Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль ситуации в профессиональном общении





В структуре общения выделяются три его непременные составные части:

коммуникативная сторона, которая включает в себя обмен информацией между субъектами правоотношений;

перцептивная сторона, которая определяет процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения;

интерактивная сторона, которая заключается в организации взаимодействия, совместной деятельности партнеров общения.

Для лучшего уяснения данных сторон общения в деятельности юриста необходимо рассмотреть ряд социально-психологических понятий:

в процессе общения юрист всегда выступает в строго определенном социальном контексте в системе отношений, элементами которой являются общество, государственно-правовые институты, отдельные граждане, должностные лица. В этих отношениях юрист играет объективно заданную социальную роль;

·социальная роль формирует у окружающих систему ролевых ожиданий в отношении ее носителя, который наделен правами и обязанностями, реализуемыми в конкретных ситуациях;

носитель социальной роли (следователь, судья, адвокат и т.д.) обладает вполне определенным социальным статусом, т.е. положением, авторитетом в социальной группе (опыт, должность, заслуги).

Процесс обмена информацией между субъектами носит название коммуникативное общение. Оно строится с помощью вербальных (речевых) и невербальных (телодвижения, жесты) средств коммуникации.

Вербальная коммуникация – это использование речи как важнейшего инструмента профессионального (юридического) общения. Именно в ней выражаются социально-психологические особенности мышления личности, отношение к объективной реальности. Речь всегда мотивирована, т.е. любое высказывание определяется правилами и мотивами. И выявление этих мотивов происходит по различным ситуативным фразам, которые произносятся очень часто и в юридической практике позволяют понять мысли, поведение, поступки человека. В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь.

Внутренняя речь – это сложный процесс подготовки развернутого речевого высказывания. Это речь для себя.

Внешняя речь – это форма выражения мысли.

Самая простая форма устной речи – аффективная речь (отдельные восклицания, штампы). В ней нет осознанного мотива. При анализе аффективной речи юрист-практик может судить о психическом состоянии субъекта.

Наибольшее распространение в работе адвоката, следователя, судьи имеет устная речь в форме диалога. Это вид речи, используемый с участником уголовного, гражданского процессов, с должностными лицами. Она направлена на взаимное ознакомление сторон, обмен мнениями. Здесь по содержанию и форме высказываний часто судят о мотивах, при понимании которых можно разобраться и в отношении говорящего субъекта к предмету разговора, и в его осведомленности. Речь в форме монолога представляет собой развернутое изложение взглядов, знаний, мыслей человека.

Кроме того, разновидностью внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания. В гражданском, уголовном процессах письменная речь используется при составлении различных процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, излагаются принятые решения, анализируются доказательства. Юристу-практику необходимо владеть протокольным стилем изложения (определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их реквизиты).

Чужая речь служит чаще всего источником доказательств по делу. Но речь (устная, письменная) может интересовать работников юстиции и как фактор идентификации субъекта по ее особенностям (почерк, звук и др.). Юристу необходимо понимать, что субъекты, с которыми ему приходится общаться, довольно часто испытывают существенные затруднения в оперативном подборе слов для адекватного выражения своих мыслей.

Кроме того, в коммуникативном общении юриста и субъекта процесса (подозреваемого, клиента, свидетеля и т.д.) речь отражает личность человека, его потребности, интересы, убеждения, интеллект, волевые качества. Именно по темпу речи, произношению можно судить о психических процессах, темпераменте. Юристу-практику надо обязательно обращать внимание на тембр голоса, интонации, которые говорят об отношении ведущего беседу к проблемам с бóльшей долей достоверности, чем другие аспекты общения. Например, интонация доносит до 40% нужной информации. По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его развитии, психическом состоянии, характере, психических отклонениях.


Трансактный анализ

Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния - это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.

Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях

В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.

Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Структура личности в трансактном анализе характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Каждое эго-состояние представляет собой особый паттерн мышления, чувств и поведения. Выделение эго-состояний основано на трёх аксиоматических положениях:

1) каждый взрослый некогда был ребёнком. Этот ребёнок в каждом человеке представлен эго-состоянием Ребёнок;

2) каждый человек с нормально развитым мозгом потенциально способен к адекватной оценке реальности. Способность систематизировать приходящую извне информацию и принимать разумные решения относится к эго-состоянию Взрослый;

3) у каждого индивида были или есть родители или заменившие их лица. Родительское начало внедрено в каждую личность и принимает вид эго-состояния Родитель

Взрослый у Э. Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребёнком. Анализируя информацию, Взрослый решает, какое поведение наиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов желательно отказаться, а какие желательно включить.

Диагностировать эго-состояния в личности возможно путём наблюдения за вербальными и невербальными компонентами поведения. Например, находясь в состоянии Родитель, произносятся фразы типа «мне нельзя», «я должен», критические замечания типа «итак, запомни», «прекрати это», «ни за что на свете», «я бы на твоём месте», «милый мой». Физическим признаком Родителя является нахмуренный лоб, качание головой, «грозный вид», вздохи, скрещенные на груди руки, поглаживание другого по голове и т.п.

Ребёнок может быть продиагностирован на основании выражений, отражающих чувства, желания и опасения: «я хочу», «меня злит», «я ненавижу», «какое мне дело». К невербальным проявлениям относятся дрожащие губы, потупленный взор, пожимание плечами, выражение восторга.

Вербальные и невербальные взаимодействия между людьми называются трансакциями. Трансакция - это обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия могут быть условными или безусловными, положительными или отрицательными. Различают трансакции параллельные, перекрёстные и скрытые [5, с. 95].


Параллельные -- это трансакции при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого. Например, стимул: «Который сейчас час?», реакция: «Без четверти шесть.» В данном случае взаимодействие происходит между Взрослыми Эго-состояниями собеседников. Такие взаимодействия не обладают способностью производить конфликты и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответная реакция при таком взаимодействии отображаются параллельными линиями.

Перекрёстные (пересекающиеся) трансакции уже обладают способностью производить на свет конфликты. В этих случаях на стимул даётся неожиданная реакция, активизируется неподходящее эго-состояние. Например, когда на вопрос мужа «Где мои запонки?» женой даётся ответ «Куда положил, там и возьми». Таким образом, на исходящий от Взрослого стимул даётся реакция Родителя. Такие перекрёстные трансакции начинаются взаимными упреками, колкими репликами и могут закончиться хлопаньем дверьми.

Скрытые трансакции отличаются тем, что включают более двух эго-состояний, так как сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения. Таким образом, скрытая трансакция содержит неявную информацию, посредством которой можно повлиять на других так, что они этого не осознают.

Трансакция может производиться на двух уровнях - социальном и психологическом. Это характерно для скрытых трансакций, где на психологическом уровне они содержат скрытые мотивы.

Э. Берн приводит примеры угловой трансакции, в которой участвуют три эго-состояния и пишет, что в ней особенно сильны продавцы. Например, Продавец предлагает покупателю дорогой вид товара со словами: «Эта модель получше, но она вам не по карману», на что покупатель даёт ответ: «Вот её-то я и возьму». Продавец на уровне Взрослого констатирует факты (что модель лучше и что она не по карману покупателю), на что покупатель должен был бы дать ответ на уровне Взрослого - что продавец безусловно прав. Но поскольку психологический вектор был умело направлен Взрослым продавца к Ребёнку покупателя, отвечает именно Ребёнок покупателя, желая продемонстрировать, что он вовсе не хуже других.

Одобрение в трансактном анализе понимается как «поглаживание». Существует три типа поглаживаний: физическое (например, касание), вербальное (слова) и невербальное (подмигивание, кивки, жесты и тому подобное). Поглаживания даются за «существование» (то есть являются безусловными) и за «поступки» (условные поглаживания). Они могут быть позитивными - например, дружеское физическое прикосновение, тёплые слова и доброжелательные жесты; и негативными - шлепки, хмурые взгляды, брань.

Безусловные поглаживания получаются, как в младенческом возрасте, просто за тот факт, «что ты есть». Позитивные безусловные поглаживания бывают вербальными («Я люблю тебя»), невербальными (смех, улыбки, жесты) и физическими (прикосновения, ласки, баюканье). Условные же поглаживания даются скорее за поступки, чем за факт существования: когда ребёнок впервые начинает ходить, родители говорят с ним взволнованным голосом, улыбаются, целуют; когда же ребёнок прольёт молоко или сверх меры раскапризничается, он может получить окрик, шлепок или гневный взгляд.


Следующий аспект трансактного анализа -- структурирование времени. Согласно Э. Берну, люди структурируют время при помощи шести способов: уход, (избежание), ритуалы, развлечение (времяпрепровождение), деятельность, игры, интимность (любовные сексуальные взаимодействия).

Такие трансакции, как ритуалы, развлечения или деятельность, направлены на достижение определённых целей - структурирование времени и получение воздействий от окружающих. Поэтому их можно обозначить как «честные», то есть не предусматривающие манипуляции другими. Игры же являются сериями скрытых трансакций, ведущих к определённому результату, в котором у одного из игроков есть заинтересованность.

Ритуалом называется стереотипная серия простых дополнительных трансакций, которые заданы внешними социальными факторами. Неформальный ритуал (например, прощание) в своей основе неизменен, но может отличаться в деталях. Формальный же ритуал (например, церковная литургия) характеризуется очень маленькой свободой.. ритуалы предлагают безопасный, вселяющий уверенность и часто приятный способ структурирования времени.

Трансактный анализ включает:

1. Структурный анализ - анализ структуры личности.

2. Анализ трансакций - вербальных и невербальных взаимодействий между людьми.

3. Анализ психологических игр, скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу - выигрышу.

4. Анализ сценария (скрипт-анализ) индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.

В основе коррекционного взаимодействия лежит структурный анализ «эго-позиции», который предполагает демонстрацию взаимодействия с помощью техники ролевых игр.

Трансактный анализ эффективен в групповой работе, предназначен для кратковременной психокоррекционной работы. Трансактный анализ предоставляет клиенту возможность выйти за рамки неосознаваемых схем и шаблонов поведения, и, приняв иную когнитивную структуру поведения, получить возможность произвольного свободного поведения.







Date: 2016-08-31; view: 346; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию