Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема системного развития нормальной детской речи





(составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги
А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961)

 

Предложения из аморфных слов-корней   Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных
Однословное 1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес. Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов) Нет Названия лиц, предметов (22 слова) Несколько позже существительных появляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов) Нет Нет Нет Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту». Ударные гласные: [а], [о] [у], [и]; согласные [м], [п], [б]; [к], [д]; [т'], [л'], [с'], [х] [п], [й]. Нет Нет
Двухсловное 1 г. 8 мес. - 1 г. 10 мес. Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов) Нет Несклоняемые Неспрягаемые формы слова во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «ди», «дай» Нет Нет Нет Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко). Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляются в середине некоторых слов: [льк], [ськ], [пк], [цък]. Нет

 

 

Продолжение таблицы

Структуры предложения   Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных
Первые формы слов 1 год 10 мес. - 2 года 1 мес. Рост предложения до 3-4 слов Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляется словоизменение. Начинают разграничено употребляться следующие падежи: винительный с окончанием -у, именительный мн. числа с окончанием -ы, -и, иногда предложный с окончанием -е, суффиксы уменьшительности Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица мн. числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед. числа (окончания - ет, - и, - а). Часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы. Появляются с двух лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода. Вот, там, где («де»), еще, хорошо («ла-со»), не надо и др. Большинство личных местоименных форм употребляется правильно с момента своего появления. Иногда смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице). Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», «да», «то», «не». В трехсложных словах все еще опускается слог чаще предударный: «кусу» (укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах. К двум годам твердые [п], [т], [д]. Большинство стечений согласных замещаются одним звуком. Нет

 


Продолжение таблицы

 

Структуры предложения   Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных
Усвоение флективной системы языка 2 года 1 мес. - 2 года 3 мес. Дальнейший рост простого предложения до 5-8 слов. Появляются бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значений: «лоском» (ложкой), «вилком» (вилкой), «сипут» (сыпят). Суффиксы - ок, -чик и др. Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед. числе: -у, -е, -а -ом, реже - ой. Во мн. числе с окончанием -ы (фонетически - и). Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа). Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род. 23 прилагательных. Нарушается согласование с существительными. Употребляются преимущественно после существительных мн. числа только в именительном падеже. Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее. Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда. В многосложных словах чаще опускается предударный слог, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись). Твердые [с], [л], затем [ы], [в], [р], [з]. Смешение артикуляционно близких звуков: Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно. Нет

 



Продолжение таблицы

 

Усвоение грамматической системы языка   Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных
Усвоение служебных слов 2 года 3 мес. - 3 года Развитие сложного предложения Появляются сложноподчиненные предложения. Усваиваются служебные слова, остается неусвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. числа: - ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания - ов на слова других склонений: «лампов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: - а (рога), - я (стулья). Суффиксы увеличительности, принадлежности. Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело», унификация приставок. С трех лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, Появляются краткие причастия. Отмечается смешение рода у местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье). Появляются предлоги: в, на, у, с, в. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда. Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах. [ч],[ш], [ж], [щ]; твердый [ц]. Заканчивается усвоение групп согласных. Нет

 

Продолжение таблицы

 

Усвоение морфологической системы языка   Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных
  3-4 года Дальнейшее развитие сложноподчиненного и сложносочиненного предложения Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: - - ов, -ев, -ей - нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода). Продолжается влияние окончания - ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении, ошибки в использовании чередования и ударения. При словоизменении сохраняется основа: «пени» (пни), «левы» (львы). Часто нарушается чередование в основах «ачисту» (почищу) Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: «намокрил» (намочил), «искомочил» (смял в комок). Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных. Усваиваются сравнительные степени наречий. Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица «бы» в условном наклонении. - Звуковая структура усвоена (верхняя граница нормы). - После трех лет оценка чужого и своего произношения.

 



Продолжение таблицы

 

    Возраст Развитие предложения (фразы) Усвоение частей речи Слоговая структура Усвоение звуковой стороны языка Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
Объем и типы предложений Грамматический строй Существительные Глаголы Прилагательные Местоимения, наречия Служебные слова Звуки Стечение согласных
  4 года - 7 лет Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом «который». Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных). Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах. Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет - самостоятельное образование глаголов от других частей речи. Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах. Употребляется одно деепричастие «сидя». Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. - - - С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.

 

 

Выводы

Знание ранних этапов психомоторного развития детей в онтогенезе необходимы логопеду, психологу, дефектологу для проведения диагностики отклонений и для организации коррекционных мероприятий.

Развитие ребенка в онтогенезе протекает многообразно, что зависит от условий, в которых ребенок растет, от различий генотипа каждого индивидуума, от особенностей пренатального развития и других особенностей.

Несмотря на многообразие и особенности психомоторного развития в норме существуют определенные закономерности развития ребенка. Эти закономерности кратко представлены в первой главе.

Знание закономерностей развития психомоторных функций необходимы для оценки уровня развития ребенка, для разработки дифференцированных приемов воспитания, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей «группы риска».


Учебные вопросы и задания

1. Кто из авторов разрабатывал показатели психомоторного развития детей первого года жизни?

2. В каком возрасте у младенца появляются зрительные и слуховые дифференцировки?

3. Когда у ребенка появляется первичное понимание речи?

4. Какие авторы указывали на важность эмоционального общения с ребенком?

5. Перечислите периоды формирования целенаправленных движений руки.

6. Каковы этапы становления предметно-игровой деятельности у детей?

7. Назовите этапы доречевого развития детей.

8. В каком возрасте появляется в норме гуканье и гуление?

9. Охарактеризуйте лепет ребенка и назрейте последовательные этапы формирования лепета.

10. Перечислите, что должен в норме к концу первого года жизни знать и уметь делать ребенок.

11. Дайте характеристику шести уровням развития понимания речи.

12. Какова последовательность появления врожденных и условно-рефлекторных движений рук у ребенка?

13. Дайте характеристику семи этапам развития двигательных функций в онтогенезе.

14. Сопоставьте данные Е.А. Аркина и В. Штерна о количественном увеличении словаря у ребенка.

15. Что такое однословное предложение?

16. Что такое предложение из нескольких слов-корней?

17. С какого возраста начинается в норме усвоение грамматической структуры предложения?

18. В каком возрасте начинается формирование первых форм слов?

19. Когда в норме появляется словоизменение? Привести примеры.

20. Почему на начальном этапе ребенок усваивает наиболее продуктивные правила формообразования?

21. Когда в норме происходит усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений?

22. Назовите три периода (по А.Н. Гвоздеву) формирования грамматического строя речи.

23. Чем характеризуется первый период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?

24. Чем характеризуется второй период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?

25. Чем характеризуется третий период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?

26. Проанализируйте данные, представленные в схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам А.Н. Гвоздева.







Date: 2016-08-31; view: 540; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию