Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные технологии проведения опросов





К ним можно отнести интерактивные опросы, опросы с использованием электронной почты и Интернета.

 

64. Наблюдение как способ получения первичной информации. Наблюдение - один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь ведет непосредственное наблюдение за людьми и обстановкой. Наблюдение представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которого осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдения в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Наблюдение - это процесс, открытого или скрытого от наблюдаемого, сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Основными областями применения наблюдения могут быть:

ѕ поведение покупателей при покупке товаров;

ѕ моментные наблюдения для анализа характеристики общения (внимательности, любезности, предупредительности);

ѕ физиологические измерения психологических проявлений (переменных);

ѕ поведение читателя;

ѕ поведение покупателя;

ѕ эффект удовлетворения, впечатления или неудовлетворения общением.

Метод наблюдения эффективно применяют в исследованиях поведения отдельных индивидов, социальных групп, сообществ в различных сферах - на производстве (реакция трудового коллектива на условия, организацию труда, отношение к существующей системе оплаты труда, отношения рабочих с руководством, конфликтные ситуации и т.п.), учебе (поведение учащихся, студентов на занятиях, их подготовленность к занятиям, интерес к излагаемого, отношения между ними и преподавателем, сплоченность учащейся, студенческой группы и т.д.), общественной жизни (участие населения в различных формах общественно- политической деятельности - собраниях, митингах, демонстрациях, забастовках и т.п.), досуге (содержание и структура свободного времени, реальные и желаемые виды досуга, интересы, потребности и инфраструктура свободного времени и т.д.) Никишина, Т.А. Технологии сбора информации [Текст] / Т.А. Никишина. - М.: Информатика и образование, 2003. - С.125-126.

Использование метода наблюдения эффективное в таких случаях:

1. В процессе получения предварительной информации, необходимой для уточнения направлений планируемого исследования, поскольку профессионально проведенное наблюдение предоставляет исследователю новые характеристики исследуемого объекта, помогает освободиться от традиционного подхода к решению социальной проблемы.

2. Для получения иллюстративных данных, которые существенно дополняют статистический анализ данных, полученных с помощью массового опроса.

3. При условии, что именно наблюдение является наиболее пригодным, наиболее эффективным методом достижения целей исследования, проверки произведенных гипотез.

Всего социологическое исследование, в котором применяют наблюдения, планируют и проводят в такой же последовательности, как и другие исследования, включая этапы, процедуры относительно программного обеспечения и разработки инструментария. Конкретные содержание и направленность каждого этапа подготовки и проведения исследования зависят от особенностей исследуемой проблемы и самого метода наблюдения Ибрагимов, И.М. Проведение исследования в организации [Текст] / И. М. Ибрагимов. - М.: Академия, 2007. - С.89-90.

Планируя использование этого метода, обращают внимание на его сущностные характеристики, которые одновременно являются его преимуществами, поскольку наблюдения:

ѕ приводит характеристику объекта наблюдения: количество лиц, участвующих в исследуемой ситуации, социально-демографическая структура группы, особенности отношений, распределение в ней т.п.;

ѕ описывает место проведения наблюдения, типичное поведение членов группы, а также отклонения в ней;

ѕ устанавливает цель деятельности группы, а также соотношение общей цели с целями участников группы;

ѕ описывает социально-психологический климат в группе, социальное поведение, мотивы и стимулы деятельности ее участников;

ѕ устанавливает частоту и длительность элементов исследуемой ситуации, их повторяемость, уникальность, типичность и на этом основании составляет выводы относительно случайности или закономерности социальной ситуации, которая подлежит исследованию.

Наблюдение также включает в себя:

ѕ определение целей и задач статистического наблюдения;

ѕ выбор объекта исследования;

ѕ установление единиц наблюдения, совокупности, измерения;

ѕ составление программы наблюдения.

Цели наблюдения могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных потребностей исследователя.

Выбор объекта наблюдения зависит от поставленных целей и включает в себя совокупность социально-правовых отношений, которые следует изучить для достижения поставленных целей. Например, если цель наблюдения - выработка более эффективной борьбы с коррупцией среди государственных служащих, то объектом наблюдения может быть совокупность социально-правовых отношений в сфере государственной службы: уровень совершаемых коррупционных действий, фактическая доля их выявления правоохранительными органами, обстоятельства латентности коррупции, причины и условия, способствующие коррупции государственных служащих, удельный вес коррупционеров, которые несут реальную уголовную ответственность за свои действия, уровень криминализации реальных коррупционных действий и т.д.

Единицей наблюдения обычно именуется тот источник, откуда должна быть получена первичная статистическая информация. Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые явления.

Программа статистического наблюдения представляет собой перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы в процессе проведения наблюдения. Содержание программы определяется целями и спецификой объекта наблюдения Панкова, Е.В. Исследование организации [Текст] / Е. В. Панкова. - М.: Информатика и образование, 2007. - С.54.

В большинстве случаев главным инструментом в процессе наблюдения является дневник наблюдения, в который заносятся результаты и делаются соответствующие выводы. Однако при более детальном процессе наблюдения инструментами могут быть различные визуальные и звуковые приборы, документирующие сам процесс, такие как видеокамеры и диктофоны. Сюда же входит и проверка соответствующих средств и приборов на предмет пригодности, поэтому не стоит выделять данный этап в отдельную стадию.

Однако наблюдение ещё должен кто-то проводить. В практике не редки случаи, когда для плодотворности процесса наблюдения достаточно лишь одного человека, которые не только всё скоординирует, но и сам совершит большую часть всех элементов наблюдения. Но, когда процесс наблюдения представляет собой более сложный и трудоёмкий процесс, для его выполнения требуется несколько человек, или даже группа лиц. Для такой группы необходимо провести инструктаж, в деталях объяснить всю суть проводимых исследований и ответить на все появившиеся вопросы. В идеале, необходимо, чтобы данная группа лиц прониклась самоё идеей исследований, однако если достижение данной задачи не является возможным, и люди не проявляют и малейшей степени энтузиазма, можно ограничиться и простым инструктажемВысоцкий, И.Р. Социология [Текст] / И.Р. Высоцкий. - М.: Эксмо, 2000. - С.38.

Когда всё вышеперечисленное можно расценивать, как выполнение поставленных задач, необходимо перейти к выполнению процедуры наблюдения. В процессе осуществления данных задач, необходимо не забывать цели и принципы, которые были поставлены перед вами ещё до начала всех действий, и, руководствуясь этим, сделать свою работу максимально продуктивной и профессиональной.

Даже выполнив все поставленные задачи, мы, тем не менее, можем повысить качество нашей работы, соблюдая ряд других факторов. Во-первых, необходимо до начала исследований, провести ряд пробных опытов, которые позволят сделать соответствующие выводы относительно будущего вашей работы. Также при наблюдении необходимо максимально точно и качественно вести документацию и классификацию поставленных перед вами задач, ничего не упуская из виду. Имеет смысл ведение наблюдения одного и того же лица несколькими наблюдателями для того, чтобы рассмотреть объект наблюдения с разных точек зрения и сделать правильные выводы, основываясь не только на своём мнении, но и на мнении вторых лиц Вайсман, О.А. Методы сбора информации [Текст] / О.А. Вайсман. - М.: Искра, 2006. - С.159.

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать ряд выводов: во-первых, главное для метода наблюдения - это достоверность, поскольку из достоверности вытекает точность и качество сведений, которые мы собираем. Во-вторых, наблюдение подчинено ясным целям и задачам, которые мы пытаемся реализовать, проведя соответствующее исследование, таким образом, напрашивается и третий вывод - мы не можем делать те исследования, которые не можем контролировать. Контроль - это то, что отличает научный процесс наблюдения от любительского, который происходит с каждым из нас при любом удобном поводе.

 

65. Фокус-группа. Фокус-группа — это группа респондентов, состоящая, как правило, из восьми-десяти человек, собранных вместе для обсуждения темы, в которой каждый из них в той или иной степени заинтересован. Обсуждение может длиться до двух часов, хотя иногда возникает необходимость работать дольше. (Если при создании группы известно, что ее работа затянется, такая группа называется «продленной».) Дискуссии в фокус-группах относятся к методам качественного анализа, так как данные, полученные по результатам их работы, нельзя (в статистическом смысле) назвать репрезентативными для этой конкретной группы населения.

Фокус-группа создается для предоставления возможности ее участникам в ходе умело направляемой дискуссии высказываться по теме обсуждения, пытаясь ее раскрыть со своей точки зрения. При изучении фокус-групп можно получить широкий круг мнений. Например, это может быть уровень удовлетворенности и постоянства потребителей, восприятие уровня обслуживания (и его постоянстве), какие компании считаются лидерами по качеству предоставляемых услуг и т.д. Фокус-группа поможет также понять скрытые мотивы и побуждения, касающиеся обслуживания. Потребитель всегда владеет разнообразной информацией (основываясь на своем опыте) как о высоком, так и о низком уровне обслуживания, и, в отличие от других тем, он обычно охотно готов поделиться этой информацией с другими. Соответственно, фокус-группа — это весьма популярный метод проникновения во многие разнообразные аспекты качества обслуживания; уровня удовлетворенности и постоянства потребителя.

В то время как фокус-группа широко используется при изучении проблем, связанных с мнением потребителей, для исследования проблем бизнеса ее применять сложнее, особенно в том случае, если группа комплектуется из представителей компаний, работающих в одной отрасли. Как правило, компании не изъявляют желания участвовать в такой группе из опасения, что их конкуренты могут получить и позднее использовать закрытую информацию фирмы. Тем не менее группы прекрасно работают, если их набирают из неконкурентоспособных компаний; при этом участники группы могут обнаружить, что их бизнес имеет намного больше точек соприкосновения, чем считалось до этого. Методу присущи следующие характеристики:

§ численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников;

§ группа формируется с учетом цели исследования. Например, если изучается эффективность электробритв, то можно сформировать две однородные группы мужчин — «молодежную» и «старшего возраста». При изучении эффективности телепередач, ведущих, комментаторов целесообразно сформировать четыре группы, где в мужских (или женских) группах соответственно представлены участники разных возрастов;

§ длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч;

§ дискуссию ведет модератор — опытный социолог или психолог.

Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для каждого участника и атмосферы доброжелательности и комфорта для группы в целом.

Date: 2015-07-17; view: 452; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию