Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.1 Потребности. Свободные экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов.





Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство.

Экономика — это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом.

Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни.

Общество — это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе.

Современная экономика состоит из двух сфер:

- сфера материального производства (какие - либо товары);

- непроизводственная сфера (какие - либо услуги).

Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.).

Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.).

На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука — наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей.

Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками.

К таким относятся:

- отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.;

- функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.;

- экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д.

В современной экономической теории принято выделять 3 раздела:

- микроэкономика — часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса;

- макроэкономика — часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств;

- мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе.

Существуют следующие функции экономики:

- эмпирическая функция — суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте;

- теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов;

- методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук;

- практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования;

- критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов;

- прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития.

Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономика использует ряд следующих методов:

- наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов);

- метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции);

- метод анализа и синтеза (при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению; при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие);

- метод индукции и дедукции (индукция — это движение от частных фактов к общему выводу; дедукция — это движение мысли от общего к частному);

- системный комплексный подход — вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы;

- метод единства исторического и логического подхода —экономическая теория показывает явление в движении, т. е.в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически;


- экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях;

- моделирование или построение экономической модели; экономическая модель — это упрощенное описание экономики, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование;

- графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.);

- расчетно-аналитические;

- статистические и др.

Каждый человек имеет потребности, потребности в еде, одежде, развлечениях и т.д.

Потребности выражают необходимость владеть чем – либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности. Прежде всего, должны быть удовлетворены потребности, которые являются условием жизни, условно их называют первичными.

Особое место в жизни человека занимают духовные потребности, например: потребность, читать книги, слушать музыку, ходить в театры, путешествовать и т.д. Социальные потребности - это потребности в дружбе, любви, уважении самоуважении. Каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными.

Характер потребностей зависит от многих обстоятельств: климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране, степени развития производства. Потребности развиваются, видоизменяются под влиянием информации. Новая информация создает новые потребности и способствует качественному изменения уже существующих потребностей. Важную роль в формировании потребностей играет реклама. Потребности растут безгранично.

Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить различные блага.

Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом.

Одни из них имеются в почти неограниченных количествах – свободные блага (например, вода, солнце, воздух), а другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами.

Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг.

Товар – это продукт, произведенный для потребления или обмена.

Услуга – это деятельность, обладающая определенной ценностью.

Блага, дополняющие друг друга называются комплементарными, или комплиментами. Например: компьютер – принтер – сканер – звуковые колонки.

Блага, заменяющие друг друга, называются субститутами. Например: куртка – пальто; автобус- такси.

Для того, чтобы создавать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы.

Ресурсы — это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства.

Существует несколько разновидностей ресурсов:

- природные ресурсы — это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.);

- человеческие ресурсы — это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции;

- капитальные ресурсы — это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение;

- предпринимательские ресурсы — управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства.


К сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно — числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ.

В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше. Проблема ограниченности ресурсов – главная проблема экономики

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое экономика?

2. Что изучают микро-, макро- и мировая экономика?

3. Какие методы и функции экономики вам известны?

4. В чем состоит главная проблема экономики?

5. Какие виды человеческих потребностей вы знаете?

6. Какие разновидности ресурсов вам известны, приведите примеры.

Рекомендуемая литература: [ 1, 3, 5 ]







Date: 2016-07-05; view: 3697; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию