Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1.1 Потребности. Свободные экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов.
Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Экономика — это и совокупность общественных отношений, связанных с производством. Это та или иная производственная система, хозяйство. Это и научная учебная дисциплина, которая изучает хозяйственную жизнь человека, предприятия, общества в целом. Наиболее общее определение выглядит следующим образом: экономика — это деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их жизни. Общество — это совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития определенными производственными отношениями, которые влияют на все другие отношения в обществе. Современная экономика состоит из двух сфер: - сфера материального производства (какие - либо товары); - непроизводственная сфера (какие - либо услуги). Материальное производство состоит из производства материальных благ (промышленность, сельское хозяйство, строительство) и производства материальных услуг (транспорт, торговля и т. д.). Нематериальное производство состоит из производства нематериальных благ (создание духовных ценностей) и производства нематериальных услуг (научное консультирование, здравоохранение, образование и т. п.). На предмет экономической науки также нет однозначного ответа. Некоторые считают, что экономическая наука — наука о выборе в условиях ограниченности ресурсов. Другие считают, что это наука о богатстве и об экономических законах. Третьи экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства, а четвертые видят ее предмет в экономическом поведении людей. Экономическая теория служит базой для множества других экономических наук, т. е. она изучает основы и общие принципы экономики. Остальные же науки можно считать конкретными экономическими науками. К таким относятся: - отраслевые экономические науки, например экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика труда и т. д.; - функциональные экономические науки, например бухгалтерский учет, финансы, статистика и т. д.; - экономические науки, связанные с другими науками; экономическая география, экономическая психология и т. д. В современной экономической теории принято выделять 3 раздела: - микроэкономика — часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической единицы (фирмы, домашнего хозяйства) или сферы частного бизнеса; - макроэкономика — часть экономической теории, которая рассматривает экономические вопросы в масштабах страны, при этом общество рассматривается как совокупность фирм и домашних хозяйств; - мировая экономика (интерэкономика) изучает экономические отношения в мировом сообществе. Существуют следующие функции экономики: - эмпирическая функция — суть ее заключается в том, что все экономические исследования основываются на практическом опыте; - теоретическая функция состоит в раскрытии сути экономических законов, явлений и хозяйственных процессов; - методологическая функция предполагает определение экономической теории как фундамента отраслевых наук; - практическая функция заключается в выработке конкретных методов и приемов эффективного хозяйствования; - критическая функция состоит в раскрытии сильных и слабых сторон явлений и процессов; - прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, определение перспектив развития. Исследуя общество и хозяйственные процессы в нем, экономика использует ряд следующих методов: - наблюдение и сбор информации (целенаправленное отслеживание объекта и получение необходимых фактов); - метод научной абстракции (абстрагирование), который позволяет формулировать те или иные отвлеченные понятия (абстракции); - метод анализа и синтеза (при анализе исследуемое явление или предмет расчленяются на составные элементы и только потом подвергаются изучению; при синтезе, наоборот, происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается уже их взаимодействие); - метод индукции и дедукции (индукция — это движение от частных фактов к общему выводу; дедукция — это движение мысли от общего к частному); - системный комплексный подход — вся экономика состоит из множества больших и малых систем, а также сама является элементом более сложной системы; - метод единства исторического и логического подхода —экономическая теория показывает явление в движении, т. е.в историческом развитии; при этом она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т. е. рассматривает их логически; - экономический эксперимент предполагает проведение научного опыта при условии, что объект изучения находится в определенных условиях; - моделирование или построение экономической модели; экономическая модель — это упрощенное описание экономики, т. е. модель замещает сам объект исследования; наиболее эффективным в современной экономике считается компьютерное моделирование; - графические (с помощью различных схем, диаграмм, графиков и т. д.); - расчетно-аналитические; - статистические и др. Каждый человек имеет потребности, потребности в еде, одежде, развлечениях и т.д. Потребности выражают необходимость владеть чем – либо для осуществления жизнедеятельности и развития личности. Прежде всего, должны быть удовлетворены потребности, которые являются условием жизни, условно их называют первичными. Особое место в жизни человека занимают духовные потребности, например: потребность, читать книги, слушать музыку, ходить в театры, путешествовать и т.д. Социальные потребности - это потребности в дружбе, любви, уважении самоуважении. Каждый человек индивидуально определяет, какие потребности являются для него приоритетными. Характер потребностей зависит от многих обстоятельств: климата, обычаев, религиозных убеждений, уровня жизни в стране, степени развития производства. Потребности развиваются, видоизменяются под влиянием информации. Новая информация создает новые потребности и способствует качественному изменения уже существующих потребностей. Важную роль в формировании потребностей играет реклама. Потребности растут безгранично. Для удовлетворения своих потребностей человеку и обществу в целом необходимо производить различные блага. Блага представляют собой средства, которые способны удовлетворить различные потребности человека и общества в целом. Одни из них имеются в почти неограниченных количествах – свободные блага (например, вода, солнце, воздух), а другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Люди потребляют экономические блага в виде товаров и услуг. Товар – это продукт, произведенный для потребления или обмена. Услуга – это деятельность, обладающая определенной ценностью. Блага, дополняющие друг друга называются комплементарными, или комплиментами. Например: компьютер – принтер – сканер – звуковые колонки. Блага, заменяющие друг друга, называются субститутами. Например: куртка – пальто; автобус- такси. Для того, чтобы создавать экономические блага, в процессе производства необходимо задействовать ресурсы. Ресурсы — это материальные и нематериальные элементы, участвующие в процессе производства. Существует несколько разновидностей ресурсов: - природные ресурсы — это естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, минералы, лес и т. д.); - человеческие ресурсы — это физические и умственные усилия, которые затрачивает работник в процессе производства продукции; - капитальные ресурсы — это фабрики, машины, инструменты, а также деньги, расходуемые на их приобретение; - предпринимательские ресурсы — управленческие навыки людей, которые необходимы для организации процесса производства. К сожалению, все ресурсы ограничены. Природные ресурсы ограничены из-за их исчерпаемости. Трудовые ресурсы также ограничены физическими и умственными возможностями индивидуума, но способны к росту. С одной стороны трудовые ресурсы ограничены количественно — числом трудоспособного населения страны. С другой стороны они могут прирастать качественно по мере роста уровня образованности работников, повышения их квалификации и т. п. Капитальные ресурсы ограничены сроком службы. Предпринимательские же ресурсы ограничены способностями людей, именно поэтому человек не может производить бесконечное число экономических благ. В обществе постоянно должно происходить равномерное распределение ресурсов между различными отраслями экономики для того, чтобы производить те или иные требующиеся виды экономических благ. Так, если в одну отрасль экономики окажется вовлеченным большое количество ресурсов, то другим отраслям их достанется меньше. Проблема ограниченности ресурсов – главная проблема экономики
Контрольные вопросы: 1. Что такое экономика? 2. Что изучают микро-, макро- и мировая экономика? 3. Какие методы и функции экономики вам известны? 4. В чем состоит главная проблема экономики? 5. Какие виды человеческих потребностей вы знаете? 6. Какие разновидности ресурсов вам известны, приведите примеры. Рекомендуемая литература: [ 1, 3, 5 ] Date: 2016-07-05; view: 3697; Нарушение авторских прав |