Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные этапы и перспективы развития отечественной конфликтологии.
I период: до 1924 г. Конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях, находит отражение в искусстве и культуре. Уже на первых наскальных рисунках запечатлены различные конфликты, где участвовал человек. Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы). Грамота содержит ссылку на мировую сделку, заключенную автором письма с его адресатом, и требование к адресату соблюдать ее. Внесудебное урегулирование споров являлось неотъемлемой частью новгородской деловой культуры, основанной на признании широкой автономии воли, поощрения частной инициативы и минимизации вмешательства государства в частные дела. Из дошедших до наших дней правовых и литературных памятников известно, что в Новгородской республике одной из распространенных внесудебных процедур была процедура под названием «Мировой ряд» (или просто «ряд»). «Добрые люди» или рядцы приглашались сторонами для того, чтобы попытаться достичь единого мнения о том, на каких условиях спор должен быть прекращен. Значительная часть споров улаживалась договорным путем до начала суда («идя на суд срядишеся»). Форма урегулирования конфликта, основанная на взаимных уступках сторон, называлась «мировой» или «докончальной». Обращение спорящих сторон к услугам третьих лиц (рядцов) называлось «рядом». Рядцы - примирители, посредники в урегулировании спора при заключении обоюдного решения - мировой или «докончалъного» соглашения. В России довольно продолжительное время (с 1775 по 1862 годы) существовали губернские совестные суды, которые были созданы по указу императрицы Екатерины Великой. Совестный суд рассматривал гражданские дела в порядке примирительной процедуры и некоторые уголовные (малолетних, невменяемых и т.п.). Споры между родителями и детьми были изъяты из подведомственности обычных судов и были переданы на разбирательство совестного суда. Иные дела совестные суды рассматривали лишь в том случае, если к ним обращались сами стороны по обоюдному согласию. Совестный суд вырабатывал условия для примирения самостоятельно или через особых посредников. Если попытка примирения не имела успеха, то стороны для разрешения спора обращались в общие суды. В Уставе гражданского судопроизводства 1864 года (Устав), принятого в ходе судебной реформы, имелась целая глава «О примирительном разбирательстве». По Уставу спорящие стороны могли прекратить процесс по взаимному соглашению. В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, эпосе, живописи, кино и т. д. В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление. Отечественные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества во второй половине X I X и начале X X вв. Петр Лавров и Николай Михайловский – представители так называемого субъективного идеализма. В центре их внимания находился общественный прогресс, но главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавалась личность, ее всестороннее развитие в кооперации с равными себе. Отсюда выводилась необходимость предотвращать возникновение антагонистического конфликта между личностью и обществом. Утверждалось, что прогрессу служит не борьба за существование, а больше взаимопомощь и солидарность людей, приспособление социальной среды к потребностям личности. Схожие положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева. Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить общее и особенное в общественных явлениях, видел критерий прогресса во все более полном воплощении в человеческом общежитии идеи равенства и справедливости. Таким образом, в начале XX века конфликт признавался нормальным социальным явлением, выполняющим позитивную роль в обществе. Российские ученые, анализируя особенности возникновения и протекания конфликта, указывали на ряд биологических, социальных, психологических и других факторов как источников порождения конфликтов. II период: 1924–1992 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук – отраслей конфликтологии. изучение конфликтов осуществлялось в советское время, главным образом, в русле марксистской теории классовой борьбы. Официальная идеология вульгаризированного марксизма, господствовавшая в Советском Союзе, утверждала, что при социализме могут существовать только неантагонистические противоречия, и нет условий для возникновения социальных конфликтов. Поэтому проблема конфликтов рассматривалась, главным образом, в плане критики пороков капитализма. Иллюзии бесконфликтности, возникающие вследствие игнорирования существующих проблем и противоречий, естественно, переносились с макросоциального, общественного уровня на области внутриорганизационного и внутригруппового взаимодействия, а также в сферу межличностных отношений. Первая работа отечественных специалистов по данной проблеме «Трудовые конфликты и порядок их разрешения» была опубликована в 1924 г. (авторы – П. О. Гриффин и М. И. Могилевский). Она носила социолого-правовой характер и была посвящена анализу трудовых конфликтов и споров, а также порядку их разрешения. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук (правоведение, социология), а к концу периода – одиннадцати. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет. Исследования конфликтов в отечественной науке определялось действием следующих основных факторов: • степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества; • степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества; • уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт; • разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования конфликта; • характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными др. стран. Заметный вклад в относительно новую область научного знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей “социокультурной школы” в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. Будучи руководителем кафедры Петроградского университета, он определял социологию как науку о формах, причинах и результатах поведения людей, живущих в среде себе подобных. Сорокин подчеркивал: “Без знания общества и культуры, в которых рождается и растет данный индивид, никакие его личные черты – верования, идеи, убеждения, вкусы, пристрастия и то, что вызывает неприязнь, – не могут быть поняты. Без такого знания непостижимы поведение человека, образ его мыслей, манеры и нравы. Иными словами, конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека”. II период в И. о. к. включал четыре основных этапа. • Первый этап: 1924–1935 гг. Охватывает первую «волну» исследований, в основном прикладных. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии. В психологии наиболее известны экспериментальные исследования А. Р. Лурия (1926, 1930). • Второй этап: 1935–1949 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом. • Третий этап: 1949–1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках. • Четвертый этап: 1972–1992 гг. Проводится значительное число прикладных исследований конфликтов на микроуровне функционирования общества: в трудовых и учебных коллективах, семье. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три – по искусствоведению и по одной – в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. В конце 80-х гг. в связи с обострением межнациональных противоречий и конфликтов на территории нескольких республик СССР проводятся обширные исследования этих новых для отечественной науки социальных конфликтов. На этом этапе разрабатывается системная концепция конфликтов. Она стала одной их первых отечественных общих теорий конфликта. III период: 1992 г. – настоящее время. Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (60-350). Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 53 в год. В середине 1990-х гг. издается монография А. Здравомыслова «Социология конфликта», обобщающая результаты зарубежных и отечественных исследований и дающая на этой теоретической базе анализ конфликтов в современном российском обществе. Выходят в свет первые отечественные учебники конфликтологии. В 1990-х гг. в нашу страну вошла и практика медиаторства. Большую роль в этом сыграла Российско-Американская программа по конфликтологии, в рамках которой было организовано обучение конфликтологов-медиаторов. На этой основе в Санкт-Петербурге в 1993 г. был открыт первый в России Центр разрешения конфликтов, а в 1997 г. создан Клуб конфликтологов, объединивший профессиональных конфликтологов-медиаторов Наиболее сильные научные группы работают в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Ростове-на-Дону, Белгороде. В середине 90-х гг. конфликтология, согласно ГОСТу общего и профессионального образования, вошла в перечень обязательных учебных дисциплин для подготовки социальных работников – социологов, психологов, политологов и др. В 1992 г. авторами был подготовлен междисциплинарный библиографический указатель публикаций по проблеме конфликта, в который вошло 1177 источников. В 1996 г. количество публикаций по проблеме конфликта почти удвоилось и достигло 2247. В России конфликт изучают представители таких научных дисциплин, как военные науки, география, искусствоведение, исторические науки, математика, медицина, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социобиология, социология, философия, экономика. В 2000 г. состоялся 1-й Конгресс конфликтологов, а осенью 2004 г. – 2-й. Сегодня И. о. к. характеризуется завершением стадии формирования в самостоятельную Основные научные результаты совместных исследований отечественных конфликтологов (отраженные в появившихся публикациях): — утверждение необходимости смены парадигмы бесконфликтности конфликтологической парадигмой, которая ориентирует массовое сознание на понимание неизбежности противостояния в социальных взаимодействиях и его позитивно-функциональной роли в совершенствовании и гармонизации этих взаимодействий; — раскрытие роли конфликтологии в анализе социальной диалектики как теории разрешения противоречий общества; — обоснование общих методологических ориентиров экспертизы, прогнозирования и регулирования социальных конфликтов; — прояснение природы конфликтов и основных механизмов их развертывания. В технологическом аспекте: — критический анализ исторической практики насильственного и ненасильственного разрешения социальных конфликтов, подходов к их моделированию, институционализации и урегулированию в современной зарубежной конфликтологии; — выявление условий и способов предупреждения и разрешения конфликтных противоборств; — обоснование необходимости и путей формирования экспертно-консультационных служб, способных осуществлять конфликтологический мониторинг и менеджмент, а также обучение подрастающего поколения в духе конфликтологической парадигмы и соответствующей ей жизненной позиции; — анализ практики формирования и осуществления образовательных программ и тренингов в области конфликтологии на основе учета международного и отечественного опыта подготовки конфликтологов. В связи со всем этим основная задача отечественной конфликтологии на переживаемом ею в настоящее время этапе своего становления состоит в том, чтобы, координируя научные исследования по социальным конфликтам в современном обществе, сконцентрировать их на разработке таких важнейших стратегических направлений конфликтологического анализа, как: • принципы прогнозирования и ранней диагностики социально-экономических, политических, межнациональных, правовых и других социальных конфликтов; • методы предотвращения, нейтрализации и надежного блокирования их деструктивных, разрушительных для общества тенденций, форм и последствий; • способы цивилизованного разрешения конфликтов, содействующие стабилизации и развитию общественных процессов и отношений. Соответственно этому приоритетными задачами в исследовательской деятельности конфликтологов на ближайшую перспективу должны быть признаны: • анализ мировоззренчески-методологических проблем и проблем общетеоретического характера, состоящий в обосновании принципиальных подходов к анализу конфликтных процессов и отношений, а также в обеспечении соответствующего понятийного аппарата; • проработка концептуальных проблем, играющая, по сути дела, роль «программного обеспечения» в адекватном осмыслении, надежном отслеживании и точной оценке реальных конфликтных ситуаций, а также в отборе эффективных средств и способов их разрешения; • разработка организационно-методических и технологических проблем, обеспечивающих практическую применимость и действенность конфликтологической теории. Успешная реализация этой долговременной исследовательской и прикладной программы в различных дисциплинарных ответвлениях конфликтологического знания (политической и юридической кон-фликтологии, конфликтологии труда, предпринимательства, образования, межнациональных отношений, семьи и т. п.) позволит, наряду с налаживанием мониторинга, дающего представление о состоянии и динамике конфликтных ситуаций, возникающих в переходном обществе, осуществить практическое посредничество между различными группами населения, участвующими в них, а также между администрацией и населением и вместе с тем — критически анализировать и оценивать характер и результаты различных управленческих воздействий на эти ситуации с целью их урегулирования. Date: 2016-08-31; view: 4169; Нарушение авторских прав |