Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты классической философии: механистическая картина мира





Наука как целостный феномен возникает в Новое вре­мя вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклас­сический, постнеклассический (современный). На каж­дом из этих этапов разрабатываются соответствующие иде­алы, нормы и методы научного исследования, формиру­ется определенный стиль мышления, своеобразный поня­тийный аппарат и т. п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания.

1. Классическая наука (XVII—XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятель­ности. Такое устранение рассматривалось как необходи­мое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом.

1. Неклассическая наука (первая половина XX в.), ис­ходный пункт которой связан с разработкой релятивистс­кой и квантовой теории, отвергает объективизм классичес­кой науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве усло­вия объективно-истинного описания и объяснения мира.

3. Существенный признак постнекласстеской науки (вторая половина XX в.) — постоянная включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учиты­вает соотнесенность характера получаемых знаний об объек­те не только с особенностью средств и операций деятель­ности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевы­ми структурами.

Каждая из названных стадий имеет свою парадигму (со­вокупность теоретико-методологических и иных установок), свою картину мира, свои фундаментальные идеи. Клас­сическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее кар­тина мира строится на принципе жесткого (лапласовско-го) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма. С неклассической наукой связана па­радигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма ста­новления и самоорганизации. Основные черты нового (по-стнеклассического) образа науки выражаются синергети­кой, изучающей общие принципы процессов самооргани­зации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на «синергетическое движение» -— это ориентация на историческое время, системность (целост­ность) и развитие как важнейшие характеристики бытия.

При этом смену классического образа науки некласси­ческим, а последнего — постнеклассическим нельзя понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и мето­дологических установок предшествующего этапа. Напро­тив, между ними существует преемственность. Налицо «закон субординации»: каждая из предыдущих стадий вхо­дит в преобразованном, модернизированном виде в пос­ледующую. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую, а только ограничила сферу ее действия. Например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать принципы квантовой механи­ки, а достаточно было ограничиться классическими нор­мативами исследования.

Следует иметь в виду, что историю науки можно пери-одизировать и по другим основаниям. Так, с точки зре­ния соотношения таких приемов познания как анализ и синтез (опять же на материале естественных наук), можно выделить две крупные стадии:

I. Аналитическая, куда входит — по предыдущей пери­одизации — классическое и неклассическое естествозна­ние. Причем в последнем идет постоянное и неуклонное нарастание «синтетической тенденции». Особенности этой стадии: непрерывная дифференциация наук; явное преоб­ладание эмпирических знаний над теоретическими; акцен­тирование внимания прежде всего на самих исследуемых предметах, а не на их изменениях, превращениях, преоб­разованиях; рассмотрение природы, по преимуществу не­изменной, вне развития, вне взаимосвязи ее явлений.

II. Синтетическая, интегративная стадия, которая прак­тически совпадает с постнеклассическим естествознани­ем. Ясно, что строгих границ между названными стадия­ми провести невозможно: во-первых, глобальной тенден­цией является усиление синтетической парадигмы, во-вто­рых, всегда имеет место взаимодействие обеих тенденций при преобладании одной из них.

Характерной особенностью интегративной стадии яв­ляется возникновение (начавшееся уже, по крайней мере,

со второй половины предыдущей стадии) междисципли­нарных проблем и соответствующих «стыковых» научных дисциплин — таких как физхимия, биофизика, биохимия, психофизика, геохимия и др. Поэтому в современном естествознании уже нет ни одной науки в рафинирован­ном чистом виде и идет процесс построения целостной науки о природе и единой науки о всей действительности в целом.

 

 

Преемственность научного познания не есть однооб­разный, монотонный процесс. В определенном срезе она выступает как единство постепенных, спокойных коли­чественных и коренных, качественных (скачки, научные революции) изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как сво­еобразные этапы данного процесса.

В развитии науки «эпохи относительной стабильнос­ти отделены друг от друга краткими периодами кризи­сов, во время которых под давлением фактов, ранее мало известных или вовсе неизвестных, ученые вдруг ставят под сомнение все принципы, казавшиеся до этого впол­не незыблемыми, и через несколько лет находят совер­шенно новые пути. Такие неожиданные повороты всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном разви­тии наших знаний»1. Этап количественных изменений науки — это постепенное накопление новых фактов, на­блюдений, экспериментальных данных в рамках существу­ющих научных концепций. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов.

На определенном этапе этого процесса и в определен­ной его «точке» происходит прерыв непрерывности, ска­чок, коренная ломка фундаментальных законов и прин­ципов вследствие того, что они не объясняют новых фак­тов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т. е. научные революции.

Во время относительно устойчивого развития науки происходит постепенный рост знания, но основные тео­ретические представления остаются почти без изменений. В период научной революции подвергаются ломке именно эти представления. Революция в той или иной науке представляет собой период коренной ломки основных, фундаментальных концепций, считавшихся ранее незыб­лемыми, период наиболее интенсивного развития, про­никновения в область неизвестного, скачкообразного уг­лубления и расширения сферы познанного.

Примерами таких революций являются создание ге­лиоцентрической системы мира (Коперник), формирование классической механики и экспериментального ес­тествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон), ре­волюция в естествознании конца XIX — начала XX в. — возникновение теории относительности и квантовой ме­ханики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзен-берг и др.). Крупные изменения происходят в современ­ной науке, особенно связанные с формированием и бур­ным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т. п. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую ступень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.

Date: 2015-07-17; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию