчастливые (по психологическим критериям) американские подростки живут именно в богатых семьях. Ранее психологи предполагали, что, если человеку удастся избавиться от негативных эмоций, их место автоматически займут позитивные. Но если у человека, например, есть работа и достаточно денег, то перестанет ли он беспокоиться по тем или иным поводам и автоматически перейдет к счастливому существованию? Для того чтобы стать оптимистом, недостаточно лишь перестать быть пессимистом. Фундаментальные установки позитивной психологии по отношению к психологическому консультированию и психотерапии заключаются в том, чтобы выявить сильные стороны человека. Давайте представим себе, вслед за Селигманом, официантку, которая пришла на психотерапевтический прием с рядом «запросов», и в конце-концов вы понимаете, что главная проблема в том, что она, по сути дела, ненавидит свою работу. Вы тщательно анализируете — в чем состоят ее сильные качества. Например, таковым является общение с другими людьми, и, допустим, она с вашей помощью сможет переопределить свою профессиональную деятельность: вместо того, чтобы думать о ней как о необходимости таскать тяжелые подносы (что собственно она и ненавидит), станет воспринимать ее как психологическую работу с целью сделать клиентов (посетителей ресторана) более счастливыми. Несомненно, она хорошо с этим справится, так как обладает для этого отличными способностями. Как и научная психология, психотерапия до сих пор тоже работала с человеческими слабостями (и это довольно тяжело, как для клиентов, так и для психотерапевтов), но должна бы также опираться на сильные стороны человека. Если вы взаимодействуйте с людьми на основе того, что они делают хорошо, они будут рады об этом говорить — это не только техника установления контакта с клиентом, а самостоятельная терапевтическая стратегия и, можно предположить, что если человек посвятит жизнь развитию своих позитивных качеств, его недостатки и проблемы уйдут сами по себе либо приобретут для него не столь болезненную значимость. Позитивная психология представляет собой не самостоятельный раздел современной психологии, а скорее движение, тесно связанное со всем многообразием современных психологических исследований и практик. Причем работа осуществляется сразу на нескольких уровнях: биологическом, личностном, уровне взаимодействия между людьми, институциональном, культурном и глобальном (Селигман, Чикчесмихаи, 2000). В основном в позитивной психологии проводятся эмпирические исследования и их тематика очень разнообразна. Что такое счастливое Рождество? Какие высшие человеческие качества являются позитивной альтернативой жадности? Как позитивные эмоции могут предохранить людей от депрессии и ощущения одиночества? Как влияет настроение человека на функционирование его иммунной системы? Какова специфика моделей позитивного личностного развития? Такие острые социальные проблемы как глобализация, современная экономическая и политическая жизнь также находятся в центре внимания исследователей в области позитивной психологии. Позитивная психология в настоящее время — динамичная, бурно-развивающаяся дисциплина, в которой борются (и, одновременно дополняют друг друга) научно-психологическая и гуманистическо-психологическая тенденции. Уже в научной психологии начала 20 в. были попытки синтеза различных направлений и подходов в сторону концепции позитивности. Позитивный настрой Позитивный настрой — это внутренний само-настрой или вера, что у нас получится, что мы сможем. Ключевыми фразами в таком мышлении являются: «Я смогу»,«Я достоин»,«У меня получится»,«У меня выйдет»,«Я сделаю» и девизом жизни людей с Позитивным Настроем является лозунг: «Если не я, то кто же?» При таком построении фраз мы уже приближаемся к настоящему времени: «Я добегу в этом кроссе до конца! Я смогу». Во — первых, везде присутствует «Я». А мы знаем, что буква Я в жизни успешного человека это самммая первая буква. Если человек говорит: «Я за это отвечаю»,то человек уже внутренне готов быть или уже стал лидером. Пример: К нам на одну из лидерских программ приехал один крупный представитель большой компании. При этом он заранее позвонил организаторам и сказал, что на первый день мероприятия он приехать не сможет, что он задержится на один — два дня, а потом вдруг приехал вовремя. Мы его спрашиваем — «Что произошло, почему?». Он говорит — «Из нашего города самолеты летают — либо в Москву, либо в Киев. Самолетов в это время не было. А из нашего города никогда не летают самолеты в Харьков. Но я был уверен, что я попаду вовремя". Ему звонят из аэропорта и говорят: - «Вы спрашивали у нас, о билете в Киев, но у нас есть самолет в Харьков». Он сильно удивился и говорит: - «Мне сказали, что нет прямых рейсов в Харьков». И на ответ — «Да, но сегодня есть» — он как человек дотошный и основательный, спросил — «А на завтра есть?», - «Нет». - Спасибо, я беру билет». Он приехал и говорит (у нас в начале тренинга есть такой момент, все участники рассказывают, что позитивного с ними было вчера), -«Я бы хотел рассказать, как влияет позитивный настрой на жизнь. Я никогда не думал, что самолеты будут летать туда куда я хочу и когда я хочу. Мне даже позвонили домой. Все это очень странно. И вот я с вами, я прилетел». Позитивный Настрой так же умеет связывать с «выгодой для себ Я " такие, на первый взгляд, никак не связываемые понятия, как дождь и результат своей работы. Если сегодня пошел дождь, то у меня все получится. Если дождь сильный, то получится даже больше, чем наметил. При этом логическая связь значения не имеет, главное — настрой. Разбил тарелку — к счастью, испачкал одежду на улице — к деньгам, сильно испачкался — к большим деньгам. Вообще негативные приметы для пессимистов, позитивные для оптимистов, разбил зеркало — к несчастью и т.д. и уже нам решать... Разбил тарелку — это счастье стучится в дом или грозят неприятности на личном фронте.
И, собственно, Позитивное Мышление. Что это такое? Это высказывания и мышление, основанное на описании событий или процессов в позитивном ключе. Например, если человек не глупый, то он какой? Умный. Не бедный — богатый. Не дурак — умный. Есть известный пример о полупустом и полуполном стакане. Оптимист воспринимает стакан наполовину наполненный — как наполовину полный, а пессимист — наполовину пустой. Стакан-то от этого никак не изменился. Но один человек от такого восприятия жизни чаще радуется, а другой от этого огорчается. Получается, мы сами выбираем, как мы реагируем на то или иное событие в нашей жизни. Примером тому, такая история про двух детей. Родители имели двух сыновей близнецов. Один из них был оптимистом, а другой пессимистом. Оптимисту все было в жизни хорошо, и родители не очень задумывались, что дарить ему на день рождения. А вот пессимисту долго думали, что подарить и подарили ему деревянную лошадь на день рожденье, хорошую, деревянную лошадку. А над оптимистом решили подшутить и положили около его кровати лошадиный навоз. Негативный ребенок встает утром и смотрит печально на свою лошадь и говорит: «Вот опять не того цвета подарили лошадь, она не ездит, ее возить надо. Что мне теперь делать и куда мне ее теперь в моей маленькой комнате ставить?» Родители огорчились, опять не получилось. Что же с оптимистом? Расстроится ли он? Оптимист говорит: «Классно, мне подарили настоящую живую лошадь. Вот даже навоз остался, наверное пошла погулять». Есть такая фраза, очень знакомая мужчинам. Они спрашивают у женщины: «Ты готова выйти, дорогая?». Женщины что обычно отвечают? — «Я не могу сейчас выйти». А в позитиве эта фраза зазвучит так — я смогу выйти через полчаса. Что в позитивном мышлении отличительного? В каком времени находится позитивное мышление? В настоящем. Мы не настраиваем себя, мы не строим убеждающих аффирмаций, мы из настоящего времени описываем те же самые события, только в позитивном ключе.
Давайте для примера рассмотрим несколько негативных фраз, и как они будут звучать с точки зрения аффирмаций, позитивного настроя и позитивного мышления. Например, фраза: «У меня нет денег на покупку газовой плиты за 400 $». Как будет звучать аффермация, если у меня нет денег? — «Я с каждым днем зарабатываю все больше и больше». Или — «Я легко зарабатываю 400$» или — «Я легко зарабатываю деньги на домашнюю утварь». Это все примеры аффирмаций. Позитивному настрою ближе такие фразы: Я смогу, Я буду, Я достоин, и девиз «Если не Я, то кто же». И будет звучать примерно так: «Я смогу заработать 400$ на плиту». Или «Я смогу заработать или найти на кухонную плиту нужные мне деньги». Заметьте, мы не уточнили где найти. Найти можно у мужа, найти можно на улице. Но что самое главное в этой фразе? — «Я смогу». Внутренний настрой, что у меня это получится. И Позитивное Мышление: если у нас сейчас 400$ на плиту нет, сколько у нас есть? — 100$ на плиту у меня сейчас есть. И еще есть вариант фразы для рачительных домохозяек: «Я могу отложить сейчас на плиту 100$» и сразу же отложил — «Пацан сказал — Пацан сделал». В первом случае — мы формируем аффирмацию: «С каждым днем я зарабатываю все больше и больше. Мой финансовый поток увеличивается и увеличивается…» Мы формируем какую-то ключевую фразу которую потом, проговаривая многократно, будем использовать себе на пользу. Фраза влияет на наше подсознание, подсознание постепенно перестраивается, и мы сможем легче воспринимать деньги. Во втором случае — мы себя убеждаем, что мы достойны, мы можем, у нас получится. Ключевая фраза начинается со слов «Я смогу…» или «У меня получится…». В третьем случае — ситуацию, которая есть сейчас, мы воспринимаем и описываем, исходя из позитивного, оптимистичного взгляда на жизнь. Например, вы звоните коллеге по работе, а он отвечает: «Я болею». Как будет звучать аффирмация в этом случае? — «Все болезни уходят от меня, мое тело и душа крепнет с каждым днем во всех отношениях». Как говорит Сытин: «Молодеют и крепнут клетки моего организма» или «Молодеет и наполняется здоровьем мое тело». Теперь позитивный настрой: «Я хорошо себя чувствую и быстро выздоравливаю». Что важно? Присутствует действие. Я себя настраиваю что я выздоравливаю не за семь дней, а за 4. Или например, если человеку нужно через четыре дня проводить презентацию, что он говорит? «Я выздоровею через четыре дня». Позитивное мышление: «Я выздоравливаю». Ты что делаешь? Я выздоравливаю — представляете реакцию окружающих;-). Или еще один вариант, он ближе женщинам: «Я привожу себя в порядок». (попробуй угадай что милая леди делает? То ли красится пред зеркалом, то ли выздоравливает).
** Несколько секретов, аффирмации для манипуры - зоне пресса (уверенность, действенность и т.д.) лучше работают если произносятся: в деловой одежде, стоя перед зеркалом, голосом немного громче, чем вы обычно говорите. Аффермации для анахаты - зоне сердца (любовь к себе, умиротворенность, сопереживание, эмпатия и т.д.) лучше работают когда произносятся про себя в комфортной обстановке и условиях (ванна с теплой водой, мягкое кресло).
Почему мы разделили три варианта позитивного мышления? Позитивное утверждение позволяет нарабатывать интеллектуальный центр — аджну, а поскольку присутсвует "многоразовость" то и муладхару. Ведь, что происходит, если мы повторяем аффирмацию много раз? Она из сознательного перемещается на подсознательный уровень. Если мы правильно составили аффирмацию, то на многократное повторение уходят часы, а результат воздействия на нашу жизнь аффирмация оказывает через какой-то продолжительный отрезок времени (недели, месяцы). Такое мышление подходит для тех, у кого зона головы ведущая уже сейчас. Как будет ходить человек с ведущей аджной, давайте угадаем? Какой частью вперед? Головой. Поэтому, если вы знаете больше, чем умеете, то для начала особенно хорошо подходит именно работа с аффирмациями. Позитивный настрой: мы уже говорили, что основные фразы в позитивном настрое, это: «Я смогу»,«У меня получится»,«Я сделаю» и «Я достоин». Это вторая часть сообщающихся сосудов с именем воля. «Пацан сказал — это у нас в голове (аффирмация), а Пацан сделал это на уровне живота (позитивный настрой). Позитивный настрой помогает и наработать действенность, и подходит для тех людей, которые уже умеют действовать. Для них это знакомо. Поэтому эта методика подходит и для тех, кому нужно стать более действенным и для тех, у кого действенность уже есть, чтобы научиться управлять своей действенностью и в дальнейшем отдать свои знания и умения своим близким и своей структуре. Бывало ли так, что человек что-то умеет, но когда его спрашивают, «Как же ты это делаешь?»,- дать определенный ответ он не может. Он умеет классно делать продажу, он умеет замечательно общаться с людьми, его люди просят — научи нас, он говорит — ну, посмотри, как я это делаю. Если у нас уже сформирована уверенность в себе и действенность, мы постепенно начинаем пользоваться позитивным настроем, и мы можем те формулы, которыми мы пользуемся отдавать людям, с которыми мы общаемся. Позитивное мышление помогает наработать такое важное качество, как сердечность - анахата. И в то же самое время так легче всего думать тем людям, у которых это качество уже есть. Сердце у нас отвечает за любовь к себе, за любовь к другим людям, и ко всему земному шарику в целом. Нас, в принципе, учили любить, но не себя. В основном — других. Позитивное мышление подходит такому человеку, который хочет развить в себе сердечность, любовь к себе и другим, эмпатию. Тем, кто и так, в принципе, к людям хорошо относится, с этой техники легче всего начинать свой путь к позитивному в жизни. Если они начинают слушать свою речь и слушать свои мысли, то вдруг, как по мановению волшебной палочки, легче решаются какие-то вопросы и легче достигаются цели.
P.S. В психологии существует два основных подхода к развитию личности: :-(Первый встречается значительно чаще, — это негативный подход, когда человек борется со своими негативными качествами или недостатками. В этом случае человек может находиться в борьбе очень долгое время. Так как после того, как человек закончил бороться с каким-то одним негативным качеством, тут же на сцену выходит другое, и так — до бесконечности. И при этом человек живет в непрекращающейся борьбе и, что удивительно, в борьбе … с самим собой. И в результате такой борьбы такие качества, как сердечность, благодарность и естественность в процессе борьбы постепенно уменьшаются. А умения — контролировать и анализировать становится больше, правда окраска у них не самая положительная. Ведь можно учиться борьбе, чтобы стать целостным и здоровым, а можно для того, чтобы отомстить обидчикам. Ведь не случайно на востоке говорят, что месть — не лучшая мотивация. :-) Второе направление — позитивное — основано на том, что человек, опираясь на свои сильные качества, доразвивает то качество или ту способность, которая на данный момент больше нужна. В этом случае увеличивая позитивные качества человек, акцентируясь на прекрасном и позитивном, заполняет свою жизнь именно этими составляющими. А недостатков при этом становится меньше.
Эмоции и здоровье Date: 2015-07-17; view: 667; Нарушение авторских прав |