Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридические лица как субъекты МЧП: статут юридического лица, критерии определения личного закона юридического лица. Правовой статус транснациональных корпораций.





Юридическое лицо - это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несет обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.

Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.

При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека.

При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Порядок образования юридических лиц зависит от вида юридического лица. Различают три порядка образования:

- разрешительный;

- явочно-нормативный;

- явочный.

При разрешительном порядке для образования юридического лица необходимо разрешение компетентного органа государственной власти, решающего вопрос о целесообразности создания нового субъекта права.

Явочно-нормативный порядок предполагает наличие общего нормативного акта, регулирующего порядок возникновения и деятельности определенного вида юридического лица.

При явочной системе для создания юридического лица необходимо положительно выраженное намерение действовать в качестве особого субъекта права. Наличие такого намерения обычно выводится из устава.

Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется как правилами российского законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами.

Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранного юридического лица, а также иностранной организации, не являющейся юридическим лицом, определяется их личным законом, которым считается право страны, где учреждено юридическое лицо (или организация).

На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

- статус организации в качестве юридического лица;

- организационно-правовая форма юридического лица;

- требования к наименованию юридического лица;

- вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

- содержание правоспособности юридического лица;

- порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

- внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

- способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Юридические лица как субъекты международного частного права – это участники соответствующих правоотношений, обладающие статусом юридического лица, независимо от территориальной принадлежности к конкретному государству (т. е. российские и иностранные).

Специфика правового статуса и деятельности юридических лиц определяется в первую очередь их государственной принадлежностью. Именно национальность (государственная принадлежность) юридических лиц – основа их личного статуса. Правовая категория “личный статус” устанавливает “личный статус” компании. Под национальностью юридического лица понимается принадлежность юридического лица к определенному государству.

Если юридические лица осуществляют хозяйственную деятельность за границей, они находятся под воздействием двух систем правового регулирования – системы национального права государства “гражданства” данного юридического лица (личный закон) и системы национального права государства места деятельности (территориальный закон). Личный закон юридических лиц может пониматься в четырех вариантах:

1. Теория инкорпорации – юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории оно учреждено. Отсылка к законодательству места инкорпорации закреплена как необходимый коллизионный принцип для определения личного статуса юридического лица (США, Канада, Чехия, Китай, Россия).

2. Теория оседлости (теория эффективного места пребывания) – юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории расположен административный центр, управление компанией. Этот коллизионный принцип установлен в права Франции, Японии, Испании, ФРГ, Бельгии, Украины, Польши.

3. Теория центра эксплуатации (места осуществления хозяйственной деятельности) – юридическое лицо имеет национальность того государства, на чьей территории оно ведет свою основную деятельность. Данное коллизионное начало зафиксировано в праве Египта, Индии, Алжира и др.


4. Теория контроля – юридическое лицо имеет национальность государства, территории которого контролируется его деятельность (прежде всего посредством финансирования). Теория контроля представляет собой самый современный критерий определения национальности юридических лиц. Эта теория закреплена в Вашингтонской конвенции 1965 г. О порядке разрешения инвестиционных споров, в договоре 1994 г. К Энергетической хартии.

Различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы “двойной национальности”, двойного налогообложения (или наоборот отсутствия налогового домицилия компании), невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставной капитал. Например: юридическое лицо, зарегистрированное в России и осуществляющее основную производственную деятельность в Алжире, будет иметь двойную национальность: по алжирскому законодательству такая компания считается лицом алжирского права, а по российскому – российским лицом. Для обоих государств такое юридическое лицо считается “отечественным”, следовательно, и налоговым резидентом. В итоге возникает проблема двойного налогообложения. Если же компания зарегистрирована в Алжире, а место ее основной деятельности - России, то данное юридическое лицо с точки зрения Алжира подчиняется российскому праву, а с точки зрения России – алжирскому. В подобном случае компания является “иностранной” для обоих государств и, соответственно, не имеет налогового домицилия. В целях устранения подобных проблем современная судебная практика и законодательство большинства государств идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещение нескольких коллизионных начал, установления “цепочки” коллизионных норм. Попытка установления единообразного статуса иностранных лиц предпринимаются и на международном уровне: Гаагская конвенция 1956 г. О признании прав юридического лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями; Конвенция Европейского союза 1986 г. О признании негосударственных организаций; определение правоспособности юридических лиц по Конвенции 1993 г. О правовой помощи стран СНГ; определение режима юридических лиц в международных торговых договорах.

Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулируется национальных российским законодательством и международными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностранных юридических лиц применяется только теория инкорпорации (п.1 ст.1202 ГК). Положения гражданского законодательства применяются и к иностранным юр. лицам на территории РФ (ст.2 ГК) Такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования.

Транснациональная корпорация (ТНК) – это совокупность юридических лиц разной национальной принадлежности, действующих в общих интересах и связанных между собой держанием пакетов акций друг друга, договорами о совместной деятельности, управленческим контролем или другими способами.

 

ТНК (Макдональдс, Нестле, Форд, Мерседес, БМВ и др.) – это всегда очень мощные в финансовом плане интеграторы мировых хозяйственных связей. Они делят рынки, монополизируют различные виды деятельности, являются крупнейшими работодателями и инвесторами, определяют экономическую политику стран и регионов, склонны даже вмешиваться в политические дела суверенных государств.


 

Особенность правового положения ТНК определяется рядом факторов. 1. Правовое оформление и экономическое содержание ТНК не совпадают. Участники действуют в общих интересах и руководствуются едиными решениями, исходящими из центра, но являются в то же время обособленными юридическими лицами с ограниченной ответственностью. 2. Участники ТНК продолжают оставаться самостоятельными юридическими лицами.

 

Деятельность ТНК как таковой практически ничем не регламентируется. Есть некоторые документы международных организаций, в которых закреплены принципы поведения ТНК: Универсальный кодекс поведения ТНК ООН, Принципы многонациональных предприятий Организации экономического сотрудничества и развития, Принципы поведения ТНК в области социальных и трудовых отношений Международной организации труда, кодексы поведения ТНК в области ограничительной деловой практики ЮНИДО и ЮНКТАД.

 

Некоторые международные договоры регулируют деятельность ТНК.

 

Довольно активно идет процесс создания между предприятиями государств – участников СНГ такой разновидности транснациональных объединений, как финансово-промышленная группа (ФПГ), под которой понимается группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений, созданная на основе объединения капиталов ее участников с целью ведения совместной производственной и инвестиционной деятельности, установления и развития производственно-хозяйственных связей, извлечения прибыли, разработки и реализации социально-экономически значимых программ и проектов.

 

Вопросы создания и деятельности транснациональных ФПГ регулируются договорами СНГ по вопросам ТНК. В случае создания транснациональной ФПГ на основе межправительственного соглашения ей присваивается статус межгосударственной (международной) ФПГ.







Date: 2016-08-31; view: 1543; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию