Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Негосударственные школы Германии





АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

СЕЛЬСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

Актуальные проблемы теории реконструкции и реставрации

 

 

Выполнил студент группы ГИРм-14-1 __________ М.А. Белова

Нормоконтроль ____ А.К. Чертилов

Курсовой проект защищен с оценкой ___________ ___________

 

Иркутск 2014 г.


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт архитектуры и строительства

Кафедра истории архитектуры и основ проектирования

 

 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу: актуальные проблемы теории реконструкции и реставрации

Магистранту: Беловой М.А.

Тема проекта: Актуальные проблемы сельских образовательных комплексов

Исходные данные: материалы по обоснованию генеральных планов муниципальных образований районов Иркутской области

 

Рекомендуемая литература:

1. Диссертационный фонд Российской государственной библиотеки

 

 

Дата выдачи задания: «_____»_______________2014 г.

Дата представления проекта руководителю: «_____»_______________2014 г.

Руководитель курсовой работы: ____________ Чертилов А.К.


Содержание

Обзор литературных источников………………………………………………….….4

Введение………………………………………………………………………..……....5

1. Исторический обзор становления системы образования…………………….6

1.1. Китай

1.2. Россия

2. Примеры некоторых типов образовательных учреждений………………...10

2.1. Негосударственные школы Германии

2.2. Вальдорфские школы

2.3. Сельские школы Республики Бурятия (1970-1980-е годы)

Приложения……………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………………18

 


ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Разные аспекты сельских школ рассмотрены многими учеными: социологами, педагогами, историками, архитекторами. Тематика исследований варьируется от изучения истории определенного вида школы, национальных особенностей до разработки моделей обучения и функционального размещения объектов.

Разновидности школ: церковно-приходские и миссионерские (К.П. Победоносцев, Т.Е. Житенев, Ю.Ю. Гизей, Е.В. Крутицкая, Р.В. Ященко, Г.Л. Бимбаев), воскресные (М.В. Попинова), ортодоксальные (В.В. Минченко), вальдорфские (Е.В. Куприна), негосударственные (О.В. Ельцова, О.Б. Гач), адаптивные (В.И. Погорелова, Н.А. Заруба), частные (С.В. Сергеева, С.В. Кордле, С.Ю. Майданова), малокомплектные (Е.А. Булгакова), народные (Т.А. Журавлева).

История развития общеобразовательных школ различных регионов (Е.И, Одарченко, Л.Ш. Сулейманова, Р.Б. Карачаева, Р.Р. Нуреев, Е.А. Калинина, Е.Л. Бурдина).

Архитектурно-планировочные проблемы школ: оптимизация пришкольных территорий (Т.К. Магула), типология зданий (С.П. Славинский), приемы модернизации (О.А. Буник).

Модели школьного обучения: здоровьесберегающая (Н.А. Пастушенко), профильного обучения (Е.А. Вербичева, С.В. Сигалов), кластерная (А.Ю. Уваров), разновозрастная (Н.В. Байгулова).

Социальная функция школы (Л.П. Белова, Р.В. Данилов, Н. Артыков).


ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из градообразующих факторов в сельском поселении является школа. В зависимости от разных подходов, школьный комплекс способен стать многофункциональным центром общественной жизни, также как и его ликвидация может привести к исчезновению населенного пункта или целой их сети. Проблемы размещения и эффективного функционирования школы как основы будущего имеют немаловажное значение. С конца 80-х годов XX века в различных странах снижается уровень подготовки выпускников, в результате чего начались процессы реформирования образовательных систем. Политика государства предусматривает модернизацию образования, во многом ориентируясь на западные образцы. Однако, необходимо учитывать специфику российского обучения, национальные, демографические и иные особенности регионов.

В современном обществе сегодня процветают различные неблагоприятные для развития личности наклонности, что формируется, в первую очередь, семьей и окружением. Широкий спектр основного и дополнительного образования позволяет свести до минимума участие родителей в воспитательном процессе своего ребенка. Нежелательным фактом является и проживание детей в интернатах, поскольку ослабевают родственные связи. Растет доля информационной перегруженности и снижается понимание. Существуют разные варианты улучшения создавшейся ситуации, в которых акценты смещаются от изменения приемов обучения до объемно-планировочных решений. Немаловажное значение приобретает знание положительных и отрицательных моментов существовавших в разное время образовательных учреждений различных стран.

 

 

1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В Древних государствах преобладало домашнее обучение. Дети перенимали опыт старших, подражали друг другу непосредственно в семье и в общении с другими членами сообщества. Появлению и развитию школ способствовали религиозные учреждения, зачастую вместо педагогической мысли внедрявшие церковные постулаты, что обеспечивало восполнение религиозной и правящей элит.

Китай.

III тысячелетие до н.э. Появились общественные школы двух типов. Школа типа сян возникала в местах проживания престарелых, которые обучали молодежь. В школах типа сюй учили военному делу. Впоследствии любое учебное заведение называлось «сюэ». В них преподавали шесть основных дисциплин: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью. К основным типам школ Древнего Востока также относятся жреческие школы, в которых знание преподносилось в жестко канонизированных формах. В идеологии китайского образования сформировалось два представления. Конфуций первостепенное значение придавал традициям, в то время как сторонники легистов на первое место ставили интересы государства, то есть правителя.

II тысячелетие до н.э. Сформировалась структура школ: начальные (иероглифическая письменность), средние и провинциальные (изучение конфуцианских законов), императорская. Подход к обучению подразумевал легкость и согласие между учеником и учителем, самодеятельность школьников. Наставник заботился об умении воспитанников самостоятельно ставить и решать различные задачи.

I тысячелетие до н.э. Ряд реформ (феодальное землевладение, единая упрощенная и унифицированная иероглифическая письменность) привели к созданию централизованной системы образования. Основными типами школ явились правительственные или казенные «Гуань сюэ» и частные «Сы сюэ», сосуществовавших на протяжении двух тысячелетий до начала XX века. Сложилась трехступенчатая система образования: начальные, средние, высшие учебные заведения, ориентированные на изучение древних классических книг Конфуция в оторванности от реальной жизни. Подобная система провозглашала подчинение младших старшим, подчиненных начальнику.

XIII-XIV века. При правлении монгольской династии по стране действовали письменность и школы Монголии наряду с китайскими. Развились астрономия, математика и медицина.

XIV-XVI века. Зарождается всеобщее начальное обучение. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7 лет в казенной начальной школе за умеренную плату. Обеспеченные люди нанимали учителя или отдавали ребенка в частную школу. Девочки получали воспитание в семье. За 7-8 лет ученики заучивали до 3 тыс. иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и китайской истории, овладевали каллиграфией. В случае успешной сдачи экзаменов, образование продолжали на второй ступени в течение 5-6 лет, изучая гуманитарные науки и арифметику. По окончании курса необходимо было сдать последовательные экзамены на три степени. Обладатели первой степени, не выдержавшие дальнейших экзаменов и не получившие чиновничьей должности, считались неудачниками и становились школьными учителями.

Система государственных экзаменов предопределила второстепенность роли школы, которая была начальной стадией многолетней и многоступенчатой процедуры обучения и самообразования. При этом экзамены не способствовали выявлению талантов [6].

Россия.

В отличие от других стран, история России освещена всего примерно за тысячелетний период. С момента принятия христианства и насильственного обращения в византийскую веру появляются школы для подготовки новых служителей церкви и обучения русских людей новым правилам вероисповедания и нравственности. Отвергается все земное и проповедуется небесное и вечное.

Учителей из духовенства поддерживает княжеская, а позднее государственная власть. Первые школы устраивались, вероятно, по греческим образцам. Частное обучение было мало распространено, являлось доступным лишь немногим состоятельным людям. Большинство училось в школах, насчитывавших много учеников. Зачастую обучение помимо грамоты и церковного пения включало круг знаний, имевшихся в Византии, которая в то время считалась одной из самых образованных стран Европы. Однако не была известна арифметика.

В рекомендациях по методике обучения древней Руси нежелательны были телесные наказания, которые распространились позднее. Дети жили при училищах и монастырях, вне связи с семьями. Обучение начиналось с семи лет. Деление на классы производилось не по возрасту, а по успехам в подражании учителю.

С XVI века пение считалось уже особым ремеслом, которому обучали мастера. Они ходили по населенным пунктам и набирали себе учеников, а те, в свою очередь, учили других. В средние века практикуется получение образования за границей с последующей ориентацией на западноевропейские образцы. Утверждается схоластика как школьное учение. Существовали греческая, латинская и славянская системы образования [6].

Начало систематическому основанию ученых заведений для обучения детей было положено Указом 1714 года об организации «цифирных школ». Для учебных заведений приспосабливают существующие объекты, поскольку не имелось требований к проектированию школ. «Храмы просвещения» размещались в сложившихся общественных центрах. Помещения школы являли собой одну большую светлую комнату, в которой занимались дети всех возрастов по всем предметам с одним учителем. При этом, уже в этот период было рекомендовано располагать школу в стороне от города, на возвышенном месте, где нет шума, мешающего обучению.

В XVIII веке вводятся женские школы. В XIX веке проявляется стремление государственной школы заменить семью. Утверждалась казарменная дисциплина и беспрекословное подчинение. Ответной реакцией обществом создаются народные, частные, внешкольного типа учреждения. Реформа образования 1915-1916 годов признала автономию школы, уравняла в правах частные и государственные учебные заведения. Сельские школы поддерживаются сельскохозяйственными кооперативами. С целью сближения семьи и школы создавались родительские комитеты, но взаимное отчуждение все-таки сохранялось. С учреждением советской власти начались массовые педагогические эксперименты: проектируются школы-клубы, школы-коммуны, опытные станции Наркомпроса, ведется повсеместное строительство школ. Запрещаются наказания учащихся.

В 1930-х прекращается экспериментальное проектирование, возвращают административное воздействие на школьников. Формируется система профессионального образования: в городских начальных школах готовили кадры для промышленности, в сельских – для колхозов и совхозов, а в средней школе шла подготовка будущих студентов. Вводится насильственный всеобуч – школы рабочей и колхозной молодежи, коллективное воспитание.

По новой образовательной реформе 1958 года осуществляется переход от восьмилетнего к одиннадцатилетнему образованию. Ставится задача одновременного получения школьниками общего образования и рабочей профессии. Создаются учебно-производственные комбинаты. Конституцией 1977 года все формы образования объявляются бесплатными.

Уровень технического состояния помещений был низким, требовался капитальный ремонт зданий: 40% сельских школ не имели благоустройства, кроме электрического освещения; 45% обогревались печным отоплением; 60% обходились без канализации.

Реформа 1984 года имела целью постепенный переход ко всеобщему профессиональному образованию. Вводилось обязательное 9-летнее обучение не с семи, а с шести лет. Предполагалось, что одна треть выпускников неполной средней школы продолжит занятия в 10-11 классах для получения массовых профессий. Но уже в 1988 году школу освободили от массовой подготовки рабочих. Допускались предметы по выбору и негосударственные экзамены. Изменилась позиция государства: за образование теперь отвечали ученики и родители. Педагоги-новаторы формируют педагогику сотрудничества, отличную от прежней авторитарной. Сотрудничество получило широкую поддержку общества. Появляются авторские школы. В 1990-х годах школы были преобразованы из государственных в муниципальные.

В 2000 году началась программа модернизации российского образования. При этом процессы реформирования не замыкаются в самой системе образования, а затрагивают и другие сферы, являются условием успешного развития страны.

На основе анализа исторического пути образования можно сказать, что в России сложился тип редуцированной образованности, ориентированной на обеспечение технических умений, а не на сохранение ценностей [2, 6].

2. ПРИМЕРЫ НЕКОТОРЫХ ТИПОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Негосударственные школы Германии

Почти во всех западноевропейских странах существуют школы полностью или частично независимые от государства. В связи с тем, что они прямо или косвенно получают финансовую помощь от государства, О.В. Ельцова пишет о более правильном обозначении их негосударственными, а не частными. Преимущества подобных школ: высокое качество обучения, эффективные средства и методы обучения, индивидуальный подход. Недостатки: работа по желанию приводит к безответственности и неорганизованности; многообразие методов при минимуме уроков чревато пробелами в знаниях; антропософия может привести к противопоставлению себя миру; обучение в привилегированных учебных заведениях завышает самооценку и уверенность в своей исключительности.

В негосударственных школах ФРГ учредителями являются церкви, религиозные организации, школьные союзы, частные лица. Виды негосударственных школ ФРГ: конфессиональные, вальдорфские, «сельские воспитательные дома», свободные альтернативные школы, школы «Федерального союза немецких частных школ». Современная структура негосударственных школ складывается из заменяющих (аналогичны государственным при отличии в методах обучения) и дополняющих (обучение определенной профессии). В Германии такие учреждения являются исторически сложившейся системой образования и составляют 6% от числа государственных школ.

Рассмотрим наиболее интересные исторические школы Германии. Сельский воспитательный дом характеризовался небольшим количеством учащихся (около ста), очень высокой платой за обучение, располагался на лоне природы, включал небольшой элемент самоуправления. В «Свободной школьной общине» обладали равноправием педагог и дети разного пола и возраста. В «домашней школе» Б. Отто, располагавшейся в лесу, обучение строилось на постановке вопросов, на которые сначала отвечали младшие, затем старшие ученики и учитель.

До 1990-х годов законодательство России запрещало частную деятельность в сфере образования. В настоящее время Законом РФ «Об образовании…» разрешено обучаться в негосударственных учреждениях [4].

Вальдорфские школы

Первая вальдорфская школа была основана в 1919 году в Германии для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» по решению производственного совета и на личные средства управляющего. Руководство школой попросили взять немецкого философа и педагога Рудольфа Штейнера. Его идеи возникли в условиях экономического и духовного кризиса Германии после первой мировой войны. Он выделил три «эпохи» воспитания ребенка:

1. до 7 лет – подражание (физическое тело);

2. до 14-15 лет – авторитет (эфирное тело);

3. до 21 года – самодостаточное суждение (астральное тело).

Им был введен метод преподавания «эпохами» - определенные дисциплины велись в определенные часы в течении нескольких недель, затем блоком выдавался другой предмет. Шнейнером была разработана эвритмия – «одушевленная» гимнастика. Внимание педагогов было направлено на свободное воспитание без принуждения, на постановку вопросов взамен сообщения готового знания, индивидуальность при полной инициативе учителей, ведущих ученика с первого по восьмой класс. Активно привлекались к сотрудничеству родители. Оценки заменили на свидетельства-характеристики. Не было деления по способностям и половым, социальным, религиозным признакам.

Поначалу не придавалось особого значения зданию и обстановке. Но с открытием в 1921 году при школе детского сада на 4-5 часов было уделено внимание окружению. Рекомендовалось следовать простой и оригинальной архитектуре, избегать прямых и острых углов. Двери выполнялись в форме воротцев, стены декорировались простыми тканями неброской окраски, украшались природными материалами. В детском саду не обучали предметам, а знакомили с видами деятельности.

В России идеи вальдорфской педагогики получили признание в конце 1980-х годах, поскольку позволяли решать проблемы социального воспитания в кризисных условиях жизни. Инициативные группы стали открывать школы и сады, проводить курсы и семинары [5].

 

Date: 2016-08-31; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию