Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сельские школы Республики Бурятия (1970-1980-е годы)





А.И. Бочеев раскрывает советские принципы формирования сети сельских школ в Республике Бурятия: центральная усадьба колхоза (или совхоза) должна иметь среднюю школу, а села отделений хозяйства – восьмилетнюю или начальную. Позднее, в связи с укрупнением колхозов и совхозов и, соответственно, сокращением неперспективных сел были ликвидированы многие школы.

В 1970-80-х годах внедряется кабинетная система обучения, преимущественно за счет средств производственных коллективов и родителей. По этой системе определялись количество кабинетов, их расположение, оснащение нестандартным оборудованием и мебелью, что повысило интерес школьников к учебе. Недостатками данной системы явилась разработка только на среднюю общеобразовательную школу, без учета других типов учебных заведений – начальных, малокомплектных и др. Кроме того, в мире возрастала роль лабораторного и конструктивного циклов, а не демонстративного.

В эти годы укрепляется материально-техническая база трудового обучения школьников, организуются сельские межшкольные учебно-производственные комбинаты. Восстанавливаются малокомплектные школы и появляется новый тип сельских образовательных учреждений – «школа-сад», который объединил дошкольное и младшее школьное воспитание и обучение. Школа – сад позволила сохранить преемственность в обучении, вводить индивидуальное и дифференцированное обучение.

В середине 1979-х создаются учебно-воспитательные комплексы –внешкольные учреждения эстетического и спортивного циклов при общем учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Совместно действовали школы (общая, музыкальная, спортивная), студии (художественная, хореографическая), трудовые объединения.

В 1970-80-х годах действовала система педагогического образования, ориентированная на подготовку предметника-исполнителя, а не творца-воспитателя, что приводило специалистов к трудностям в работе с детьми [2].

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Н.А. Пастушенко соотносит термин «образование» со словом «образ» и трактует его как приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры. А цель современной школы видит в формировании здоровой, социально-активной, высоконравственной личности, способной к самоопределению и саморазвитию в условиях рыночных отношений.

Автор полагает, что образование детей «оплачивается» ценой здоровья вследствие перегруженности учебным материалом и недостаточной двигательной активностью. Считает необходимым увеличение часов по физической культуре, организации дополнительных спортзалов и спортивных городков (лестниц, ковров, спортивных снарядов) в коридорах [9]. Т.К. Магула в дополнение к недостатку движения выявила неблагоприятное влияние на процесс обучения отсутствие возможности детей пребывать на свежем воздухе среди озелененных пространств. Е.А. Булгакова уделяет внимание снижению количества учеников в классе.

Сельская школа по определению М.П. Гурьяновой представляет собой совокупность различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а также социокультурную и социально-педагогическую функцию.

Специфика сельской школы состоит в проживании большой части учащихся на значительном расстоянии от нее или в других населенных пунктах. Одним из решения проблемы доступности является регулярный подвоз детей, либо места в интернате [2]. Другим вариантом предусматривается создание малокомплектных школ (с группами на 12 и менее учеников) [3]. Либо создание комплексной школы, но не компактной, а рассредоточенной по нескольким населенным пунктам, с блочной-модульной системой обучения по 30 минут [10]. Такая модель апробирована в Славянском центре образования Нововаршавского района Омской области (Прил. 1)

К отличительными характеристикам сельской школы принадлежат: малочисленность, полифункциональность, безальтернативность, зависимость от места расположения, стихийная интегративность. Социально-неблагополучные факторы развития образования на селе включают: территориальную удаленность, плохое состояние транспортных развязок, низкий уровень досуговой деятельности, слабая информативная сеть (в т.ч. библиотек), контингент местного населения, высокий уровень безработицы, слабое здоровье детей, потеря жизненных целей, утрата культурных и нравственных традиций [10].


Постановлением Правительства РФ от 17.12.2001 г. «О реструктуризации сети образовательных учреждений, расположенных в сельской местности» предусматривалось два противоположных варианта действий:

1) укрупнение сельских школ с организацией подвоза учащихся, созданием интернатов, компьютеризации, что подразумевает ликвидацию 3 тыс. деревень;

2) сохранение сети школ на основе развития интегративных моделей образовательных учреждений, включающих все ступени образования.

Первый заместитель министерства образования и науки Н. Третьякова считает целесообразным в поселении с 3-4 учениками, где нет школы, открывать «учительский дом», в котором педагог живет и работает.

Г.И. Наумкин сельскую школу рассматривает как учебно-просветительный и профориентационный центр (Прил. 2).

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

1. Схема образовательной модели сельского образовательного центра [Погорелова, с. 47]

 


2. Средние школы с трудовым обучением [Наумкин, с. 129]


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байгулова Н.В. Разработка и реализация модели разновозрастной сельской малокомплектной школы: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Томск, 2011. 284 с.

2. Бочеев А.И. Особенности процесса становления и развития сельской общеобразовательной школы в 1970 - 1980 годы: На примере школ Республики Бурятия: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2002. 160 с.

3. Булгакова Е.А. Особенности формирования архитектуры сельских малокомплектных школ: дис.... канд. архитектуры: 18.00.02. М., 2006. 219 с.

4. Ельцова О.В. Развитие негосударственных общеобразовательных школ современной ФРГ: дис... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2003. 132 с.

5. Куприна Е.В. Развитие социального воспитания в вальдорфских школах Германии: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Тула, 2002. 216 с.

6. Ли Цзюньюй. Модернизация школьного образования в Китае и России: сравнительно-исторический анализ: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Биробиджан, 2004. 185 с.

7. Магула Т.К. Совершенствование состава помещений городских общеобразовательных школ на основе оптимизации функций пришкольных территорий: Исследования и рекомендации на примере Петербурга-Ленинграда: дис.... канд. архитектуры: 18.00.02. СПб, 2000. 132 с.

8. Наумкин Г.И. Принципы формирования зданий сельских средних школ с трудовым обучением: дис.... канд. архитектуры: 18.00.02. М., 1984. 172 с.

9. Пастушенко Н.А. Педагогические условия реализации здоровьесберегающей модели общеобразовательной средней школы: На примере школ Севера: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Новосибирск, 2001. 163 с.: ил.

10. Погорелова В.И. Адаптивная образовательная школа в условиях сельского социума: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2004. 219 с.:

11. Попинова М.В. Развитие воскресных школ в России как формы образования взрослых: Середина XIX - начало XX веков: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Ярославль, 2001. 245 с.

12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) (29 декабря 2012 г.)

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143/

 

 

 

 







Date: 2016-08-31; view: 243; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию