Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зигмунд Фрейд. Классический психоанализ и его основные положения.





Ид

Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Эго

Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.

Суперэго

Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго.

Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.

Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

"Эдипов комплекс". По мнению З. Фрейда, либидо присуще человеку от рождения. Ребёнок испытывает травму рождения, переходя от единства с материнским организмом к самостоятельному существованию, и хочет вернуться обратно к внутриутробной гармонии. Мать является для ребёнка мужского пола первым объектом влечения, а отец - препятствием для осуществления данного влечения: поэтому у мальчиков возникает желание убить отца, вытесняемое на бессознательный уровень. З. Фрейд назвал его "Эдиповым комплексом", по имени героя древнегреческих трагедий фиванского царя Эдипа. Эдип, не зная, кто его настоящие родители, случайно убил своего отца и женился на своей матери. Узнав об этом, он ослепил себя. Для нормального развития человеческой личности этот внутренний конфликт должен быть преодолен.

Пересмотр.

В основе человеческой психики лежат два инстинкта: сексуальное влечение и влечение к смерти, Эрос и Танатос (по имени древнегреческих богов любви и смерти). Эрос носит созидательный характер, выражает волю к жизни и любви, Татантос имеет деструктивный характер, выражает волю к смерти и агрессивность, проявляется в стремлении к разрушению, убийству других людей и самоубийству.

З. Фрейд также обнаружил и описал ряд защитных механизмов, служащих сохранению психики человека в случае конфликта между её частями. Выше уже упоминалось "вытеснение", когда "Я" препятствует вторжению в сознание неприемлемых бессознательных влечений. Еще один сходный механизм был назван З. Фрейдом "сублимацией". При сублимации неприемлемые влечения находят удовлетворение в косвенной форме или же в форме замены социально приемлемой деятельностью. Так, склонный к садизму индивид может стать мясником или врачом. Сублимацией З. Фрейд объяснял и такое явление, как художественное творчество: по его мнению, писатели, поэты, художники, скульпторы и т.д. просто научились переводить импульсы, исходящие от бессознательного, в творческую энергию.

Размышляя над проблемами современного ему общества, З. Фрейд пришёл к выводу о существовании непреодолимого конфликта между человеческой культурой и индивидом. Культура требует, чтобы человек отказался от своих влечений или сублимировал их. Тем самым она вызывает у него чувство неудовлетворенности, порой переходящее в различные психические нарушения.

Но отказ от культуры чреват ещё большей катастрофой. Вслед за Т. Гоббсом З. Фрейд считал человека в высшей степени эгоистичным существом, и если не пресечь его влечение к необузданному сексу и насилию, то человек не пощадит никого и ничего, включая и самого себя.

 

Date: 2016-08-31; view: 627; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию