Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ отдельных сновидений 8 page





ОДИННАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

РАБОТА СНОВИДЕНИџ Уважаемые дамы и господа! Если вы усвоили сущность цензуры сновидения исимволического изображения, хотя еще и не совсем разрешили вопрос обискажении сновидения, вы все-таки в состоянии понять большинство сновидений.При этом вы можете пользоваться обеими дополняющими друг друга техниками,вызывая у видевшего сон ассоциативные мысли до тех пор, пока не проникнетеот заместителя к собственному [содержанию], подставляя для символов ихзначение, исходя из своих собственных знаний. Об определенных возникающихпри этом сомнениях речь будет идти ниже. Теперь мы можем опять взяться за работу, которую в свое время пыталисьсделать, не имея для этого достаточно средств, когда мы изучали отношениямежду элементами сновидения и его собственным [содержанием] и установили приэтом четыре такие основные отношения: части к целому; приближения, илинамека; символического отношения и наглядного изображения слова. То же самоемы хотим предпринять в большем масштабе, сравнивая явное содержаниесновидения в целом со скрытым сновидением, найденным путем толкования. Надеюсь, вы никогда не перепутаете их друг с другом. Если вы добьетесьэтого, то достигнете в понимании сновидения большего, чем, вероятно,большинство читателей моей книги Толкование сновидений. Позвольте еще разнапомнить, что та работа, которая переводит скрытое сновидение в явное,называется работой сновидения (Traumarbeit). Работа, проделываемая вобратном направлении, которая имеет целью от явного сновидения добраться доскрытого, является нашей работой толкования (Deutungsarbeit). Работатолкования стремится устранить работу сновидения. Признанные очевиднымисполнением желания сновидения детского типа все-таки испытали на себечастичную работу сновидения, а именно перевод желания в реальность и побольшей части также перевод мыслей в визуальные образы. Здесь не требуетсяникакого толкования, только обратный ход этих двух превращений. То, чтоприбавляется к работе сновидения в других сновидениях, мы называем искажением сновидения (Traumentstellung); именно его и нужно устранитьпосредством нашей работы толкования. Сравнивая большое количество толкований сновидений, я в состояниипоследовательно показать вам, что проделывает работа сновидения с материаломскрытых его мыслей. Но я прошу вас не требовать от этого слишком многого.Это всего лишь описание, которое нужно выслушать со спокойным вниманием. Первым достижением работы сновидения является сгущение (Verdichtung).Под этим мы подразумеваем тот факт, что явное сновидение содержит меньше,чем скрытое, т. е. является своего рода сокращенным переводом последнего.Иногда сгущение может отсутствовать, однако, как правило, оно имеется иочень часто даже чрезмерное. Но никогда не бывает обратного, т. е. чтобыявное сновидение было больше скрытого по объему и содержанию. Сгущениепроисходит благодаря тому, что: 1) определенные скрытые элементы вообщеопускаются; 2) в явное сновидение переходит только часть некоторыхкомплексов скрытого сновидения; 3) скрытые элементы, имеющие что-то общее, вявном сновидении соединяются, сливаются в одно целое. Если хотите, то можете сохранить название "сгущение" только для этогопоследнего процесса. Его результаты можно особенно легко продемонстрировать.Из своих собственных сновидений вы без труда вспомните о сгущении различныхлиц в одно. Такое смешанное лицо выглядит как А, но одето как Б, совершаеткакое-то действие, какое, помнится, делал В, а при этом знаешь, что это лицо-- Г. Конечно, благодаря такому смешиванию особенно подчеркивается что-тообщее для всех четырех лиц. Так же, как и из лиц, можно составить смесь изпредметов или из местностей, если соблюдается условие, что отдельныепредметы и местности имеют что-то общее между собой, выделяемое скрытымсновидением. Это что-то вроде образования нового и мимолетного понятия сэтим общим в качестве ядра. Благодаря накладыванию друг на друга отдельныхсгущаемых единиц возникает, как правило, неясная, расплывчатая картина,подобно той, которая получается, если на одной фотопластинке сделатьнесколько снимков. Для работы сновидения образование таких смесей очень важно, потому чтомы можем доказать, что необходимые для этого общие признаки нарочносоздаются там, где их раньше не было, например, благодаря выбору словесноговыражения какой-либо мысли. Мы уже познакомились с такими сгущениями исмешениями; они играли роль в возникновении некоторых случаев оговорок.Вспомните молодого человека, который хотел begleitdigen даму. Кроме того,имеются остроты, механизм возникновения которых объяс- няется таким сгущением. Однако независимо от этого можно утверждать,что данный процесс является чем-то необычным и странным. Правда, образованиесмешанных лиц в сновидении имеет аналогии в некоторых творениях нашейфантазии, которая легко соединяет в одно целое составные части, вдействительности не связанные между собой, -- например, кентавры и сказочныеживотные в древней мифологии или на картинах Беклина. Ведь "творческаяфантазия" вообще не может изобрести ничего нового, а только соединяет чуждыедруг другу составные части. Но странным в способе работы сновидения являетсяследующее: материал, которым располагает работа сновидения, состоит ведь измыслей, мыслей, некоторые из которых могут быть неприличными инеприемлемыми, однако они правильно образованы и выражены. Эти мыслипереводятся благодаря работе сновидения в другую форму, и странно инепонятно, что при этом переводе, перенесении как бы на другой шрифт илиязык находят свое применение средства слияния и комбинации. Ведь обычноперевод старается принять во внимание имеющиеся в тексте различия, асходства не смешивать между собой. Работа сновидения стремится к совершеннопротивоположному: сгустить две различные мысли таким образом, чтобы найтимногозначное слово, в котором обе мысли могут соединиться, подобно тому, какэто делается в остроте. Этот переход нельзя понять сразу, но для пониманияработы сновидения он может иметь большое значение. Хотя сгущение делает сновидение непонятным, все-таки не возникаетвпечатления, что оно является результатом действия цензуры сновидения.Скорее, хочется объяснить его механическими и экономическими факторами;однако приходится принимать в расчет и цензуру. Результаты сгущения могут быть совершенно исключительными. С егопомощью иногда возможно объединить две совершенно различные скрытые мысли водном явном сновидении, так что можно получить одно вроде бы удовлетворяющеетолкование сновидения и все же при этом упустить возможность другого. Следствием сгущения является также отношение между скрытым и явнымсновидением, заключающееся в том, что между различными элементами и несохраняется простого соответствия. Один явный элемент соответствуетодновременно нескольким скрытым, и наоборот, один скрытый элемент можетучаствовать в нескольких явных как бы в виде перекреста. При толкованиисновидения оказывается также, что [ассоциативные] мысли к отдельному явномуэлементу не всегда приходят по порядку. Часто приходится ждать, пока всесновидение не будет истолковано. Итак, работа сновидения совершает очень необычную по форме транскрипциюмыслей сновидения -- не перевод слова за словом или знака за знаком и невыбор по определенному правилу, когда передаются только согласныекакого-нибудь слова, а гласные опускаются, что можно было бы назватьпредставительством, т. е. один элемент всегда извлекается вместо нескольких,-- но это нечто другое и гораздо более сложное. Вторым результатом работы сновидения является смещение (Verschiebung).Для его понимания мы, к счастью, провели подготовительную работу; ведь мызнаем, что оно целиком является делом цензуры сновидения. Оно проявляетсядвояким образом, во-первых, в том, что какой-то скрытый элемент замещаетсяне собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т. е. намеком, аво-вторых, в том, что психический акцент смещается с какого-то важногоэлемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр ионо кажется странным. Замещение намеком известно нам и по нашему мышлению в бодрствующемсостоянии, однако здесь есть различие. При мышлении в бодрствующем состояниинамек должен быть легко понятным, а заместитель иметь смысловое отношение ксобственному [содержанию] (Eigentliche). И острота часто пользуется намеком,она отказывается от ассоциации по содержанию и заменяет ее необычнымивнешними ассоциациями, такими, как созвучие и многозначность слова и др. Ноона сохраняет понятность; острота лишилась бы всего своего действия, если бынельзя было без труда проделать обратный путь от намека к собственномусодержанию. Но намек смещения в сновидении свободен от обоих ограничений. Онсвязан с замещаемым элементом самыми внешними и отдаленными отношениями ипоэтому непонятен, а если его разъяснить, то толкование производитвпечатление неудачной остроты или насильственно притянутой за волосы,принужденной интерпретации. Цензура только тогда достигает своей цели, когдаей удается полностью затемнить обратный путь от намека к собственному[содержанию]. Смещение акцента как средство выражения мысли не встречается. Примышлении в бодрствующем состоянии мы иногда допускаем его для достижениякомического эффекта. Впечатление ошибки, которое оно производит, я могу увас вызвать, напомнив один анекдот: в деревне был кузнец, который совершилпреступление, достойное смертной казни. Суд постановил, что он долженпонести наказание за свое преступление, но так как в деревне был только одинкузнец и он был необходим, портных же в деревне жило трое, то один из этихтрех был повешен вместо него. Третий результат работы сновидения психологически самый интересный. Онсостоит в превращении мыслей в зрительные образы. Запомним, что не все в мыслях сновидения подлежит этому превращению, кое-что сохраняет своюформу и появляется в явном сновидении как мысль или знание; зрительныеобразы являются также не единственной формой, в которую превращаются мысли.Однако они все-таки являются существенным фактором в образовании сновидения;эта сторона работы сновидения, как мы знаем, является второй постояннойчертой сновидения, а для выражения отдельных элементов сновидениясуществует, как мы видели, наглядное изображение слова. Ясно, что это нелегкая работа. Чтобы составить понятие о ее трудностях,представьте себе, что вы взяли на себя задачу заменить политическуюпередовицу какой-то газеты рядом иллюстраций, т. е. вернуться от буквенногошрифта к письму рисунками. То, что в этой статье говорится о лицах иконкретных предметах, вы легко и, может быть, удачно замените иллюстрациями,но при изображении абстрактных слов и всех частей речи, выражающихлогические отношения, таких как частицы, союзы и т. п., вас ожидаюттрудности. При изображении абстрактных слов вы сможете себе помочьвсевозможными искусственными приемами. Вы попытаетесь, например, передатьтекст статьи другими словами, которые звучат, может быть, необычно, носодержат больше конкретных и подходящих для изображения понятий. Затем вывспомните, что большинство абстрактных слов являются потускневшимиконкретными и поэтому по возможности воспользуетесь первоначальнымконкретным значением этих слов. Итак, вы будете рады, если сможетеизобразить обладание (Besitzen) объектом как действительное физическоесидение (Darauf sitzen). Так же поступает и работа сновидения. При такихобстоятельствах вы едва ли будете предъявлять большие претензии к точностиизображения. Таким образом, и работе сновидения вы простите, что она,например, такой трудный для изображения элемент, как нарушение брачной верности(Ehebruch), заменяет другим каким-либо разрывом (Bruch), перелом ноги(Beinbruch).* Надеюсь, вы сумеете до некоторой степени проститьбеспомощность языка рисунков, когда он замещает собой буквенный. ---------------------------------------- * При исправлении корректуры этого листа мне случайно попалась газетнаязаметка, которую я здесь привожу как неожиданное пояснение вышеизложенныхположений. "НАКАЗАНИЕ БОЖИЕ (перелом руки за нарушение супружеской верности) (Armbruch durch Ehebruch). Анна M., супруга одного ополченца, обвинила Клементину К. в нарушениисупружеской верности. В обвинении говорится, что К. находится с Карлом М. впреступной связи, в то время как ее собственный муж на войне, откуда он дажеприсылает ей ежемесячно семьдесят крон. К. получила от мужа пострадавшей ужедовольно много денег, в то время как она сама с ребенком вынуждена жить внужде и терпеть голод. Товарищи мужа рассказывали ей, что К. посещает с М.рестораны и кутит там до поздней ночи. Однажды обвиняемая даже спросила мужапострадавшей в присутствии многих солдат, скоро ли он разведется со своей"старухой", чтобы переехать к ней. Жена привратника дома, где живет К., тоженеоднократно видела мужа пострадавшей в полном неглиже на квартире К. Вчера перед судом в Леопольдштатте К. отрицала, что знает М., а обинтимных отношениях уж не может быть и речи. Однако свидетельница АльбертинаМ. показала, что неожиданно застала К., когда она целовала мужапострадавшей. Допрошенный при первом разборе дела в качестве свидетеля М. отрицалтогда интимные отношения с обвиняемой. Вчера судье было представлено письмо, в котором свидетель отказывается от своего показания на первомразбирательстве дела и сознается, что до июня месяца поддерживал любовнуюсвязь с К. При первом разборе он только потому отрицал свои отношения собвиняемой, что она перед разбором дела явилась к нему и на коленях умоляла спасти ее и ничего не говорить. "Теперь же, -- пишет свидетель, -- ячувствую потребность откровенно сознаться перед судом, так как я сломаллевую руку, и это кажется мне наказанием божьим за мое преступление". Судьяустановил, что срок преступления прошел, после чего пострадавшая взяла жалобу обратно, а обвиняемая была оправдана". Для изображения частей речи, показывающих логические отношения, вроде"потому что, поэтому, но" и т. д., нет подобных вспомогательных средств;таким образом, эти части текста пропадут при переводе в рисунки. Точно также благодаря работе сновидения содержание мыслей сновидения растворяется вего сыром материале объектов и деятельностей. И вы можете быть довольны,если вам предоставится возможность каким-то образом намекнуть в более тонкомобразном выражении на определенные недоступные изображению отношения. Точнотак же работе сновидения удается выразить что-то из содержания скрытыхмыслей сновидения в формальных особенностях явного сновидения, в его ясностиили неясности, в его разделении на несколько фрагментов и т. п. Количествочастей сновидения, на которые оно распадается, как правило, сочетается счислом основных тем, ходом мыслей в скрытом сновидении; короткоевступительное сновидение часто относится к последующему подробному основномусновидению как введение или мотивировка; придаточное предложение в мысляхсновидения замещается в явном сновидении сменой включенных в него сцен и т.д. Таким образом, форма сновидений ни в коем случае не являетсянезначительной и сама требует толкования. Несколько сновидений одной ночичасто имеют одно и то же значение и указывают на усилия как-нибудь получшесправиться с нарастающим раздражением. Даже в одном сновидении особеннотрудный элемент может быть изображен "дублетами", несколькими символами. При дальнейшем сравнении мыслей сновидения с замещающими их явнымисновидениями мы узнаем такие вещи, к которым еще не подготовлены, например,что бессмыслица и абсурдность сновидений также имеют свое значение. Да, вэтом пункте противоречие между медицинским и психоаналитическим пониманиемсновидения обостряется до последней степени. С медицинской точки зрениясновидение бессмысленно, потому что душевная деятельность спящего лишенавсякой критики; с нашей же, напротив, сновидение бессмысленно тогда, когдасодержащаяся в мыслях сновидения критика, суждение "это бессмысленно" должнынайти свое изображение. Известное вам сновидение с посещением театра (трибилета за 1 фл. 50 кр.) -- хороший тому пример. Выраженное в нем суждениеозначает: бессмысленно было так рано выходить замуж. Точно так же при работе над толкованием мы узнаем о часто высказываемыхсомнениях и неуверенности видевшего сон по поводу того, встречался ли всновидении определенный элемент, был ли это данный элемент или какой-тодругой. Как правило, этим сомнениям и неуверенности ничего не соответствуетв скрытых мыслях сновидения; они возникают исключительно под действиемцензуры сновидения и должны быть приравнены к не вполне удавшимся попыткамуничтожения этих элементов. К самым поразительным открытиям относится способ, каким работасновидения разрешает противоречия скрытого сновидения. Мы уже знаем, чтосовпадения в скрытом материале замещаются сгущениями в явном сновидении. Ивот с противоположностями работа сновидения поступает точно так же, как с совпадениями, выражая их с особым предпочтением одним и тем же явнымэлементом. Один элемент в явном сновидении, который способен бытьпротивоположностью, может, таким образом, означать себя самого, а также своюпротивоположность или иметь оба значения; только по общему смыслу можнорешить, какой перевод выбрать. С этим связан тот факт, что в сновиденийнельзя найти изображения "нет", по крайней мере недвусмысленного. Пример желанной аналогии этому странному поведению работы сновидениядает нам развитие языка. Некоторые лингвисты утверждают, что в самых древнихязыках противоположности, например, сильный -- слабый, светлый -- темный,большой -- маленький, выражались одним и тем же корневым словом.("Противоположный смысл первоначальных слов"). Так, на древнеегипетскомязыке ken первоначально означало "сильный" и "слабый". Во избежаниенедоразумений при употреблении таких амбивалентных слов в речиориентировались на интонацию и сопроводительный жест, при письме прибавлялитак называемый детерминатив, т. е. рисунок, не произносившийся при чтении. Ken в значении "сильный" писалось, таким образом, с прибавлением послебуквенных знаков рисунка прямо сидящего человечка; если ken означало"слабый", то следовал рисунок небрежно сидящего на корточках человечка.Только позже благодаря легким изменениям одинаково звучащего первоначальногослова получилось два обозначения для содержащихся в нем противопоставлений.Так из ken -- "сильный -- слабый" возникло ken -- "сильный" и kan -- "слабый". Не только древнейшие языки в своем позднейшем развитии, но игораздо более молодые и даже живые ныне языки сохранили в большом количествеостатки этого древнего противоположного смысла. Хочу привести вам в этой связи несколько примеров по К. Абелю (1884). В латинском языке такими все еще амбивалентными словами являются: altus (высокий -- низкий) и sacer (святой -- нечестивый). В качестве примеровмодификации одного и того же корня я упомяну: clamare -- кричать, dam -- слабый, тихий, тайный; siccus -- сухой, succus -- сок. Сюда же из немецкогоязыка можно отнести: Stimme -- голос, stumm -- немой. Если сравнитьродственные языки, то можно найти много примеров. По-английски lock -- закрывать; по-немецки Loch -- дыра, Lьcke -- люк. В английском cleave -- раскалывать, в немецком kleben -- клеить. Английское слово without, означающее, собственно, "с -- без", теперьупотребляется в значении "без"; то, что with, кроме прибавления, имеет такжезначение отнимания, следует из сложных слов withdraw -- отдергивать, братьназад, withhold -- отказывать, останавливать. Подобное же значение имеетнемецкое wieder. В развитии языка находит свою параллель еще одна особенность работысновидения. В древнеегипетском, как и в других более поздних языках,встречается обратный порядок звуков в словах с одним значением. Такимипримерами в английском н немецком языках являются: Topf -- pot [горшок]; boat -- tub [лодка]; hurry [спешить] -- Ruhe [покой, неподвижность]; Balken [бревно, брус] -- Kloben [полено, чурбан]. В латинском и немецком: capere -- packen [хватать]; ren -- Niere [почка]. Такие инверсии, какие здесь происходят с отдельными словами,совершаются работой сновидения различным способом. Переворачивание смысла,замену противоположностью мы уже знаем. Кроме того, в сновиденияхвстречаются инверсии ситуации, взаимоотношения между двумя лицами, как в"перевернутом мире". В сновидении заяц нередко стреляет в охотника. Далее,встречаются изменения в порядке следования событий, так что то, что являетсяпредшествующей причиной, в сновидении ставится после вытекающего из нееследствия. Все происходит как при постановке пьесы плохой труппой, когдасначала падает герой, а потом из-за кулис раздается выстрел, который егоубивает. Или есть сновидения, в которых весь порядок элементов обратный, такчто при толковании, чтобы понять его смысл, последний элемент нужнопоставить на первое место, а первый -- на последнее. Вы помните также изнашего изучения символики сновидения, что входить или падать в воду означалото же самое, что и выходить из воды, а именно рождать или рождаться, и чтоподниматься по лестнице означает то же самое, что и спускаться по ней.Несомненно, что искажение сновидения может извлечь из такой свободыизображения определенную выгоду. Эти черты работы сновидения можно назвать архаическими. Они присущитакже древним системам выражения, языкам и письменностям, и несут с собой теже трудности, о которых речь будет ниже в критическом обзоре. А теперь еще о некоторых других взглядах. При работе сновидения дело,очевидно, заключается в том, чтобы выраженные в словах скрытые мыслиперевести в чувственные образы по большей части зрительного характера. Нашимысли как раз и произошли из таких чувственных образов; их первым материаломи предварительными этапами были чувственные впечатления, правильнее сказать,образы воспоминания о таковых. Только позднее с ними связываются слова, азатем и мысли. Таким образом, работа сновидения заставляет мысли пройти регрессивный путь, лишает их достигнутого развития, и при этой регрессиидолжно исчезнуть все то, что было приобретено в ходе развития от образоввоспоминаний к мыслям. Такова работа сновидения. По сравнению с процессами, о которых мыузнали при ее изучении, интерес к явному сновидению должен отойти на заднийплан. Но этому последнему, которое является все-таки единственным, что намнепосредственно известно, я хочу посвятить еще несколько замечаний. Естественно, что явное сновидение теряет для нас свою значимость. Намбезразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельныхбессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнююсторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажениюсновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения,как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту. В некоторых случаяхи этот фасад сновидения имеет свое значение, когда он передает в мало илидаже совсем не искаженном виде какую-то важную составную часть скрытыхмыслей сновидения. Но мы не можем узнать этого, не подвергнув сновидениетолкованию и не составив благодаря ему суждения о том, в какой мере имеломесто искажение. Подобное же сомнение вызывает тот случай, когда дваэлемента сновидения, по-видимому, находятся в тесной связи. В этом можетсодержаться ценный намек на то, что соответствующие этим элементам скрытыемысли сновидения тоже должны быть приведены в связь, но в других случаяхубеждаешься, что то, что связано в мыслях, разъединено в сновидении. В общем следует избегать того, чтобы объяснять одну часть явногосновидения другой, как будто сновидение связно составлено и являетсяпрагматическим изложением. Его, скорее, можно сравнить с искусственныммрамором брекчией, составленным из различных кусков камня при помощицементирующего средства так, что получающиеся узоры не соответствуютпервоначальным составным частям. Действительно, есть некая часть работысновидения, так называемая вторичная обработка (sekundдre Bearbeitung),которая старается составить из ближайших результатов работы сновидения болееили менее гармоничное целое. При этом материал располагается зачастуюсовершенно не в соответствии со смыслом, а там, где кажется необходимым,делаются вставки. С другой стороны, нельзя переоценивать работу сновидения, слишком ейдоверять. Ее деятельность исчерпывается перечисленными результатами; большечем сгустить, сместить, наглядно изобразить и подвергнуть целое вторичнойобработке, она не может сделать. То, что в сновидении появляются выражениясуждений, критики, удивления, заключения, -- это не результаты работысновидения, и только очень редко это проявления размышления о сновидении, ноэто по большей части -- фрагменты скрытых мыслей сновидения, более или менеемодифицированных и приспособленных к контексту, перенесенных в явноесновидение. Работа сновидения также не может создавать и речей. За малымиисключениями речи в сновидении являются подражаниями и составлены из речей,которые видевший сон слышал или сам произносил в тот день, когда видел сон,и которые включены в скрытые мысли как материал или как побудителисновидения. Точно так же работа сновидения не может производить вычисления;все вычисления, которые встречаются в явном сновидении, -- это по большейчасти набор чисел, кажущиеся вычисления, как вычисления они совершеннобессмысленны, и истоки вычислений опять-таки находятся в скрытых мысляхсновидения. При этих отношениях неудивительно также, что интерес, которыйвызывает работа сновидения, скоро устремляется от нее к скрытым мыслямсновидения, проявляющимся благодаря явному сновидению в более или менее искаженном виде. Но нельзя оправдывать то, чтобы этоизменение отношения заходило так далеко, что с теоретической точки зренияскрытые мысли вообще ставятся на место самого сновидения и о последнемвысказывается то, что может относиться только к первым. Странно, что длятакого смешивания могли злоупотребить результатами психоанализа."Сновидением" можно назвать не что иное, как результат работы сновидения, т.е. форму, в которую скрытые мысли переводятся благодаря работе сновидения. Работа сновидения -- процесс совершенно своеобразного характера, до сихпор в душевной жизни не было известно ничего подобного. Такие сгущения,смещения, регрессивные превращения мыслей в образы являются новымиобъектами, познание которых уже достаточно вознаграждает усилияпсихоанализа. Из приведенных параллелей к работе сновидения вы можете такжепонять, какие связи открываются между психоаналитическими исследованиями идругими областями, в частности, между развитием языка и мышления. О другомзначении этих взглядов вы можете догадаться только тогда, когда узнаете, чтомеханизмы образования сновидений являются прототипом способа возникновенияневротических симптомов. Я знаю также, что мы еще не можем полностью понять значения дляпсихологии всех новых данных, заключающихся в этих работах. Мы хотим указатьлишь на то, какие новые доказательства имеются для существованиябессознательных душевных актов -- а ведь скрытые мысли являются ими -- икакой неожиданно широкий доступ к знанию бессознательной душевной жизниобещает нам толкование сновидений. Ну а теперь, пожалуй, самое время привести вам различные примерыотдельных сновидений, к этому вы подготовлены всем вышеизложенным.

ДВЕНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СНОВИДЕНИЙ

Уважаемые дамы и господа! Не разочаровывайтесь, если я опять предложувам фрагменты толкований сновидений, вместо того чтобы пригласить васучаствовать в толковании большого хорошего сновидения. Вы скажете, чтоимеете на это право после стольких приготовлений, и выскажете убеждение, чтопосле удачного толкования стольких тысяч сновидений давно должна была бывозникнуть возможность составить набор отличных сновидений, которыепозволяли бы продемонстрировать все наши утверждения о работе и мысляхсновидения. Да, но существует слишком много трудностей, препятствующихвыполнению вашего желания. Прежде всего должен вам признаться, что нет никого, кто занимался бытолкованием сновидений в качестве своего основного занятия. Ведь какприходят к толкованию сновидений? Случайно, без особого намерения можнозаняться сновидениями друга или работать какое-то время над своимисобственными сновидениями, чтобы поупражняться в психоаналитической работе;но по большей части приходится иметь дело со сновидениями лиц, страдающихневрозами, подвергающихся аналитическому лечению. Сновидения этих последнихпредставляют собой отличный материал и никоим образом не уступаютсновидениям здоровых, но техника лечения вынуждает нас подчинять толкованиесновидения терапевтическим задачам и оставлять без внимания большое числосновидений после того, как из них было взято что-то нужное для лечения.Некоторые сновидения, встречающиеся во время лечения, вообще недоступныполному толкованию. Так как они возникают из всей совокупности неизвестногонам психического материала, то их понимание возможно только после окончаниялечения. Сообщение о таких сновидениях сделало бы неизбежным раскрытие всехтайн невроза; это нам не нужно, так как мы взялись за сновидение с цельюподготовиться к изучению неврозов. Вы охотно отказались бы от этого материала и скорее предпочли быуслышать толкования сновидений здоровых людей или своих собственных. Ноиз-за содержания сновидений это недопустимо. Ни самого себя, ни другого,чьим доверием пользуешься, нельзя так беспощадно обнажать, как этого требуетподробное толкование его сновидений, которые, как вы уже знаете, имеютотношение к самому интимному в его личности. Кроме этого затруднения вполучении материала, для сообщения принимается во внимание и другое. Вызнаете, что сновидение кажется странным даже самому видевшему сон, не говоряуже о другом человеке, которому личность видевшего сон не знакома. В нашейлитературе нет недостатка в хороших и подробных анализах сновидений, я самопубликовал некоторые из них в рамках историй болезни; может быть, самыйлучший пример толкования сновидений представляют собой опубликованные О.Ранком (1910b) два связанных между собой сновидения одной молодой девушки,запись которых занимает около двух печатных страниц, тогда как их анализ --76 страниц. Мне понадобился бы примерно целый семестр, чтобы показать вамэту работу. Если берешься за какое-нибудь более длинное и еще болееискаженное сновидение, то приходится давать столько объяснений, привлекатьтакое обилие ассоциативных мыслей и воспоминаний, делать так многоотступлений, что лекция о нем оказалась бы совершенно запутанной инеудовлетворительной. Поэтому я должен просить вас довольствоваться тем, чтолегче получить, -- сообщением о небольших фрагментах сновидений лиц,страдающих неврозом, по которым по отдельности можно узнать то или иное.Легче всего продемонстрировать символы сновидения, затем -- определенныеособенности регрессивного изображения сновидений. О каждом из нижеследующихсновидений я скажу вам, почему я счел нужным сообщить о нем. 1. Сновидение состоит только из двух простых картин: его дядя куритпапиросу, хотя сегодня суббота; какая-то женщина гладит и ласкает его(видевшего сон), как своего ребенка. По поводу первой картины видевший сон (еврей) замечает, что его дядя --набожный человек, который никогда не совершал и не совершил бы подобногогреха. Относительно женщины во второй картине ему ничего не приходит вголову, кроме того, что это его мать. Обе эти картины или мысли, очевидно,следует привести в соответствие друг с другом. Но каким образом? Так как онрешительно оспаривает действие дяди, то естественно прибавить "если". "Если мой дядя, святой человек, стал бы курить в субботу папиросу, то я мог быдопустить ласки матери". Очевидно, что ласка матери -- такое же недопустимоедействие, как курение в субботу для набожного еврея. Вспомните, что яговорил вам о том, что при работе сновидения отпадают все отношения междумыслями сновидения; они растворяются в своем сыром материале, и задачей толкования является вновь восстановить опущенные отношения. 2. Благодаря своим публикациям о сновидении я стал в известном смыслеобщественным консультантом по вопросам сновидений и в течение многих летполучаю с самых разных сторон письма, в которых мне сообщаются сновиденияили предлагается их толкование. Я, конечно, благодарен всем тем, ктоприбавляет к сновидению достаточно материала, чтобы толкование сталовозможным, или кто сам дает такое толкование. К этой категории относитсяследующее сновидение одного врача из Мюнхена, относящееся к 1910 г. Япривожу его, потому что оно может вам доказать, насколько сновидение в общемнедоступно пониманию, пока видевший сон не даст нам дополнительно своихсведений. Я ведь предполагаю, что вы, в сущности, считаете идеальнымтолкование сновидений с помощью использования значения символов,ассоциативную же технику хотели бы устранить, а мне хочется освободить васот этого вредного заблуждения. "13 июля 1910г. мне снится: я еду на велосипеде вниз по улицеТюбингена, как вдруг коричневая такса пускается за мной в погоню и хватаетменя за пятку. Проехав немного дальше, я слезаю с велосипеда, сажусь наступеньку и начинаю колотить животное, крепко уцепившееся зубами (от укуса ивсей сцены у меня нет неприятных чувств). Напротив сидят несколькопрестарелых дам, которые смотрят на меня улыбаясь. Затем я просыпаюсь, и,как уже часто бывало, в этот момент перехода к бодрствованию все сновидениестановится мне ясным". Символами здесь мало поможешь. Но видевший сон сообщает нам: "Впоследнее время я был влюблен в одну девушку, видел ее только на улице, ноне имел никакой возможности завести знакомство. Самым приятным для меняповодом для знакомства могла быть такса, так как я большой любитель животных и это же качество ссимпатией заметил у девушки". Он добавляет также, что неоднократно с большойловкостью и зачастую к удивлению зрителей вмешивался в борьбу грызущихсямежду собой собак. Итак, мы узнаем, что понравившаяся ему девушка постояннопоявлялась в сопровождении этой особенной собаки. Но из явного сновиденияэта девушка устранена, осталась только ассоциируемая с ней собака. Можетбыть, престарелые дамы, которые ему улыбаются, заняли место девушки. Того,что он еще сообщает, недостаточно для объяснения этого момента. То, что всновидении он едет на велосипеде, является прямым повторением припоминаемойситуации. Он всегда встречал девушку с собакой только тогда, когда был навелосипеде. 3. Если кто-нибудь потерял своего дорогого родственника, то ему долгоевремя после этого снятся сны особого рода, в которых знание о смертизаключает самые странные компромиссы с потребностью воскресить мертвого. Тоумерший, будучи мертвым, продолжает все-таки жить, потому что он не знает,что умер, и если бы он это узнал, то лишь тогда умер бы окончательно; то оннаполовину мертв, а наполовину жив, и каждое из этих состояний имеет своиособые признаки. Эти сновидения нельзя назвать бессмысленными, так каквоскресение для сновидения не является неприемлемым, как, например, и длясказки, где это совершенно обычное событие. Насколько я смогпроанализировать такие сновидения, они способны на разумное решение, нодостойное уважения желание возвратить к жизни мертвого умеет добиватьсяэтого самыми странными средствами. Я предлагаю вам здесь такое сновидение,которое звучит достаточно странно и бессмысленно и анализ которого покажетвам многое из того, к чему вы подготовлены нашими теоретическимирассуждениями. Сновидение одного мужчины, который несколько лет тому назадпотерял отца. Отец умер, но был выкопан и плохо выглядит. С тех пор он живет, ивидевший сон делает все, чтобы он ничего не заметил. (Затем сновидениепереходит на другие явления, не имеющие с этим, по-видимому, ничего общего). Отец умер, это мы знаем. Что он был выкопан, не соответствуетдействительности, да и все последующее не принимает ее во внимание. Новидевший сон рассказывает: когда он вернулся с похорон отца, у негоразболелся зуб. Он хотел поступить с ним по предписанию еврейского учения:если твой зуб тебе досаждает, вырви его, -- и отправился к зубному врачу. Нотот сказал: зуб не следует вырывать, нужно потерпеть. Я кое-что положу,чтобы его убить, приходите через три дня опять, я это выну. Это "вынимание", говорит вдруг видевший сон, и есть эксгумация. Неужели видевший сон прав? Не совсем, потому что ведь вынимался не самзуб, а только то, что в нем омертвело. Но подобные неточности, судя подругим примерам, вполне можно ожидать от работы сновидения. Видевший сонсгустил, слил в одно умершего отца и мертвый, но сохраненный зуб.Неудивительно, что в явном сновидении получилось что-то бессмысленное,потому что не все, что можно сказать о зубе, подходит к отцу. Где же вообще Tertium comparationis* между зубом и отцом, что сделало возможным этосгущение? И все-таки это, должно быть, именно так, потому что видевший сонпродолжает рассказывать, что ему известно, если увидишь во сне выпавший зуб,то это значит, что потеряешь кого-нибудь из членов семьи. Мы знаем, что это популярное толкование неверно или верно, по крайнеймере, только в шуточном смыс- ---------------------------------------- * Третье в сравнении. ле. Тем более нас поражает то обстоятельство, что начатую таким образомтему можно проследить и в других фрагментах содержания сновидения. Без дальнейших требований видевший сон начинает теперь рассказывать оболезни и смерти отца и также о своем отношении к нему. Отец долго болел,уход и лечение стоили ему, сыну, много денег. И тем не менее ему ничего небыло жаль, он никогда не терял терпения, никогда не испытывал желания, чтобыскорее наступил конец. Он хвастает чисто еврейской почтительностью к отцу,строгим выполнением еврейского закона. Но не бросается ли нам в глазапротиворечие в относящихся к сновидению мыслях? Он идентифицировал зуб сотцом. По отношению к зубу он хотел поступить по еврейскому закону, приговоркоторого гласил: вырвать его, если он причиняет боль и досаду. И поотношению к отцу он хотел поступить по предписанию закона, который на этотраз означал, несмотря на затраты и беспокойство, взять всю тяжесть на себя ине допускать никакого враждебного намерения против причиняющего гореобъекта. Разве сходство не было бы гораздо более несомненным, если бы ондействительно проявил по отношению к больному отцу те же чувства, что и кбольному зубу, т. е. пожелал бы, чтобы скорая смерть положила конец егоизлишнему, страдальческому и дорогостоящему существованию? Я не сомневаюсь в том, что таково было его действительное отношение котцу во время его длительной болезни, а хвастливые уверения в его набожнойпочтительности предназначены для того, чтобы отвлечь внимание от этихвоспоминаний. При таких условиях обыкновенно возникает желание смерти тому,кто причиняет беспокойство, и он скрывается под маской сострадания, когда,например, думают: это было бы для него только избавлением. Но заметьте, чтов данном случае даже в скрытых мыслях сновидения мы перешагнули какую-то черту.Первая их часть, несомненно, только временно, т. е. во время образованиясновидения, бессознательна, но враждебные чувства против отца могли бытьдлительное время бессознательными, может быть, возникли еще в детские годы,а во время болезни отца постепенно робко и замаскированно проскальзывали всознание. С еще большей уверенностью мы можем утверждать это о другихскрытых мыслях, которые, без сомнения, были представлены в содержаниисновидения. Из самого сновидения о враждебных чувствах к отцу ничего нельзяузнать. Но, исследуя истоки такой враждебности к отцу в детстве, мывспомним, что страх перед отцом существует, потому что уже в самые ранниегоды он противится сексуальной деятельности мальчика, как правило, онповторяет это из социальных соображений и после достижения им возрастаполовой зрелости. Это отношение к отцу свойственно и нашему видевшему сонлицу; к его любви к отцу было прибавлено достаточно уважения и страха,имевших своим источником раннее сексуальное запугивание. Дальнейшие утверждения явного сновидения объясняются комплексомонанизма. "Он плохо выглядит" хотя и относится к словам зубного врача, чтобудет некрасиво, если вырвать зуб на этом месте, но одновременно это имеетотношение к неважному виду, которым молодой человек в период половойзрелости выдает или боится выдать свою чрезмерную половую деятельность. То,что видевший сон не без облегчения перенес в явном сновидении неважный вид ссебя на отца, есть одна из известных вам инверсий в работе сновидения. С техпор он продолжает жить покрывается как желанием воскресить, так и обещаниемзубного врача, что зуб сохранится. Но особенно хитроумно предложение"видевший сон делает все, чтобы он (отец) этого не заметил", направленное нато, чтобы склонить нас к дополнению, что он умер. Но единственно разумноедополнение вытекает опять-таки из комплекса онанизма, когда, само собойразумеется, молодой человек делает все, чтобы скрыть от отца своюсексуальную жизнь. Вспомните, наконец, что так называемые сновидения свырыванием зуба мы должны всегда толковать как онанистические и выражающиестрах перед наказанием за онанизм. Теперь вы видите, как составилось это непонятное сновидение. Произошлостранное и вводящее в заблуждение сгущение, в котором все мысли происходятиз среды скрытых мыслей и в котором для самых глубоких и отдаленных повремени из этих мыслей создаются ее многозначные замещающие образования. 4. Мы уже неоднократно пытались взяться за те "трезвые" и банальныесновидения, в которых нет ничего бессмысленного или странного, но поотношению к которым встает вопрос: зачем видишь во сне такую чепуху? Я хочупривести еще один пример такого рода, три составляющие одно целоесновидения, приснившиеся в одну ночь молодой даме. а) Она идет через залу своего дома и разбивает голову о низко висящуюлюстру. Никаких воспоминаний, ничего, что действительно произошло бы. Еекомментарии ведут совсем по другому пути. "Вы знаете, как сильно у менявыпадают волосы. Дитя, сказала мне вчера мать, если так будет продолжаться,то у тебя голова станет как задняя часть (Роро)". Итак, голова выступаетздесь вместо другого конца тела. Люстру мы и сами можем понять символически;все предметы, способные вытягиваться в длину, являются символами мужскогочлена. Таким образом, речь идет о кровотечении из нижней части тела, которое возникает от столкновения с пенисом. Это могло быиметь еще несколько значений; ее ассоциативные мысли показывают, что делозаключается в предположении, будто менструация возникает в результатеполового акта с мужчиной, -- часть сексуальной теории, распространеннойсреди многих незрелых девушек. б) Она видит в винограднике глубокую яму, о которой она знает, что таобразовалась благодаря вырванному дереву. Она замечает при этом, что деревау нее нет. Она имеет в виду, что не видела дерева во сне, но эта фразаслужит выражением другой мысли, которая полностью подтверждает символическоетолкование. Сновидение относится к другой части детских сексуальных теорий-- к убеждению, что первоначально девочки имели такие же гениталии, как имальчики, и теперешняя их форма образовалась в результате кастрации(вырывания дерева). в) Она стоит перед ящиком своего письменного стола, в котором ей всетак хорошо знакомо, что она сразу же узнает, если кто-нибудь в нем рылся. Ящик письменного стола, как всякий ящик, сундук, коробка -- женскиегениталии. Она знает, что по гениталиям можно узнать об имевшем местополовом сношении (как она думает, и прикосновении), и давно боится такогоразоблачения. Я думаю, что во всех этих трех сновидениях акцент следуетсделать на познании. Она вспоминает время своего детского сексуальногоисследования, результатами которого тогда очень гордилась. 5. Опять немного символики. Но на этот раз в коротком предварительномсообщении я заранее представлю психическую ситуацию. Один господин, которыйпровел любовную ночь с женщиной, описывает свою партнершу как одну из техматеринских натур, у которых при половых сношениях с мужчиной неотвратимо появляетсяжелание иметь ребенка. Но условия той встречи требуют осторожности, из-закоторой оплодотворяющее семяизвержение удаляется из женского лона.Проснувшись после этой ночи, женщина рассказывает следующий сон: На улице ее преследует офицер в красной фуражке. Она убегает от него,бежит вверх по лестнице, он все за ней. Задыхаясь, она достигает своейквартиры и захлопывает за собой дверь. Он остается снаружи и. как она видитв глазок, сидит снаружи и плачет. В преследовании офицера в красной фуражке и в том, как она, задыхаясь,поднимается по лестнице, вы, видимо, узнали изображение полового акта. То,что видевшая сон запирается перед преследователем, может служить примеромтак часто используемых в сновидении инверсий, потому что ведь вдействительности мужчина воздержался от окончания любовного акта. Точно также она перенесла свою грусть на партнера, так как он плачет в сновидении;одновременно этим делается намек на семяизвержение. Вы, конечно, когда-нибудь слышали, будто психоанализ утверждает, чтовсе сновидения имеют сексуальное значение. Теперь вы сами в состоянии судитьо корректности этого упрека. Вы познакомились со сновидениями, выражающимижелания, в которых речь идет об удовлетворении самых ясных потребностей:голода, жажды, тоски по свободе, со сновидениями, выражающими удобство инетерпение, а также чисто корыстолюбивыми и эгоистическими. Но во всякомслучае вы должны запомнить как результат психоаналитического исследования,что сильно искаженные сновидения преимущественно, но опять-таки неисключительно, выражают сексуальные желания. 6. У меня особая причина привести побольше примеров использованиясимволов в сновидении. При нашей первой встрече я жаловался на то, кактрудна при преподавании психоанализа демонстрация и как сложно сформироватьтаким путем убеждения, и вы со мной, несомненно, согласны. Однако отдельныеутверждения психоанализа настолько тесно связаны между собой, что убеждениелегко может распространиться с одного пункта на большую часть всей теории. Опсихоанализе можно было бы сказать: кто дает ему палец, того он держит ужеза всю руку. Кому ясно объяснение ошибочных действий, тот, по логике вещей,не может не поверить всему остальному. Вторым таким же доступным моментомявляется символика сновидений. Сообщу вам уже опубликованное сновидениеженщины из простонародья, муж которой полицейский и которая, конечно,никогда ничего не слышала о символике сновидений и психоанализе. Судитесами, можно ли назвать произвольным и искусственным его толкование с помощьюсексуальных символов. ".Затем кто-то ворвался в квартиру, и она в испуге позвалаполицейского. Но тот с двумя "бродягами" спокойно пошел в церковь, к которойвело несколько ступеней. За церковью была гора, а наверху густой лес. Наполицейском был шлем, круглый воротник и плащ, у него была темная борода.Оба бродяги, которые мирно шли вместе с полицейским, имели повязанные набедрах мешкообразные передники. От церкви к горе вела дорога. Она с обеихсторон поросла травой и кустарником, который становился все гуще, а навершине превращался в настоящий лес". Вы без труда узнаете использованные символы. Мужские гениталииизображены тремя лицами, женские -- ландшафтом с капеллой, горой и лесом. Выопять встречаетесь со ступенями в качестве символа полового акта. То, что в сновидении называется горой, и в анатомииимеет то же название, а именно Mons Veneris, бугор Венеры. 7. Еще одно сновидение, которое можно разъяснить при помощи символов,замечательное и убедительное тем, что сам видевший сон перевел все символы,хотя у него не было никаких предварительных теоретических знаний длятолкования сновидений. Такой образ действий весьма необычен, и условия еготочно неизвестны. "Ок гуляет с отцом в каком-то месте, наверное, на Пратере, потому чтовидна ротонда, перед ней маленькая пристройка, к ней привязан воздушный шар,который кажется довольно плохо надутым. Отец спрашивает его, к чему все это;он удивляется этому, но объясняет ему. Затем они приходят на двор, накотором разложен большой лист жести. Отец хочет оторвать себе от негобольшой кусок, но сначала оглядывается, не может ли его кто-нибудь заметить.Он говорит ему, что нужно только сказать смотрителю, и тогда он может взятьсебе без всяких колебаний. Из этого двора вниз ведет лестница в шахту, стеныкоторой обиты мягким, вроде как кожаное кресло. В конце этой шахты длиннаяплатформа, а дальше начинается новая шахта." Сам видевший сон толкует его: ротонда -- мои гениталии, воздушный шарперед ней -- мой пенис, на мягкость которого я вынужден жаловаться. Следуетперевести более детально: ротонда -- задняя часть, постоянно причисляемаяребенком к гениталиям, маленькая пристройка -- мошонка. В сновидении отецего спрашивает, что все это значит, т. е. о цели и функции гениталий. Вполнеестественно обернуть это положение вещей так, чтобы спрашивал он. Так как онникогда не спрашивал отца об этом, мысль сновидения следует понимать какжелание принять его условно вроде: "если бы я попросил отца разъяснить сексуальное". Продолжениеэтой мысли мы скоро найдем в другом месте. Двор, где разложена жесть, не следует сразу понимать символически, онпредставляет собой торговое помещение отца. По причине соблюдения тайны язаменил жестью тот материал, которым торгует отец, не изменив ни в чемостальном дословную передачу сновидения. Видевший сон вступил в дело отца ибыл чрезвычайно поражен той скорее некорректной практикой, на которой побольшей части основывается получение прибыли. Поэтому продолжениевышеупомянутой мысли сновидения могло бы гласить: "(если бы я его спросил),он обманул бы меня, как обманывает своих клиентов". По поводу ломки жести,которая служит для изображения деловой нечестности, видевший сон сам даетвторое объяснение: она означает онанизм. Это нам не только давно знакомо, нотакже очень хорошо согласуется с тем, что тайна онанизма выраженапосредством противоположности (ведь это можно делать открыто). Далее, как иследовало ожидать, онанистическая деятельность приписывается опять-такиотцу, как и расспросы в первой сцене сновидения. Шахту он сразу же толкуеткак влагалище, ссылаясь на мягкую обивку стен. То, что спуском, как иподъемом, обычно изображается половой акт во влагалище, я добавлю пособственной инициативе. Те детали, что за первой шахтой следует длинная платформа, а затемновая шахта, он сам объясняет биографически. Он долгое время вел половуюжизнь, затем отказался от половых сношений вследствие затруднений и теперьнадеется опять возобновить их с помощью лечения. 8. Оба следующих сновидения одного иностранца с предрасположенностью кполигамии я приведу вам в доказательство утверждения, что собственное Я проявляется в каждом сновидении, даже если оно скрыто в явном содержании.Чемоданы в сновидении являются женскими символами. а) Он уезжает, его багаж доставляется в экипаже на вокзал, многочемоданов один на другом, среди них два больших черных "образцовых"чемодана. В утешение он кому-то говорит: так ведь эти едут только довокзала. В действительности он путешествует с очень большим багажом, во времялечения рассказывает также очень много историй с женщинами. Два черныхчемодана соответствуют двум брюнеткам, которые в настоящее время играют вего жизни главную роль. Одна из них хотела приехать вслед за ним в Вену; нопо моему совету он отказал ей по телеграфу. б) Сцена в таможне: один пассажир открывает свой чемодан и говорит,равнодушно закуривая папиросу: тут ничего нет. Таможенный чиновник, кажется.верит ему, но опускает еще раз руку и находит что-то особенно запрещенное.Тогда пассажир разочарованно говорит: тут ничего не поделаешь. Он сам --пассажир, я -- таможенный чиновник. Обычно он очень искренен в своихпризнаниях, но решил утаить от меня новую связь с дамой, потому чтоправильно полагал, что она мне небезызвестна. Неприятное положение бытьуличенным он перенес на чужое лицо, так что сам он как будто не появляется вэтом сновидении. 9. Вот пример использования символа, о котором я еще не упоминал: Он встречает свою сестру в сопровождении двух подруг, которые самисестры. Он подает руку обеим, а сестер нет. Никакой связи с действительными событиями. Его мысли уносятся к томувремени, когда он размышлял над своим наблюдением, что грудь девочекразвивается так поздно. Итак, обе сестры -- это груди, он с удовольствием быих потрогал, но только чтобы это не были груди его сестры. 10. А вот пример символики смерти в сновидении: Он идет по очень высокому крутому железному мостику с двумя лицами,имена которых знает, но при пробуждении забывает. Вдруг те двое исчезают, аон видит человека, похожего на привидение, в колпаке и полотняном костюме.Он спрашивает у него, не телеграфист ли он. Нет. Не извозчик ли? Нет. Тогдаон идет дальше, еще во сне испытывает сильный страх и, проснувшись,продолжает сновидение фантазией, что железный мост вдруг ломается, и онпадает в пропасть. Лица, о которых подчеркивается, что они неизвестны, что их именазабыты, по большей части очень близкие люди. Видевший сон имеет двух сестер;если бы он хотел им обеим смерти, то было бы вполне справедливо, что за этоего постиг бы страх смерти. О телеграфисте он замечает, что такие людивсегда приносят плохие вести, судя по форменной одежде, это мог быть ифонарщик, который так же тушит фонари, как гений смерти гасит факел жизни. Сизвозчиком он ассоциирует стихотворение Уланда о морской поездке короляКарла и вспоминает опасное морское путешествие с двумя товарищами, во времякоторого он играл роль короля из стихотворения. По поводу железного мостаему приходит в голову один несчастный случай последнего времени и глупоевыражение: "жизнь есть мост из цепей". 11. Другим примером изображения смерти может служить сновидение: Неизвестный господин подает за него визитную карточку с черной каймой. 12. Во многих отношениях вас заинтересует следующее сновидение, кпредпосылкам которого, правда, относится невротическое состояние. Он едет по железной дороге. Поезд останавливается в открытом поле. Онполагает, что грозит катастрофа и надо подумать о том, чтобы спастисьбегством, проходит по всем отделениям поезда и убивает всех, кого встречает:кондукторов, машиниста и т. д. По этому поводу -- воспоминание о рассказе друга. На какой-то линии вИталии в полукупе перевозили душевнобольного, но по недосмотру впустили кнему пассажира. Душевнобольной убил спутника. Таким образом, онидентифицирует себя с этим душевнобольным и обосновывает свое правонавязчивым представлением, которое его временами мучает, что он должен"устранить всех соучастников". Но затем он сам находит лучшую мотивировку,которая дает повод для сновидения. Вчера в театре он снова увидел девушку,на которой хотел жениться, но оставил, так как она дала ему основание дляревности. При той интенсивности, до которой у него доходит ревность, ондействительно сошел бы с ума, если бы женился на ней. Это значит: он считаетее настолько ненадежной, что из ревности должен был бы убивать всех людей,которые попадались ему на пути. Хождение через ряд комнат, в данном случаеотделений, как символ состояния в браке (Verheiratetsein) (противоположностьединобрачию -- Einehe) мы уже знаем. Об остановке поезда в открытом поле и страхе перед катастрофой онрассказывает: когда однажды во время поездки по железной дороге произошланеожиданная остановка не на станции, одна едущая вместе с ним молодая дамазаявила, что, возможно, предстоит столкновение и тогда самым целесообразнымбыло бы убежать [die Beine hoch zu heben -- поднять вверх ноги]. Но это"ноги вверх" (die Beine hoch) играло также свою роль во многих прогулках иэкскурсиях на лоно природы, которые он предпринимал с той девушкой в первоесчастливое время любви. Новый аргумент для того, что он должен был сойти сума, чтобы теперь жениться на ней. Я мог считать несомненным, зная ситуацию,что у него все еще имелось это желание быть таким сумасшедшим.

ТРИНАДЦАТАЯ ЛЕКЦИЯ

АРХАИчЕСКИЕ чЕРТЫ И ИНФАНТИЛИЗМ СНОВИДЕНИџ Уважаемые дамы и господа! Позвольте мне опять начать с полученного намирезультата, что работа сновидения под влиянием цензуры переводит скрытыемысли в другую форму выражения. Скрытые мысли -- это не что иное, какизвестные нам сознательные мысли нашей жизни в состоянии бодрствования;новый способ их выражения непонятен нам из-за своих многообразных черт. Мысказали, что он возвращается к тем состояниям нашего интеллектуальногоразвития, которые мы давно преодолели, к образному языку, символическомуотношению, может быть, к отношениям, существовавшим до развития языка нашегомышления. Способ выражения работы сновидения мы назвали поэтому архаическим или регрессивным. Отсюда вы можете сделать заключение, что благодаря углубленномуизучению работы сновидения нам, должно быть, удастся добыть ценные сведенияо малоизвестных началах нашего интеллектуального развития. Я надеюсь, чтотак оно и будет, но до сих пор к этой работе еще никто не приступал.Доисторическое время, к которому нас возвращает работа сновидения, двоякогорода: во-первых, это индивидуальное доисторическое время, детство, с другойстороны, поскольку каждый индивидуум в своем детстве каким-то образомвкратце повторяет все развитие человеческого вида, то это доисторическоевремя также филогенетическое. Возможно, нам удастся различить, какая частьскрытых душевных процессов происходит из индивидуальной, а какая -- изфилогенетической эпохи. Так, например, мне кажется, что символическоеотношение, которому никогда не учился отдельный человек, имеет основаниесчитаться филогенетическим наследием. Однако это не единственная архаическая черта сновидения. Вы все,вероятно, знаете из собственного опыта о странной амнезии детства. Я имею ввиду тот факт, что первые годы жизни до пятого, шестого или восьмого года неоставляют в памяти следов, как более поздние переживания. Правда,встречаются отдельные люди, которые могут похвастаться непрерывнымивоспоминаниями от раннего детства до настоящего времени, но другие, спровалами памяти, -- несравненно более частое явление. Я полагаю, что этотфакт не вызывал удивления, которого он заслуживает. В два года ребенок можетхорошо говорить, скоро он обнаруживает, что разбирается в сложных душевныхситуациях, и сам высказывает такие суждения, которые многие годы спустя емупересказывают, так как сам он их забыл. И при этом память в ранние годыболее продуктивна, потому что загружена меньше, чем в более поздние годы.Нет также никакого основания считать функцию памяти особенно высокой итрудной деятельностью души; напротив, хорошую память можно встретить у лиц,стоящих на очень низкой ступени интеллектуального развития. В качестве второй странной особенности, которая дополняет первую,следует выделить то, что из пустоты воспоминаний, охватывающей первыедетские годы, всплывают отдельные хорошо сохранившиеся, по большей частинаглядные воспоминания, сохранять которые нет никаких оснований. Сматериалом впечатлений, встречающихся нам в последующей жизни, памятьраспоряжается таким образом, что делает из него выбор. Она сохраняет что-товажное, а от неважного отказывается. С сохранившимися детскимивоспоминаниями дело обстоит иначе. Они соответствуют не самым важнымпереживаниям детских лет, и даже не тем, которые должны бы казаться важнымис точки зрения ребенка. Часто они настолько банальны и сами по себенезначительны, что мы только удивляемся, почему именно эта деталь избежалазабвения. В свое время я пытался с помощью анализа исследовать загадкудетской амнезии и прорывающих ее остатков воспоминаний и пришел к выводу,что все-таки в воспоминаниях у ребенка остается только важное. Лишьблагодаря уже знакомым вам процессам сгущения и особенно смещения это важноев воспоминании представляется другим, что кажется неважным. Эти детскиевоспоминания я назвал поэтому покрывающими воспоминаниями (Deckerrinerungen), путем основательного анализа из них можно извлечь всезабытое. При психоаналитическом лечении совершенно закономерно возникает задачазаполнить пробел в детских воспоминаниях, и поскольку лечение вообще вкакой-то степени удается, и это случается весьма часто, мы в состоянии опятьвосстановить содержание тех забытых детских лет. Эти впечатления никогдапо-настоящему не забываются, они были только недоступными, скрытыми,принадлежали к бессознательному. Но само по себе случается и так, что онивсплывают из бессознательного, и происходит это в связи со сновидениями.Оказывается, что жизнь во сне умеет находить доступ к этим скрытыминфантильным переживаниям. В литературе имеются прекрасные тому примеры, и ясам имел возможность опубликовать сообщение о подобном случае. Однажды явидел во сне в определенной связи одно лицо, которое, по всей вероятности,оказало мне услугу и которое я ясно увидел перед собой. Это был одноглазыймужчина маленького роста, толстый, с глубоко сидящей между плечами головой.Из общего контекста я заключил, что он был врач. К счастью, я мограсспросить свою тогда бывшую еще в живых мать, как выглядел врач тойместности, где я родился и которую я покинул в три года, и узнал от нее, чтоон был одноглазый, короткий, толстый, с глубоко сидящей между плечамиголовой, получил также сведения о том, при каком забытом мной несчастномслучае он оказал мне помощь. Таким образом, эта возможность распоряжатьсязабытым материалом детских лет является другой архаической чертойсновидения. То же самое относится и к другой из тех загадок, с которыми мы уже доэтого столкнулись. Вы помните, с каким удивлением вы все приняли результатынашего исследования, которые показали, что побудителями сновидений являютсязлобно-энергичные и безудержные сексуальные желания, сделавшие необходимымицензуру и искажение сновидений. Когда мы толковали такое сновидениевидевшему сон, он в лучшем случае не оспаривал само толкование, но все-такипостоянно задавал вопрос, откуда у него берется такое желание, так как онвоспринимает его как чуждое и осознает противоположное ему. Нам нечегостесняться указаний на их происхождение. Эти злобные желания происходят изпрошлого, часто из очень недалекого. Можно показать, что когда-то они былиизвестны и осознанны, хотя теперь этого уже нет. Женщина, сновидение которойозначает, что она хотела бы видеть мертвой свою единственную 17-летнюю дочь,под нашим руководством признает, что она когда-то почти желала этой смерти.Ребенок является плодом несчастного, вскоре расторгнутого брака. Когда онаносила дочь еще во чреве, однажды после бурной сцены с мужем в припадкеярости она начала колотить кулаками по животу, чтобы убить в нем ребенка.Сколько есть матерей, которые в настоящее время нежно, может быть, чересчурнежно любят своих детей, которые, однако, неохотно встретили их появление насвет и когда-то желали, чтобы жизнь в них прекратилась; да они и переводилиэто желание в различные, к счастью, безвредные действия. Такое позднеекажущееся загадочным желание смерти любимому лицу происходит, таким образом,из более раннего отношения к нему. Отец, сновидение которого подтверждает толкование, что он желает смертисвоему любимому старшему ребенку, тоже вынужден вспомнить о том, чтокогда-то это желание было ему не чуждо. Когда этот ребенок был еще грудныммладенцем, недовольный своим браком муж часто думал, что если бы маленькоесущество, ничего для него не значащее, умерло, он опять был бы свободен илучше использовал бы эту свободу. Можно обнаружить, что большое числоподобных чувств ненависти имеют такое же происхождение; они являютсянапоминаниями о том, что относилось к прошлому, когда-то было сознательным ииграло свою роль в душевной жизни. Отсюда вы захотите сделать вывод, чтотаких желаний и таких сновидений не должно быть, когда подобные переменыотношения к какому-то лицу не имели места, когда это отношение было ровным ссамого начала. Я готов согласиться с этим вашим выводом, хочу толькопредупредить вас о том, чтобы вы имели в виду не буквальный текстсновидения, а его смысл после толкования. Может случиться, что явноесновидение о смерти любимого лица только надело страшную маску, а означаетоно совершенно другое, или любимое лицо выступает обманчивым заместителемдругого лица. Но те же факты вызовут у вас другой, более серьезный вопрос. Выскажете: если это желание смерти даже имелось когда-то и подтверждаетсявоспоминанием, то это все-таки еще не объяснение, это желание ведь давнопреодолено, сегодня оно может существовать в бессознательном только каклишенное аффектов воспоминание, а не как сильное проявление чувства. Впользу последнего ведь ничего не говорит. Зачем же сновидение вообще о немнапоминает? Этот вопрос действительно оправдан; попытка ответить на негозавела бы нас слишком далеко и заставила бы определить свои позиции поотношению к одному из самых значительных моментов теории сновидений. Но явынужден оставаться в рамках нашего разбора и воздерживаться от лишнего.Смиритесь с этим временным отказом. Будем довольствоваться фактическимуказанием на то, что это преодоленное желание, как доказано, являетсяпобудителем сновидения, и продолжим исследование относительно того, невыводятся ли и другие злобные желания из прошлого. Остановимся на желаниях устранения, которые мы в большинстве случаевможем объяснить неограниченным эгоизмом видевшего сон. Можно доказать, чтотакое желание очень часто является причиной образования сновидения. Всякийраз, когда кто-нибудь встает у нас на пути -- а как часто это случается всло

Date: 2016-08-30; view: 190; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию