Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы исследования психики животных.





Зоопсихология изучает психику на основе анализа поведения: детальный анализ движения животных в самых простых ситуациях, организованных зоопсихологом. Для зоопсихологии важны приобретенные особенности. Для исследований обычно используются выведенные в лаборатории животные. Зоопсихология рассматривает процесс взаимодействия животного с окружающей средой в несложно контролируемых условиях. Зная прошлый опыт животного и ставя его в новую ситуацию, зоопсихолог изучает отражение окружающей среды.

В истории развития зоопсихологии как науки можно выделить ряд этапов.

Первый этап развития зоопсихологического знания - донаучный период в изучении «нравов» животных. Мифологическое мышление древности не помешало людям одомашнить немалое число видов животных, а также разработать огромное количество технологий охоты на животных, основывающихся на очень тонком знании, понимании их повадок.

Второй этап - античная философия (работы Демокрита, Эпикура, Лукреция, Аристотеля и прочих мыслителей). Основным вопросом, который пытались разрешить мыслители прошлого, был вопрос о душе. При этом античные философы предпринимали попытку не только дать определение душе, но и выделить формы ее существования. Так, еще в V – IV вв. до н.э. Демокрит говорит о том, что душа материальна, есть у всех предметов и объектов природы; наличие «духовного начала» у животных признавал и Эпикур (IV – III вв. до н.э); последователь Эпикура Лукреций (II – I вв. до н.э.), отмечает, что душа – субстанция чувственная, и ею могут обладать животные. Мыслители древности предпринимали попытки исследовать поведение и психику животных. Например, Аристотель (V – IV вв. до н.э.) делает вывод о способности животных как к врожденному поведению (его мыслитель определяет как неразумное), так и к прижизненному приобретению опыта. Также он говорит о наличии у животных разума, отмечая при этом, что животные различаются по степени разумности.

Продолжением изучения врожденного приобретенного в поведении животных является учение стоиков (рубеж нашей эры - Хризипп - I в. до н.э., Сенека-младший - I в. н.э.), в рамках которого было сформулировано понятие «инстинкт». Именно стоики выделили основные характеристики инстинктивного поведения животных и обратили внимание на то, что реализация врожденной целесообразной формы поведения регулируется чисто психическими механизмами: животное не может осознать биологической пользы своего поведения, но руководствуется влечением, т.е. переживанием удовольствия т неудовольствия, которое и «ведет» его по правильному пути. При этом само влечение (т.е. способность «нудным способом» испытывать удовольствие) является врожденным.

Третий этап связан с развитием психологии в рамках философского знания, а также бурным развитием естествознания ХVII –XIX вв. (работы Р.Декарта, К.Линнея, Б.Спинозы, Ю.Х.Хеннинга и пр.). Так, Французский мыслитель ХVII столетия Р.Декарт поведение животных характеризует как ответ организма на внешнее воздействие; Голландский философ ХVII в. Б.Спиноза высказывает мысль о том, что любое живое тело является телом мыслящим; К.Линней в своем выдающемся труде «Система природы» (1735 г.) предлагает принципы классификации животных. Этот же период в развитии зоопсихологии как науки связан с началом широкого применения экспериментального метода исследования животных. Из опыта, полученного как результат полевых, так и лабораторных экспериментов, постепенно начинают обобщаться идеи о природе и специфических особенностях психической организации поведения животных.

Четвертый этап в развитии зоопсихологии - конец XIX – начало XX столетия. В это время получает дальнейшее развитие механистический подход к исследованию психики и поведения животных (работы Леба, Уотсона, Павлова и др.). Заслугой ученых явилась формулировка важнейшего правила – любым выводам должно предшествовать наблюдение. Так, результатом наблюдений Леба явилось учение о тропизмах, которое внесло определенный вклад в изучение способов ориентации животных в пространстве. В конце ХIХ – начале ХХ столетия идеи об эволюционных изменениях психики животных высказываются английским психологом Г.Спенсером, который отмечает, что уже у низших животных можно выделить элементарные формы психического отражения, проявляющегося в раздражимости. По мере эволюции они трансформируются в более совершенные формы отражения – ощущения и даже некоторые психические явления более высокого порядка. Таким образом, у животных происходит постепенное усложнение психики, сущность которого состоит в приспособлении к усложняющимся условиям окружающей среды. В конце ХIХ в. проблемами психики животных занимаются и такие известные психологи, как У.Джеймс и У.Мак-Дугалл. В их работах содержится большое количество информации о поведении животных. В частности, обсуждаются проблемы инстинктивных форм поведения и научения животных. Именно исследования этих ученых положили начало выделению экспериментальных исследований психики животных в самостоятельное направление (работы Э.Л.Торндайка, Р.М.Йеркса, Дж.Б.Уотсона, К.С.Лешли и др.). В результате проведения научных исследований в широкую психологическую практику входят такие известные экспериментальные методы, как проблемная клетка, лабиринт и т.д. Более того, работы английский и американских ученых положили начало исследованиям особенностей, закономерностей и механизмов научения животных и позволили сформклировать основные положения теории научения.

В начале ХХ столетия экспериментальное направление в изучении психики животных распадается на две ветви. Ряд исследователей концентрирует свои научные интересы на объективном изучении процессов научения (в дальнейшем это направление зоопсихологических исследований трансформируется в такое научное психологическое направление как бихевиоризм, типичным представителем которого является Дж.Б.Уотсон), а Р.М.Йеркс и его ученики и последователи – В.Кёллер, У.Гамильтон, Г.Харлоу и др., продолжают развивать сравнительно-психологический подход в исследовании психики животных. Эксперименты О.М.Йеркса и высшими приматами и организованный им первый приматологический центр явились источником фундаментальных исследований интеллекта этих животных, их развития в онтогенезе, особенностей их социального поведения.

Наряду с психологическими исследованиями, много эмпирических данные и теоретических моделей, объясняющих поведение животных, было получено в исследовании физиологии высшей нервной деятельности.

Огромную роль в становлении зоопсихологии как науки внесли отечественные ученые Н.Н.Ладыгина-Котс, А.Н.Леонтьев, К.Э.Фабри и др.

В настоящее время предприняты попытки междисциплинарного подхода к решению загадок мозга животных в рамках новой науки – нейробиологии.

Date: 2016-08-31; view: 378; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию