Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование конфликтов в рамках классической социологии (К. Маркс, Г. Зиммель).





Г. Зиммель окончил Берлинский университет, в котором преподавал. Он был отличным лектором и привлекал большое количество студентов, но подвергался дискриминации из-за своего еврейского происхождения, а также из-за своеобразной манеры изложения, чересчур литературно-художественной, журналистской и недостаточно, по мнению берлинской профессуры, академичной. В 1914 г. он был приглашен профессором в Страсбург, где и умер.

Различные социальные формы и объединения людей являются, по Г. Зиммелю, предметом социологии. Простейшей формой объединения является диада. Но диада - это не только первое объединение, но и первое рассогласование, первый конфликт. Вступающий во взаимодействие третий переводит взаимодействие на иной уровень. Он может быть тем, кто не принадлежит ни к одной из сторон и поэтому играет роль посредника, а может стать тем, кто разжигает вражду между двумя другими. Конфликт понимался Зиммелем как одна из форм общественного взаимодействия, выполняющая стабилизирующие и интегрирующие функции. Ни одна группа не может пребывать в полном согласии, поскольку тем самым она будет лишена своей структуры и внутреннего развития. Группам требуется как разобщение, так и объединение; формирование группы - результат обоих процессов. Некоторая конфликтность не всегда деструктивна и даже полезна в социальной жизни. Конфликт с другими группами способствует сохранению идентичности группы, а конфликт внутри группы может играть роль "предохранительного клапана", снимающего накапливающееся напряжение, которое могло бы разорвать группу. Более того, Зиммелю конфликт видится средством, связывающим противоборствующие стороны, которые ранее не имели никакого представления друг о друге, тем самым стимулируя создание новых норм, правил и институтов. Еще нагляднее объединяющий характер конфликта проявляется в создании союзов перед лицом общего врага.

Немецкий социолог Георг Зиммель (1858–1918) является основоположником направления социального конфликта, в частности теории функционального конфликта. Являясь автором 30 книг, теорию конфликта Зиммель описал в работах:«Социология» (1908), «Социальная дифференциация», «Конфликт и групповые связи», «Как возможно общество».

В рамках формальной социологии, к которой принадлежал Зиммель, конфликт рассматривался прежде всего на макроуровне. Вместе с тем социолог пишет: «Индивид – место, где соединяются социальные нити».

Личность образует социальные взаимодействия, которые конструируют общество. Воспринимая другого человека, мы наделяем его отчасти своими чертами и создаем «обобщенный тип». Типизируя свое окружение, индивид осознает, что этим не исчерпывается содержание личности, поэтому возникает противоречие – конфликт. Зиммель первый подчеркивает значение пространственной дистанции, которая может возникнуть в социальных взаимодействиях индивидов. Появляется статусная изоляция – статус чужака, который наиболее социально отдален, а потому свободен, вызывает негативное отношение со стороны окружающих. Но именно появление такого статуса через конфликт ведет к положительным изменениям.

Благодаря многообразию социальных взаимодействий общество приобретает разные возможности и условия для развития и трансформируется. Таким образом, по теории Зиммеля, конфликт выполняет важную позитивную функцию в общественном процессе.

К. Маркс. Прежде чем думать и размышлять, указывал он, человек должен есть, пить и одеваться. Поэтому первичным является общественное бытие - совокупность общественных процессов, не зависимых от воли и сознания индивидов. Общественное сознание по отношению к общественному бытию считается в марксизме вторичным. В основе общественного бытия лежат производительные силы и производственные отношения. Производительные силы включают в себя предмет труда (то, к чему прикладывается труд), средства труда (орудия труда) и самих людей, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками. Производственные отношения - отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Так, рабовладельческие производственные отношения основывались на том, что раб - собственность хозяина, капиталистические - на том, что наёмный рабочий лично свободен, но лишён капитала, а капиталист обладает таковым, и т.д.

Общественно-экономическая формация - одно из базовых понятий социальной философии марксизма, исторический тип общества, целостный "социальный организм", основанный на определенном способе производства.

Формация в марксизме характеризуется специфической структурой (базисом и надстройкой) и законами возникновения, функционирования и развития. Выделяют пять общественно-экономических формаций, составляющих ступени исторического прогресса: первобытнообщинная рабовладельческая феодальная капиталистическая коммунистическая

Способ производства, лежащий в основе общественно-экономической формации, есть единство взаимодействия производительных сил и производственных отношений (отношений собственности на средства производства). На основе способа производства формируются надстроечные отношения (политические, юридические и идеологические институты общества), которые закрепляют сложившиеся производственные отношения. Единство взаимодействия надстройки и способа производства и составляет общественно-экономическую формацию.

По марксизмом переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется путем социальной революции, которая решает антагонистические противоречия между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, а также между базисом и надстройкой. Капитализм завершает развитие классово антагонистического общества.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА — категории исторического материализма, выработанные для характеристики основных структурных элементов каждой общественно-экономической формации. Основой господствующих в обществе идей, учреждений и организаций является экономический Б., т. е. присущая обществу совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. Ленин характеризовал Б. как «экономический скелет» общественной формации. Н.— это взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим Б. и активно влияющих на него. В Н. входят: а) совокупность духовных образований (мыслей, чувств, настроений, идей, теорий, учений), расчленяемых при дальнейшем анализе на политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические и философско-мировоззренческие; б) совокупность отношений между людьми, которые в отличие от базисных, материально-производственных отношений, складывающихся независимо от воли и сознания людей; в) совокупность учреждений и организаций — политических (государство, партии), правовых (суд), религиозных (церковь) и т. д.

Миссия пролетариата. Но представление об исторической миссии рабочего класса, однако, никак не вытекает из логики предыдущего исторического развития, описанного К. Марксом. Действительно, если рассмотреть любую из общественно-экономических формаций, в которой есть антагонистические, т.е. противоположные социальные классы, то нам нетрудно увидеть, что идущая между ними борьба вовсе не приводит к победе одной из противостоящих друг другу сил.

 

Date: 2016-08-31; view: 853; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию