Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объективные показатели самоконтроля





Физическое развитие. Объективные показатели – это показатели физического развития, которые можно измерить и выразить количественно. Под физическим развитием человека понимают комплекс функционально-морфологических свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы, как здоровье, физическое развитие, масса тела, уровень аэробной и анаэробной мощности, сила, мышечная выносливость, координация движений, мотивация и др.

На физическое развитие человека влияют наследственность, окружающая среда, социально-экономические факторы, условия труда и быта, питание, физическая активность, занятия спортом.

Физическое развитие оценивается с помощью антропометрических измерений.

Рост стоя измеряется ростомером. Испытуемый находится в положении смирно, выпрямив грудь, подобрав живот, касаясь тремя точками тела вертикальной планки ростомера (пятками, ягодицами и лопатками). Голова находится в положении, при котором наружный угол глаза и наружный слуховой проход находятся на одном уровне.

Масса тела определяется взвешиванием на медицинских весах. Обследуемый становится на середину площадки весов, стоит спокойно, при этом точность взвешивания составляет 50 грамм.

Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой. При отведенных в сторону руках сантиметровую ленту накладывают у мужчин сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди – по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами. Для оценки уровня физического развития достаточно зафиксировать показатель в покое.

Обхватные размеры измеряются пластиковой лентой (с точностью до 1 мм). Поперечные размеры и диаметры – толстотным циркулем (с точностью до 1 мм).

Программа измерения обхватных и длиннотных размеров может быть расширена и включать в себя следующие измерения.

Длина тела сидя. Испытуемый садится на стул стандартной высоты, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью.

Высота головы определяется с помощью ростомера, вычисляется разность размеров: высота над полом верхушечной точки и высота над полом подбородочной точки.

Высота ноги определяется с помощью ростомера: высота над полом вертельной точки.

Размах рук. Измеряется расстояние между кончиками средних пальцев: руки отведены горизонтально над полом, кисти обращены вперед.

Окружность головы. Лента накладывается через наиболее выступающую область затылка и точку надпереносья, наиболее выступающую вперед между бровями по срединной линии.

Обхват талии. Лента обводится по наиболее узкому месту талии.

Обхват через ягодицы. Лента проходит через наиболее выступающие области ягодиц горизонтально.

Обхват бедер. Ленту накладывают горизонтально через наружные вертельные точки при сдвинутых ногах.

Обхват бедра. Исходное положение измеряемого: ноги на ширине плеч, вес тела равномерно распределен на обе ноги. Ленту накладывают на бедро правой ноги под ягодичной складкой.

Обхват голени измеряется в месте наибольшего развития икроножной мышцы. Положение испытуемого такое же, как при измерении обхвата бедра.

Обхват голени над мыщелками измеряется горизонтально в наиболее узком месте.

Обхват плеча в спокойном состоянии измеряется в месте наибольшего развития мышц плеча. Рука свободно свисает, мышцы расслаблены.

Обхват напряженного плеча. Испытуемый поднимает руку в горизонтальном положении, сгибает ее в локтевом суставе и максимально напрягает мышцы плеча. Измерение выполняется в наиболее широкой части плеча.

Обхват предплечья. Измеряется в месте наибольшего развития мышц на свободно свисающей руке, мышцы расслаблены.

Обхват запястья. Измеряется мерной лентой горизонтально над мыщелками в наиболее узком месте.

При измерении кожно-жировых складок используется калипер-циркуль. Исследователь захватывает двумя пальцами левой руки участок кожи (на конечностях 2–3 см, на туловище до 5 см), не вызывая болезненного ощущения у исследуемого, слегка ее оттягивает и накладывает на образовавшуюся складку ножки калипера, фиксируя толщину складки. Складку надо брать быстро, т.к. при длительном сжатии она быстро утончается.

Под нижним углом лопатки складку измеряют под правой лопаткой в косом направлении (сверху вниз, изнутри кнаружи).

На задней поверхности плеча складку измеряют вертикально на правой руке в верхней трети внутренней поверхности плеча, в области двуглавой мышцы.

На передней поверхности плеча складку измеряют вертикально на правой руке в верхней трети внутренней поверхности плеча, в области двуглавой мышцы.

На передней поверхности предплечья складку измеряют вертикально на внутренней поверхности правого предплечья, в наиболее широком месте.

На передней поверхности груди складку измеряют в косом направлении (сверху вниз, снаружи кнутри) под правой грудной мышцей по передней подмышечной линии.

На передней стенке живота складку измеряют на уровне пупка справа от него на расстоянии 5 см. Складку берут вертикально, но если измерение вертикально произвести трудно, то измеряют горизонтально.

На бедре складку измеряют в положении исследуемого сидя на стуле, ноги согнуты в коленных суставах под прямым углом. Складка измеряется в верхней части правого бедра на переднелатеральной поверхности, параллельно ходу паховой складки, несколько ниже ее.

На голени складку измеряют в том же исходном положении, что и на бедре. Она берется почти вертикально на заднелатеральной поверхности верхней части правой голени, на уровне нижнего угла подколенной ямки.

Функциональные показатели. Жизненная емкость легких является одним из необходимых функциональных показателей при оценке состояния кардиореспираторной системы. Состоит из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха. ЖЕЛ зависит от пола, возраста, размера тела и тренированности и является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Обследуемый делает глубокий вдох, затем выдох. Еще раз глубоко вдохнув, медленно выдыхает в трубку спирометра до отказа. Процедура повторяется 3 раза, фиксируется наилучший результат (таблица 6).

Частота сердечных сокращений зависит от возраста, индивидуальных особенностей и типа регуляции (таблица 7). Важная характеристика, динамика которой позволяет судить об адаптации системы кровообращения к потребностям организма. У людей с преобладанием симпатической регуляции наблюдается тенденция к учащению пульса (тахикардия), при преобладании парасимпатической регуляции – урежение ЧСС (брадикардия). ЧСС уменьшается с возрастом и подвержена суточным колебаниям (биоритмам). Например, во время сна она снижается на 3–7 и более ударов, после приема пищи обычно возрастает.

Таблица 6 – Средние показатели жизненной емкости легких
(в зависимости от возраста)

Возрастная группа (лет) ЖЕЛ, мл Возрастная группа, лет ЖЕЛ, мл
       
       
       
    Взрослые  

 

Существуют Пальпаторный метод исследования частоты сердечных сокращений и автоматический (электрокардиографический).

Пальпаторный метод позволяет оценить ЧСС по ощущению пульсации лучевой артерии, которая находится в области запястья. Пальпация (ощупывание) осуществляется на тыльной внутренней поверхности предплечья на лучезапястном суставе в ямке между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием лучевой мышцы на правой руке.

 

Таблица 7 – Средние показатели частоты сердечных сокращений
(в зависимости от возраста)

Возрастная группа, лет ЧСС, уд./мин
1-3 года 98-164
3-5 65-132
5-8 70-115
9-12 55-108
12-16 55-102
Взрослые 60-80

 

Артериальное давление (АДС и АДД) определяется общепринятым способом по методу А. Короткова с помощью манжетного тонометра после 10 минут отдыха в положении сидя на правой руке. Измерения проводятся не менее 3 раз, фиксируется последний показатель. Давление считается разным, если предыдущее измерение отличается от последующего на 5 мм рт. ст. и более. Во время первого осмотра давление измеряется на обеих руках, в дальнейшем на той, где давление было больше. Измерение артериального давления проводилось с учетом возрастных поправок на стандартную манжетку. При измерении артериального давления должны соблюдаться следующие правила: рука, на которой измеряется АД, должна обязательно на что-то опираться; манжету необходимо укреплять на уровне сердца; ширина манжеты должна составлять 120 % диаметра конечности; воздух из манжеты необходимо выпускать медленно; появление первого тона при прослушивании артерии в локтевой ямке соответствует систолическому давлению, исчезновение тонов – диастолическому давлению.

Артериальное давление также зависит от факторов внешней среды. Например, во время сна его показатели снижаются, при интенсивной физической нагрузке или после курения повышаются на
10–20 мм рт. ст. (таблица 8).

 

Таблица 8 – Средние показатели артериального давления
(в зависимости от возраста)

Возраст, лет АДС, мм рт. ст АДД, мм рт. ст
1–12 месяцев 85–100 35–45
1–2 85–105 40–50
3–7 86–110 55–63
8–16 93–117 59–75
17–49 90–130 60–85
50–69 90–140 60–85

 

Наиболее доступными методами оценивания уровня физического развития с помощью антропометрических измерений являются метод стандартов и метод индексов.

Метод стандартов. Антропометрические стандарты физического развития определяются путем вычисления средних величин антропометрических данных, полученных при обследовании различных групп людей, одинаковых по полу, возрасту, социальному составу, национальности, профессии. При проведении самоконтроля определяется соответствие или степень отклонения индивидуальных показателей физического развития от средних стандартов.

В некоторых случаях отклонение может свидетельствовать о заболевании. Например, жизненная емкость легких в норме у здоровых людей может отклоняться от средней величины в пределах
15 %.

Величина отклонения определяется из соотношения:

ЖЕЛфакт·100 / ЖЕЛ ср.

Например, если фактическая ЖЕЛ равна 4200 мл, а средняя 4100 мл, то получаем: 4200·100/4100 = 102,4 (%), т.е. отклонение 2,4 %.

Превышение фактической величины ЖЕЛ над средней указывает на хорошее функциональное состояние легких, снижение – на их недостаточность. Снижение более чем на 15 % может являться результатом заболевания легких.

Средние данные физического развития людей 17-25 лет представлены в таблице 9.

 

Таблица 9 – Средние данные физического развития лиц для 17–25 лет

Возраст Мужчины Женщины
Рост, см Масса, кг ОГК, см Рост, см Масса, кг ОГК, см
  174,8 65,2 89,0 136,5 56,8 83,0
  175,6 67,8 90,8 134,0 57,3 83,5
  175,8 68,2 91,5 164,0 57,6 83,5
  176,0 69,2 92,0 164,0 57,7 83,5
21–25 176,0 70,0 92,0 164,0 58,0 83,3

Метод индексов позволяет периодически, с учетом наступивших изменений, давать ориентировочную оценку физическому развитию.

Индекс Брока-Бругша определяет среднюю массу в зависимости от роста. Он вычисляется по формуле:

Рост – 100 при росте 155–165 см;

Рост – 105 при росте 166–175 см;

Рост – 110 при росте 175 см и выше.

Индекс Кетле, или весоростовой индекс, получается при делении веса (г) на рост (см) и равен в среднем для мужчин 370-400 г/см, дляженщин – 325-375 г/см. У участников Мексиканской олимпиады этот индекс был, например, у бегунов – от 350 (у марафонцев) до 401
(у спринтеров); у метателей от 473 (у метателей копья) до 613 (у толкателей ядра). Полученную величину весоростового показателя можно оценить по таблице 10.

 

Таблица 10 – Весоростовые показатели

Оценка веса Соотношение массы тела к росту, г/см
мужчины женщины
Нормальный Повышенный Пониженный Ожирение Истощение 350-430 431-450 349-340 более 450 менее 320 340-420 421-440 339-330 более 440 менее 330

 

Показатель крепости телосложения (по Пинье) (Пп) характеризует крепость телосложения и вычисляется по формуле

Пп = L – (Р + ОГвыд),

где L – длина тела, см;

Р – вес, кг;

ОГвыд – обхват груди в фазе выдоха, см.

У взрослых полученная величина меньше 10 оценивается как крепкое телосложение, от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – среднее, от 26 до 35 – слабое, более 36 – очень слабое.

Показатель пропорциональности физического развития = (рост стоя – рост сидя) / рост сидя · 100. Величина показателя позволяет судить об относительной длине ног: меньше 87 % – малая длина ног по отношению к длине туловища, 87-92 % – пропорциональное физическое развитие, более 92 % – относительно большая длина ног.

Индекс Эрисмана применяется для оценки пропорциональности развития грудной клетки. Определяется по формуле

Эи = ОГКп – (P: 2) = 5,8 см для мужчин и +3,3 см для женщин,

где ОГКп – окружность грудной клетки (пауза), см;

Р – длина тела, см.

Полученная разница, если она равна или выше названных цифр, указыва6ет на хорошее развитие грудной клетки. Разница ниже или с отрицательным значением свидетельствует об узкогрудости.

Есть определенная зависимость между массой тела и мышечной силой. Обычно чем больше мышечная масса, тем больше сила: сила кисти (кг) / масса тела (кг) · 100. Динамометрия руки в среднем составляет 65–80 % массы тела у мужчин и 48–50 % у женщин.

Жизненный индекс (ЖИ) показывает величину ЖЕЛ в миллиграммах, приходящуюся на 1 кг массы тела:

ЖИ = ЖЕЛ (мл) / масса тела (кг).

Нормой является показатель 65-70 мл/кг у мужчин и 55-60 мл/кг у женщин. Уменьшение данного показателя свидетельствует о недостаточной ЖЕЛ или об избыточной массе тела.

При проведении самоконтроля оценка по отдельному взятому индексу может ввести в заблуждение. Например, показатель крепости телосложения: окружность грудной клетки связана не с развитием мускулатуры, а является результатом ожирения. В этом случае будет низкий жизненный индекс. Поэтому при определении физического развития более правильно оценивать одновременно по нескольким индексам.

Самоконтроль за функциональным состоянием. Перед выполнением одномоментной пробы отдыхают стоя, без движений в течение трех минут. Затем измеряют ЧСС за одну минуту. Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд в положении ноги на ширине плеч, руки вниз. Приседая, руки выносят вперед, выпрямляясь, руки опускают вниз. После приседаний сразу, без паузы, стоя подсчитывают ЧСС в течение одной минуты.

При оценке определяется величина учащения ЧСС после нагрузки в процентах. Величина до 20 % означает очень хорошую реакцию сердечнососудистой системы, от 21 до 40 % – хорошую, от 41 до 65 % – удовлетворительную, от 66 до 75 % – плохую и от 76 % и более – очень плохую.

Ортостатическая проба также отражает степень физической тренированности организма. Для ее проведения необходимо 5 минут отдохнуть лежа на спине, затем подсчитать ЧСС в положении лежа в течение одной минуты, далее встать и отдохнуть стоя одну минуту, после чего подсчитать ЧСС в положении стоя также в течение одной минуты.

ЧСС в положении стоя в подавляющем большинстве случаев бывает больше, чем в положении лежа. Разница от 0 до 12 ударов означает хорошее состояние физической тренированности, от 13 до 18 ударов – удовлетворительное, от 19 до 25 ударов – неудовлетворительное, т.е. отсутствие физической тренированности, разница более 25 ударов свидетельствует о переутомлении или заболевании.

Хорошую информацию для самоконтроля дает определение артериального давления – важного показателя функционирования сердечнососудистой системы. Норма артериального давления для мужчин определяется по формуле

АДс = 109 + 0,5·возраст + 0,1 · масса тела,

АДд = 74 + 0,1·возраст + 0,15 · масса тела.

Норма артериального давления для женщин определяется по формуле

АДс = 102 + 0,7·возраст + 0,15 · масса тела,

АДд = 78 + 0,17·возраст + 0,1 · масса тела.

Для оценки состояния дыхательной системы используются пробы Штанге, Генчи, Серкина и др.

Проба Штанге основана на задержке дыхания на вдохе. Она используется для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

После трех глубоких вдохов необходимо сделать максимально глубокий вдох и задержать дыхание.

Затем измерить время задержки, которое сравнить с оценочной шкалой:

задержка дыхания менее 39 секунд - неудовлетворительно;
задержка дыхания 40–49 секунд - удовлетворительно;
задержка дыхания 50 секунд и более - хорошо.

Средним показателем является способность задерживать дыхание на вдохе для нетренированных людей на 40–55 с, для тренированных на 60–90 с и более. При заболевании или переутомлении это время снижается на значительную величину (30–35 с).

Проба Генчи (задержка дыхания на вдохе) выполняется так же, как и проба Штанге, только задержка дыхания производится после полного выдоха. Средний показатель для нетренированных людей – 25–30 с, для тренированных – 40–60 с и более.

Проба Серкина. После пятиминутного отдыха сидя определяется время задержки дыхания на вдохе в положении сидя (первая фаза). Во второй фазе выполняется 20 приседаний за 30 с и повторяется задержка дыхания на вдохе стоя. В третьей фазе после отдыха стоя в течение одной минуты определяется время задержки дыхания во вдохе сидя (повторение первой фазы). Результаты можно оценить по таблице 11.

 

 

Таблица 11 – Оценка результатов пробы Серкина, с

Контингент обследуемых Фазы пробы
первая вторая третья
Здоровые тренированные люди 60 и более 30 и более более 60
Здоровые нетренированные люди 40–55 15-25 35-55
Лица со скрытой недостаточностью кровообращения 20–35 12 и менее 24 и менее

 

Индекс Скибинской. Производят измерение ЖЕЛ (мл) и задержку дыхания (с). С помощью комбинированного теста проводят оценку кардиореспираторной системы по формуле

(ЖЕЛ / 100 · задержка дыхания) / частота пульса.

Оценка индекса:

- меньше 5 – очень плохо;

- 5–10 – неудовлетворительно;

- 10–30 – удовлетворительно;

- 30–60 – хорошо;

- больше 60 – очень хорошо.

У спортсменов высокой квалификации индекс составляет более 80.

При заболеваниях органов кровообращения, дыхания, после инфекционных и других заболеваний, а также после перенапряжения и переутомления уменьшается продолжительность дыхания на вдохе и выдохе.

Контроль за физической подготовленностью. Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление (поднятие штанги, отжимание и т.п.) или противодействовать ему (выполнение на гимнастических кольцах упора руки в стороны, «креста») посредством мышечного напряжения. Различают силу абсолютную и относительную. Первая представляет сумму всех мышечных групп, участвующих в данном движении; вторая – силу, приходящуюся на 1 кг веса тела спортсмена. Как правило, люди с большой массой тела обладают меньшей относительной силой. Они могут поднять очень тяжелую штангу, но подтянуться на перекладине смогут значительно меньше, чем «легковесы».

Контроль за мышечной силой осуществляется с помощью ручного станового динамометра. У средне физически подготовленных мужчин сила сильнейшей руки находится в пределах от 35 до 55 кг, другой – от 30 до 45 кг. У женщин соответственно – 25–35 кг и 20–30 кг.
У физически тренированных мужчин она может достигать 100 кг и более, у женщин – 75 кг.

Становая сила определяет силу разгибательных мышц спины и измеряется становым динамометром. Становую силу рекомендуется измерять только у мужчин. Средними показателями являются
140-160 кг, при систематической тренировке она может достигать 175 кг.

Для оценки силы отдельных мышечных групп можно использовать контрольные упражнения и нормативы учебной программы, в частности, подтягивание на перекладине, подтягивание в висе лежа, сгибание и выпрямление рук в упоре на брусьях, силовой переворот в упор на перекладине, поднимание ног в висе до касания перекладины и другие.

Быстрота движений человека проявляется в способности выполнить их за возможно короткий отрезок времени. Различают элементарные движения и комплексные. Элементарные формы быстроты проявляются в одиночных движениях и характеризуются следующими показателями: временем двигательной реакции (время от подачи сигнала до начала движения), временем движения и частотой движений в единицу времени. Комплексные формы движений, кроме этих показателей, характеризуются и другими. Например, в беге на 100 м быстрота зависит от длины шагов, которые, в свою очередь, зависят от силы отталкивания, длины ног.

Средство развития быстроты – многократно повторяемые с максимальной скоростью упражнения (соревновательные ли подготовительные).

Чтобы определить быстроту движений, можно использовать темпинг-тест. Для его проведения необходимы бланки, карандаши, секундомер, протокол исследования. В качестве бланка используется лист бумаги формата А4, на котором изображены 6 квадратов, пронумерованных по часовой стрелке:

№ 1 – № 2 – № 3

№ 6 – № 5 – № 4

Квадрат № 1 – тренировочный. Исследование состоит из двух этапов. На первом испытуемому предлагают проставлять карандашом точки (как можно больше) в бланке правой рукой. По сигналу экспериментатора он должен переходить к расстановке точек из одного квадрата в другой по часовой стрелке. Экспериментатор подает команду «Новый квадрат» через каждые 5 секунд. Второй этап проводится на новом бланке аналогично первому, но испытуемый ставит точки левой рукой.

Для обработки результатов подсчитывается количество точек в каждом квадрате и заносится в протокол. Средним показателем быстроты движений является способность поставить 30–35 точек в каждый квадрат. Уменьшение количества точек от квадрата к квадрату указывает на недостаточную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппарата.

Быстроту движений характеризует также бег на 30 м с хода. Для среднеподготовленных студентов можно рекомендовать градацию оценок, представленных в таблице 12.

 

Таблица 12 – Оценка быстроты движений с помощью бега на 30 м
с хода, с

Контингент занимающихся Оценка в баллах
         
Мужчины 3,8 4,0 4,3 4,6 4,9
Женщины 4,3 4,5 4,8 5,3 5,8

 

Ловкость – самое сложное многозначное качество. Проявляется как способность осваивать сложные по координации движения; точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик заданного движения; способность изменить двигательную деятельность сообразно меняющейся обстановке (хорошо проявляется в спортивных играх). Средства и методы развития ловкости сводятся к систематическому разучиванию новых движений и применению упражнений, вынуждающих мгновенно перестраивать двигательную деятельность (спортивные игры, единоборства).

Контроль за ловкостью предполагает определение способности занимающихся быстро осваивать новые движения, точно выполнять координационное сложные физические упражнения, быстро перестраивать двигательную деятельность при изменении внешних условий. Одним из тестов по оценке ловкости является количество попаданий при бросках баскетбольного мяча в корзину со штрафной линии или с другой поставленной точки. Оценка производится по проценту попаданий от количества бросков в зависимости от степени владения техникой бросания баскетбольного мяча.

Гибкостью называется способность выполнять движения широкой амплитуды. Мерой гибкости является максимум амплитуды движений. Гибкость зависит от состояния суставов, эластичности связок, возраста, температуры окружающей среды, биоритмов, времени суток и др.

Для определения гибкости применяется устройство, состоящее из возвышенной плоскости (табурет, скамейка и т.п.), на которой вертикально закреплен штатив с делениями в сантиметрах. На уровне плоскости на штативе нанесена нулевая отметка; все деления, находящиеся выше плоскости, имеют знак минус, находящиеся ниже плоскости – знак плюс. Измеряющий гибкость встает на плоскость в основную стойку и наклоняется вперед вниз, не сгибая ног в коленях, руки опускают вдоль штатива и кончиками пальцев передвигают планку. Если планка в конце наклона остановилась на нулевой отметке, значит подвижность удовлетворительная, ниже уровня нуля – хорошая, выше – недостаточная. Из трех попыток фиксируется лучший результат.

Таким образом, исследования с измерением различных антропометрических показателей у лиц, занимающихся физкультурой и спортом, позволяют контролировать рост и развитие их физической работоспособности. С точки зрения здоровья особое значение имеет оценка состояния мускулатуры и осанка.

 

 


ПРИМЕРНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Понятие «физическая культура». Физическая культура личности и ее связь с общей культурой человека.

2. Основные формы занятий и комплексы физических упражнений по развитию телосложения.

3. Формы физической культуры, используемые в организации культурного досуга и здорового образа жизни (туризм, группы общей физической подготовки, самостоятельные занятия).

4. Динамика общей работоспособности человека в течение дня и особенности ее регулирования средствами физической культуры.

5. Комплексы физических упражнений, содействующих регулированию массы тела.

6. Качество «сила» и методика ее развития.

7. Осанка. Комплексы упражнений по исправлению осанки.

8. Общая и специальная выносливость. Методика развития выносливости.

9. Основные методы контроля за состоянием организма во время занятий физическими упражнениями (внешние и внутренние признаки).

10. Режимы индивидуальных нагрузок для самостоятельных занятий по развитию выносливости, силы.

11. Режим дня студента. Его роль в организации здорового образа жизни и сохранении работоспособности.

12. Содержание индивидуальных закаливающих процедур и осо-бенности их проведения.

13. Особенности содержания занятий общей физической подготовкой. Направленность этих занятий на укрепление здоровья человека.

14. Общие положения основ российского законодательства по физической культуре.

15. Влияние занятий физической культурой родителей на особенности здоровья и физического развития их детей.

16. Особенности индивидуального контроля за состоянием организма и физической подготовленностью.

17. Особенности индивидуального планирования физических упражнений для самостоятельных занятий по развитию скоростных качеств.

18. Роль занятий физической культурой в профилактике вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и предупреждении нарушений норм общественной жизни.

19. Содержание и направленность индивидуальных занятий физической культурой в режиме дня. Особенности их организации и проведения.

20. Основные мероприятия по профилактике травматизма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями (выбор мест занятий, контроль за физической нагрузкой, инвентарь и оборудование, гигиена тела и одежды).

21. «Активная» и «пассивная» гибкость человека. Методика развития гибкости.

22. Понятие «здоровье» и факторы внешней среды, влияющие на здоровье.

23. Здоровое питание, его сбалансированность.

24. Белки, жиры, углеводы. Их роль в жизнедеятельности организма.

25. Витамины. Их роль в жизнедеятельности организма.

26. Вредные привычки и их воздействие на организм человека.

27. Методика обучения двигательным действиям.

28. Физиологический аспект образования двигательного умения, навыка, навыка высшего порядка.

29. Понятие «спортивная тренировка». Виды подготовки и их краткая характеристика (физическая, техническая, тактическая, теоретическая, волевая).

30. Понятие «спортивная форма». Фазовый характер процесса развития спортивной формы.

31. Периоды в годичном цикле тренировки (подготовительный, соревновательный, переходный) и их краткая характеристика.

32. Принципы спортивной тренировки (сознательности и активности, доступности и их характеристика).

33. Принципы спортивной тренировки (прогрессирования, систематичности) и их характеристика.

34. Расчлененный и целостный характер разучивания физических упражнений и их характеристика.

35. Коррекция фигуры, упражнения, применяемые для коррекции фигуры.

36. Оценка физической подготовленности (по тестам).

37. Техника безопасности и гигиенические требования на занятиях физической культурой и спортом

38. Основы физического воспитания подрастающего поколения в студенческий период

39. Социально-биологические основы физической культуры и спорта

40. Основы физической и спортивной подготовки

41. Физическая культура в семье

42. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом в свободное время

43. Влияние оздоровительной физической культуры на человека

44. К здоровью через физическую культуру

45. Влияние оздоровительной физической культуры к организму

46. Физическая культура, кому за 30-40-50 лет

47. Бег и здоровье

48. Физиологические основы оздоровительной тренировки

49. Олимпийские игры, и их деятельность, значение

50. Вредные привычки, влияние на здоровье

51. Роль физической культуры в подготовке специалиста

52. Основы физического и спортивного самосовершенствования

53. Профессионально – прикладная физическая подготовка

54. Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

55. Основы физической культуры и здорового образа жизни

56. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни

57. Физические способности человека и их развитие

58. Основы физического и спортивного самосовершенствования

59. Укрепление здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре

 


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Физическая культура: учебник/ под ред. М.Я. Виленского. - Изд. «КноРус», 2013 - 424с.

2. Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие. - Изд. «КноРус», 2013.-.304с.

3. Кислицын, Ю.Л. Физическая культура: учебник/ Ю.Л. Кислицын, Н.В. Решетников, Р.Л. Палтиевич.- Изд. «Academia», 2012. – 176с.

4. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. - Изд. «Феникс», 2012. – 252с.

5. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. - Изд. «КноРус», 2011.-368с.

6. Бишаева, А.А. Физическая культура: учебник. - Изд. «Academia», 2012.-304с

7. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие/ М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - Изд. «Эксмо», 2011-224 с.

8. Григорович, Е.С. Физическая культура: учебное пособие - Изд. «Вышэйшая школа», 2011-350с.

9. Евсеев, Ю.И. Физическое воспитание: учебное пособие. - Изд. «Феникс», 2010 - 380с.

10. Железняк, Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учебник/ Ю.Д. Железнияк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина. - Изд. «Academia», 2013.

11. Ильинич, В.И. Студенческий спорт и жизнь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.; АО Аспект Прессы, 1995.

12. Социальные и биологические основы физической культуры: учебное пособие/Отв. ред. Д.Н.Давиденко. – СПб.: Изд-во: СПбГУ, 2001. – 208с.

13. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник / Л.К. Караулова, Н.А. Краснопорево, М.М. Расулов. - Изд. «Academia», 2012. – 304с.

14. Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учебник/ / Ю.Л. Кислицын, Н.В. Решетников, Р.Л. Палтиевич.. - Изд. «Academia», 2012. – 176с.

15. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: учебное пособие. - Изд. «Феникс», 2012. – 252с.

16. Коваль, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта. учебник для студентов высших учебных заведений /В.И. Коваль, Т.А. Родионова - Высшее профессиональное образование. Бакалавриат: Академия, 2010. – 320с.

17. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. - Изд. «Academia», 2012. -480с.

18. Матвеев, Л.П., Теория и методика физической культуры. - М.: ФиС.,1991

19. Миллер, А.Б. Физическая культура: учебник / А.Б. Миллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - Изд. «Юрайт», 2013-424с.

 

Date: 2015-07-17; view: 1622; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию