Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение психотехники (Мюнстерберг)





Сущность и понятие психотехники Термин «психотехника» был введен в научный оборот гамбургским психологом В. Штерном в 1900 г. в его книге «О психологии индивидуальных различий (идеи дифференциальной психологии)». Он определил психотехнику как прикладную психологию, которая берется за решение задач общественной жизни, обращенных в будущее; здесь психологические знания выступают в роли конструктивных инструментов воздействия на поведение людей, для предсказания их будущих действий и результативности этих действий, для создания, воспитания, развития качеств личности, умений и навыков. В последующем, разделяя штерновскую трактовку понятия психотехники, Г. Мюнстерберг уточнил задачи психотехники и наметил общие принципы, важные для всех сфер жизни, и основные направления ее развития. Общие методологические основы психотехники как направления прикладной психологии были представлены в его труде, вышедшем в 1914 г - «Основы психотехники» [ Мюнстерберг]. Г. Мюнстерберг назвал психотехникой всю совокупность идей о практическом приложении психологии к задачам культуры. Он считал, что подобно тому, как математика применяется для построения мостовых конструкций, психология может применяться для решения практических задач в различных областях жизнедеятельности людей. В работах Г. Мюнстерберга впервые отчетливо ставится задача практического использования выводов психологической науки о закономерностях человеческой психики, поведения людей в социуме, общения, индивидуальных и социальных особенностях представителей различных социальных групп в связи с конкретной практической деятельностью (включая наиболее близкие к нашему исследованию области воспитания и психотерапии). Г. Мюнстерберг четко определяет то, что психотехника не тождественна с прикладной психологией, однако составляет одну ее половину. Он разделяет прикладную психологию на психологию культуры, характер задач которой - «объяснительный с устремлением в прошлое», и психотехнику, характер задач которой - «практически жизненный, обращенный в будущее». Т.е. о психотехнике можно говорить тогда, «когда речь идет о достижении какой-либо относящейся к будущей цели». Г. Мюнстерберг выделял два возможных пути определения практических задач: первый путь - путь приложения к практике уже изученных в общей, экспериментальной психологии или каких-то других направлениях знаний и методов. Не отвергая первый, Г. Мюнстерберг считал, что более плодотворным является путь, «исходной точкой которого служат сами задачи», т.к. из ориентированности практической психологии на задачи общественной жизни возможно появление принципиально нового предметного поля для исследования. Но для этого нужны особые методы и своеобразная методология исследований и практики.

Сравнивая теорию психотехники и теоретической академической психологии (не обозначенной практическими задачами), Г. Мюнстерберг подчеркивал необходимый научный характер психотехники, ее опору на теоретические знания.

Однако, по его мнению, предметное содержание этого знания должно строиться не на основе творчества отдельных ученых-теоретиков, а согласно познавательным требованиям практической задачи. На вопрос, нужна ли психотехнике психологическая теория, Г. Мюнстерберг определенно отмечал ее необходимость и аргументировал это тем, что только та психология, которая интересуется причинными связями (каузальная психология), может быть пригодна для этой функции, иначе ее советы, практические разработки не будут отличаться от советов шарлатанов и практиков, ориентирующих только на здравый смысл или мистику.

Выделяя специальную научную психотехническую теорию, предметное содержание которой определено практическими задачами культуры, Г. Мюнстерберг говорил и о теории более высокого уровня, пока не существующей, но единой для всех направлений психотехники, которая, по его мнению, рассматривалась бы безотносительно к предметным областям психотехники, но выступала бы как основа многих ее направлений. Эта психотехническая теория, согласно Г. Мюнстербергу, должна признать принцип детерминированности психических явлений и со стороны мозга, нервной системы, и со стороны внешней среды, внешних по отношению к человеку воздействий, со стороны задач, которые человек осуществляет. При этом психические явления человека должны быть представлены в психотехнике как объекты исследования, доступные изучению стороннего исследователя, а не как субъективные феномены, доступные только самонаблюдению. Таким образом, будущая теория психотехники, по замыслу Г. Мюнстерберга, должна вобрать лучшие достижения современной психологии, быть описательно-объяснительной, эмпирической, сравнительной, пользующейся данными физиологии и, наконец, экспериментальной.

29. Развитие этнопсихологии и её влияние на психологические теории детства и культурной обусловленности психики человека.

Этнопсихология – наука которая занимается изучением систематических связей между психологическими и культурными переменными при сравнении этнических общностей Изучали и философы: Гиппократ - все различия между народами, в том числе их поведение и нравы, связаны с природой и климатом. В новое время – франц просветители ввели понятие дух народа. Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания, привело в середине XIX в. к зарождению этнопсихологии как самостоятельной науки. Основателями новой дисциплины стали немецкие ученые М.Лацарус и X. Штейнталь Влияние этнопсихологии на псих теории детства: В XX в. этнопсихология получила значительное развитие в мировой науке.

В результате разобщенности исследователей даже возникли две этнопсихологии: этнологическая (больше антропология) и психологическая, для обозначения которой используют термин сравнительно-культурная (или кросскультурная) психология Три подхода: - релятивизма, абсолютизма или универсализма. 1) Релятивизм заключается в подчеркивании различий между культурами. К данному подходу относится школа «культура и личность» - главное: как ребёнок входит в культуру. Представитель Рут Бенедикт концепция о фундаментально различающихся между собой конфигурациях культур, каждая из которых имеет свою культурную доминанту - установку. В каждой культуре есть определённая «Модальная Л» - она определяет темперамент, за счёт врождённых качеств и способов поведения. (н. – выражение эмоций в данном обществе), отступление от этой нормы может вести к отчуждению из общества. М. Мид – основная проблема изучения – социализация детей в разных культурах (традиционного общества). Проблемы: развитие пол идентичности, ДРО, структура национального характера, конфликт м-у поколениями. Ведущую роль по мнению М. Мид в псих развитии играют социокультурные факторы. Н. самооценка, половое созревание зависит от воспитания и стиля общения в семье. Значение: влияние на раз этнопсихологии, воз псих, псих разв и наглядно показала роль соц- го в разв Рб. 2) Абсолютизм максимизация сходства между культурами: отрицается любая специфика, игнорируются очевидные различия между ними, если есть различия то оценка количественная – то есть культуры одинаковые, но не равные (применение тестов интеллекта В США для иммигрантов с востока - > те умственно отсталые) 3) универсализм - единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями, полагая, что базовые психологические процессы являются общими для людей повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура. Представитель – Леви Стросс – создатель школы этнологического структурализма. У народов изучал общечеловеческие черты (внешние и внтуренние). Универсальная человеческая потребность – «жажда объективного познания», т.е стремился обнаружить общие универсальные операции ума.

Date: 2016-08-31; view: 375; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию