Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эксперимент с людьми





Исследования на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.

За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.

1) Период младенчества. Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т.е. сознательные действия, чрезвычайно трудно. Считается, что первые произвольные хватательные движения грудных детей появляются в возрасте 4,5-7 месяцев. Произвольные же движения напрямую связаны с волей, преднамеренностью, следовательно, и с мотивами.

2) Период раннего детства (1-3 года). Мотив. Сфера характеризуется аморфностью, отсутствием уст. Иерархии потребностей и ценностей, а след-но и мотивов.

3) Период дошкольного детства. Ведущий вид деят-ти – игра – способствует развитию мотивационной сферы ребенка. В преддошк. Возр-те появл. Новые мотивы: достижение успеха, соревнования. Соперничества, избегания неудач. Более эффективно поощрение, чем наказание.

4) Период мл. школьного возраста. Появл. Новые мотивы, происходят перестановки в иерархической мотивационной системе ребенка. Мотив посещения школы первоклассниками (поступления в школу) престижность (повышение своего социального положения), стремление к взрослости и желание называться уже школьником, а не детсадовцем, желание быть «как все», не отставать в исполнении социальных ролей от сверстников. Отсюда целями удовлетворения потребностей могут быть как учеба, так и хождение в школу для выполнения роли ученика, школьника. Мотивацией является беспрекословное выполнение требований учителя. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает престижный мотив, а познавательный интерес называется очень редко.

5) Период среднего шк. Возраста. Первой ее особенностью является возникновение у школьника стойкого интереса к определенному предмету. У этих учащихся меняются мотивы посещения школы: не потому что хочется, а потому что надо. Главным мотивом поведения – найти свое место среди товарищей.

6) Период старшего шк. Возраста. Основным мотивом учения старшеклассников является подготовка к поступлению в профессиональное учебное заведение. Неслучайно поэтому половина выпускников школы имеет сформированный профессиональный план, включающий как основное, так и резервное профессиональное намерение. Следовательно, главной целью для выпускников школы становится получение знаний, что должно обеспечить прием в намеченные учебные заведения.

Инстинктами называются врожденные акты поведения, возникающие в связи со сложными (комплексными) раздражениями, исходящими как из внешней, так и из внутренней среды. Они состоят из последовательного ряда взаимосвязанных действий и осуществляются как цепные безусловные рефлексы, в которых эффекторная часть одного рефлекса служит пусковым механизмом для включения в действие следующего в данной цепи рефлексов.

Например, при кладке яиц самка насекомого (наездника) сперва с помощью обоняния отыскивает под корой дерева личинку другого насекомого, затем прокалывает кору дерева, после чего откладывает в найденную личинку свое яичко.

Инстинкты животных многообразны. Они всегда связаны с важными биологическими потребностями животного. Примерами их являются: половой инстинкт (например, токование у птиц, бои за самку), заботы о потомстве (выкармливание личинок у муравьев, постройка гнезд, высиживание яиц и кормление птенцов у птиц), стадные инстинкты, побуждающие животных объединяться в стаи, стада, и т. д.

Так, муравьиный лев вырывает в земле геометрически правильные воронки с таким углом стенок, что попавшее на край воронки насекомое неминуемо должно скатиться к ее центру, где уже ждет добычу личинка муравьиного льва. Примером весьма сложного инстинкта могут служить действия муравья-ткача. Сам муравей не имеет органов для выделения нити, необходимой для его ткацкой работы. Но такую нить способна выделять личинка муравья. И вот когда необходимо заделать неожиданно образовавшееся отверстие в устроенном из листьев гнезде, несколько муравьев схватывают своими челюстями и сгибают концы листьев, притягивая их друг к другу, а муравей-ткач с личинкой в челюстях ловко прикасается ею к загнутым концам листьев и очень быстро заделывает отверстие пряжей, сотканной из выделяемой в момент прикосновения этой личинкой нити.


Для инстинктов характерны следующие их основные особенности:

а) целосность действия. В отличие от простых рефлексов,как однократных кратковременных движений отдельных частей организма (сокращение или расширение зрачка глаз, отдергивание лапы и т. п.), инстинкты являются сложными и длительными целенаправленными действиями, имеющими для животного исключительно важное биологическое значение (рытье норы, постройка гнезда, выслеживание и поимка добычи, собирание впрок пищи и т. п.);

б) врожденность. Инстинкты являются поведением, унаследованным животным во всей его сложности и определенности вместе с нервной системой. Инстинктам не предшествует никакой предварительный опыт животного. Совершая инстинктивное действие, животное уже обладает готовым умением действовать в тех или других обстоятельствах без всякого предварительного обучения;

в) бессознательность. Инстинктивные действия, кажущиеся по своему содержанию и форме как бы сознательными (осознанно целенаправленными), совершаемыми будто на основании знания закономерных отношений между вещами, их причин и следствий, в действительности полностью бессознательны. Так, птица будет высиживать яйца других птиц, и подложенные в ее гнездо искусственные яйца (из дерева, гипса), и даже любые предметы, в том или другом отношении похожие на яйца, хотя ее действия в этом случае будут совершенно бессмысленными;

г) шаблонность. У всех представителей данного вида или рода животных инстинкты совершаются в принципе одинаково, по одной и той же схеме, в одной и той же последовательности своих звеньев, одинаково, как данным животным при повторном выполнении, так и всеми животными данного вида в сходных условиях. Животные выполняют комплекс инстинктивных действий в определенной последовательности, причем выполнение одной части комплекса (оса сфекс вырыла в земле гнездо для будущего потомства) немедленно сопровождается началом выполнения следующей части комплекса (отыскание и заготовка пищи для будущей личинки и т. д.). Нарушение уже выполненной части комплекса (например, удаление из гнезда снесенного осой яичка) не влечет за собой приостановку выполнения следующей части комплекса (оса будет продолжать замуровывать вход в гнездо);

д) изменчивость операций. Для инстинктов характерно отсутствие стандартного однообразия операций, которое обычно для простых безусловных рефлексов. В инстинктах шаб-лонна, идентична, постоянно повторяется общая схема действия, выполняемые же при этом операции в своих деталях очень изменчивы. Так, пчелы при постройке сот могут применять различные движения: их детальный характер и количество зависят от того, в каком положении находится при этом пчела.

Инстинкты играют значительно большую роль в развитии и совершенствовании поведения и психики животных, чем простые рефлексы:


1. Инстинктивные действия предполагают наличие у животного сложной нервной системы. Необходимым условием для инстинктов является развитие таких механизмов нервной системы, которые обеспечивают сложную координацию составляющих инстинктивное действие движений. По своим физиологическим механизмам инстинкты являются сложными безусловными рефлексами (И. П. Павлов).

2. На стадии инстинктивного поведения у животных наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, также иная, более сложная роль их в поведении животного. Например, развиваются такие органы зрения, на сетчатке которых окружающая действительность отражается уже не в виде каких-то бесформенных переходов света и тени, а предметно. Благодаря более совершенному развитию рецепторов животное получает возможность лучше анализировать имеющие для него биологическое значение внешние раздражения.

3. Совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между различными анализаторами. Животное корректирует свое поведение возбуждениями, исходящими из различных рецепторов: оно может совершать движения с учетом раздражений, идущих не от одного, а сразу от многих рецепторов, например от зрительного и обонятельного одновременно; оно может в связи с этим пользоваться в инстинктивных действиях различными предметами. На стадии простых рефлекторных актов этого еще нет. Там было просто однозначное ответное движение. Инстинкты же представляют собой сложные действия животного (рытье норы, устройство гнезда, отыскивание пищи, погоня за другими животными и т. д.).

4. Способность отражения делается качественно иной по сравнению со стадией простых рефлексов: появляется предметное образное отражение действительности в виде уже не изолированных ощущений, а целостных восприятий различных явлений действительности. При совершении инстинктивных действий животное воспринимает предметы и в соответствии с особенностями и характером этих предметов изменяет свои операции. Например, оса сфекс совершенно иначе действует при проколе первого и последнего ганглиев найденной ею гусеницы: при первом нападении ее движения быстры и порывисты, она вынуждена уклоняться от сильных ударов извивающегося тела гусеницы: проколы последних ганглиев, когда гусеница в значительной своей части уже парализована, оса делает спокойно и медленно.

5. На стадии инстинктов возникают органически с ними связанные эмоции. Для многих инстинктов характерно наличие внутренних раздражений, обусловленных деятельностью желез внутренней секреции, например при половом инстинкте. Одно только внешнее раздражение при отсутствии внутренних механизмов, побуждающих животное к совершению данного действия, не способно вызвать этот инстинкт: при удалении половых желез оса не будет строить гнездо, запасать пищу для будущей личинки и т. д., какие бы внешние раздражения на нее не действовали. В связи с этим возникает и получает дальнейшее развитие такая форма психики, как эмоциональные процессы.


Импринтинг и опредмечивание

Импринтинг - это психофизиологический механизм, в соответствии с которым впечатление или образ, воспринятые в определенный критический период развития, прочно запечатлеваются в мозге, превращаясь в устойчивую поведенческую программу.

Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).

Термин «Запечатление» в традиционной психологии употребляется в смысле фиксации определённой информации в памяти. Запечатление:

  • возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный, критический) период времени;
  • совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);
  • характеризуется необратимостью;
  • происходит без пищевого или иного подкрепления.

Известно также сверхраннее голосовое запечатление у птиц, например крякв (вид уток) дуплах деревьев поблизости от водоемов. Самка во время насиживания яиц издает характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать. Утята, выведенные в инкубаторе, не способны узнать зов утки, и не следуют за ней в воду.

Импринтинг (от английского "imprinting" - отпечатываться, оставлять след) - восприятие первых впечатлений (зрительных, тактильных, слуховых и так далее) новорожденным ребёнком, запоминание и принятие их за норму.

Дело в том, что ощущение своей видовой принадлежности — не врождённо. Оно приобретается в определённый “критический” этап развития по механизму, названному “первичной социализацией” (в отличие от “вторичной социализации”, которая может долго и трудно происходить в более позднем возрасте).
Во время “критического” этапа “первичной социализации” происходит “запечатлевание” взрослых особей своего вида (обычно — своих родителей) — и на этой основе и формируется ощущение своей принадлежности к тому или иному биологическому виду.

Например, песни певчих птиц — это вовсе не их врождённые голоса. Самцы обучаются пению, когда они ещё сидят маленькими птенчиками в гнезде, а папа поёт рядом. Они “запечатлевают” песню, но сами петь будут лишь не скоро — по достижении половой зрелости. (Это относится к самцам. Самочки же петь не будут, но станут реагировать на песни своих сверстников — как на сексуально значимые голоса представителей своего биологического вида).
Если же папа у гнезда не поёт — способность петь у потомства не сформируется, особи станут социально неполноценными, их участие в репродукции (размножении) будет искажено или станет вовсе невозможным.
Или ещё бывает, что самцы выучивают песню чужого биологического вида и пытаются её воспроизводить — в той степени, насколько позволяет их собственный голосовой аппарат.

У человека этап запечатлевания длится с момента рождения до 6-7 месяцев. В это время и в последующие примерно два года психика ребёнка чрезвычайно чувствительна к нарушениям гармоничных отношений с матерью или человеком, её заменяющим. Как было выяснено во многих наблюдениях за развитием детей и в специальных опытах на обезьянах, нарушение этой гармонии (хотя бы длительное отсутствие того взрослого человека, к которому произошёл “импринтинг”, попытки резкой замены такого человека другим воспитателем именно в это время и тому подобное) вызывает труднообратимые или даже необратимые нарушения в психическом развитии ребёнка, сказывающиеся и во взрослом состоянии. Это могут быть психологические трудности в общении с другими людьми, “нелюдимость”, повышенная агрессивность и так далее.

Отношения между матерью и ребёнком в раннем младенчестве - это запечатлевающаяся в ребёнке модель его дальнейших отношений со всей действительностью. Встречая любовь, внимание к своим нуждам, удовлетворение своих естественных потребностей, ребёнок учится воспринимать мир как свой родной дом. Если его любят, он учится этой любви. Если чувствуют его потребности, он чувствует потребности других. Воспринимая уверенность матери, он получает чувство безопасности, а вместе с ним формируется уверенность в себе, в своих возможностях.

Одним из негативных проявлений эффекта импринтинга является отставание в психическом развитии детей лишённых полноценного общения и материнской любви. Это явление широко изучалось в странах Запада в детских сиротских приютах ещё после Первой мировой войны: дети, которых только добросовестно кормят и перепелёнывают, но которые лишены именно индивидуальной эмоциональной теплоты — вырастают в людей асоциальных, не умеющих полноценно говорить, очень часто агрессивных. Тогда возник даже специальный термин, обозначающий этот синдром — “госпитализм”. Если с младенцем не разговаривать и он не получает возможности наслушаться голоса любимого им человека — он так и не научается полноценно говорить, родной язык ему потом становится как иностранный.

По механизму импринтинга формируются также целые шаблоны социального поведения, свойственного своему полу. Это форма импринтинга получила особое название “идентификации”. Были выявлены особые “критические” этапы для этого процесса. Исследования показали, что ребёнку необходим полноценный контакт со взрослыми одноимённого пола. (Причём мальчикам — с отцом — с трёх лет, а девочкам — с матерью — и до, и после этого срока). Эти взрослые должны быть любимыми и уважаемыми ребёнком людьми, и даже не обязательно, чтобы это были именно родные мать и отец.

Обусловливание - создание условий, дающих возможность управлять поведением человека. Обусловить - сделать череду процедур, организовать такую жизнь и ситуацию, что теперь, меняя те или иные подконтрольные нам условия, мы меняем состояние организма человека, его реакции и поведение.

Нужно учесть, что благодаря всемирно известным трудам Павлова и Скиннера из всех разнообразных условий, которыми можно управлять поведением, обычно имеется в виду только ситуацию формирования условного рефлекса (классическое павловское обусловливание) и оперантное обусловливание по Скиннеру.

Условный рефлекс - не от слова условность, а от слова УСЛОВИЕ, некоторое важное обстоятельство. Рефлекс, запускаемый тем обстоятельством, что лампочка всегда загорается вместе с подачей мяса собаке. Рефлекс, возникающий только при УСЛОВИИ (при том обстоятельстве), что вместе с подачей мяса загорается лампочка.

Обусловливание — это такая естественная или искусственная «стыковка» внутренних ожиданий и представлений человека со случайно или преднамеренно аранжированными аспектами его текущей ситуации, которая приводит к более или менее устойчивому изменению поведения в сравнении с предыдущими привычками данного индивида. Искусственное (организованное, целенаправленное, намеренное) обусловливание строится на провоцировании пошаговых, постепенных изменений в поведении и мышлении, каждое из которых в отдельности (особенно на первых этапах) кажется естественным («логичным») развитием привычных способов мышления и поведения или лишь незначительным, мелким и временным отклонением от них.

Из этих мелких шагов и формируется та пропасть между «прежней» и «новой» жизнью «отдрессированного» человека, которая в начале пути не могла присниться и в страшном сне. При этом человеку кажется, что на каждом шаге он вполне самостоятельно принимал достаточно здравые решения, но отсутствует — для данного случая — понимание того, что эта самостоятельность была подобна той, которую проявляет утка, вполне самостоятельно плывущая на звук охотничьего манка. Собак и прочих животных, кстати, тоже дрессируют не «с нуля», а эксплуатируют их безусловные рефлексы и механизмы формирования условных рефлексов.







Date: 2015-07-17; view: 428; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию