Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительные характеристики телического и паратонического состояний





Координата Состояние
  телическое парателическое
А. Координата Существенные цели Нет существенных целей
целисредств Навязанные цели Свободно выбираемые
    цели
  Неизбежные цели Цели, которых можно
    избежать
  Реактивно Проактивно
  Направлено на цель Направлено на
    деятельность
  Направлено Направлено на процесс
  на результат  
  Попытки завершить Попытки продлить
  деятельность деятельность
В. Координата Ориентировано Орие нтировано
времени на будущее на настоящее
  «Указывает на что-то «Самодостаточно внутри
  за пределами себя» себя»
  Запланировано Спонтанно
  Удовольствие от хоро- Удовольствие от ощуще-
  шего предвидения ний в данный момент
  Предпочтительна Предпочтительна
  высокая значимость низкая значимость
С. Координата Предпочтительна Предпочтительна
интенсивности низкая интенсивность высокая интенсивность
  Синэргии избегаются Синэргии
    приветствуются
  Восновном Превалирует вера
  реалистично  
  Предпочтительно Предпочтительно
  низкое возбуждение высокое возбуждение

«В телическом состоянии человек ощущает, что он реагирует на какую-то необходимость, которая ему навязана и избежать которой невозможно» (Apter, 1982, р. 50).

Телики могут быть подразделены еще на две категории. Человек, ориентированный на результат, может надеяться на успех, а может бояться неудачи. Это разделение было введено в 1953 году Дэвидом Мак-Клелландом и Джоном Аткинсоном. Они занимались исследованиями мотива достижения. Поначалу стремление избежать неудачи измерялось с помощью опросников исследования тревожности. Считалось, что это стремление мешает человеку добиться высоких результатов (McClelland D. С, et. al., 1953).

Позже было установлено, что в определенных видах деятельности как раз-таки более успешными оказываются люди с преобладанием боязни неудачи.

В общем случае, те, у кого преобладает мотив «надежда на успех», предпочитают задания, субъективно воспринимаемые как средние по своей трудности (так как в этом случае есть возможность продемонстрировать уровень личных достижений) и успешно их выполняют. И напротив, очень легкие или очень трудные задания вызывают у них скуку и отвращение, что отрицательно сказывается на результатах. Эти люди одинаково хорошо запоминают факты, связанные как с их успешной деятельностью, так и с неудачами, и неудачи мобилизуют их больше, чем успех.

В то же время те, у кого преобладает мотив «боязнь неудачи», предпочитают задания либо с очень высокой, либо с очень низкой субъективной вероятностью успеха — в первом случае неудача почти невозможна, а во втором случае она не воспринимается как свидетельство личной некомпетентности. Как правило, с такими заданиями они и справляются более успешно. Если же неизвестно, насколько сильна угроза неудачи, такие люди стараются вообще уклониться от выполнения заданий. Они лучше запоминают факты, связанные с ситуацией успеха; личный успех мобилизует их, а неудачи тормозят их деятельность (Heckhau-sen H., 1967).

3.2. Территоризм

В контексте мотивационного тренинга территоризм трактуется как стремление сохранить, увеличить и обогатить свою территорию, как физически (пространственно, материально), так и психологически, за счет символического ее расширения или обогащения.1 Последнее выражается в стремлении выделить и отметить свою территорию, наполнив ее принадлежащими хозяину предметами, в том числе имеющими символическое значение. Это могут быть личные вещи, фотографии на рабочем столе или на стенах, сертификаты, памятные медали и сувениры, наградные знаки, плакаты или календари с автографами, и т. п.

Человек склонен сам создавать материально-вещную среду, в которой он живет и действует, — «поле» своей повседневной деятельности (Свенцицкий А. Л., 1998, с. 333). Эта материально-вещная среда, или собственное поле, воспринимается и переживается человеком как продолжение самого себя.

В главе «Личность» своего труда «Научные основы психологии» Уильям Джемс писал: «...провести черту между тем, что человек называет самим собою и что просто обозначается словом «мое», затруднительно. Наши чувствования и действия относительно вещей, принадлежащих нам, очень сходны с чувствованиями и поступками, затрагивающими непосредственно нас самих. Наше доброе имя и дети или произведения наших рук могут быть нам столь же дороги, как собственное наше тело, и посягательства на них могут вызывать такие же точно чувствования и деяния, как непосредственное нападение на нас самих. Наше тело — есть ли оно только наше, или оно есть мы сами!..

Во всяком случае эмпирическое «Ego» в наиболее широком смысле слова есть общий итог того, что человек может назвать своим, т. е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему — платье и дом, жену и детей, предков и друзей, свою добрую славу и творческие произве-

1 В биологии и этологии используется термин «территориальное поведение». Понятие территоризма шире, так как включает символические аспекты территориального поведения и его психологические производные.

дения, поземельную собственность и лошадей, яхту и текущий счет. Все эти предметы вызывают в нем одинаковые эмоции и чувствования. Если эти предметы возрастают и процветают, то вместе с тем и то, что мы назвали термином «мое», торжествует; если же они колеблются и хиреют, оно чувствует себя подавленным» (У. Джемс, 1903, с. 135-136).

Важнейшим аспектом символического территоризма может быть стремление к расширению полномочий, увеличению количества подчиненных, участию в большем количестве проектов, получению более объемных фондов и иных ресурсов и т. п.

Тренерский секрет 2

Понятие территоризма позволяет свести множество человеческих потребностей к единой движущей силе — стремлению сохранить, расширить и обогатить свою территорию.

Например, из ТЕРРИТОРИЗМА произрастают многие потребности из перечня Хенри Мюррея: ПРИОБРЕТЕНИЯ, ОХРАНЫ, УДЕРЖАНИЯ, возможно, ПОРЯДКА («обогащение» территории за счет упорядочивания ее), возможно также, ПРЕВОСХОДСТВА в обеих его разновидностях (ДОСТИЖЕНИЯ как стремления к власти над вещами, людьми и идеями, и ПРИЗНАНИЯ как стремления к отличиям, социальному престижу, почестям), НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ и АВТОНОМИИ (перечень потребностей по X. Мюррею приведен в приложении 4).

Из ТЕРРИТОРИЗМА же произрастают четыре нижних слоя пирамиды Абрахама Маслоу — физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и дружбе и потребность в уважении. Все эти потребности обслуживают стремление обрести, сохранить, увеличить, обогатить и улучшить собственную территорию, как пространственно, физически, так и психологически, символически.

Явление территоризма хорошо узнаваемо людьми в самих себе. Понятие территоризма позволяет систематизировать множество явлений, которые, в сущности, с трудом поддаются классификации даже при строго научном их рассмотрении. Для того чтобы не перегружать теоретические основы тренинга излишними научными классификациями, лучше рассматривать территоризм как основу, как некий корень, из которого произрастает множество важных человеческих потребностей. Предположение о том, что именно территоризм является таким кор-

3 Зак. 3914

нем, выдвинуто мною. Оно может быть оспорено. Однако мотивационный тренинг — не лучшее место для научных дебатов.

Если тренер чувствует, что он не может согласиться с идеей основополагающего значения территоризма, у него есть другие возможности для выбора. Например, он может давать более полную классификацию человеческих потребностей по Хен-ри Мюррею или Дж. Барбуто и Р. Сколлу (см. ниже). Внутренняя уверенность тренера в той концепции, которую он предлагает участникам, гораздо важнее, чем следование концепции, предложенной мною.

Второй возможностью может быть выделение другой потребности в качестве основного двигателя поведения. Например, он может сводить множество потребностей человека к «рефлексу свободы» или «рефлексу новизны».

Третьей вполне приемлемой альтернативой будет работа с пирамидой Абрахама Маслоу. В этом случае участникам нужно будет запомнить лишь пять основных уровней пирамиды человеческих потребностей: физиологических потребностей, потребности безопасности, социальных потребностей (в любви и дружбе), потребности уважения и потребности самоактуализации.

Концепция территоризма удобна тем, что она позволяет охватить сразу значительную часть семантического пространства, и в то же время она, с одной стороны, не противоречит мо-тивационной классификации, которая предлагается мною для вводной лекции (см. рис. 3.1), а с другой, не тавтологична этой классификации. Эта непротиворечивость обусловлена тем, что во вводной лекции речь идет о собственно человеческих мотивах, а при обсуждении территоризма — о мотивах, которые роднят человека с животными.

3.3. Таксисы

От территоризма, восходящего к животным, обратимся к таксисам — движениям растений. Мы идем еще дальше, погружаемся еще глубже в архаичные слои нашей психики. От мотив-зоологии переходим к мотив-ботанике.

«Таксисы — это вызванные внешними раздражениями упорядоченные свободные перемещения» (Р. Вайнар, 1987, с. 48).

Если движение происходит в направлении источника раздражения — перед нами положительный таксис. В противоположном случае говорят об отрицательном таксисе.

Вот, например, пурпурная бактерия Thiospiriilum. На одном конце она имеет пучок жгутиков. Как только этот конец спириллы попадает в темноту, она меняет движение на обратное, причем пучок жгутиков разворачивается в противоположную сторону (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Положительная фотофобная ответная реакция Thiospiriilum (по: Вайнар Р., 1987, с. 49)

Положение 2 — вхождение в светлое поле, положения 4 и 7 — обратная ответная реакция на границе между светлым и темным полями

Похоже, что спирилла «боится» темноты. Однако, стараясь «убежать» от темноты, она продолжает двигаться по освещенному полю, пока вновь не оказывается в затемненном участке. Тогда бактерия разворачивается и вновь «убегает» из темноты. Так постепенно она переходит к дрейфу в освещенном участке.

Освещенное поле, в котором собираются бактерии, называют световой ловушкой. Если освещение становится слишком сильным, бактерии покидают поле (по: Вайнар Р., 1987, с. 49—50).

Движения спириллы - типичный пример фотофобной ответной реакции. «По характеру ответной реакции различают топотаксисы и фоботаксисы. Если топотаксис представляет собой целенаправленное изменение направления движения, то фоботаксис производит впечатление «реакции испуга» («фобос» по-гречески значит «страх») и при этом организм попадает в область оптимального действия раздражителя, так сказать, окольными путями» (Вайнар Р., 1987, с. 48).

Для целей мотивационного тренинга достаточно разделения таксисов на положительные и отрицательные. При желании, однако, можно использовать и понятие фоботаксиса, понимая под ним хаотические движения в ответ на устрашающий стимул.

Различные виды таксисов в биологии приведены в табл. 3.2 (по: Вайнар Р., 1987).

Таблица 3.2

Date: 2016-08-31; view: 542; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию