А Игра «Угадай мелодию». Отгадывание популярных песен В. Шаинского.
Наблюдатьза музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Воспринимать и воспроизводитьритмы окружающего мира.
Участвоватьв ритмических играх.Осознавать короткие и длинные звуки в ритмических играх: слоговая система озвучивания длительностей и их графическое изображение; ритмоинтонирование слов, стихов; ритмические «паззлы».
Слушатьмузыкальные произведения с использованием элементарной графической записи.
Петьс применением ручных знаков.Петьпростейшие песни по нотам.
Игратьна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Петьпопевки и простые народные песни, обработки народных песен, в том числе, зарубежных; песни из мультфильмов, детских кинофильмов, песни к праздникам.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Сравниватьмузыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.
Осуществлятьпервые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Участвовать в музыкально-игровой деятельности – интонация-вопрос, интонация-ответ.
Сочинять простые музыкально-речевые интонации: музыкальные игры «вопрос-ответ», «поставь точку в конце музыкального предложения».
Инсценироватьдля школьных праздников музыкальные образы песен., пьес программного содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомитьсяс элементами нотной записи.
Выявлятьсходство и различия музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
Сочинятьпростой инструментальный аккомпанемент как сопровождение к песенной, танцевальной и маршевой музыке.
«И Муза вечная со мной!» «Хоровод муз»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок-экскурсия.
АПутешествие в страну«Смех да веселье!»
«Повсюду музыка слышна», «Душа музыки – мелодия».
Комбинированный урок.
Урок-игра
АИнсценирование русской народной песни «Заинька серенький». Передавать настроение музыки в пении.
«Азбука, азбука каждому нужна…», «Музыкальная азбука»
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
А Экскурсия в музыкальную школу 1.
«Музыкальные инструменты». Музыкальные инструменты
Урок изучения и закрепления новых знаний.
«Садко» из русского былинного сказа.
Комбинированный урок
«Звучащие картины».
Урок обобщения и систематизации знаний.
«Разыграй песню». РК: народные песни тульского края.
Комбинированный урок.
«Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины».
Комбинированный урок
«Добрый праздник среди зимы».
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Обобщающий урок по теме «Музыка вокруг нас»(тесты)
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Тема II полугодия «Музыка и ты» 17 часов
«Край, в котором ты живешь». РК. Песни о Туле и Узловой.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнятьразличные по характеру музыкальные сочинения.
Сравниватьречевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Выполнятьигровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Слушатьмузыкальные произведения с контрастными образами, пьес различного ладового наклонения.
Придумыватьпластическое интонирование, двигательную импровизацию под музыку разного характера.
Участвовать в театрализации небольших инструментальных пьес контрастного ладового характера. Самостоятельно подбирать и применять элементарные инструменты в создании музыкального образа.
Импровизировать на элементарных музыкальных инструментах с использованием пройденных ритмоформул; импровизация-вопрос, импровизация-ответ; соревнование солистов – импровизация простых аккомпанементов и ритмических рисунков.
Инсценироватьпесни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в командных состязаниях: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги».
Учавствовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
«Поэт, художник, композитор».
Урок обобщения и систематизации знаний.
«Музыка утра».
Интегрированный урок.
«Музыка вечера».
Интегрированный урок.
«Музы не молчали».
Комбинированный урок.
«Музыкальные портреты».
Урок изучения и закрепления новых знаний.
«Мамин праздник».
Комбинированный урок.
«Разыграй сказку» (“Баба-Яга”, русская народная сказка)
Комбинированный урок.
Ролевая игра.
Обобщающий урок 3 четверти.
Урок обобщения и систематизации знаний.
«У каждого свой музыкальный инструмент.
Музыкальные инструменты». РК.Музыкальные инструменты тульского края.
Урок изучения и закрепления новых знаний.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). «Звучащие картины».
Урок обобщения и систематизации знаний.
Размышлятьоб отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Исполнять Гимн России, своей области, города, школы.
Применять знания о способах и приемах выразительного пения.
Участвоватьв хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на потную запись.
Слушатьмузыку отечественных композиторов и проводитьэлементарный анализ особенностей мелодии.
Расширятьзапас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
«Здравствуй, Родина моя! Моя Россия» (учебникстраница 10- 13)
Изучение и закрепление новых знаний, урок-путешествие в концертный зал.
«Гимн России»(учебникстраница 14- 15) Расширение и углубление знаний; интегрированный урок.
«День полный событий» 6 часов
«Музыкальные инструменты» (фортепиано),(учебникстраница 18- 19) Расширение и углубление знаний; урок - путешествие в концертный зал.
Распознавать и эмоционально откликатьсяна выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определятьжизненную основу музыкальных произведений.
Читать нотную запись. (ноты первой-второй октав в записи пройденных песен).
Петь простые выученные попевки и песни в размере 2/4 по нотам с тактированием.
Выполнять игровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала. (игры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты: расположение нот первой-второй октав на нотном стане, обозначения длительностей, размера (2/4, 3/4, 4/4), динамики (форте, пиано, крещендо, диминуэндо).
Петьмелодические интервалы с использованием ручных знаков.
Прослушивать и узнавать в пройденном вокальном и инструментальном музыкальном материале интервалов (терция, кварта, квинта, октава).
Слушать двухголосные хоровые произведения
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре; сочинении.
Игратьна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Читать простейшие ритмические партитуры и исполнятьпьесы на инструментах малой ударной группы: маракас, пандейра, коробочка (вуд-блок), блоктроммель, барабан, треугольник, реко-реко и др.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.
Анализироватьвыразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Пониматьосновные термины и понятия музыкального искусства.
Применятьзнания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в парс, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехмастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках
«Природа и музыка. Прогулка»(учебникстраница 20-23) Изучение нового материала; урок-путешествие
«Танцы, танцы, танцы»(учебник страница 24-25) Расширение и углубление знаний; урок-танцкласс
«Эти разные марши. Звучащие картины»(учебникстраница 26-29)
Закрепление нового материала, урок-путешествие в картинную галерею
«Расскажи сказку»(учебникстраница 30-31) Решение частных задач;
урок-сказка
«Колыбельные. Мама»(учебникстраница 32-35)
Обобщение и систематизация знаний,урок-игра
Тест по темам 1 четверти
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. ^
Эмоционально откликатьсяна живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.
Исполнятьрождественские песни на уроке и дома.
Разучивать и исполнятьхоровые и инструментальные произведенияс разнообразным ритмическим рисунком.
Исполнять пройденные песенные и инструментальные мелодии по нотам.
Игратьна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. (простое остинатное сопровождение к пройденным песням, инструментальным пьесам с использованием интервалов терция, кварта, квинта, октава). Знакомиться с приемами игры на синтезаторе.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания в рабочей тетради
«Святые земли Русской. Александр Невский» (учебник страница 42-43) Изучение и закрепление нового материала; урок -путешествие в историю
«Святые земли Русской. Сергий Радонежский» (учебникстраница 44-45) Изучение и закрепление нового материала; урок-путешествие в историю
«Молитва»(учебникстраница 46-47)
Закрепление нового материала, урок-концерт
«Рождеством Христовым.
Музыка на новогоднем празднике»(учебникстраница 48-51)Обобщение и систематизация.
Тест по темам 2 четверти
Повторять и инсценировать народные песни, пройденные в первом классе.
Разучивать и исполнять заклички, потешки, игровые и хороводные песни.
Прослушивать народные песни в исполнении детских фольклорных ансамблей, хоровых коллективов (детский фольклорный ансамбль «Зоренька», Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого и др.).
Знакомитьсяс народными танцами в исполнении фольклорных и профессиональных ансамблей (Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева; коллективы разных регионов России и др.).
Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.
Подбиратьпростейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.
Игратьна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Развиватьприемы игры на металлофоне и ксилофоне одной и двумя руками: восходящее и нисходящее движение; подбирать по слуху с помощью учителя пройденные песни.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе образцов отечественного музыкального фольклора.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Интонационно осмысленно исполнятьрусские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«Музыка в народном стиле. Сочини песенку»(учебникстраница 62-65) Изучение и закрепление изученного;урок-путешествие
«Встреча весны»(учебникстраница 68-69) Повторение и закрепление изученного материала; урок-игра
«В музыкальном театре» 5 часов
«Сказка будет впереди. Волшебная палочка дирижёра»(учебникстраница 70-73 и 80-81) Изучение и закрепление нового материала; урок-путешествие в мир музыкального театра
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лиц опер и балетов.
Участвоватьв ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развития образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Слушатьклассические музыкальные произведения и определять их жанровую основу.
Проводить элементарный анализ средств музыкальной выразительности, формирующих признаки жанра (характерный размер, ритмический рисунок, мелодико-интонационная основа).
Выполнятьпластическое интонирование: передавать в движении характерных жанровых признаков различных классических музыкальных произведений; пластическое и графическое моделирование метроритма («рисуем музыку»).
Создаватьпрезентации «Путешествие в мир театра» (общая панорама, балет, опера). Сравнивать на основе презентации жанры балета и оперы.
Разрабатывать и создавать элементарные макеты театральных декораций и афиш по сюжетам известных сказок, мультфильмов и др.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
«Детский музыкальный театр. Опера»(учебникстраница 74-77) Изучение и закрепление нового материала; урок-путешествие в мир музыкального театра
«Балет. Театр оперы и балета»(учебникстраница 76-79) Изучение нового материала; урок-путешествие в концертный зал
«Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье!»(учебникстраница 82-85) Изучение и обобщение полученных знаний; урок -путешествие в музыкальный театр
«Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». «Увертюра. Финал»(учебникстраница 86-87) Изучение и обобщение полученных знаний; урок-путешествие в музыкальный театр.Тест по темам 3 четверти
«В концертном зале» 5 часов
«Симфоническая сказка» (С. С. Прокофьев «Петя и волк»)(учебникстраница 90-93) Изучение и закрепление новых знаний, урок-путешествие в симфоническую сказку
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передаватьсвои музыкальные впечатления в рисунке.
Исполнятьпесни в простой двухчастной и простой трехчастной формах.
Выполнятьигровые дидактические упражнения с использованием наглядного материала.
Выполнятьигры и тесты на знание элементов музыкальной грамоты.
Сочинятьпростейшие мелодии по пройденным мелодическим моделям.
Играть на ксилофоне и металлофоне сочиненные варианты.
Слушатьмузыкальные произведения в простой двухчастной, в простой трехчастной, в форме вариаций, в куплетной форме (песни и хоровые произведения).
Исполнятьпьесы в простой двухчастной, простой трехчастной и куплетной формах в инструментальном музицировании.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
«Симфоническая сказка» (С. С. Прокофьев «Петя и волк»)(учебникстраница 90-93) Изучение и закрепление новых знаний, урок-путешествие в симфоническую сказку
«Сюита М. П. Мусоргского «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление»(учебникстраница 94-97) Изучение и закрепление нового материала; урок-экскурсия на выставку художника
«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40» (учебник страница 98-101) Закрепление и обобщение знаний; урок-путешествие в концертный зал
«Звучит нестареющий Моцарт». «Увертюра» (Учебник страница 102-103) Закрепление и обобщение знаний; урок-путешествие в концертный зал
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 6 часов
«Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган)», «И всё это И.С. Бах» (Учебник страница 106-111) Изучение и закрепление новых знаний; урок-путешествие
Понимать триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.
Определятьвзаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Разучивать песни к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников и другие).
Исполнятьпройденные хоровые и инструментальные произведения в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Участвоватьв подготовке концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования.
Участвоватьв командных состязаниях: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Импровизироватьна элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул..
Проявлятьинтерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и фестивалям.
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.
Участвоватьв подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
Составлятьафишу и программу заключительного урока-концерта совместно с одноклассниками
«Мир композитора (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев). Могут ли иссякнуть мелодии?» (Учебник страница 126-128)Обобщение изученного материала; заключительный урок-концерт
Тест по темам 4 четверти
Всего:
III класс 34 часа
«Россия – Родина моя» 5 часов
«Мелодия – душа музыки» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний учебник стр. 6-7
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение искусству в процессе исполнения музыкальны произведений (пение, художественное движение пластическое интонирование и др.).
Петьмелодии с ориентации на нотную запись
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи
Знатьпесни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров.
Осваивать основы музыкальной грамоты: читать ноты, интервалы в пределах октавы, мажорные и минорные трезвучия, петь мелодические интервалы и трезвучия с использованием ручных знаков.
Петь по нотам с тактированием.
Исполнятьканоны, интервалы и трезвучия.
Подбиратьпо слуху с помощью учителя пройденных песен на металлофоне, ксилофоне, синтезаторе.
Музыкально-игровая деятельность: двигательные, ритмические и мелодические каноны-эстафеты в коллективном музицировании.
Сочинятьритмические рисунки в форме рондо (с повторяющимся рефреном), в простой двухчастной и трехчастной формах. Простые аккомпанементы с использованием интервалов и трезвучий.
Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.
«Природа и музыка. Лирические образы русских романсов».
Комбинированный урок. учебник стр. 8-11
«Жанр канта в русской музыке» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний учебник стр. 12-15
«Образы утренней природы в музыке» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний урок. учебник стр. 24-25
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передаватьинтонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатыватьсценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
Участвоватьв сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Слушать фрагментыпроизведений мировой музыкальной классики с яркой оркестровкой в исполнении выдающихся музыкантов-исполнителей, исполнительских коллективов. Узнавать основные оркестровые группы и тембры инструментов симфонического оркестра.
Прослушиватьфрагменты концертов для солирующего инструмента (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара и др.) и оркестра.
Участвоватьв музыкальной викторине «Угадай инструмент», в викторине-соревновании на определение тембра различных инструментов и оркестровых групп.
Исполнять инструментальные миниатюры «соло-тутти» оркестром элементарных инструментов.
Исполнятьпесни под фонограмму.
Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради
«Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек»
Комбинированный урок. учебник стр. 26-29
«Образы вечерней природы Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
учебник стр. 36-37
Тест по темам 1 четверти
О России петь, что стремиться в храм 4 часа
«Радуйся Мария! Богородице Дево, радуйся!» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. учебник стр. 40-43
Петь acapella, канонов, включение элементов двухголосия. Разучивание песен по нотам.
Слушатьпроизведения в исполнении хоровых коллективов: Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. Александрова, Государственного академического русского народного хора А.В. Свешникова, Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого; Большого детского хора имени В. С. Попова и др.
Определять вид хора по составу голосов: детский, женский, мужской, смешанный. Определятьтип хора по характеру исполнения: академический, народный.
Обнаруживатьсходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определятьобразный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
«Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи» Комбинированный урок. учебник стр. 44-47
«Праздники православной церкви. Вербное воскресение» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. учебник стр. 48-51
«Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир» Комбинированный урок. учебник стр. 52-53
Гори, гори ясно, чтобы не погасло 4 часа
«Былина древний жанр русского песенного фольклора» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. учебник стр. 56-57
Выявлятьобщность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждатьо значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Слушать музыкальные и поэтические произведений фольклора; русских народных песен разных жанров, песен народов, проживающих в национальных республиках России; звучание национальных инструментов.
Прослушивать песни народов России в исполнении фольклорных и этнографических ансамблей.
Исполнятьпесни народов России различных жанров колыбельные, хороводные, плясовые и др.) в сопровождении народных инструментов.
Игратьна в ансамбле на народных инструментах (свирели, жалейки, гусли, балалайки, свистульки, ложки, трещотки, народные инструменты региона и др.) ритмических партитур и аккомпанементов к музыкальным произведениям, а также простейших наигрышей.
Выполнятьразыгрывание народных песен по ролям.
Участвоватьв театрализации небольших инструментальных пьес разных народов России.
Самостоятельно подбирать и применять элементарных инструментов в создании музыкального образа.
Игратьна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле.
Импровировать с использованием пройденных интервалов и трезвучий. Применятьинтервалы и трезвучия в инструментальных сопровождениях к пройденным песням, в партии синтезатора.
Разучивать хоровые и оркестровые партии по нотам.
Слушать многоголосные (два-три голоса) хоровые произведения хорального склада, узнаватьпройденные интервалы и трезвучия.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
«Образы народных сказителей в русских операх» Комбинированный урок.
учебник стр. 58-61
«Образы народных сказителей в русских операх»(продолжение темы) Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
учебник стр. 62-63
Тест по темам 2 четверти
«Масленица – праздник русского народа» Урок закрепления знаний.
учебник стр. 64-67
В музыкальном театре 5 часов
Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинка Комбинированный урок.
учебник стр. 70-75
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвоватьв сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощатьв пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов
Музыкально-театрализованное представление как результат освоения программы в третьем классе.
Совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разработка сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала. Рекомендуемые темы: «Моя Родина», «Широка страна моя родная», «Сказка в музыке», «Наша школьная планета», «Мир природы» и другие. Театрализованные формы проведения открытых уроков, концертов.Подготовка и разыгрывание сказок, фольклорных композиций, театрализация хоровых произведений с включением элементов импровизации. Участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях (участие в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.). Создание музыкально-театрального коллектива: распределение ролей: «режиссеры», «артисты», «музыканты», «художники» и т.д.
Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюк Комбинированный урок.
учебник стр. 76-77
Опера «Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков Комбинированный урок.
учебник стр. 78-83
Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского
Комбинированный урок. учебник стр. 86-89
Мюзиклы: «Звуки музыки» Роджера, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбников Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
учебник стр. 90-91
В концертном зале 6 часов
«Музыкальное состязание» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. учебник стр. 94-95
Наблюдатьза развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Слушатьмузыкальные произведения, написанных в разных формах и жанрах. Определять соединение формы рондо и различных жанров.
Прослушивание оркестровых произведений, написанных в форме вариаций.
Активное слушание с элементами пластического интонирования пьес-сценок, пьес-портретов в простой двухчастной и простой трехчастной формах и др.
Участвоватьв музыкально-ритмических играх с инструментами (чередование ритмического тутти и ритмического соло на различных элементарных инструментах (бубен, тамбурин и др.).
Исполнениехоровых произведений в форме рондо.
Сочинять и исполнять на элементарных инструментах пьес в различных формах и жанрах с применением пройденных мелодико-ритмических формул, интервалов, трезвучий, ладов.
Исполнятьпройденных хоровых и инструментальных произведений в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Участвоватьв подготовкеконцертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования, в том числе музыку народов России.
Участвовать в командных состязаниях: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением усложненных ритмоформул.
Импровизировать на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием пройденных мелодических и ритмических формул.
Называтьисполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей
Обобщающий урок 3 четверти. Урок обобщения и систематизации знаний, урок-кроссворд.
Тест по темам 3 четверти
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
учебник стр. 102-105
«Героическая симфония» Л. Бетховена. Мир Л. Бетховена»
Комбинированный урок учебник стр. 106-113
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье 6 часов
«Джаз – одно из направлений современной музыки»
Комбинированный урок. учебник стр. 116-119
Выявлятьизменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизироватьмелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определятьособенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различатьхарактерные черты языка современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвоватьв подготовке заключительного урока-концерта.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Разрабатывать плана организации музыкального проекта «Сочиняем сказку» с участием обучающихся, педагогов, родителей.
Обсуждать со взрослыми его содержание: сюжет, распределение функций участников, действующие лица, подбор музыкального материала. Разучивание и показ.
Создаватьинформационное сопровождение проекта (афиша, презентация, пригласительные билеты и т.д.).
Разучивать и исполнятьпесенный ансамблевый и хоровой материал как часть проекта.
Формировать умения и навыки ансамблевого и хорового пения в процессе работы над целостным музыкально-театральным проектом.
Практическиосваивать и применятьэлементы музыкальной грамоты.
Разучивать оркестровые партий по ритмическим партитурам.
Петь хоровые партии по нотам.
Развиватьмузыкально-слуховые представления в процессе работы над творческим проектом.
Совершенствовать игру в детском инструментальном ансамбле (оркестре): исполнятьоркестровых партитуры для различных составов (группы ударных инструментов различать тембры, включать в оркестр партии синтезатора).
Участвовать в соревнованииклассов на лучший музыкальный проект «Сочиняем сказку».
Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.
«Певцы родной природы»(Э. Григ, П.И. Чайковский) Урок обобщения и систематизации знаний. учебник стр. 122-125
«Прославим радость на земле» Урок обобщения и систематизации знаний.
учебник стр. 126-127
«Радость к солнцу нас зовёт» Урок обобщения и систематизации знаний.
учебник стр. 128
Обобщающий урок четверти и года. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.Урок – концерт учебник стр.
Тест по темам 4 четверти
Всего:
IV класс 34 часа
1 четверть 9 часов
Россия – Родина моя (4 часа)
«Мелодия. Ты запой мне ту песню»Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учебник стр. 8-11
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.
Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Импровизировать на заданные тексты.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Подбиратьассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.
Пониматьчто песня это отражение истории культуры и быта различных народов мира.
Слушать песни народов мира с элементами анализа жанрового разнообразия, ритмических особенностей песен разных регионов, приемов развития (повтор, вариантность, контраст).
Исполнять песни народов мира с более сложными ритмическими рисунками (синкопа, пунктирный ритм) и различными типами движения (поступенное, по звукам аккорда, скачками).
Исполнять оркестровые партитуры с относительно самостоятельными по ритмическому рисунку партиями (например, ритмическое остинато / партия, дублирующая ритм мелодии; пульсация равными длительностями / две партии – ритмическое эхо и др.).
Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.
Оцениватьсобственную музыкально-творческую деятельность.
«Чего не выразишь словами?»Комбинированный урок Учебник стр. 12-13
«Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь!»Урок закрепления знаний Учебник стр. 20-23
О России петь, что стремиться в храм (1 час)
«Святые земли Русской» (Илья Муромец)Комбинированный урок
Учебник стр. 26-29
Понимать, что песня как отражение истории культуры и быта различных народов мира.
Знать образное и жанровое содержание, структурные, мелодические и ритмические особенности песен народов мира.
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
День полный событий (4 часов)
«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья»Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учебник стр. 42-43
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.
Пониматьособенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.
Распознаватьих художественный смысл.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Знатьосновы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот.
Уметьчитать ноты хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков).
Разучивать хоровые и оркестровые партии по нотам с тактированием, с применением ручных знаков.
Исполнять простейшие мелодические каноны по нотам.
Подбор по слуху с помощью учителя пройденных песен.
Сочинятьритмические рисунки в форме рондо, в простой двухчастной и простой трехчастной формах, исполнятьих на музыкальных инструментах.
Применять простые интервалов и мажорного и минорного трезвучий в аккомпанементе к пройденным хоровым произведениям (в партиях металлофона, ксилофона, синтезатора).
Создаватьинструментальные и вокальные импровизации с использованием простых интервалов, мажорного и минорного трезвучий.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).
Определятьвиды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«Что за прелесть эти сказки»Комбинированный урок Учебник стр. 48-51
Ярмарочное гулянье» и Святогорский монастырь»Комбинированный урок
Учебник стр. 52-55
«Приют, сияньем муз одетый»Урок контроля, коррекции знаний учащихся.
Учебник стр. 56-57
Тест по темам 1 четверти
2 четверть 7 часов
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (3 часа)
«Композитор – имя ему народ»Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учебник стр. 60-61
Различатьтембры народных музыкальных инструментов и оркестров.
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.
Исследовать историю создания музыкальных инструментов.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.
Овладеватьприемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.
Рассуждатьо значении преобразующей силы музыки.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Участвоватьв музыкальных викторинах, играх, тестированиях, импровизациях.
Правильно определятьна слух и в нотах элементы музыкальной речи.
Импровизироватьна основе заданных моделей, подбирать по слуху простые музыкальные построений.
Исполнять изученные песни в форме командного соревнования.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, фактическому изображению.
Наблюдатьза процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Узнаватьпо звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Передаватьв пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.
Корректироватьсобственное исполнение.
Соотноситьособенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Узнавать на слух виды оркестров: симфонический, камерный, духовой, народный, джазовый, эстрадный.
Знать основные группы, особенности устройства и тембров инструментов. Оркестровая партитура. Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент-оркестр.
Использовать тембровые возможности синтезатора в практической исполнительской деятельности.
Слушатьпроизведения для симфонического, камерного, духового, народного оркестров.
Знатьпесни военных лет в исполнении духовых оркестров, лирические песни в исполнении народных оркестров; произведения для баяна, домры, балалайки-соло, народных инструментов региона и др.
Уметь играть оркестровые партитуры с самостоятельными по ритмическому рисунку партиями.
Играть в ансамблях различного состава; разучивать простые ансамблевые дуэты, трио, соревноваться малыми исполнительскими группами.
Подбирать тембры на синтезаторе, подражая различным инструментам.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.
Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.
Распознавать их художественный смысл.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Знатьосновы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности (до двух знаков). Чтение нот.
Уметьчитать ноты хоровых и оркестровых партий в тональностях (до двух знаков).
Разучивать хоровые и оркестровые партии по нотам с тактированием, с применением ручных знаков.
Исполнять простейшие мелодические каноны по нотам.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
В музыкальном театре (6 часов)
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинка (Бал в замке польского короля)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учебник стр. 94-95
Слушать и просматриватьфрагменты из классических опер, балетов и мюзиклов. Сравнивать особенностей жанра и структуры музыкально-сценических произведений, функций балета и хора в опере.
Оценивать и соотносить содержание и
музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира народов России.
Воплощать особенности музыки в исполни- тельской деятельности с использованием знания основных средств музыкальной выразительности.
Определять особенности взаимодействия и развития различных образов музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении с дельных фрагментов оперы, балета, оперетты.
Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.
Оценивать собственную творческую деятельность.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Участвовать в подготовке и проведении музыкально-театрализованного представления. Разрабатыватьсценарии музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала.
Готовить и разыгрывать музыкально-театральные постановки, музыкально-драматические композиций по мотивам известных мультфильмов, фильмов-сказок, опер и балетов на сказочные сюжеты.
Выполнятьтворческие задания из рабочей тетради.
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинка (Сцена в лесу) Комбинированный урок Учебник стр. 96-99
Опера «Хованщина» М.П.МусоргскогоКомбинированный урок
Учебник стр. 100-101
«Восточные мотивы»Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учебник стр. 102-105
Балет «Петрушка»Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учебник стр. 106-107
«Театр музыкальной комедии» (оперетта, мюзикл)Урок закрепления знаний
Учебник стр. 108-109
Тест по темам 3 четверти
4 четверть 8 часов
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (1 час)
«Прелюдия», «Исповедь души» Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учебник стр. 112-115
Иметь представление об особенностях киномузыки и музыки к мультфильмам. Самостоятельно найти информацию о композиторах, сочиняющих музыку к детским фильмам и мультфильмам.
Исполнятьпесни из кинофильмов и мультфильмов.
Работать над выразительным исполнением вокальных (ансамблевых и хоровых) произведений с аккомпанированием.
Создаватьмузыкальные композицие на основе сюжетов различных кинофильмов и мультфильмов.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознаватьхудожественный смысл различных музыкальных форм.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).
Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.
Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую деятельность.
Самостоятельно работатьв творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку
О России петь, что стремиться в храм (2 часа)
«Праздников праздник, торжество из торжествУрок изучения и первичного закрепления новых знаний Учебник стр. 32-35
Исполнятьпройденные хоровые и инструментальные произведения в школьных мероприятиях, посвященных праздникам, торжественным событиям.
Исполнять песни в сопровождении двигательно-пластической, инструментально-ритмической импровизации.
Учавствоватьв командных состязаниях: викторины на основе изученного музыкального материала; ритмические эстафеты; ритмическое эхо, ритмические «диалоги» с применением всего разнообразия пройденных ритмоформул.
Игратьна элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, оркестре.
Импровизировать на элементарных музыкальных инструментах, инструментах народного оркестра, синтезаторе с использованием всех пройденных мелодических и ритмических формул. Соревнование: «солист – солист», «солист –оркестр».
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
Сопоставлятьвыразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.
Сочинятьмелодии на поэтические тексты.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.
Интонационно осмысленно исполнятьсочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
«Мастерство исполнителя», «В каждой интонации спрятан человек»
Комбинированный урок Учебник стр. 118-121
Участвоватьв сольном и ансамблевом музицировании (вокальное и инструментальное). Разучиватьпесни к праздникам (Новый год, День Защитника Отечества, Международный день 8 марта, годовой круг календарных праздников, праздники церковного календаря и другие).
Участвоватьв подготовке концертных программ, включающих произведения для хорового и инструментального (либо совместного) музицирования и отражающих полноту тематики освоенного учебного предмета.
Участвоватьв соревновании классов: лучшее исполнение произведений хорового, инструментального, музыкально-театрального репертуара, пройденных за весь период обучения.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Наблюдатьза процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе).
Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
Моделироватьварианты интерпретаций музыкальных произведений.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.
Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Определятьвзаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую деятельность.
Самостоятельно работатьв творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Формироватьфонотеку, библиотеку, видеотеку
mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию