Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дедукция, аналогия и др.).
В результате абстрагирования становятся возможными следующие МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ: 1. Идеализация. Идеализация – это мысленное создание неосуществимых в реальности объектов и явлений для упрощения процесса исследования и построения научных теорий. Например: понятия точка или материальная точка, которые применяются для обозначения объектов, не имеющих размеров; введение различных условных понятий, таких, как: идеально ровная поверхность, идеальный газ, абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, абсолютная плотность, инерциальная система отсчета и т.д. для иллюстрации научных идей; орбита электрона в атоме, чистая формула химического вещества без примесей и другие невозможные в реальности понятия, создаваемые для объяснения или формулирования научных теорий. Идеализации целесообразны: – когда необходимо упростить исследуемый объект или явление для построения теории; – когда необходимо исключить из рассмотрения те свойства и связи объекта, которые не влияют на суть планируемых результатов исследования; – когда реальная сложность объекта исследования превышает существующие научные возможности его анализа; – когда реальная сложность объектов исследования делает невыполнимым или затрудняет их научное описание; и т.д. Таким образом, в теоретическом познании всегда происходит замена реального явления или объекта действительности его упрощенной моделью. То есть метод идеализации в научном познании неразрывно связан с методом моделирования. 2. Моделирование. Теоретическое моделирование – это замещение реального объекта его аналогом, выполненным средствами языка или мысленно. Основное условие моделирования состоит в том, чтобы создаваемая модель объекта познания за счет высокой степени своего соответствия реальности, позволяла: – проводить неосуществимые в реальных условиях исследования объекта; – проводить исследования объектов, в принципе недоступных в реальном опыте; – проводить исследования объекта, непосредственно недоступного в данный момент; – удешевлять исследование, сокращать его по времени, упрощать его технологию и т.д.; – оптимизировать процесс построения реального объекта за счет обкатки процесса построения модели-прообраза. Таким образом, теоретическое моделирование выполняет в теоретическом познании две функции: исследует моделируемый объект и разрабатывает программу действий по его материальному воплощению (построению). 3. Мысленный эксперимент. Мысленный эксперимент – это мысленное проведение над объектом познания неосуществимых в реальности исследовательских процедур. Используется в качестве теоретического полигона для планируемых реальных исследовательских действий, или для исследования явлений или ситуаций, в которых реальный эксперимент вообще невозможен (например, квантовая физика, теория относительности, социальные, военные или экономические модели развития и т.д.). 4. Формализация. Формализация – это логическая организация содержания научного знания средствами искусственного языка специальной символики (знаков, формул). Формализация позволяет: – вывести теоретическое содержание исследования на уровень общенаучных символов (знаков, формул); – перенести теоретические рассуждения исследования в плоскость оперирования символами (знаками, формулами); – создать обобщенную знаково-символьную модель логической структуры исследуемых явлений и процессов; – производить формальное исследование объекта познания, то есть осуществлять исследование путем оперирования знаками (формулами) без непосредственного обращения к объекту познания. 5. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение целого на составные части, преследующее цели: – исследование структуры объекта познания; – расчленение сложного целого на простые части; – отделение существенного от несущественного в составе целого; – классификация объектов, процессов или явлений; – выделение этапов какого-либо процесса и т.д. Основное назначение анализа – изучение частей как элементов целого. Части, познанные и осмысленные по-новому, складываются в целое с помощью синтеза – способа рассуждения, конструирующего новое знание о целом из объединения его частей. Таким образом, анализ и синтез – это неразделимо связанные мыслительные операции в составе процесса познания. 6. Индукция и дедукция. Индукция – это процесс познания, в котором знание отдельных фактов в совокупности наводит на знание общего. Дедукция – это процесс познания, в котором каждое следующее утверждение логически проистекает из предыдущего.
Вышеперечисленные методы научного познания позволяют раскрыть наиболее глубокие и существенные связи, закономерности и характеристики объектов познания, на базе чего возникают ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – способы совокупного представления результатов исследования. Date: 2016-08-31; view: 359; Нарушение авторских прав |