Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политико-правовая доктрина Фомы Аквинского
Большое место в политико-правовой доктрине Фомы Аквинского (Аквината) занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. 1.Закон – общее правило для достижения цели. Законы: естественные (они самоочевидны), положительные (писаные), человеческие (определяют порядок общественной жизни), божественные (указывают пути достижения небесного блаженства). Из сочетания двух последних выводятся 4 вида законов: вечный – сам божественный разум, управляющий миром; он лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества; естественный – отражение вечного закона человеческим разумом; это законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода; человеческий – действующее право, выра- жение требований естественного закона и подкрепление их принуждением; божественный – Библия. 2.Согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, ибо подчинение – добродетель подданных. Рабство установлено природой. Его источник – грех. 3.Частная собственность относится к сфере человеческого закона. Она незыблема, т.к. является стимулом к труду, соответствует порядку общежития и устраняет ряд споров между людьми. 4.Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения – правителю нельзя повиноваться; в таких случаях церковь может низложить тирана, его же подданные освобождаются от присяги. 5.Три элемента государственной власти: сущность, происхождение, использование. Сущность, т.е. порядок управления (подчинения и господства) установлен Богом. Но это не означает, что каждый отдельный правитель поставлен Богом. Каждый человек имеет свободную волю, т.е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви. 6.Основной признак государственной власти – издание законов. В аристократии: источник права – мнение юристов; в олигархии: судебная практика. В правильных формах (монархия, аристократия, полития) существует законность (господство справедливости) и признается общее благо; в неправильных (тирания, олигархия, демократия) – попирается то и другое. Выступал за единство всего. 7.Монархия – наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. Республика – раздирается беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагает путь тирании. Громадное значение Фома придает религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещанием ему «наивысшей награды от бога», полагающейся добродетельному и справедливому царю. Тирана можно сместить по всеобщему решению. Республику Фома считает государством, раздираемым беспорядками, борьбой партий и группировок, пролагающей путь тирании. В тиранию может выродиться и монархия, но, рассуждает Фома, против вырождения царя в тирана могут быть приняты меры. Громадное значение Фома придает религиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещаниям ему "наивысшей награды от бога", полагающейся добродетельному и справедливому царю. Наконец, существует возможность сместить тирана "по всеобщему решению", когда подданные освобождаются от обязанности повиноваться (католическая церковь не раз обращалась к подданным с призывом не повиноваться тому или иному неугодному ей феодальному правителю). Политико-правовая концепция Фомы Аквинского была основательной апологией западноевропейского феодализма. Не только оправдание казней и гонений еретиков, но и принципиальное обоснование церковного контроля за развитием науки и философии, подчинение последней мертвящим догмам католицизма, возведение господства и подчинения в одну из основ мироздания, прославление подсказанной феодальным строем иерархии как универсального принципа строения общества и природы, обширное обоснование феодального права как божественного установления, исчерпывающая аргументация "рабства" (т.е. крепостничества), концепция государства, вмещающая теократические устремления католической церкви, - все это предопределило господство учения Фомы Аквинского в католической феодальной идеологии, вплоть до провозглашения его "святым", "ангелическим доктором". Специальной энцикликой папы римского в 1879 г. учение Фомы Аквинского объявлено "единственно истинной философией католицизма".
Date: 2016-08-31; view: 311; Нарушение авторских прав |