Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схема системного развития нормальной детской речи
(составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи», 1961)
Предложения из аморфных слов-корней
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
| Однословное
| 1 г. 3 мес. - 1 г. 8 мес.
| Отдельные аморфные слова в роли предложения (29 слов)
| Нет
| Названия лиц, предметов (22 слова)
| Несколько позже существительных появляются названия действий: «ди», «бух» (5 слов)
| Нет
| Нет
| Нет
| Часто воспроизводится один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га-га», «ту-ту».
| Ударные гласные:
[а], [о]
[у], [и];
согласные
[м], [п],
[б]; [к], [д];
[т'], [л'],
[с'], [х]
[п], [й].
| Нет
| Нет
| Двухсловное
| 1 г. 8 мес. - 1 г. 10 мес.
| Объединяет в одном предложении два аморфных слова (87 слов)
| Нет
| Несклоняемые
| Неспрягаемые формы слова во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения:
«ди»,
«дай»
| Нет
| Нет
| Нет
| Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов: «мако» (молоко).
| Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный.
| Появляются в середине некоторых слов: [льк], [ськ], [пк], [цък].
| Нет
|
Продолжение таблицы
Структуры предложения
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
| Первые формы слов
| 1 год 10 мес. - 2 года 1 мес.
| Рост предложения до 3-4 слов
| Появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Многие предложения строятся аграмматично. Появляется словоизменение.
| Начинают разграничено употребляться следующие падежи: винительный с окончанием
-у, именительный мн. числа с окончанием -ы, -и, иногда предложный с окончанием
-е, суффиксы уменьшительности
| Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2-го лица мн. числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время 3-го лица ед. числа (окончания - ет,
- и, - а). Часто опускаются приставки. Первые возвратные глаголы.
| Появляются с двух лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже ед. числа мужского и женского рода.
| Вот, там, где («де»), еще, хорошо («ла-со»), не надо и др. Большинство личных местоименных форм употребляется правильно с момента своего появления. Иногда смешиваются личные местоимения (о себе говорит в 3-м лице).
| Нет предлогов и союзов. Частицы: «ка», «да», «то», «не».
| В трехсложных словах все еще опускается слог чаще предударный: «кусу» (укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.
| К двум годам твердые [п], [т], [д].
| Большинство стечений согласных замещаются одним звуком.
| Нет
|
Продолжение таблицы
Структуры предложения
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
| Усвоение флективной системы языка
| 2 года 1 мес. - 2 года 3 мес.
| Дальнейший рост простого предложения до 5-8
слов. Появляются
бессоюзные сложносочиненные предложения, затем с союзами
| Дальнейшее морфологическое членение слов. Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного синтаксического значений: «лоском» (ложкой), «вилком» (вилкой), «сипут» (сыпят). Суффиксы
- ок, -чик и др.
| Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются «главенствующие» падежные окончания в ед. числе:
-у, -е, -а -ом, реже
- ой. Во мн. числе с окончанием -ы (фонетически
- и).
| Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме 2-го лица мн. числа). Разграничивается настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.
| 23 прилагательных. Нарушается согласование с существительными. Употребляются преимущественно после существительных мн. числа только в именительном падеже.
| Личные местоимения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее.
| Появляются предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда.
| В многосложных словах чаще опускается предударный слог, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись).
| Твердые
[с], [л], затем [ы], [в], [р], [з]. Смешение артикуляционно близких
звуков:
| Все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произносятся правильно.
| Нет
|
Продолжение таблицы
Усвоение грамматической системы языка
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
| Усвоение служебных слов
| 2 года 3 мес. - 3 года
| Развитие сложного предложения
| Появляются сложноподчиненные предложения. Усваиваются служебные слова, остается неусвоенной категория рода. К трем годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется.
| Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. числа:
- ов,
-ами,
-ах. Начинается влияние окончания - ов на слова других склонений: «лампов». Начинают усваиваться другие падежные окончания: - а (рога), - я (стулья). Суффиксы увеличительности, принадлежности.
| Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на месте одних приставок употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), «растемнело», унификация приставок.
| С трех лет устанавливается согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, Появляются краткие причастия.
| Отмечается смешение рода у местоимений: «майя папа» (мой папа), он, она (о яблоке, свинье).
| Появляются предлоги: в, на, у, с, в. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда.
| Нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
| [ч],[ш], [ж], [щ]; твердый [ц].
| Заканчивается усвоение групп согласных.
| Нет
|
Продолжение таблицы
Усвоение морфологической системы языка
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
|
| 3-4 года
| Дальнейшее развитие сложноподчиненного и сложносочиненного предложения
| Разграничение однозначных морфологических элементов по типам склонения и спряжения, например: -
- ов, -ев, -ей - нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество («ежинята» - ежата, «водопадит» - сильно течет вода).
| Продолжается влияние окончания - ов на слова других склонений. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизменении, ошибки в использовании чередования и ударения. При словоизменении сохраняется основа: «пени» (пни), «левы» (львы).
| Часто нарушается чередование в основах «ачисту» (почищу) Частицы не опускаются. Неологизмы с использованием приставок: «намокрил» (намочил),
«искомочил» (смял в комок).
| Имеет место нарушение согласования в среднем роде. Усваиваются сравнительные степени прилагательных.
| Усваиваются сравнительные степени наречий.
| Предлоги: по, до, вместо, после. Союзы что, куда, сколько, столько. Частица «бы» в условном наклонении.
| -
| Звуковая структура усвоена (верхняя граница нормы).
| -
| После трех лет оценка чужого и своего произношения.
|
Продолжение таблицы
|
| Возраст
| Развитие предложения (фразы)
| Усвоение частей речи
| Слоговая структура
| Усвоение звуковой стороны языка
| Отдельные наблюдения ребенка над явлениями языка
| Объем и типы предложений
| Грамматический строй
| Существительные
| Глаголы
| Прилагательные
| Местоимения, наречия
| Служебные слова
| Звуки
| Стечение согласных
|
| 4 года - 7 лет
| Иногда затрудняется в построении придаточных предложений с союзным словом «который».
| Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий (использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных).
| Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существительным в косвенных падежах.
| Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет - самостоятельное образование глаголов от других частей речи.
| Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах.
| Употребляется одно деепричастие «сидя».
| Предлоги употребляются в самых разнообразных значениях.
| -
| -
| -
| С 4 лет 6 месяцев попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.
|
Выводы
Знание ранних этапов психомоторного развития детей в онтогенезе необходимы логопеду, психологу, дефектологу для проведения диагностики отклонений и для организации коррекционных мероприятий.
Развитие ребенка в онтогенезе протекает многообразно, что зависит от условий, в которых ребенок растет, от различий генотипа каждого индивидуума, от особенностей пренатального развития и других особенностей.
Несмотря на многообразие и особенности психомоторного развития в норме существуют определенные закономерности развития ребенка. Эти закономерности кратко представлены в первой главе.
Знание закономерностей развития психомоторных функций необходимы для оценки уровня развития ребенка, для разработки дифференцированных приемов воспитания, для своевременного выявления дисгармоничного развития и определения детей «группы риска».
Учебные вопросы и задания
1. Кто из авторов разрабатывал показатели психомоторного развития детей первого года жизни?
2. В каком возрасте у младенца появляются зрительные и слуховые дифференцировки?
3. Когда у ребенка появляется первичное понимание речи?
4. Какие авторы указывали на важность эмоционального общения с ребенком?
5. Перечислите периоды формирования целенаправленных движений руки.
6. Каковы этапы становления предметно-игровой деятельности у детей?
7. Назовите этапы доречевого развития детей.
8. В каком возрасте появляется в норме гуканье и гуление?
9. Охарактеризуйте лепет ребенка и назрейте последовательные этапы формирования лепета.
10. Перечислите, что должен в норме к концу первого года жизни знать и уметь делать ребенок.
11. Дайте характеристику шести уровням развития понимания речи.
12. Какова последовательность появления врожденных и условно-рефлекторных движений рук у ребенка?
13. Дайте характеристику семи этапам развития двигательных функций в онтогенезе.
14. Сопоставьте данные Е.А. Аркина и В. Штерна о количественном увеличении словаря у ребенка.
15. Что такое однословное предложение?
16. Что такое предложение из нескольких слов-корней?
17. С какого возраста начинается в норме усвоение грамматической структуры предложения?
18. В каком возрасте начинается формирование первых форм слов?
19. Когда в норме появляется словоизменение? Привести примеры.
20. Почему на начальном этапе ребенок усваивает наиболее продуктивные правила формообразования?
21. Когда в норме происходит усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений?
22. Назовите три периода (по А.Н. Гвоздеву) формирования грамматического строя речи.
23. Чем характеризуется первый период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?
24. Чем характеризуется второй период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?
25. Чем характеризуется третий период формирования грамматического строя речи в онтогенезе?
26. Проанализируйте данные, представленные в схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по материалам А.Н. Гвоздева.
Date: 2016-08-31; view: 540; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|