Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка





В основу рабочей программы положена авторская программа, разработанная О.Т. Поглазовой и обеспеченная учебником О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилиной «Окружающий мир» 4 класс - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 (учебно-методи­ческий комплект «Гармония»).Учебники комплекта "Гармония"рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.

Рабочая программа курса построена с учётом требований ФГОС, содержит общую характеристику особенностей курса, его целей, задач, содержания и планируемых результатов образования.

Рабочая программа разработана в соответствии с и нормативно-правовой базой:

Ø Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ),

Ø Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662 –р.

Ø Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Депортаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27 – 28 июля 2010 г.);

Ø Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;

Ø Приказ Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования;

Ø Приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области;

Ø Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную акредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Ø Приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 30.04.2014 г. № 263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014 – 2015 учебный год»;

Ø Учебный план МБОУ Комиссаровской СОШ на 2014 – 2015 учебный год;

Ø Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (приказ № 189 от 30.08.2011 г.).

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов.


Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.

Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др.

Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции.

Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:

рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный:

воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

  • Индивидуальная
  • Парная
  • Групповая
  • Фронтальная

· Экскурсия

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия: Окружающий мир: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.

Поглазова О.Т., Шилин В. Д. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013. - («Гармония»). Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 4 класса общеобраэ

тельных учреждений / Поглазова ОТ., Шилин В.Д. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013-

(«Гармония»).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе на­чальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчита­на на 70 ч (35 учебные недели).

 

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем Всего часов  
 
1. Ориентирование в пространстве и во времени 7ч.  
2. Способы изображения объектов окружающего мира 9ч.  
3. Природные богатства России 8ч.  
4. Природные зоны и природные сообщества 11ч.  
5. Важнейшие события в истории Отечества 21ч.  
6. Материки, океаны, страны и народы Земли 14ч.  
  ИТОГО: 70ч.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (70 часов)


Тема Содержание программного материала Универсальные учебные действия Наблюдения, практические и творческие работы
Ориенти­рование в простран­стве и во времени (7 ч.) Путешествия — один из способов познания окружающего мира. Путе­шествия в пространстве и «путеше­ствия» во времени. Археологиче­ские раскопки — источник знаний о прошлом. Движения Земли, Луны и счёт времени. Промежутки времени, взятые за основу счёта времени: сутки, неделя, месяц, год. Историческое время, его счёт: век, тысячелетие, эра. Дата, календарь, солнечный и лунный календари. Лента времени. Старинные и современные устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Важность для человека умения ориентироваться на местности. Горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта. Открытая и закрытая линия горизонта. Компас, его устройство, ориентирование по сторонам горизонта с его помощью. Ориентирование по Солнцу, звёздам и местным признакам Оценивать своё знание и незнание по изучаемой те­ме, ставить учебно-познавательные задачи, планировать их решение, выбирать способы действий, анализировать результаты исследований, подводить итоги, делать выводы, оценивать свои успехи в решении постав- ленных задач. Осуществлять поиск информации в разных источниках, соотносить её, определять наиболее достоверную. Работать с текстовой информацией: находить незнакомые слова и узнавать их значение в словарях, выделять новые понятия, называть их существенные признаки, свойства, аргументировано отвечать на вопросы, используя информацию, данную в тексте и иллюстрациях к нему Экскурсии Экскурсия на пришкольный участок (в ближайший сквер, лес) с целью освоения навыков ориентирования на местности по компасу, Солнцу, местным признакам. Экскурсия в Краеведческий музей, Музей часов (по возможности). Наблюдения Наблюдение смен фаз Луны в течение месяца; созвездий Большой и Малой Медведиц, Полярной звезды; наблюдение местных признаков для определения сторон горизонта. Наблюдение за движением и длиной тени от гномона. Практические работы Исследование (опытным путём), от чего зависит длина тени от предмета при его освещении. Определение времени наступления полдня и направления полуденной линии в своей местности (школьном дворе). Нахождение сторон горизонта с помощью компаса, по Солнцу, местным признакам. Возможные творческие и проектные работы. Изготовление маятникового секундомера или модели водяных (песочных) часов
Способы изображения объектов окружающего мира (9 ч.) Способы изображения объектов окружающего мира. Рисунок, чертёж, план предмета. Масштаб, его использование при изображении объектов окружающего мира. Изобра- жение местности на плане. Условные знаки на плане городской и сельской местности. Географиче­ская карта, её отличие от плана ме­стности. Условные знаки физиче­ской карты: обозначения равнин, гор, водоёмов, населённых пунктов, границ государств. Историческая карта, её отличие от физической карты. Условные знаки историче­ской карты, изображение террито­рий государств, исторических собы­тий на ней. Изображение Земли. Глобус - модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюсы, экватор, меридианы, параллели). Карта полушарий Земли. Контурные карты, способы работы с ними. Объекты космического пространст­ва, их изображение. Звёзды и со­звездия. Звёздная карта, её услов­ные обозначения, изображение звёзд и созвездий. Общее пред­ставление о Солнечной системе, её составе. Модель Солнечной систе­мы. Солнце - центр Солнечной сис­темы. Планеты, их названия, послеовательность расположения отно­сительно Солнца, сравнительные размеры. Древнегреческие фило­софы о строении Солнечной систе­мы, о форме и движении Земли. Земля и её естественный спутник Луна. Место Земли в Солнечной системе, её соседи. Первые косми­ческие полеты вокруг Земли и на Луну. Искусственные спутники Зем­ли, их использование в народном хозяйстве. Влияние Солнца на про­цессы, происходящие в неживой и живой природе Земли. Использова­ние солнечной энергии Выделять основную и второстепенную информацию в тексте, извлекать информацию, представленную разными формами (сло- весная, иллюстративная, схематическая, условно- знаковая) и использовать её для ответов на постав­ленные вопросы, прове­рять истинность предла­гаемых утверждений. Ор­ганизовывать свою дея­тельность, готовить рабо­чее место для выполнения разных видов работ (на­блюдений, моделирования, практической работы). Принимать участие, со­трудничать при выполне­нии коллективных проек­тов, планировать своё уча­стие в проектах, предла­гать источники информа­ции, форму её презентации и др. Представлять текстовую информацию в виде схема­тического рисунка, графи­ческой и знаково-символической моделях. Сотрудничать, коллектив­но выполняя практическую работу при составлении плана класса. Сравнивать и различать план местно­сти и географическую кар­ту, физическую и историче­скую карты. Рассматри­вать физическую карту, называть её условные зна­ки (легенду карты), анали­зировать информацию, данную на физической кар­те с помощью послойной окраски, декодировать (пе­реводить) условные знаки карты в словесную инфор­мацию   Экскурсии в Планетарий (по возможности, в соответствии с местными условиями). Наблюдения Наблюдение восхода и захода Солнца, вида Луны, планеты Венера, 2-3 со­звездий (по вы­бору). Практические работы Составление плана классной комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности физической и исторической карт; работа с глобусом и картой полушарий; Возможные творческие проектные боты Составление аппликации «Солнечная система». Презентация планета Солнечной системы (по выбору). Подготовка сообщений на тему: «Искусственные спутники земли – наши помощники».
Природ­ные бо­гатства России (8ч) Россия на глобусе и карте полуша­рий. Физическая карта России. Мо­ря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные сис­темы, реки и озера России. Горные породы и минералы. Полезные ис­копаемые, их разнообразие. Место­рождения полезных ископаемых, их добыча и перевозка. Полезные ис­копаемые, применяемые в строи­тельстве. Металлические руды. Ис­пользование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископае­мые, их значение в народном хозяй­стве. Экологические проблемы, обу­словленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископае­мых. Рациональное использование полезных ископаемых. Родной край накарте России. Особенности рельефа, водоемы родного края. Богатства недр родного края Организовывать свою деятельность, готовить ра­бочее место для выполне­ния разных видов работ (с коллекцией горных пород, эксперимента, практиче­ской работы с картой). Проводить наблюдения по плану, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструк­циям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетра­ди. Интерпретировать информацию, данную в ви­де рисунка, схемы, табли­цы, декодировать условные знаки и послойную окраску физической карты. Выбирать форму участия в проектной деятельности: находить источники дополнительной информации, готовить устное (письмен­ное) сообщение, изготав­ливать условные знаки, демонстрировать опыт и др. Извлекать информа­цию из физической карты для описания географиче­ского положения названных объектов согласно предло­женному в учебнике (учи­телем) плану. Наблюдать и характеризовать раз­ные формы суши, виды водоёмов (разработки по­лезных ископаемых) своей местности Экскурсии по родному краю, в минералогический музей. Наблюдения. Наблюдения изучаемых объектов природы, залежей полезных ископаемых, способов их добычи и использования (согласно местным условиям). Практические работы. Раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий. Со­ставление по карте маршрута путешествия по территории Рос­сии. Работа с кол­лекциями образ­цов горных пород и минералов, ис­следования их свойств. Возможные творческие и проектные ра­боты. Презентация знаменитых географических объектов, при­ родных памятни­ков, расположен­ных на террито­ рии России и родного края. Моделирование (из песка, глины, пластилина, гип­са) рельефа местности (по же- ланию)
Природные зоны и природные сообщества (11 ч.) Общее представление о природных зонах, их разнообразии. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зо­на, степь, пустыня на территории России. Климатические условия, особенности рельефа, водоёмы, растительный и животный мир, при­способляемость растений и живот­ных к условиям обитания в разных природных зонах. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности людей, и их решения. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Представление о природном сообществе. Взаимосвязи растений и животных в природных сообществах, пищевые цепи. Природные сообщества моря, озера, болота, леса, луга, их значение для народного хозяйства. Поле, сад, теплица как примеры искусст­венных растительных сообществ. Экологические проблемы, возни­кающие в результате жизнедея­тельности людей (загрязнение морей, озёр, осушение болот, вырубка лесов, пожары и др.).-Природо охранные меры по охранению ле­сов и лугов. Организация заповед­ников, национальных парков, заказ­ников с целью сохранения природ­ных сообществ. Особенности природы родного края (природная зона, характерные при­родные сообщества, наиболее рас­пространённые растения, животные, в том числе и редкие, охраняемые). Экологические проблемы, связан­ные с природными условиями и дея­тельностью людей, возможные пути их решения   Извлекать и обобщать информацию из разных источников: учебного тек­ста, иллюстрации, схемы, карты, собственных на­блюдений, Интернета, энциклопедий. Выделять на­учную информацию в науч­но-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полу­ченную информацию в раз­ной форме (текст, рисунок, схема, таблица, диалог, ролевая игра, и др.). Нахо­дить существенный при­знак (основание) для раз­биения объектов (экоси­стем) на определённые группы. Различать понятия природная зона, природное сообщество. Характеризо­вать природные условия, растительный и животный мир, труд и быт людей раз­ных природных зон. Срав­нивать климатические ус­ловия, сезонные измене­ния, происходящие в разных природных зонах, выявлять их причины. Срав­нивать условия жизни жи­вых существ в разных при­родных зонах, выявлять их приспособленность к ним. Обсуждать экологические проблемы, которые возни­кают по вине человека, предлагать меры по сохра­нению природы. Наблю­дать особенности природ­ных сообществ родного края во время экскурсии, фиксировать взаимосвязи в природном сообществе, и как влияет на его состоя­ние деятельность людей. Моделировать связи меж­ду живыми существами (приводить примеры цепей питания, характерных для каждого природного сооб­щества). Осуществлять самоконтроль за усвоени­ем предметных знаний и освоению универсальных учебных действий Экскурсии В лес, к водоёму, в теплицу (по выбору). Наблюдения Наблюдение ха­рактерных для природного со­общества расте­ний, животных, их взаимосвязей. Практические работы Работа с картой природных зон. России. Возможные творческие и проектные ра­боты Оформление ап­пликаций, иллю­стрирующих рас­тительный и жи­вотный мир при­родных зон или природных со­обществ. Презентация природной зоны или природного сообщества (по выбору). Состав­ление рекламно­го плаката «Род­ной край», с по­следующей его презентацией    
Важ­нейшие события в исто­рии Оте­чества (21ч)   Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского госу­дарства. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города — памятники культуры Древ­ней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества и земли. Борьба Руси с иноземными захват­чиками в XIII веке. Монгольское на­шествие. Ордынское владычество. Вторжение шведов и немецких ры­царей в северо-западные пределы Руси: Невская битва, Ледовое по­боище. Александр Невский. Москва - центр объединения русских зе­мель. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Иван III. Образование Московского государ­ства. Освобождение от ига Орды. Иван Грозный. Смутное время в России в начале XVII века. Ополче­ние К. Минина и Д. Пожарского. Ос­вобождение Москвы. Начало царст­вования династии Романовых. За­крепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Моск­вы, памятники истории родного края XIV—XVII веков. Петр Великий — первый император Российской им­перии, его деятельность по укреп­лению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург -новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Академия наук. М. В. Ломоносов. Российская империя времён Екатерины II: выход России к берегам Чёрного моря, жизнь и быт населения, памятники культуры. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Александр II. Осво­бождение крестьян от крепостной зависимости, развитие промышлен­ности, науки, образования. Отраже­ние исторических событий России и родного края XVIII—XIX веков в па­мятниках архитектуры и произведе­ниях искусства. Революционные со­бытия 1917 года, приход к власти большевиков. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства в 1920-1930-е годы. Великая Отече­ственная война 1941—1945 г г. Рат­ный и трудовой подвиг народа в го­ды войны. Г. К. Жуков. 9 мая — День Победы. Память о Великой Отече­ственной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боев (памят­ники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Освоение косми­ческого пространства. Ю. А. Гагарин. Начало Новой России. Государст­венное устройство современной России: Президент, Государствен­ная дума, Совет федерации, прави­тельство. Выдающиеся люди наше­го Отечества: государственные дея­тели, учёные, деятели искусств. Родной регион (республика, край, область, район), его расположение на политико-административной кар­те России. Административный центр региона: название, отличительные символы (герб, флаг). Народы, на­селяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта (2—3 примера). Наиболее яр­кие события из истории родного края. Известные люди края. Памят­ники истории и культуры региона, бережное отношение к ним Извлекать (по заданию учителя) необходимую ин­формацию из учебника и дополнительных источни­ков знаний (словарей, эн­циклопедий, справочников, из Интернета) об историче­ских событиях, которые происходили в России (на территории родного края), обсуждать полученные сведения. Ставить познавательные задачи перед чтением учебного текста, составлять план пересказа, обсуждать исторические события, государственных деятелей, оценивать их значение для государства, высказывать своё мнение, подтверждая его фактами. Рассказывать по иллюст­рациям учебника, описы­вать (реконструировать) важнейшие изученные со­бытия из истории Отечест­ва. Обсуждать важные и яркие события обществен­ной и культурной жизни страны в разные историче­ские периоды. Работать с «лентой вре­мени»: проставлять века, указывать с помощью ус­ловных знаков события отечественной истории, истории родного края. Со­относить дату происходив­шего события с веком, ус­танавливать хронологиче­скую последовательность исторических событий. Характеризовать картины быта, труда, традиций лю­дей в разные исторические времена. Объяснять ос­новные изображения Госу­дарственного герба Рос­сии, узнавать его среди гербов других стран. Опи­сывать элементы герба Москвы. Прослушивать и декламировать (петь) Гимн РФ. Находить информа­цию (в том числе иллюст­ративную) о достопримеча­тельностях Москвы, празд­ничных днях России, ис­пользуя дополнительную и справочную литературу. Сравнивать (соотносить) иллюстрации вида Москвы в разные времена истории России. Готовить не­большие сообщения об одном из древних городов России на основе дополни­тельной информации, под­бирать к своему сообще­нию фото и видеоматериа­лы. Обмениваться сведе­ниями о родной стране, полученными из средств массовой информации. Обмениваться впечатле­ниями, полученными в ходе бесед со свидетелями ис­торических событий, про­исходивших на территории родного края. Сотрудни­чать при проведении ис­следований: участвовать в обсуждении задач иссле­дования, подборе источни­ков информации, обсужде­нии их достоверности, обобщении полученных сведений, формулировании вывода, формы презента­ции. Составлять тематиче­ский словарь понятий с объяснением их значения. Выбирать форму участия в проектной деятельности по изучаемому разделу Экскурсии По историческим местам родного края; к памятникам погибших воинов, в Крае­ведческий музе в Дом-музей выдающегося деятеля России (согласно местным условиям). Наблюдения рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников. Практические работы Работа с исторической картой. Возможные творческие и, проектные ра­боты Подготовка со­общений о древ-]них городах о наиболее ярких событиях в истории Отечества её государственных и выдающихся деятелях России. Ролевая игра, представление бытовых сценок из жизни наших предков разных периодов исто­рии. Реконструкции важных событий из истории госу­дарства. Создание альбо­ма «Историче­ские места род­ного края». Презентация национальных традиций (одеж­ды, пищи, празд­ников и др.) на­родов, живущих в родном краю. Изготовление (по возможности) наглядных посо­бий из бумаги, пластилина и других материа­лов — одежда, макеты памятни­ков архитектуры и др.  
Матери­ки, океа­ны, страны и народы Земли (14ч) Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в откры­тии новых земель. Первооткрывате­ли и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Природа материков. Проблема со­хранения природных богатств Зем­ли. Международная Красная книга. Общее представление о разнообра­зии стран и народов современного мира, наиболее многочисленные народы мира. Коренные народы континентов (одежда, жилища, заня­тия, традиции). Крупнейшие страны мира (столицы, главные достопри­мечательности, расположение на политической карте мира). Страны СНГ - ближайшие соседи России   Работать с глобусом и картой: находить и показы­вать материки и океаны Земли. Обсуждать и пони­мать, что открытие новых земель - великий подвиг исследователей, но в то же время освоение их людьми сопряжено с экологически­ми проблемами планетар­ного масштаба, сохранение чистоты воздуха, воды, природы нашей планеты, мирного сосуществования народов мира - важнейшая задача всего человечества. Находить дополнительную информацию о странах ми­ра с помощью библиотеки, Интернета и других ин­формационных средств. Готовить небольшие со­общения (о культурных, исторических памятниках народов мира на основе учебника и дополнительной информации), подбирать к своему сообщению литера­турные, художественные произведения, иллюстра­ции, фотографии, видео­материалы Экскурсии В ботанический сад, оранжерею (по возможности). Практические работы Работа с картой полушарий и глобусом, показ материков и океанов Земли; сравнение раз­меров материков; прокладывание маршрутов путе­шествий. Показ на карте крупнейших стран мира, на­ходящихся на разных матери­ках Земли, стран СНГ. Возможные творческие и проектные ра­боты Изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» с последующей презентацией (по выбору). Презентация 2-3 государств мира (по выбору). Изготовление макетов жилищ коренных наро­дов континенто (по желанию)  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У выпускника будут сформированы:

· положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

· готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;

· осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

· понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

· осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;

· умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;

· навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;

· осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;

· понимание важности здорового образа жизни.

У выпускника могут быть сформированы:

· стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;

· зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

· стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья;

· эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;

· осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.







Date: 2016-08-30; view: 204; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию