Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормирование труда контрактного управляющего
Журналы > Советник в сфере образования > Выпуск № 4, 2013
Нормирование труда контрактного управляющего
Рубрика: Труд. Оплата труда
О.Л. Лобанова, консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль
Деятельность государства по борьбе с коррупцией и за повышение прозрачности бюджетных расходов требует определенных жертв. Результатом такой борьбы становится усложнение отдельных хозяйственных операций. Как следствие, чтобы остаться на плаву, учреждениям приходится постоянно повышать квалификацию ряда специалистов, а при необходимости и вводить новые штатные должности.
При этом перед руководителем встает вопрос: какие должностные обязанности возложить на работника, а также нужно ли создавать отдельное самостоятельное подразделение для реализации норм законодательства?
Будущее - за профессионалами!
О том, что в государственных и муниципальных учреждениях закупками должны заниматься профессионалы, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала[1]. Ни для кого не секрет, что у большинства заказчиков регламентированные закупки являются дополнительным процедурным обременением. Прежде всего, это связано с нехваткой квалифицированных кадров и высокой степенью текучести кадров в закупках.
Однако, решив принять на работу квалифицированного в области закупочного законодательства специалиста, руководитель учреждения должен решить ряд вопросов:
- какой объем работы поручить такому специалисту;
- достаточно ли объема работы для одной штатной единицы или нужно открыть несколько ставок;
- как проконтролировать выполнение специалистом/специалистами выполнение соответствующего объема работы?
К сожалению, в настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендованные или утвержденные соответствующими органами исполнительной власти рекомендации по установлению численности и определению сложности и объемов выполняемых закупочными специалистами работ. Следовательно, определенные исследования в этом направлении государственные и муниципальные учреждения должны провести самостоятельно.
Объем закупок
Начинать такие исследования следует, прежде всего, с определения объема осуществляемых конкретным учреждением-заказчиком закупок товаров (работ, услуг).
Заказчик, чей совокупный годовой объем закупок превышает сто миллионов рублей, обязан создать контрактную службу, при этом создание отдельного структурного подразделения как штатной единицы не является обязательным. В иных случаях заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее – контрактный управляющий). В зависимости от объема закупочных процедур у заказчика может быть один контрактный управляющий, отвечающий и курирующий все закупки, или несколько контрактных управляющих, за каждым из которых закреплены соответствующие закупочные процедуры (части 1–2 ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ « О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации возможно несколько вариантов порядка формирования контрактной службы заказчика или назначения контрактного управляющего:
- создание отдельного структурного подразделения «Контрактная служба»;
- · формирование контрактной службы по аналогии с комиссией (без создания отдельного структурного подразделения);
- · введение отдельной штатной должности «Контрактный управляющий»;
- · возложение обязанностей контрактного управляющего на отдельных сотрудников организации.
Напомним, что уже с 1 января 2014 года заказчики должны будут проводить закупки по «обновленным правилам игры», это должны будут делать квалифицированные в данной сфере специалисты.
Затраты времени
Объем работы, связанной с организацией и проведением закупочных процедур, как правило, занимает значительную часть рабочего времени должностных лиц. Анализ опыта работы заказчиков различных уровней показывает, что наличие квалифицированных кадров является одним из ключевых моментов любой закупочной процедуры.
В любом случае возникает вопрос: сколько человек необходимо для организации и квалифицированного проведения закупочных процедур?
Для ответа на поставленный вопрос необходимо:
во-первых, определить затраты времени в среднем на одну процедуру;
во-вторых, определить показатель обеспеченности работой в течение года одного штатного специалиста;
в-третьих, рассчитать годовой фонд его оплаты труда;
в-четвертых, провести сравнительный анализ возможных вариантов.
Определить трудозатраты одного штатного специалиста в среднем на одну процедуру можно при следующих условиях:
а) не принимается во внимание сложность предмета закупки (предметом контракта является поставка товара единовременной партией);
б) единая информационная система (далее – ЕИС), посредством которой размещается информация о закупках, работает без сбоев;
в) опыт работы специалиста составляет не более 6 месяцев.
В Таблице № 1 приведены усредненные показатели затрат времени по закупочной процедуре на основании результатов фотографии рабочего дня.
Таблица № 1
Калькуляции затрат времени на одну процедуру
№
п/п
| Мероприятие
| Количество времени, необходимое для выполнения мероприятия (час)
| Примечание
|
| Разработка необходимой документации для объявления закупочной процедуры
(за исключением технического задания)
|
| -
|
| Согласование и утверждение документации с ответственными исполнителями
|
| -
|
| Размещение извещения и документации в ЕИС*, а также направление извещений потенциальным участникам (в случаях, предусмотренных законодательством)
|
0,5
| -
|
| Формирование письменных разъяснений положений документации на основании запросов участников закупки (например, разъяснения по 2 запросам)
|
| 2 запроса х 0,5 часа = 1 час
|
| Направление разъяснений положений документации и их размещение в ЕИС
| 0,5
| -
|
| Прием и регистрация заявок от участников закупки, включая выдачу расписок и возврат заявок, поданных после окончания установленного срока подачи (например, три заявки на одну закупочную процедуру)
| 0,75
| 3 процедуры х 0,25 часа = 0,75 часа
|
| Организационная подготовка процедуры вскрытия конвертов с заявками
|
| -
|
| Подготовка и размещение ЕИС извещения об отмене закупки или о внесении изменений (например, один раз за процедуру)
|
| -
|
| Уведомление участников о принятых комиссией решениях (в случаях, предусмотренных законодательством)
| 0,5
| -
|
| Направление протокола и проекта контракта победителю
| 0,25
| -
|
| Проверка состояния поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг на соответствие требованиям, установленным в контракте
|
| -
|
| Оформление необходимой документации на поставляемые товары, выполняемые работы и оказываемые услуги при исполнении контракта
| 0,5
| -
|
| Направление сведений в реестр контрактов
|
| -
|
| ИТОГО
|
|
| * – Единая информационная система (ЕИС).
При осуществлении нормирования труда всегда необходимо учитывать влияние различных факторов, которые могут привести к изменению величины трудозатрат. Влияние таких факторов можно скорректировать через введение поправочных коэффициентов, которые могут быть как постоянными, так и переменными величинами, например, в зависимости от предмета закупки.
К постоянным коэффициентам отнесем коэффициенты вспомогательных действий, текущих заданий (незапланированных) и загруженности сети Интернет (Таблица № 2):
|
Таблица № 2
Таблица коэффициентов вспомогательных действий при проведении закупочных мероприятий
Наименование коэффициента
| Содержание
| Условное обозначение
| Размер, %
| Коэффициент вспомогательных действий
| Время на отдых и личные надобности.
Время регламентированных перерывов при работе на ПК («производственная гимнастика»).
Время обслуживания рабочего места
| Квсп
| 5%
(Квсп = 1,05)
| Коэффициент текущих заданий
(выполнения случайной работы)
| Время, затраченное на выполнение разовых текущих заданий и поручений, связанных с закупочной процедурой.
Время, затрачиваемое на разработку и внесение изменений в план и план-график и их размещение в ЕИС*
Время, затраченное на тиражирование документации и т. п.
| Кт
| 25%
(Кт = 1,25)
| Коэффициент загруженности сети Интернет
| Увеличение продолжительности работы в связи с большим объемом пользователей (пиковая нагрузка сети).
Время регламентных работ на информационном ресурсе.
Время простоя по причинам технических сбоев у провайдера, на сервере и т. п.
| Ксети
| 10%
(Ксети = 1,1)
| *Примечание: Периодичность внесения изменений в план-график будет зависеть от локальной организационной составляющей каждого конкретного учреждения. Например, внесение изменений в план-график один раз в неделю, в месяц, в квартал и т. п.
Таким образом, с учетом этих трех коэффициентов среднестатистическое время, затрачиваемое на одну закупочную процедуру, будет составлять 36,4 часа (26 х (1 + 0,05 + 0,25 + 0,1) = 36,4).
Годовой фонд рабочего времени в 2013 году при 40-часовой рабочей неделе в соответствии с производственным календарем составляет 1 970 часов. Из расчета, что на одну процедуру затрачивается 36,4 часа, годовая загрузка контрактного управляющего будет составлять в среднем 60 закупочных процедур в год (1 970: 36,4 = 54), или 13,5 процедуры в квартал.
С точки зрения интенсивности работы, конечно же, в первой половине года будет больше работы, связанной с организацией и подготовкой закупочных процедур, а во второй половине года больший объем работы будет связан с исполнением контракта (контроль и приемка). Поэтому говорим о равномерно-распределенной процедурной нагрузке в течение года.
Отметим, что в рассматриваемом примере приведены усредненные показатели затрачиваемого времени по проведению среднестатистической закупочной процедуры вне зависимости от способа закупки. Такое допущение обусловлено тем, что все способы определения поставщиков по набору процедур практически схожи, отличия только в процедурной документации и сроках самой закупки. В отношении закупки также предусмотрены отдельные процедурные действия, например обязательность размещения извещения в единой информационной системе и организация приемки товаров (работ, услуг) при исполнении контракта, поэтому и приведен среднестатистический расчет трудозатрат, связанных с организацией и проведением закупочной процедуры, независимо от выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При проведении закупочных мероприятий следует учитывать и ряд других факторов, которые увеличивают трудозатраты. Такие факторы можно «привести» в виде переменных коэффициентов при расчете трудовых затрат, а именно:
- Коэффициент сложности процедуры в зависимости от предмета закупки (Ксл).
Например, если предметом контракта является выполнение подрядных работ, то увеличивается время на работу с процедурной документацией.
- Коэффициент сложности закупки в зависимости от контрактных условий. Например, на сложность закупки оказывает влияние порядок выполнения работ или поставки товара (Кусл). Данный коэффициент корректирует время контрактного управляющего, затраченное на приемку товаров или контроль за выполнением работ по текущему ремонту здания. Например, приемка товара закупочным специалистом в течение года еженедельно потребует большего количества времени и оформляемых документов, чем поставка одной партии.
- Коэффициент на актуализацию, учет изменений законодательства, адаптацию и изучение новых регламентов (Кизм). Как показал опыт работы, в закупочное законодательство в последние годы в среднем один раз в полгода вносились какие-либо изменения и дополнения. Следовательно, контрактный управляющий должен постоянно отслеживать текущие изменения законодательства и правоприменительную практику.
Величина указанных выше коэффициентов может быть установлена в диапазоне от 1,1 до 1,3.
Если учесть, что все указанные выше переменные коэффициенты будут применять один раз в квартал, то и количество закупочных процедур на одного контрактного управляющего будет соответственно уменьшено. Например, вместо 13 процедур в квартал за одним контрактным управляющим будет закреплено уже 7–8 процедур.
Необходимость учета рассмотренных переменных коэффициентов при расчете трудозатрат зависит от закупочной специфики каждого конкретного учреждения и определяется учреждением-заказчиком самостоятельно на основе ранее произведенных закупок.
Ставка на ставку
Приведенный выше пример нормирования труда контрактного управляющего будет являться отправной точкой для принятия решения о том, сколько штатных должностей должно входить в состав контрактной службы заказчика или сколько контрактных управляющих необходимо назначить.
В случае если у заказчика количество планируемых процедур составляет менее расчетного показателя, рассматривается вопрос о возложении обязанностей или о выполнении работы не на полную ставку, а только на 0,5.
Рассмотрим далее порядок определения количества контрактных управляющих на примере отдельного заказчика, совокупный объем закупок у которого составляет 5 млн рублей.
На стадии планирования заказчик не только определяется с предметом закупки, минимальными требованиями и сроками, но и принимает решение о выборе способов определения поставщиков.
С учетом открытых и закрытых процедур всего в законе предусмотрено 11 способов, из них 5 – это новые способы по сравнению с установленными в действующем Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ о размещении заказов (в Таблице № 3 новые способы выделены жирным шрифтом). Предусмотренные в контрактной системе способы закупок классифицируются с точки зрения конкурентности и процедурности действий (торги и без проведения торгов):
Таблица № 3
Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
согласно Закону № 44-ФЗ
|
Конкурентные способы закупок
| Неконкурен-
тные способы закупок
| Путем проведения торгов
| Без торгов
|
| Конкурсные процедуры
| Аукционные процедуры
| Запрос котировок
| Запрос предложений
| Закупка
у единствен-
ного поставщика (подрядчика, исполнителя)
| Конкурс
| С ограниченным участием
| Двухэтапный
| Электронный аукцион
| Аукцион
| Открытый/
закрытый
| Открытый/
закрытый
| Открытый/
закрытый
| Открытый
| Закрытый
| Открытый
| Открытый
|
Как правило, для большинства заказчиков выбор не так уж и велик, так как заказчик осуществляет выбор между конкурсом, аукционом, запросом котировок и единственным источником. При этом последние два способа ограничены по объему закупки. Все остальные процедуры исключительные и будут применяться достаточно редко.
Из общего годового объема закупок заказчик имеет право осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в размере не более 10% в соответствии с положениями объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика (ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать пятьсот тысяч рублей. Таким образом, на сумму 500 тыс. рублей заказчик планирует как минимум 1 процедуру запроса котировок, как максимум 3–4 процедуры на общую сумму не более 500 тысяч рублей.
Также из общего годового объема закупок заказчик имеет право осуществлять закупки у единственного исполнителя в размере не более 5% в соответствии с положениями объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика (п. 4 ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать сто тысяч рублей.
Следовательно, заказчик на сумму 250 тыс. рублей планирует как минимум 2,5 процедуры «прямых» закупок, как максимум 4–5 процедур на общую сумму не более 250 тыс.рублей.
Таким образом, 15% всех потребностей уже определено по способу закупки. А теперь рассмотрим, каким образом может быть распланирована оставшаяся часть.
В целях обеспечения учреждения всеми необходимыми коммунальными ресурсами заказчик также планирует порядка 5–6 процедур. Например, энергоснабжение, водоснабжение (водоотведение), теплоснабжение, общедоступная электросвязь, общедоступная почтовая связь и т. п. в зависимости от потребностей заказчика.
Если сделать допущение в рассматриваемом примере, что заказчик в среднем заключает контракты в диапазоне от 500 до 600 тысяч рублей, то на оставшийся объем годовой потребности будет приходиться порядка 6–8 процедур. Если у заказчика по статистике контракты заключаются на меньшие суммы, следовательно, количество процедур увеличивается.
Таким образом, планируемое количество закупочных процедур будет составлять порядка 23–25 процедур. При этом необходимо прогнозировать процент несостоявшихся закупок, по которым необходимо будет проводить повторные процедуры.
Соответственно, если у заказчика совокупный объем закупок составляет 5 млн рублей, то количество планируемых закупочных процедур будет составлять 27–30 в год.
Зная расчетную нагрузку на одного контрактного управляющего (60 процедур в год), устанавливаем, что заказчику достаточно 0,5 ставки контрактного управляющего, например на условиях внутреннего совместительства и в пределах тех функций, которые были рассмотрены в данной статьей. Если руководитель организации заказчика планирует контрактного управляющего загрузить иной сопутствующей работой, то необходимо провести корректировку тех показателей и нормативов, которые были рассмотрены в данной статье.
Заключение
До нового года времени осталось еще достаточно, и на текущий момент многие решения, в частности, по фонду оплаты труда, штатному расписанию и т.п. еще находятся в процессе разработки и рассмотрения. В любом случае уже сейчас руководителю учреждения необходимо проработать организационно-штатные мероприятия до начала закупочной кампании на 2014 год. И такая работа должна основываться на опыте закупок предыдущих периодов.
Список использованных источников:
- Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ред. от 02.07.2013).
[1] Подробнее об этом читайте в статье О.Л. Лобановой в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 4 за 2013 год >>>>>.
|