Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы, влияющие на требуемый уровень защиты информации.
Естественно, что требуемый уровень зашиты информации в конкретной АСОД и в конкретных условиях ее функционирования существенно зависит от учета факторов, которые сколько-нибудь существенно влияют на защиту. Таким образом формирование возможно более полного множества этих факторов и возможно более адекватное определение степени их влияния на требуемый уровень защиты представляется задачей повышенной важности и подлежащей упреждающему решению. Сформулированная задача, однако, практически не поддается решению традиционными формальными методами. Если бы в наличии были статистические данные о функционировании систем и механизмов защиты информации в различных АСОД (различных по функциональному назначению, архитектуре, характеру обрабатываемой информации, территориальному расположению, технологии обработки информации, организации работы и т.п.), то, вообще говоря, данную задачу можно было бы решить статистической обработкой этих данных, по крайней мере, по некоторому полу эвристическому алгоритму. Но такие данные в настоящее время отсутствуют, и их получение в обозримом будущем представляется весьма проблематичным. В силу сказанного в настоящее время для указанных целей можно воспользоваться лишь рассмотренными в § 2.3 неформально-эвристическими методами, т.е. с широким привлечением знаний, опыта и интуиции компетентных и заинтересованных специалистов. Ниже излагаются возможные подходы к решению рассматриваемой задачи названными методами. Нетрудно видеть, что задача довольно четко может быть разделена на две составляющие: формирование возможно более полного и хорошо структурированного множества факторов, существенно значимых с точки зрения защиты информации, и определение показателей значимости (веса) факторов. В классе неформально-эвристических методов в § 2.3 выделены методы экспертных оценок, мозгового штурма и психо-интеллектуальной генерации. Анализируя содержание выделенных составляющих задач и существо названных неформально-эвристических методов, нетрудно заключить, что для решения первой из них наиболее эффективным представляется метод психо-интеллектуалыюй генерации, а второй - методы экспертных оценок. Что касается метода мозгового штурма, то он может быть использован для решения обеих составляющих задач, особенно для обсуждения ранее полученных решений. Основным реквизитом метода психо-интеллектуалыюй газации выступает так называемая психо-эвристическая программа (ПЭП), представляющая собой перечень и последовательность (общий алгоритм) обсуждения вопросов, составляющих существо решаемой задачи, развернутую схему обсуждения каждого вопроса, а также методические указания, обеспечивающие целенаправленное обсуждение каждого из выделенных в общем алгоритме вопросов. При разработке ПЭП для обоснования множества факторов, влияющих на требуемый уровень защиты информации, следует исходить из того, что этих факторов, вообще говоря, большое количество и они носят разноплановый характер. Поэтому представляется целесообразным разделить их на некоторое число групп, каждая из которых объединяла бы факторы какого-либо одного плана. Тогда задачу формирования возможно более полного множества факторов можно решать по трехшаговой процедуре: первый шаг - формирование перечня групп факторов, второй - формирование перечня факторов в каждой из выделенных групп, третий - структуризация возможных значений двух факторов. Развернутые схемы обсуждения выделенных на общей схеме вопросов рассмотрим на примере первого и второго вопросов, имея в виду, что по остальным вопросам подобные схемы могут разрабатываться учащимися в порядке самостоятельной работы. Вопрос 1 - первоначальное формирование перечня групп факторов. Решение данного вопроса может осуществляться двояко: перечень групп факторов предварительно сформирован или такой перечень отсутствует. В первом случае обсуждение должно вестись в целях обоснования содержания и возможной корректировки перечня, во втором формирования перечня и затем уже его обоснования и уточнения. Методическое обеспечение, как это отмечалось в §2.3, лучше всего представить в виде структурированной страницы, составляемой для каждого вопроса развернутой схемы и содержащей четыре элемента: вопросник, напоминатель, указатель и решатель. На рис. 4.9 приведена такая страница применительно к вопросу 1 показанной на рис. 4.8 схемы вопросов. Для других вопросов такие страницы могут быть разработаны учащимися в порядке самостоятельной работы. Сформированное по указанной методологии множество факторов включает пять групп следующего содержания:
Группа 1 - обуславливаемые характером обрабатываемой информации: 1.1. Степень секретности. 1.2. Объемы. 1.3. Интенсивность обработки. Группа 2 - обуславливаемые архитектурой АСОД: 2.1. Геометрические размеры. 2.2. Территориальная распределенность. 2.3. Структурированность компонентов. Группа 3 - обуславливаемые условиями функционирования АСОД: 3.1. Расположение в населенном пункте. 3.2. Расположение на территории объекта. 3.3. Обустроенность. Группа 4 - обуславливаемые технологией обработки информации: 4.1. Масштаб. 4.2. Стабильность. 4.3. Доступность. 4.4. Структурированность. Группа 5 - обуславливаемые организацией работы АСОД: 5.1. Общая постановка дела. 5.2. Укомплектованность кадрами. 5.3. Уровень подготовки и воспитания кадров. 5.4. Уровень дисциплины.
Нетрудно видеть, что значения всех факторов сведены в некоторую унифицированную схему и расположены они так, что на первом месте находятся значения, предопределяющие наиболее высокие требования и защите информации, а на четвертом - наиболее низкие требования. Таким образом, всего выделено 17 факторов, каждый из которых может принимать одно из четырех значений. Следовательно, общее число различных вариантов потенциально возможных условий защиты выразится весьма внушительной величиной, а именно - количеством возможных сочетаний из 17*4=68 элементов по 17. Как известно, количество различных сочетаний из п элементов по А: (Скn) определяется по формуле: Подставляя в эту формулу наши значения п и k получаем: число астрономического порядка. В общем случае для каждого из потенциально возможных вариантов условий должны быть определены свои требования к защите информации, что при таком количестве вариантов практически невозможно. Следовательно, необходимо разделить все множество возможных вариантов на некоторое (сравнительно небольшое) число классов, в рамках каждого из которых все входящие в него варианты должны считаться идентичными с точки зрения требований к защите информации. Как следует из проведенных выше вычислений, указанная классификация сопряжена с решением комбинаторной задачи весьма большой размерности и с высоким уровнем неопределенности. Возможные подходы к ее решению рассматриваются в следующих параграфах данной главы.
Вопрос 49.1. Определение и общеметодологические принципы построения систем защиты информации. Основы архитектурного построения систем защиты. Типизация и стандартизация систем защиты Date: 2016-08-30; view: 1325; Нарушение авторских прав |