Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмотшный тип.Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубинойпереживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.
Задание 3. Направленность личности в спорте Вводные замечания. Цель и научно-практическое значение предлагаемого в данном задании экспериментального изучения ценностных ориентации спортсменов-студентов состоит в определении направленности личности спортсмена, проявляющейся в структуре их ценностных ориентации. Как известно, ценностные ориентации личности представляют собой социально-психологический базис, на котором формируется характер, сознание и самосознание спортсмена. Изучение ценностных ориентации спортсменов входит в задачу спортивной психологии. Методика исследования. Наиболее распространенной в настоящее время для решения вышеуказанной задачи является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, т. е. определяет основу характера и мировоззрения личности, синтез в субъективной сфере личности которых порождает мотивацию жизненной активности, определяет жизненную Я-концепцию и «философию жизни» человека как личности — члена и гражданина общества. В тесте М. Рокича различаются два класса ценностей: • терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; • инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности- цели и ценности-средства. Методика работы. Каждая «ценность» напечатана на отдельной карточке, всего 2 х 18, итого 36 карточек. Испытуемому предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом), на карточках, разложенных в алфавитном порядке. Находя нужную ему ценность, испытуемый присваивает каждой выбранной ценности ранговый номер, расклады- _________________ Тема 2. Характерологические особе нности личности 99 вает карточки с ценностями по порядку значимости в один ряд. Карточная форма подачи материала дает более надежные результаты, чем списочная. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем предъявляется набор инструментальных ценностей. Инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте тоже со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию в отношении ранжирования представленных ценностей от первой (1) до последней (18)». Стимульный материал Список А (терминальные ценности). • Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). • Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом). • Здоровье (физическое и психическое). • Интересная работа. • Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве). • Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). • Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). • Наличие хороших и верных друзей. • Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе). • Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие). • Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей). 100 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера • Развитие себя (работа над собой, постоянное физические и духовное совершенствование). • Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). • Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках). • Счастливая семейная жизнь. • Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом). • Творчество (возможность творческой деятельности). • Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности). • Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах. • Воспитанность (хорошие манеры). • Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания). • Жизнерадостность (чувство юмора). • Исполнительность (дисциплинированность). • Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно). • Непримиримость к недостаткам в себе и других. • Образованность (широта знаний, высокая общая культура). • Ответственность (чувство долга, умение держать слово). • Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения). • Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина). • Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов. • Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями). • Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения). • Широта взглядов (умение понять чужую точку зрений, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Тема 2. Характерологические особенности личности 101 • Честность (правдивость, искренность). • Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе). • Чуткость (заботливость). Обработка данных и методика их анализа. Достоинством данной методики является ее универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и в обработке результатов, а также ее гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным же ее недостатком является влияние социальной желательности, влияние возможной неискренности испытуемых. Поэтому при использовании данной методики в изучении личности спортсменов и их тренеров особую роль в данном случае играет мотивация участия испытуемых в процедуре диагностики, ее добровольный характер, доброжелательная атмосфера тестирования и наличие доверительного контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется объявлять и применять в целях спортивного или педагогического отбора или для экспертизы на профпригодность. Анализ результатов ранжирования ценностей по тесту Рокича является по преимуществу качественным. Однако в исследовательских целях можно внести итоговые показатели ранжирования ценностей в протокол для сравнительного анализа данных по группе спортсменов с сопоставлением выявленной иерархии ценностной (направленность личности) спортсмена с показателями его характера, интеллектуального потенциала, вида спорта и уровня спортивной квалификации. Для преодоления указанных недостатков данной методики и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации испытуемых возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы по итогам сравнительного исследования. Так, после основной серии испытаний можно попросить испытуемого снова проранжировать карточки, приняв позицию при ответе на следующие вопросы: • «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?» • «Как бы Вы расположили бы эти ценности, если бы стали таким, каким мечтаете стать?» • «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный, с вашей точки зрения, во всех отношениях?» • «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?» 102 Раздел 2. Психология личности спортсмена и тренера • «Как разложил бы эти карточки ваш тренер?» • «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад? (или: 5 или 10 лет спустя?)» • «Как ранжировали бы эти карточки очень близкие Вам люди?» и др. Психологическая интерпретация данных. Анализируя иерархию ценностей испытуемого, следует также обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, в списке терминальных ценностей могут быть выделены «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела, индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности, ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации испытуемых. Наряду с вышеуказанным можно предложить экспериментатору (преподавателю) разработать свой список терминальных и инструментальных ценностей применительно к сфере физической культуры и спорта, затем предъявить его испытуемым в форме карточек, что расширит и сделает более творческой процедуру психодиагностики ценностных ориентации спортсменов. Психолог, проводящий тестирование, должен сам попытаться уловить индивидуальную закономерность в получаемых от испытуемых данных. Если психологу не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформи-рованность у респондента системы его ценностей или его неискренность (ролевую игру, психологическую закрытость) либо профессиональную некомпетентность самого психолога. В связи с вышесказанным обследование данным тестом лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование. Завершение работы. Полученные индивидуальные данные, как правило, не обсуждаются публично, поскольку представляют своего рода «тайну личности». Поэтому в условиях групповой процедуры тестирования экспериментатор должен ограничиться лишь общими выводами об итогах эксперимента и поблагодарить всех его участников за искренность в ответах. Полезно завершить данное задание обсуждением следующих вопросов: 1) Что такое ценностные ориентации лич: ности спортсмена? 2) Каким образом можно классифицировать ценности как элементы мировоззренческой сферы личности? В чем выражается направленность личности спортсмена? Тема 2. Характерологические особенности личности 103 Date: 2016-08-29; view: 318; Нарушение авторских прав |