Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Указатель имен и названий





А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Абрамова, актриса, владелица драматического театра — 61, 113

Абрикосов, кондитерский фабрикант — 208

Аграмов, актер, режиссер — 142, 417

Айдаров (Вышневский) Сергей Васильевич (1867 – 1938), актер Малого театра, ученик А. П. Ленского — 129, 404

Айхенвальд Юлий Исаевич (1872 – 1928), литературный критик — 372, 373, 377, 380, 381

Аксаков Иван Сергеевич (1823 – 1886), поэт, публицист, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова — 123

Аксаков Константин Сергеевич (1817 – 1860), поэт, публицист, переводчик, историк, один из идеологов славянофильства. Сын С. Т. Аксакова — 123

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 – 1859), писатель, театральный критик — 123

Александр III (1845 – 1894), российский император с 1881 г. — 47, 65, 102, 119, 120, 373

Александров Н. А., актер МХТ — 231, 321

Алексеев — см. К. С. Станиславский.

Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1915), писатель — 140, 157, 174, 216, 308

«Анатэма» — 157, 158, 368, 391

Андреева (Юрковская) Мария Федоровна (1868 – 1953), актриса МХТ — 190, 209, 213, 384

Андровская Ольга Николаевна (1898 – 1975), актриса МХАТа — 446, 457

д’Аннунцио Габриэле (1863 – 1938), итальянский писатель — 208

Антуан Андре (1858 – 1943), французский режиссер, актер, основатель и руководитель Театра Антуана — 146

Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф — 423

Артем (Артемьев) Александр Родионович (1842 – 1914), актер МХТ — 110, 163, 224, 234, 239, 321, 528, 529

 

Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788 – 1824), английский поэт-романтик — 156

«Каин» — 156, 157

Балиев Никита Федорович (1877 – 1936), артист, режиссер, театральный деятель, создатель и руководитель Театра миниатюр «Летучая мышь» — 232

Баранов Н. А., артист МХТ — 198

{560} Бауман Николай Эрнестович (1873 – 1905), революционер, большевик, участник создания и агент «Искры» — 210

Бауэр Людвиг, немецкий театральный критик — 244

Бегичев Владимир Петрович (1828 – 1891), переводчик, управляющий театральной конторой, инспектор репертуара — 289

Беллини Винченцо (1801 – 1835), итальянский композитор — 312

Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960), историк искусства и художественный критик — 218

Бернар Сара (1844 – 1923), французская драматическая актриса — 234, 248 – 252, 295, 340

Бетховен Людвиг ван (1770 – 1827), немецкий композитор, пианист и дирижер — 222

Бисмарк Отто фон Шёнхаузен (1815 – 1892), князь, первый рейхсканцлер германской империи в 1871 – 1890 гг. — 251

Бларамберг Павел Иванович, композитор — 150, 198

Бларамберг-Чернова (по сцене Павлова) Мина Карловна (1845 – 1909), актриса Малого театра, жена П. И. Бларамберга — 198

Блок Александр Александрович (1880 – 1921) — 398

Боборыкин Петр Дмитриевич (1836 – 1921), писатель, драматург, театральный критик — 41, 104, 123, 144, 298

Бодлер Шарль (1821 – 1867), французский поэт — 208

Бомарше Пьер Огюстен (1732 – 1799), французский драматург — 132, 332

«Женитьба Фигаро» — 443

Бриссон Александр, французский театральный критик — 248, 249

Бурджалов Георгий Сергеевич (1869 – 1924), актер, режиссер — 210, 230

Бутова Надежда Сергеевна (1878 – 1921), актриса, ученица Вл. И. Немировича-Данченко — 110

Бьёрнсон Бьёрнстьерне Мартиниус (1832 – 1910), норвежский писатель, общественный и театральный деятель — 83

«Перчатка» — 83

 

Варламов Константин Александрович (1849 – 1915), актер — 53, 65, 335, 338

Васильева Надежда Сергеевна (1852 – 1920), актриса Александринского театра — 336

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926), живописец, передвижник — 147

Вега Карпьо (Лопе де Вега) Лопе Феликс де (1562 – 1635), испанский драматург — 294, 474

«Овечий источник» — 294

Веселовский Александр Николаевич (1843 – 1918), литературовед, профессор Московского университета — 65

Веселый Артем (Николай Иванович Кочкуров; 1899 – 1939), писатель — 408, 409

Вильгельм II Гогенцоллерн (1859 – 1941), германский император и прусский король в 1888 – 1918 гг. — 253, 254

Витте Сергей Юльевич (1849 – 1915), граф, председатель Совета министров в 1905 – 1906 гг. — 209

Вишневский (Вишневецкий) Александр Леонидович (1861 – 1943), актер МХТ — 139, 151, 157, 158, 163, 166, 183, 205, 220, 224, 226, 231, 232, 317, 384, 528

Вишневский Всеволод Витальевич (1900 – 1951), писатель — 416

«Мы — русский народ» — 416

{561} Владимиров (Лопатин) Владимир Михайлович (1861 – 1935), актер МХТ, выступал под фамилией «Михайлов» — 321


Вогюэ Эжен Мелькиор де (1848 – 1910), французский писатель и литературовед — 248

Волконский Сергей Михайлович (1860 – 1937), князь, театральный деятель, критик, пайщик МХТ — 110

Вронский А. П., актер — 321

 

Галеви Фроманталь (1799 – 1862), французский композитор — 312

Гамсун Кнут (1859 – 1952), норвежский писатель — 209

«Драма жизни» — 209

Гауптман Герхарт (1862 – 1946), немецкий писатель и драматург — 116, 118, 135, 154, 169, 221, 228, 229

«Ганнеле» — 130, 135, 154, 155, 228

«Одинокие» — 118, 169, 190, 201, 228

«Потонувший колокол» — 116, 118, 135, 228

Гельцер, декоратор Малого театра — 97

Германова (Крэговская) Мария Николаевна (1884 – 1940), актриса МХТ — 212, 471

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870), революционер, писатель, философ — 261

«Былое и думы» — 261

Гете Иоганн Вольфганг (1749 – 1832), немецкий писатель — 222

«Фауст» — 151

Гнедич Петр Петрович (1855 – 1925), драматург, переводчик, историк искусства, театральный деятель — 59, 111, 150, 151

«Ненастье» — 150, 151

Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852) — 41, 58, 170, 216, 261, 273, 276, 324, 365, 410, 458 – 462, 477, 482

«Мертвые души» — 323, 458, 477

«Ревизор» — 103, 273 – 276, 278, 441, 448, 461, 482

Гольдони Карло (1707 – 1903), итальянский драматург — 132, 216

Гольцев Виктор Алексеевич (1850 – 1906), критик, публицист и общественный деятель — 43, 51, 77, 84, 132

Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891) — 458, 459

Горев (Васильев) Федор Петрович (1850 – 1910), актер Малого театра — 294, 337, 339, 433, 443

Горева, актриса, владелица театра — 113, 114

Горький (Пешков) Алексей Максимович (1868 – 1936) — 60, 125, 189 – 195, 197 – 200, 209, 210, 215, 216, 218, 219, 266, 272, 287, 295 – 298, 300 – 302, 387, 408, 409, 413, 421 – 423, 493, 512, 533

«Бывшие люди» — 190

«Враги» — 272, 416, 421, 436, 493, 494, 496, 506, 512, 514

«Дети солнца» — 200, 209, 210, 215

«Каин и Артем» — 216

«Мальва» — 190, 216

«Мать» — 216

«Мещане» — 195 – 198, 296 – 299, 302

«На дне» — 192, 193, 195, 198, 200, 202, 221, 227, 235, 243, 287, 296, 297, 302, 387, 435, 470, 525

«На плотах» — 216

«Страсти-мордасти» — 216

«Челкаш» — 190, 216

{562} Гославский, драматург — 83

«Солдатка» — 83

Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776 – 1822), немецкий писатель — 511

Градов-Соколов Л. И. (1846 – 1890), актер — 312

Гремиславский Я. И. (1864 – 1941), художник-гример МХТ — 317

Грибов Алексей Николаевич (1795 – 1829), актер МХАТа — 524, 525

Грибоедов Александр Сергеевич (1795 – 1829) — 93, 216, 274, 284, 324, 365, 370, 449 – 452

«Горе от ума» — 93, 144, 209, 213, 214, 252, 270, 324, 345, 354, 410, 437, 448, 450, 455, 457, 464, 492, 494

Грибунин Владимир Федорович (1873 – 1933), актер МХТ — 392

Григ Эдвард (1843 – 1907), норвежский композитор, пианист, дирижер — 304

«Пер Гюнт» — 304

Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899/1900), писатель — 41, 388

Григорьева (Николаева) Мария Петровна (1869 – 1941), актриса МХТ — 317

Грот Николай Яковлевич (1852 – 1899), философ-идеалист — 259

Гюго Виктор Мари (1802 – 1885), французский писатель — 57, 72, 412, 470, 497

«Рюи Блаз» — 470

«Эрнани» — 72, 339

 


Давыдов Владимир Николаевич (Горелов Иван Николаевич; 1849 – 1925), актер Александринского театра, педагог — 44, 52, 337 – 340, 449

Давыдов Николай Васильевич (1848 – 1920), судебный деятель, мемуарист — 262

Далматов Василий Пантелеймонович (1852 – 1912), актер Александринского театра — 53, 336, 338

Даль Владимир Иванович (1801 – 1872), писатель, этнограф, почетный академик Петербургской Академии наук — 397

«Толковый словарь живого великорусского языка» — 397

Дальский (Неелов) Мамонт Викторович (1865 – 1918), актер — 337, 345

Дарский (Псаров) Михаил Егорович (1865 – 1930), актер, режиссер — 134, 139

Депре (Шарлотта Бувалле) Сюзанна (1874 – 1951), французская актриса, жена режиссера Люнье-По — 287

Доницетти Гаэтано (1797 – 1848), итальянский композитор — 312

Дорошевич Влас Михайлович (1864 – 1922), писатель, публицист, театральный критик — 89

Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881) — 51, 60, 140, 216, 218, 222, 247, 261, 269, 271, 276, 307, 396, 422, 477

«Бесы» — 217, 218

«Братья Карамазовы» — 216, 269, 271, 371, 414, 422, 423, 440, 470, 471, 477, 493

«Преступление и наказание» — 60, 347

Дубасов Федор Васильевич (1845 – 1912), адмирал, московский генерал-губернатор в 1905 – 1906 гг. — 214

Дузе Элеонора (1858 – 1924), итальянская актриса — 68, 234, 245, 248, 250, 252, 285, 287, 295, 439

{563} Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929), театральный и художественный деятель, организатор выставок, концертов русской музыки и оперных и балетных спектаклей («русских сезонов») за границей — 286

 

Еланская Клавдия Николаевна (1898 – 1972), актриса — 471

Екатерина II Алексеевна (1729 – 1796), российская императрица с 1762 г. — 373

Елизавета Петровна (1709 – 1761/1762), российская императрица с 1741 г. — 373

Елизавета Федоровна (1864 – 1918), великая княгиня, жена великого князя Сергея Александровича — 118

Ермолова Мария Николаевна (1853 – 1928), актриса Малого театра, крупнейшая представительница русского национального театрального искусства — 47, 56, 62, 83, 97, 102, 282, 283, 288, 290 – 295, 314, 441, 470, 475

 

Зейбах, директор Дрезденского Королевского театра — 235, 237

Золя Эмиль (1840 – 1902), французский писатель-натуралист — 273

Зоненталь Адольф фон (1834 – 1909), австрийский актер — 242, 246

 

Ибсен Генрик (1828 – 1906), норвежский драматург — 68, 69, 116, 125, 135, 168, 169, 190, 196, 200, 260, 264, 270, 288, 298, 304, 370

«Гедда Габлер» — 135, 168, 190

«Дикая утка» — 298

«Доктор Штокман» — 68, 83, 169, 196, 202, 203, 221, 229, 260, 302

«Женщина с моря» — 287

«Нора» — 68, 69, 83

«Пер Гюнт» — 304

«Росмерсхольм» — 125

«Северные богатыри» — 68

«Столпы общества» — 200

Иванов-Козельский (Иванов) Митрофан Трофимович (1850 – 1898), актер — 442, 444

Игнатов Илья Николаевич (1858 – 1921), театральный критик и публицист, историк театра — 165


Иержабек, профессор — 239, 242

 

Капиц Йозеф (1858 – 1910), австрийский актер — 239, 242, 245, 246, 252

Качалов (Шверубович) Василий Иванович (1875 – 1948), актер МХТ — 76, 104, 157, 158, 200, 205, 211, 212, 217, 231, 271, 317, 384, 422, 435, 470, 471, 478, 507, 512, 513, 516, 519, 522

Керр (Кемпнер) Альфред (1867 – 1948), немецкий театральный критик, публицист и поэт — 225

Киселевский Иван Платонович (1839 – 1898), актер — 83

Кичеев Николай, редактор сатирического журнала «Будильник» — 42, 44

Кичеев Петр Иванович (1845 – 1902), театральный критик — 45

Кларти, президент «Французской Комедии» — 248

Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868 – 1959), актриса МХАТа, жена А. П. Чехова — 49, 67, 83, 118, 128, 139, 148, 163, 165, 172, 174, 177, 178, 185, 226, 231, 317, 382, 384, 386, 389, 390, 392, 428, 512, 519, 516, 522, 523, 528

Ковалевский Максим Максимович (1851 – 1916), историк, социолог, публицист — 48

{564} Коклен Бенуа Констан (1841 – 1909), французский актер и теоретик театра — 340

Кожина В. Ф., актриса — 320

Комиссаржевская Вера Федоровна (1864 – 1910), актриса Александринского театра, основательница театра, носящего ее имя — 102, 262

Комиссаржевский Федор Петрович (1838 – 1905), певец, педагог, отец В. Ф. Комиссаржевской — 86

Кондратьев, режиссер — 170

Константин Константинович Романов (1858 – 1915), великий князь, поэт, президент Академии наук — 195

Кончаловский Петр Петрович (1876 – 1956), живописец — 373

Коонен Алиса Георгиевна (1889 – 1974), актриса МХТ, затем Камерного театра — 247

Коренева Лидия Михайловна, актриса МХТ — 247, 422, 471

Короленко Владимир Галактионович (1853 – 1921) — 190, 195, 297, 298, 301

Корф Николай Александрович (1834 – 1883), известный русский педагог, тесть Вл. И. Немировича-Данченко — 53, 55

Корш Ф. А., предприниматель, организовавший в Москве частный театр — 44, 61, 85, 115, 128, 176, 315, 337, 533, 534

Крамарж Карел (1860 – 1937), один из лидеров чешской Национально-демократической партии — 240

Крег (Крэг) (Генри Эдуард) Гордон (1872 – 1966), английский режиссер, художник и теоретик театра — 217

Кронек Людвиг (1837 – 1891), немецкий актер, режиссер труппы герцога Мейнингенского — 86, 106, 417

Кругликов Семен Николаевич (1851 – 1910), русский музыкальный критик — 79

Крылов Виктор Александрович (1838 – 1906), драматург, переводчик — 57

Куликов Николай Иванович (1812 – 1891), актер и драматург, историк театра, с 1838 г. режиссер Александринского театра — 439

«Семейные расчеты» — 439

 

Лавров, купец, издатель журнала «Русская мысль», переводчик — 77

Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900), живописец, передвижник — 147, 182

Легар Ференц (1870 – 1948), венгерский композитор, дирижер — 242

«Веселая вдова» — 242

Ленский (Вервициотти) Александр Павлович (1847 – 1908), актер, режиссер, педагог — 47, 56, 63, 67, 70, 76, 80, 81, 83, 99, 102, 106, 129, 131, 170, 294, 314, 339, 444, 449

Леонидов (Вольфензон) Леонид Миронович (1873 – 1941), актер, режиссер, педагог — 317, 384, 422, 471

Леонов Леонид Максимович (р. 1899) — 408

Лешковская Елена Константиновна (1864 – 1925), актриса — 102, 316, 337, 338, 340

Лианозов Г. М., купец, владелец дома в Камергерском переулке, перестроенного впоследствии для МХТ — 215

Ливанов Борис Николаевич (1904 – 1972), актер МХАТа — 465, 466, 518

{565} Лилина (урожд. Перевощикова) Мария Петровна (1866 – 1943), актриса, жена К С Станиславского — 114, 135, 139, 226, 271, 316, 321, 528

Лопе де Вега — см. Вега Карпьо Л. Ф. де.

Лужский (Калужский) Василий Васильевич (1869 – 1931), актер, режиссер, педагог, один из основателей МХТ — 139, 163, 166, 224, 231, 528

Луначарский Анатолий Васильевич (1875 – 1933), государственный и партийный деятель, писатель, критик — 308

Люнье-По Орельен Мари (1869 – 1940), известный французский режиссер, актер — 248, 249, 285 – 288

 

Мария Федоровна, императрица, жена императора Александра III — 119

Маркс Адольф Федорович (1838 – 1904), книгоиздатель — 84

Мариинский (Бестужев-Марлинский) Александр Александрович (1797 – 1837), поэт и прозаик, декабрист — 111

Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930) — 478

Медведев Петр Михайлович (1837 – 1906), антрепренер, актер, режиссер — 338, 339

Медведева Надежда Михайловна (1832 – 1899), актриса Малого театра, сестра П. М. Медведева — 289 – 291

Мей Лев Александрович (1822 – 1862), поэт, переводчик, драматург — 125

Мейер Конрад Фердинанд (1825 – 1898), швейцарский писатель, писавший на немецком языке — 235

Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874 – 1940), режиссер, актер, ученик Вл. И. Немировича-Данченко — 83, 93, 113, 134, 158, 161

Мейнингенский театр, немецкий драматический театр, существовал с конца XVIII в. в Мейнингене — 86, 106, 188

Мельпомена — в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии — 149

Мендельсон Бартольди Якоб Людвиг Феликс (1809 – 1847), немецкий композитор, дирижер, пианист и органист — 304

Метерлинк Морис (1862 – 1949), бельгийский драматический поэт — 92, 151, 208, 287

«Пелеас и Мелисанда» — 287

«Синяя птица» — 92

«Слепые» — 92

«Там внутри» — 151

Менцель Адольф фон (1815 – 1905), немецкий живописец и график — 373

Миленский, актер Малого театра — 207

Михаил Николаевич (1832 – 1909), великий князь, сын царя Николая I — 311

Михайлова, псевдоним драматической актрисы Яблочкиной 1‑й, жены А. А. Яблочкина — 312, 313

Михайловский. Николай Константинович (1842 – 1904), социолог, публицист, литературный критик, народник, редактор журнала «Русское общество» — 40, 43, 51

Моисси Александр (1880 – 1935), немецкий актер — 501

Мольер (Жан-Батист Поклен; 1622 – 1673), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства — 86, 216, 332, 365

Мопассан Ги де (1850 – 1893), французский писатель — 60, 388

{566} Морозов Савва Тимофеевич (1862 – 1905), предприниматель, владелец текстильных мануфактур, меценат, один из пайщиков и директоров МХТ — 123 – 126, 169, 179, 208, 214

Морозова Варвара Алексеевна, фабрикантша, благотворительница — 113, 114, 127, 169

Москвин Иван Михайлович (1874 – 1946), актер, ученик Вл. И. Немировича-Данченко — 68, 83, 115, 128, 134 – 136, 153, 200, 224, 231, 232, 240, 245, 270, 317, 369, 378, 404, 422, 471, 477, 516, 525

Музиль Николай Игнатьевич (1839 – 1906), актер Малого театра — 46, 47, 102, 295

Муне-Сюлли Жан (1841 – 1916), французский актер — 339, 340

Муратова Елена Павловна (1874 – 1921), актриса МХТ, ученица Вл. И. Немировича-Данченко — 151, 410, 528

 

Найденов (Алексеев) Сергей Алексеевич (1868 – 1922), писатель, драматург — 216

Надлер, частный предприниматель, антрепренер — 313

Невежин Петр Михайлович (1841 – 1919), писатель, драматург — 111, 130

Нежданова Антонина Васильевна (1873 – 1950), оперная певица — 279, 280

Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858 – 1943) — 10, 70, 122, 130, 148, 149, 160, 163, 166, 176, 178, 183, 285, 363, 398, 476, 479, 505 – 507, 509, 512, 514, 517, 518, 520, 521, 523, 525, 533, 534, 535, 537

«Губернаторская ревизия» — 72

«Жак-Ноэль Рамбер» — 110

«Золото» — 101

«Из прошлого» — 490

«Мертвая ткань» — 72

«Новое дело» — 62, 64, 65

«Последняя воля» — 46, 51, 118

«Свадебная прическа» — 110

«Счастливец» — 86

«Цена жизни» — 81, 82, 84

«Нива», еженедельный, иллюстрированный, литературно-художественный и научно-популярный журнал, издавался в Петербурге в 1870 – 1918 гг. — 84

Николай Николаевич (Старший) (1831 – 1891) — великий князь, сын Николая I — 119

Никулина Надежда Алексеевна (1845 – 1925), актриса Малого театра — 46, 47, 102, 314

Новелли Эрмете (1851 – 1919), итальянский актер — 245

«Новое время», одна из крупнейших русских газет, издавалась в Петербурге в 1868 – 1917 гг. — 77

 

Обер Даниэль-Франсуа-Эспри (1782 – 1871), французский композитор — 312

Ожешко Элиза (1841 – 1910), польская писательница — 77

Орлов-Давыдов, граф — 111

Остен-Сакен, граф, русский посол в Берлине — 223

Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) — 46, 51, 64, 65, 70, 132, 204, 216, 295, 304 – 306, 324, 378, 401 – 404, 407, 409, 410, 425, 453 – 455, 458 – 460, 462, 463, 478

«Бедность не порок» — 312

«Без вины виноватые» — 354

{567} «Бесприданница» — 455

«Воевода» — 305, «Волки и овцы» — 453, «Воспитанница» — 455, «Горячее сердце» — 443, 477, 514, «Гроза» — 312, 325, 347, 369, 401, 408, 411, 439, 455, «Доходное место» — 354, «Лес» — 378, 454, 527

«На всякого мудреца довольно простоты» — 271, 305, 422, «Не все коту масленица» — 312, «Таланты и поклонники» — 97, 402

Остужев (Пожаров) Александр Алексеевич (1874 – 1953), актер Малого театра — 129

 

Пальерон, французский драматург — 118

«В царстве скуки» — 118

Панина С. В., графиня, основательница народного дома в Петербурге на Тамбовской улице — 110

Пастернак Борис Леонидович (1890 – 1960) — 535

Перский, профессор Сорбонны — 249

Пешков А. — см. А. М. Горький.

Писемский Алексей Феофилактович (1821 – 1881), писатель — 135, 365, 449, 459, 462

«Самоуправцы» — 135, 138

Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1907), государственный деятель, юрист, вдохновитель крайней реакции — 157, 158

Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927), живописец — 147

Поссарт Эрнст (1841 – 1921), немецкий актер и режиссер — 339

Потапенко Игнатий Николаевич (1856 – 1929), писатель, драматург — 74, 77

«На действительной службе» — 74

«Секретарь его превосходительства» — 74

Потехин Алексей Антипович (1829 – 1908), писатель, драматург — 281, 298

«Мертвая петля» — 281

Потоцкая Мария Александровна (1861 – 1938), актриса Александринского театра — 336, 337

Правдин (Трейлебен) Осип Андреевич (1849 – 1921), актер, преподаватель театральной школы при Малом театре — 336 – 338, 454, 527

Прудкин Марк Исаакович (р. 1898), актер МХАТа — 513

Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) — 44, 111, 170, 209, 216, 217, 276, 284, 365, 373, 395, 396, 403

«Борис Годунов» — 492

«Зимняя дорога» — 373

«Руслан и Людмила» — 85

 

Раевская (Иерусалимская) Евгения Михайловна (1854 – 1932), актриса МХТ — 110, 163, 247, 528

Рафаэль Санти (1483 – 1520), итальянский живописец и архитектор — 235

Рашель (Элиза Рашель Феликс, 1821 – 1858), французская актриса — 289

Рейнхардт Макс (1873 – 1943), немецкий режиссер, актер, педагог, создатель и руководитель театра Рейнхардта — 500, 501

{568} Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669), голландский живописец, рисовальщик, офортист — 122

Ремизов, журналист, сотрудник «Русской мысли» — 257, 258

Репин Илья Ефимович (1844 – 1930), живописец, передвижник — 147

Роксанова (Петровская) Мария Людомировна (1874 – 1958), актриса, ученица Вл. И. Немировича-Данченко — 83, 139, 163, 166

Росси Эрнесто (1827 – 1896), итальянский актер — 106

Россини Джоакино (1792 – 1868), итальянский композитор — 312

Рощин-Инсаров (Пашенный) Николай Петрович (1861 – 1899), артист, отец В. Н. Пашенной — 345

«Русская мысль», ежемесячный научный, литературный и политический журнал, издавался в Москве в 1880 – 1918 гг. Основан В. М. Лавровым — 77, 78, 84, 257, 264

«Русские ведомости», одна из крупнейших русских газет, издавалась в Москве в 1863 – 1918 гг. — 64, 150, 165, 198

«Русское слово», ежемесячный журнал, издавался в Петербурге в 1859 – 1866 гг. — 218

Рыбаков Константин Николаевич (1856 – 1916), актер Малого театра — 47, 94, 102, 294, 337, 338

 

Савина Мария Гавриловна (1854 – 1915), актриса Александринского театра — 47, 53, 62, 76, 205, 336, 338, 340

Савицкая Маргарита Георгиевна (1868 – 1911), актриса МХТ, ученица Вл. И. Немировича-Данченко — 68, 83, 151, 230, 484

Садовская Ольга Осиповна (1849 – 1919), актриса Малого театра, жена М. П. Садовского — 46, 47, 285, 291, 295, 316

Садовский Михаил Провыч (1847 – 1910), актер, представитель актерской семьи Садовских — 56, 63, 89, 123, 291, 395, 314, 516

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) — 43, 210, 410

«Смерть Пазухина» — 270

Сальвини Томмазо (1829 – 1915), итальянский актер — 90

Самарин Иван Васильевич (1817 – 1885), актер Малого театра, педагог, автор ряда пьес — 94, 207, 289 – 291, 477

Самарова М. А., актриса — 320

Санин (Шенберг) Александр Акимович (1869 – 1956), актер, режиссер — 133, 136, 148

Сац Илья Александрович (1875 – 1912), композитор — 304

Светланова, псевдоним драматической актрисы Е. Яблочкиной — 312, 313

Свободин (Матюшин) Павел Матвеевич (1850 – 1892), актер — 150

Святополк-Мирский Петр Данилович (1857 – 1914), князь, министр внутренних дел России (авг. 1904 — янв. 1905) — 196

Сенкевич Генрик (1846 – 1916), польский писатель — 77

Сергеев Н. С., актер — 320

Сергей Александрович (1857 – 1905), великий князь, сын императора Александра II, московский генерал-губернатор — 119, 120, 124

Синельников Николай Николаевич (1855 – 1939), режиссер, актер, антрепренер — 337

Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853 – 1902), министр внутренних дел России в 1900 г. — 298

Скирмунт С. А. (1863 – 1932), книгоиздатель — 198

{569} Скобелев Михаил Дмитриевич (1843 – 1882), генерал от инфантерии, участник сражений под Плевной и при Шипке — 210

Смйтана Бедржих (1824 – 1884), чешский композитор, дирижер, пианист, музыкальный общественный деятель — 240

Соболев Юрий Васильевич (1887 – 1940), театровед, критик, историк литературы, биограф Вл. И. Немировича-Данченко — 39

«Современник», журнал, основанный А. С. Пушкиным, издавался в 1836 – 1846 гг. в Петербурге — 111

Соллогуб Федор Львович (1848 – 1890), художник, поэт, один из организаторов общества искусства и литературы — 321

Соловцов (Федоров) Николай Николаевич (1857 – 1902), актер, режиссер, антрепренер — 61, 69, 336, 337, 355, 356

Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900), поэт, философ, публицист — 241

Софокл (ок. 496 – 406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург — 135, 424

«Антигона» — 135, 138

Сперанский Александр Дмитриевич (1887 – 1961), патофизиолог — 139

Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863 – 1938), режиссер, актер, педагог, теоретик театра, основатель МХАТа — 39, 63, 70, 86, 88 – 92, 94, 95, 99 – 101, 103 – 107, 109, 111, 115, 117, 125, 128, 129, 133, 135, 136, 138, 139, 143, 144, 149, 151, 154, 156, 159, 168, 170, 177, 180, 190, 196, 201, 205, 213, 214, 217, 218, 221, 223, 226, 231, 239, 241, 247, 254, 262, 263, 270, 285, 317, 318, 320, 321, 370, 377, 390, 392, 418, 419, 423, 443, 449, 455, 463, 466, 467, 484, 489, 499, 501, 505, 507, 526, 527, 528, 530, 531, 533

«Моя жизнь в искусстве» — 117, 490

Стахович Алексей Александрович (1856 – 1919), генерал, адъютант великого князя, впоследствии актер, один из директоров Художественного театра — 109, 121

Стороженко Николай Ильич (1836 – 1906), литературовед, профессор Московского университета — 65

Стрельская Варвара Васильевна (1838 – 1915), актриса Александринского театра — 102

Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850 – 1903), актриса Александринского театра — 53, 402, 439

Стриндберг Август (1849 – 1912), шведский писатель, драматург — 265, 270

Суворин Алексей Сергеевич (1834 – 1912), публицист, критик, драматург, издатель, владелец театра в Петербурге — 77 – 80, 112, 128

Сулержицкий Леопольд Антонович (1872 – 1916), режиссер — 143

Сумбатов, драматург — 111, 130

Сумбатов-Южин — см. Южин А. И.

Сургучев Илья Дмитриевич (1881 – 1956), писатель, драматург — 216

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916), живописец, передвижник — 147

 

Таиров Александр Яковлевич (1885 – 1950), режиссер — 247, 533

Тарасов Николай Лазаревич (ум. 1910), владелец крупного состояния, пайщик МХТ, один из создателей театра миниатюр «Летучая мышь» — 232

{570} Тарасова Алла Константиновна (1898 – 1973), актриса МХАТа — 469, 513

Тарханов (Москвин) Михаил Михайлович (1877 – 1948), актер МХАТа, брат И. М. Москвина. — 450, 477, 518, 519, 522, 523, 524

Телешов Николай Дмитриевич (1867 – 1957), писатель — 393

Титов Иван Иванович (1876 – 1941), главный машинист сцены МХТ с 1898 по 1941 гг. — 222, 253, 317

Тихомиров И. А., режиссер — 163, 302

Тихонравов Николай Саввич (1832 – 1893), литературовед, археограф, профессор Московского университета — 65

Толстая Александра Львовна (1884 – 1979), младшая дочь Л. Н. Толстого — 259, 267, 268

Толстая Софья Андреевна (урожд. Берс; 1844 – 1919), жена Л. Н. Толстого — 259, 262 – 266

Толстая Татьяна Львовна (в замуж. Сухотина; 1869 – 1950), дочь Л. Н. Толстого — 259, 262

Толстой Алексей Константинович (1817 – 1875), граф, писатель — 128, 135, 166, 169, 313, 365

«Смерть Иоанна Грозного» — 169, 313

«Царь Федор Иоаннович» — 128, 130, 133 – 135, 138, 153, 169, 172, 202, 212, 224, 227, 229, 230, 235, 240, 243, 253, 254, 270, 271, 417, 470, 471

Толстой Алексей Николаевич (1882/83 – 1945) — 459, 463, 525

Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) — 40, 42, 51, 74, 88, 121, 127, 140, 151, 200, 216, 222, 258 – 263, 265 – 270, 272, 284, 319, 321, 382, 388, 410, 413, 414, 416, 423, 458, 459

«Анна Каренина» — 270, 413, 414, 458, 514, 532

«Власть тьмы» — 200, 261, 263

«Война и мир» — 270, 458

«Воскресение» — 272, 413

«Живой труп» — 262, 268, 269, 413, 422

«Крейцерова соната» — 261, 458

«Хаджи-Мурат» — 259

«Хозяин и работник» — 261

«Чем люди живы» — 261

Топорков Василий Осипович (1889 – 1970), актер — 446

Трепов Дмитрий Федорович (1855 – 1906), московский оберполицмейстер — 155, 158

Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883) — 51, 57, 83, 216, 221, 247, 257, 260, 276, 284, 306, 307, 388, 396, 410, 458 – 460

«Вешние воды» — 306, 307

«Дворянское гнездо» — 307, 458

«Дым» — 307

«Затишье» — 307

«Месяц в деревне» — 307, 435

«Накануне» — 307

«Новь» — 307, 458

«Отцы и дети» — 306, 307, 458

«Рудин» — 307

 

Уайльд Оскар (1854 – 1900), английский писатель — 156, 208, 232, 398

«Саломея» — 156, 157

Ушков К. К., купец, меценат, пайщик МХТ — 122, 123, 127

{571} Федотов Александр Александрович (1863 – 1909), актер Малого театра, режиссер, драматург, театральный деятель, сын Г. Н. Федотовой — 85, 284, 321

 

Федотова Гликерия Николаевна (урожд. Позднякова; 1846 – 1925), актриса Малого театра, педагог — 41, 47, 56, 62, 63, 86, 87, 94, 102, 116, 280 – 289, 290 – 292, 294, 314 – 316, 337, 435, 475

Филиппова Катя, ученица К. С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко — 210, 214

Флер Роберт де, драматический писатель — 286

Флеров (псевдоним С. Васильев) Сергей Васильевич (1841 – 1901), журналист, театральный критик, педагог — 45, 64, 154

Франц-Иосиф (1830 – 1916), император Австрии и король Венгрии с 1848 г. из династии Габсбургов — 238

 

Хлудов, купец, крупнейший владелец текстильных мануфактур — 119, 120

Хмелев Николай Павлович (1901 – 1945), актер МХАТа — 446, 513, 518, 525

 

Цаккони Эрмете (1857 – 1948), итальянский актер-трагик — 245

 

Чайковский Петр Ильич (1840 – 1893), композитор — 65, 219, 303, 487

Черневский Сергей Антипович, (1839 – 1901), режиссер Малого театра — 57, 62, 63, 282

Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889) — 307

«Что делать?» — 307

Чертков Владимир Григорьевич (1854 – 1936), издатель и публицист, друг Л. Н. Толстого — 267 – 269

Чириков Евгений Николаевич (1864 – 1932), писатель, драматург — 216

Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) — 39 – 46, 48 – 53, 56, 59, 61, 69, 70, 73 – 85, 88, 92, 104, 110, 111, 113, 116, 118, 127, 130, 135, 137, 139, 140, 143 – 146, 148, 149, 159, 161, 163, 164, 166 – 172, 174, 175, 177 – 179, 182, 184, 187 – 191, 202, 204, 270, 271, 295, 298, 300, 302, 307, 309 – 311, 321, 323, 370, 377, 380 – 383, 387 – 394, 396, 410, 413, 417, 418, 421, 423, 424, 427 – 429, 452, 453, 455, 458, 462, 484, 492, 493, 496, 506, 508, 527, 528, 530, 533

«Вишневый сад» — 92, 93, 174, 176, 180, 183, 184, 201, 202, 271, 386 – 390, 394, 395, 424, 466, 484

«Дядя Ваня» — 46, 50, 61, 69, 93, 145, 146, 166, 169, 170, 173, 174, 187, 190, 219, 221, 227, 228, 235, 237, 243, 251, 261, 384, 387, 389, 390, 412, 495, 514, 515, 527, 528 – 530

«Дуэль» — 321

«Иванов» — 44 – 46, 50, 52, 53, 61, 78, 130, 176, 201, 289, 377, 387, 466

«Леший» — 61, 69, 113

«Медведь» — 45, 61

«Палата № 6» — 132

«Предложение» — 45

«Сумерки» — 40

«Три сестры» — 174, 176, 177, 180, 181, 221, 238, 265, 269, 302, 310, 381 – 384, 387 – 390, 425, 455, 469, 471, 494, 498, 496, 508, 509, 514, 525, 526, 530, 531

{572} «Хирургия» — 216

«Холодная кровь» — 41

«Хористка» — 453, 460

«Чайка» — 39, 41, 50, 73, 74, 76 – 81, 83, 84, 109, 130 – 133, 135, 136, 138, 145, 147, 148, 159, 163, 164, 166 – 168, 170, 174, 177, 187, 190, 202, 309, 383, 387, 389, 390, 423, 472, 505, 526, 535

Чехов Иван Павлович (1861 – 1922), педагог, брат А. П. Чехова — 44, 47

Чехов Михаил Павлович (1868 – 1936), актер, брат А. П. Чехова — 533

Чехов Николай Павлович (1858 – 1889), художник, брат А. П. Чехова — 48

Чехова Мария Павловна (1863 – 1957), сестра А. П. Чехова — 48, 159, 182

 

Шадрин, актер — 212

Шаляпин Федор Михайлович (1873 – 1938), певец — 89, 193, 194, 435, 436, 478

Шаховской Александр Александрович (1777 – 1846), князь, драматург, педагог, режиссер — 289

Шекспир Уильям (1564 – 1616), английский драматург и поэт — 135, 151, 201, 205, 216, 324, 332, 353, 365, 408, 423, 458, 459, 470 – 472, 474, 475, 477, 478, 488, 536

«Венецианский купец» — 135

«Гамлет» — 217, 312, 335, 338, 339, 341, 515

«Двенадцатая ночь» — 470

«Отелло» — 86, 105, 335, 338

«Юлий Цезарь» — 90, 130, 201 – 205, 217, 386, 389, 422, 470

Шиллер Иоганн Фридрих (1759 – 1805), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства — 58, 222, 332, 420, 457 – 459, 474, 477, 497

«Коварство и любовь» — 458

«Мария Стюарт» — 58, 283, 411

«Орлеанская дева» — 333, 411

«Разбойники» — 335

Шморанц, директор Чешского Национального театра «Narodny Divadlo» — 238, 240

Шольц, литератор — 221, 223

Шопенгауэр Артур (1788 – 1860), немецкий философ — 127

Шпажинский Ипполит Васильевич (1848 – 1917), драматург — 70, 111, 130

Штейн, театральный импресарио — 229, 238, 246 – 249

Штраус Иоганн (1825 – 1899), австрийский композитор, скрипач, дирижер — 242

Шумский (Чесноков) Сергей Васильевич (1821 – 1878), актер Малого театра, педагог — 284, 484, 527

 

Щепкин Михаил Семенович (1788 – 1863), знаменитый актер и театральный педагог, реформатор русского театра, основоположник реализма в сценическом искусстве — 58, 290, 293, 449

Щепкина, актриса — 253

Щукин, купец, хозяин театра — 97, 153, 264

 

Эсхил (ок. 525 – 456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии» — 474

Эфрос (псевд. Чужой) Николай Ефимович (1867 – 1923), театральный критик, историк театра, один из первых историографов МХТ — 136, 218, 300

 

{573} Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857 – 1927), актер Малого театра драматург, театральный деятель — 47, 65, 66, 70 – 73, 76, 77, 81, 99, 102, 103, 111, 131, 169, 170, 215, 262, 268, 274, 295, 337, 340, 341, 345, 404, 444, 523

Юшкевич Семен Соломонович (1868 – 1927), писатель, драматург — 216

 

Яблочкин Александр Александрович (1821 – 1895), актер, режиссер — 142, 313, 314, 417

Яблочкина Александра Александровна (1866 – 1964), актриса Малого театра, дочь А. А. Яблочкина — 311, 313, 314, 316, 516

Яблочкина Евгения Александровна, актриса, псевдоним Светланова, дочь А. А. Яблочкина — 312 – 314

Яблочкина С. В. (1842 – 1898), актриса Малого театра, мать А. А. Яблочкиной — 312

Яворская, актриса, владелица театра в Петербурге — 167

Комментарии

Воспоминания В. И. Немировича-Данченко «Из прошлого» посвящены событиям его жизни и творчества до 1917 года. Они были опубликованы в Бостоне в 1936 г. и в том же году в СССР в издательстве «Academia». Вторым изданием вышли в 1938 году в издательстве «Художественная литература» и с тех пор не переиздавались.

Отдав много сил литературному труду в молодые годы, В. И. Немирович-Данченко с 1901 г. перестал выступать как писатель, целиком посвятив себя деятельности в Художественном театре.

Над воспоминаниями «Из прошлого» он начал работать в начале 1930‑х годов. Книгу заказала американская фирма «Литтл, Броун и Ко» (в этом издательстве в 1924 году впервые были опубликованы мемуары К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»).

По замыслу В. И. Немировича-Данченко «это не просто “мемуары”, это — полосы Художественного театра, куски, в которых мои личные воспоминания перемешиваются с характеристикой настроений и направлений Художественного театра: Чехов и новый театр; Горький; Толстой; пайщики и общество; цензура. Искусство и жизнь переплетаются в простом рассказе» (Немировича-Данченко В. И. Избранные письма. М., 1979. Т. 2. С. 395).

Выполнение контракта сильно затянулось — работа у автора шла трудно, с большими перерывами.

По словам исследовательницы творчества Немировича-Данченко И. Н. Соловьевой, «книга писалась совсем не ритмично. Можно сказать, не шла. Автору приходилось повторяться в извинениях насчет задержек и в заверениях, что следующая глава в ближайшее время будет выслана. При том, что она не высылалась. Месяцы задержек складывались в годы». Нельзя не согласиться с И. Н. Соловьевой, что сложности в создании книги «Из прошлого» обусловлены и историческим контекстом времени, в которое она писалась (См.: Соловьева И. Н. Спектакль воспоминаний // Театральная жизнь. 1988. №№ 19, 20).

Мемуары В. И. Немировича-Данченко содержат немало живых, содержательных страниц, воскрешающих события, явления, имена театральной жизни России на рубеже двух столетий. Конечно, они не могли исчерпывающе осветить многие из затронутых тем. Однако не только по этой причине книгу «Из прошлого» довольно сурово оценил В. Я. Виленкин в предисловии к двухтомнику «Избранных писем»: «Эта книга не стала отражением творческого пути Немировича-Данченко. Она не соответствует огромности его значения в истории мирового театра и не раскрыла в достаточной степени то, что составляло глубинное содержание и определяло внутренний духовный {539} диапазон его личности. Книгой его жизни этот том мемуаров не стал, несмотря на неоспоримую ценность отдельных глав».

Чувство известной неудовлетворенности, которое сегодня при чтении некоторых разделов книги может испытать взыскательный читатель, обусловлено — как представляется — неполнотой исторической правды, недостаточной проявленностью диалектики общественно-художественного процесса. Трудная, трагическая эпоха, в которую писалась книга, не могла не повлиять на перо ее автора.


[1] Здесь и далее страницы указаны по настоящему изданию.

[2] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. — М., 1962, с. 4.

[3] Базилевская И. Н. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского (опыты прочтения). Автореферат диссертации — М., 1974, с. 17.

[4] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 тт. Т. 1. — М., 1960, с. 257, 276.

[5] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 174.

[6] Марков П. А. Вл. И. Немирович-Данченко. — Цит. по кн.: Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие. Т. 1. — М., 1952, с. 22.

[7] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 139.

[8] Соловьева И. Немирович-Данченко. — М., 1979, с. 303.

[9] Марков П. А. Указ. соч., с. 20.

[10] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 1. — М., 1979, с. 118.

[11] Там же, с. 291.

[12] Там же, с. 302.

[13] Там же, с. 445 – 446.

[14] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 144.

[15] Немирович-Данченко Вл. И. Указ. соч., с. 144 – 145.

[16] Там же, с. 445.

[17] Виленкин В. Воспоминания с комментариями. — М., 1982, с. 95.

[18] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма Т. 1. М., 1979, с. 435.

[19] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. — М., 1962, с. 334.

[20] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 1. — М., 1979, с. 397.

[21] Там же.

[22] Там же. Т. 2. — М., 1979, с. 42, 14.

[23] Там же. Т. 1. — М., 1979, с. 473.

[24] Там же.

[25] Белый А. Штемпелеванная культура. — Весы, 1909, сентябрь, с. 75.

[26] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. — М., 1952, с. 118 – 119.

[27] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2 — М., 1979, с. 18.

[28] Там же, с. 13.

[29] Венгеров С. Литературные настроения 1910 года. — Русские ведомости, 1911, № 1, с. 11.

[30] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 тт. Т. 7 — М., 1960, с. 347.

[31] Фрейдкина Л. Указ. соч., с. 298.

[32] Блок А. А. Собр. соч. в 8‑ми тт. — М.‑Л., 1963. Т. 8, с. 266.

[33] Соболев Ю. В. И. Немирович-Данченко. — П., 1918, с. 14.

[34] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 40 – 41.

[35] Там же, с. 578.

[36] Там же, с. 579.

[37] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 142, 173.

[38] Марков П. Указ. соч., с. 25.

[39] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма Т. 1 — М., 1979, с. 287 – 289.

[40] Там же.

[41] В первые годы революции театр был отнесен к разряду академических и стал именоваться не МХТ, а МХАТ.

[42] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 350.

[43] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. — М., 1962, с. 398.

[44] Е. Н. Немирович-Данченко (урожд. Корф) скончалась в 1938 г.

[45] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. — М., 1952, с. 44.

[46] Соловьева И. Немирович-Данченко. — М., 1979, с. 327.

[47] Литаврина М. МХАТ, тридцатые и мы. Неюбилейные заметки. — «Москва», 1988, № 10, с. 164.

[48] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2 — М., 1979, с. 483.

[49] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1 — М., 1952, с. 284.

[50] Там же, с. 282.

[51] Там же, с. 286.

[52] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие Т. 1, с. 319.

[53] Виленкин В. Воспоминания с комментариями — М., 1982, с. 72.

[54] Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию. «Три сестры» А. П. Чехова в постановке МХАТ 1940 года. — М., 1965, с. 149.

[55] Там же, с. 166.

[56] «Ежегодник МХТ», 1945, т. II, с. 394.

[57] Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию. «Три сестры» А. П. Чехова в постановке МХАТ 1940 года, с. 537 – 538.

[58] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко с. 546.

[59] Там же.

[60] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 551.

[61] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, с. 563.

[62] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 551.

[63] Старший.

[64] Тихо.

[65] Писательница Л. А. Авилова прислала мне письмо, из которого разрешила мне извлечь следующее:

«В то время, как Антон Павлович писал эту пьесу, он получил через редакцию «Русской мысли» брелок в форме книги, на котором с одной стороны было вырезано название сборника, а с другой — цифры: стр. 247, ст. 6‑я и 7‑я. Подарок был анонимный. В своем сборнике Антон Павлович прочел: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Это из рассказа «Соседи», и говорит эти слова Григорий Власич брату своей жены. Антон Павлович смутно догадывался о том, кто прислал ему этот брелок, и придумал ориги­нальный способ послать благодарность и ответ: он заставил Нину подарить такой же медальон Тригорину и только переменил назва­ние сборника и цифры. Ответ дошел по назначению в первое же пред­ставление «Чайки». Артисты, конечно, не подозревали, что, играя драму, они в то же время исполняли роль почтальона». [ Прим. авт., не вошедшее в публикацию М. Н. Любомудрова. ].

[66] Лицо, пользующееся большим вниманием.

[67] Отец знаменитой актрисы и ее брата — режиссера [ Сноска, существовавшая в издании 1938 года и не вошедшая в публикацию М. Н. Любомудрова ].

[68] Гостиница и ресторан [ Сноска, существовавшая в издании 1938 года и не вошедшая в публикацию М. Н. Любомудрова ].

[69] Запрещаю [ Сноска, существовавшая в издании 1938 года и не вошедшая в публикацию М. Н. Любомудрова ].

[70] На роли «дам».

[71] Популярнейшие загородные рестораны.

[72] «Трудно сказать, где и когда что начинается и откуда придет разрядка».

[73] Сорт вина.

[74] Вступительное слово.

[75] Очевидно, Чехов писал, что за разрешение постановки я дол­жен заплатить ему приездом к нему в усадьбу (Мелихово).

[76] Старо.

[77] Предзнаменованиях.

[78] Приносящий несчастье.

[79] «Желание рождает эти мысли».

[80] Прощайте.

[81] Баденвейлер. Антон Павлович умер внезапно от слабости сердца. Ольга Чехова.

[82] Длинное кресло.

[83] Среди нас сохранился пасьянс, называемый чеховским.

[84] Небольшая шикарная столовая при колониальном магазине.

[85] Высшему свету.

[86] «Артисты».

[87] Не могу побороть в себе желанье отвлечься, чтобы сказать несколько слов о супругах Бларамберг. Это была очень редкая по благородству чета. Вся их деятельность и вся их жизнь были проникнуты честностью, сердечностью, разумом и непрерывным трудом. Павел Иванович умер за границей. Мина Карловна вернулась в Россию, привезя с собой урну с его прахом. Здесь она твердо решила привести в порядок произведения мужа, издать их, а потом уйти — за ним. Так и сделала. Год с чем-то работала, исполнила все, что было надо, и потом, уехав в глушь, покончила с собой.

[88] Вероятно.

[89] Отпечаток.

[90] Буквально: хорошую мину при плохой игре.

[91] «Берлинский театр».

[92] Название улицы.

[93] Книжки к спектаклям [ В издании 1938 года — Либретто. ].

[94] Русская свинья.

[95] «Все продано».

[96] Т. е. приносящая счастье.

[97] «Дядя Ваня».

[98] Большой Берлин.

[99] Огромный парк-лес.

[100] Новые улицы.

[101] Старые улицы.

[102] Скорый поезд.

[103] Алло!

[104] Московский Художественный театр.

[105] Торжественный.

[106] «Проданная невеста».

[107] Массу.

[108] Господин директор.

[109] Императора.

[110] Дословно — «Бог из машины». — Здесь — внезапная развязка вследствие непредвиденных обстоятельств (лат.). — Ред.

[111] Боюсь, что ошибаюсь. Кажется, Светланова была еще слишком юна и играла только Глашу.

[112] Я сказал (я высказался) и облегчил свою душу (лат.). — Ред.

[113] Высший свет (фр.).

[114] Чрезмерное богатство (фр.)Ред.

[115] Звезды (фр.). — Ред.

[116] Квартира для временного жилья (фр.).

[117] Профессиональной ревности, зависти (фр.).

[118] Наша вина, наша большая вина (лат.).

[119] Здесь — непременные условия (лат.).

[120] В письме к своей супруге О. С. Книппер-Чеховой Антон Павлович между прочим дает некоторые разъяснения и указания насчет условного «тра‑та‑та» (письмо из Ниццы, где тогда жил А. П. Чехов). — Примечание автора.

[121] Ольга Леонардовна — Книппер. — Сост.

[122] Единство времени, места и действия.

[123] М. Загорский выступил с утверждением, что единственный театр, который может сыграть Шиллера, — это Художественный театр. Это был для меня большой сюрприз.

[124] Нотабене (лат.) — примечание, требующее особого внимания читателя.

[125] Держу перо в 11 часов утра. Как вчера прошел концерт, еще не знаю. Объявлено было два сразу, на 28‑е и 30‑е. И на оба билеты расхватаны. Вчера — в концертном зале в театре Руставели.


[i] Художественный театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого.

[ii] Премьера «Чайки» А. П. Чехова состоялась 17 декабря 1898 г.

В Петербурге на сцене Александрийского театра «Чайка» была поставлена 17 октября 1896 г.

[iii] Премьера «Иванова» в Театре Корша состоялась в 1887 г.

[iv] «Комеди франсез», старейший французский театр, основанный в 1680 г.

[v] Букв. «бог из машины» (лат.); развязка вследствие вмешательства непредвиденного обстоятельства.

[vi] Филармоническое общество в Москве имело драматические классы, где преподавал В. И. Немирович-Данченко.

[vii] Немирович-Данченко (по сцене Немирович, Светланова) Екатерина Ивановна (1857 – 1901) — артистка провинциального театра, сестра В. И. Немировича-Данченко.

[viii] Существующее в русской традиции название пьесы «Кукольный дом» норвежского драматурга Г. Ибсена.

[ix] Гостиница и ресторан в Москве на Никольской улице (ныне ул., 25‑го Октября).

[x] Дачное место под Москвой, где находилось имение К. С. Станиславского.

[xi] Немирович-Данченко Василий Иванович (1844 – 1936) — писатель, после Октябрьской революции жил за границей.

[xii] Немирович-Данченко (по сцене Мирский) Иван Иванович (1853 –?) — военный, впоследствии артист.

[xiii] Впервые опубликована в 1924 г. в США на английском языке. В Москве впервые вышла из печати в 1926 г.

[xiv] Имеется в виду пьеса В. Шекспира «Венецианский купец» (Шейлок — один из ее персонажей).

[xv] «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (От Иоанна, гл. 12, 24).

[xvi] По имени французского писателя Э. Золя (1840 – 1902).

[xvii] О. Л. Книппер стала женой А. П. Чехова в 1901 г.

[xviii] 26 января 1904 г. Япония неожиданно и вероломно, без объявления войны, {540} произвела нападение своего флота на русскую эскадру в Порт-Артуре.

[xix] Пешкова Е. П. (1878 – 1965) — жена А. М. Горького.

[xx] Геннадий Несчастливцев, Аркадий Счастливцев, провинциальные актеры — персонажи комедии А. Н. Островского «Лес».

[xxi] «Прав — не дают, права — берут…» — реплика Нила, персонажа пьесы М. Горького «Мещане».

[xxii] Имеется в виду подписанный царем манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.

[xxiii] Имеется в виду статья М. Горького «О “карамазовщине”» (Русское слово. 1913. 22 сент.). Ниже Немирович-Данченко подразумевает другую статью Горького — «Еще о “карамазовщине”» (Русское слово. 1913. 27 окт.).

[xxiv] Ответ МХТ М. Горькому был опубликован в газете «Русское слово» 26 сентября. В нем особенно подчеркивалась мысль о том, что «наша обязанность, как корпорации художников, напомнить, что те самые “высшие запросы духа”, в которых Вы видите лишь праздное “красноречие, отвлекающее от живого дела”, мы считаем основным назначением театра».

[xxv] Выборы в первую Государственную думу происходили в марте — апреле 1906 г. Дума заседала с конца апреля по июль 1906 г.

[xxvi] Главный город великого герцогства Баденского в Германии.

[xxvii] Чудотворная икона Иверской богоматери считалась покровительницей Москвы и была очень почитаема в народе. «Подъем иконы», то есть доставление ее на место молебствия — для освящения какого-либо важного почина или нового строения, — практиковался с начала XIX века. В настоящее время икона находится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках.

[xxviii] Жена древнегреческого философа Сократа, известна своей сварливостью, в этом смысле имя ее сделалось нарицательным.

[xxix] «Живой труп» по пьесе Л. Н. Толстого был впервые показан на сцене МХТ 23 сентября 1911 г., постановка В. И. Немировича-Данченко.

[xxx] Премьеры в МХТ спектаклей «Воскресение» по Л. Н. Толстому — в 1930 г.; «Враги» М. Горького — в 1935 г.

[xxxi] Статья впервые опубликована в «Ежегоднике императорских театров» за 1909 г. (выпуск второй), приурочена к столетию со дня рождения Н. В. Гоголя.

{541} Эту статью Вл. И. Немирович-Данченко прочел в Москве 23 апреля 1909 г. на юбилейном заседании Общества любителей российской словесности.

[xxxii] Слова из статьи Н. В. Гоголя «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности», имеющей подзаголовок «Письмо к гр. А. П. Т<олсто>му». Была опубликована в «Выбранных местах из переписки с друзьями».

[xxxiii] Имеется в виду сцена из трагедии «Борис Годунов».

[xxxiv] Интервью опубликовано в газете «Утро России», 1912, № 220, 25 сентября.

[xxxv] Опера французского композитора Л. Делиба (1836 – 1891).

[xxxvi] Опубликована в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие», т. 1, М., 1952.

В ответ на это обращение Г. Н. Федотова писала труппе МХТ: «… С чувством глубокой признательности выслушав привет вашего, ныне славного, театра, радостно принимаю ваш обет — непрестанно служить тем великим заветам, которыми вдохновлялись мы и отошедшие великие учителя наши. Всей душой любящая вас Гликерия Федотова».

[xxxvii] Воспоминания были напечатаны в качестве вступительной статьи к книге Г. Гояна «Гликерия Федотова» (М.‑Л., 1940).

[xxxviii] 24 марта 1882 г. император Александр III особым указом Сенату отменил монополию императорских театров. Теперь разрешалось в Петербурге и Москве открывать частные антрепризы.

[xxxix] В 1912 г. на юбилейном спектакле по случаю 50‑летия своей сценической деятельности Г. Н. Федотова исполнила роль царицы Марфы в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский».

[xl] Впервые опубликовано в газете «Русское слово», 1915, № 43, 22 февраля.

[xli] Свой театр «Эвр» Люнье-По организовал в Париже в 1893 г.

[xlii] {542} Лекция была прочитана Вл. И. Немировичем-Данченко в декабре 1919 г. в связи с предстоявшим «пятидесятилетним юбилеем артистки». Впервые опубликовано в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие», т. 1 (М., 1952).

[xliii] Прочитана Вл. И. Немировичем-Данченко 2 мая 1920 г. Впервые опубликована в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие», т. 1 (М., 1952).

[xliv] Впервые статья опубликована в журнале «Красная нива», № 14, от 1 апреля 1928 г.

[xlv] Трагедия немецкого драматурга Г. Э. Лессинга (1729 – 1781).

[xlvi] В пьесе «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна») Лопе де Вега Ермолова играла роль девушки из народа Лауренсии и имела необычайный успех.

[xlvii] Комедия французского драматурга О.‑Э. Скриба (1791 – 1861).

[xlviii] Статья была приурочена к тридцатилетнему юбилею литературной деятельности писателя. Впервые опубликована в журнале «Театр», 1922, № 5, 31 октября.

[xlix] Отрывок из предисловия Вл. И. Немировича-Данченко к книге Н. Е. Эфроса «“На дне” в постановке Московского Художественного театра» (М., 1923).

[l] Поездка МХТ в Крым, к Чехову, со спектаклями «Чайка», «Дядя Ваня», «Эдда Габлер», «Одинокие» состоялась весной 1900 г.

[li] Речь идет о сезоне 1899 – 1900 гг. В письме к Чехову М. Горький писал в январе 1900 г. по поводу спектакля «Дядя Ваня»: «Вообще этот театр произвел на меня впечатление солидного, серьезного дела, большого дела… Я, знаете, даже представить себе не мог такой игры и обстановки. Хорошо!»

[lii] Речь на вечере памяти композитора И. А. Саца 23 ноября 1912 года. Впервые опубликована в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980).

{543} И. А. Сац с 1906 г. и до конца жизни (скончался 11 октября 1912 г.) был дирижером и заведующим музыкальной частью МХТ. К. С Станиславский писал о нем: «Я думаю, что за все существование театра И. А. Сац впервые явил пример того, как нужно относиться к музыке в нашем драматическом искусстве» (Собр. соч., т. I, 1954, с 311).

[liii] Черновой автограф речи датирован 14 апреля 1923 г. Впервые опубликовано в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980).

[liv] Стенографическая запись беседы Вл. И. Немировича-Данченко датирована 13 июня 1936 г. Впервые опубликовано в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980).

[lv] Черновой автограф рукописи датирован 5 сентября 1933 г. Впервые опубликовано в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980).

[lvi] Статья написана как отклик на смерть А. В. Луначарского и датирована 27 декабря 1933 года. Впервые опубликована в «Литературной газете» 29 декабря 1933 г.

[lvii] Статья написана в связи с тридцатилетием со дня смерти А. П. Чехова. Впервые опубликована в газете «Советское искусство» 29 января 1935 г.

[lviii] Статья написана 26 октября 1936 г. к 50‑летию артистической деятельности актрисы Малого театра А. А. Яблочкиной. Впервые опубликована в сборнике «А. А. Яблочкина. К 50‑летию сценической деятельности» (М.‑Л., 1937).

[lix] Инженю (фр. — наивная) — актерское амплуа. Роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек.

[lx] К. С. Станиславский умер 7 августа, похороны на Новодевичьем кладбище в Москве происходили 9 августа 1938 г.

Речь Вл. И. Немировича-Данченко над могилой К. С. Станиславского была записана стенографически и на следующий день опубликована {544} в газете «Правда». В настоящем сборнике печатается по публикации в книге «Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие. Статьи. Речи. Беседы. Письма», т. 1 (М., 1952).

[lxi] Вл. И. Немирович-Данченко в июле — начале августа 1938 г. находился на отдыхе за границей. По приезде в Москву он тотчас, с вокзала поехал на похороны и присоединился к траурной процессии у ворот кладбища.

[lxii] Алексеев В. С. (1861 – 1939) — старший брат К. С. Станиславского, режиссер, театральный педагог, работал в оперном театре имени К. С. Станиславского со дня основания (1928) до конца жизни.

[lxiii] Алексеева (в замужестве Соколова) З. С. (1865 – 1950) — сестра К. С. Станиславского, актриса, режиссер, театральный педагог.

[lxiv] Статья посвящена постановке комедии Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» на сцене московского Общества искусства и литературы, премьера которой состоялась 8 февраля 1891 г. Постановщиком и исполнителем роли Звездинцева был К. С. Станиславский. Опубликовано в газете «Новости дня», 10 февраля 1891 г.

[lxv] Псевдоним Вл. И. Немировича-Данченко.

[lxvi] Говоруха-Отрок (псевд. Ю. Николаев) Ю. Н. (1851 – 1896) — писатель, литературный критик, в газете «Московские ведомости» с 1889 г. заведовал литературным отделом и театральной хроникой.

[lxvii] Рецензия на повесть А. П. Чехова опубликована в газете «Новости дня» 16 февраля 1892 г.

[lxviii] Статья опубликована в журнале «Артист» в 1894 г. (№ 42, октябрь). Немирович-Данченко выступил с этой статьей после того, как посвятил три года педагогическим занятиям в Филармоническом училище.

[lxix] Из диалога персонажей комедии А. Н. Островского «Лес»: «Несчастливцев: Куда и откуда? — Счастливцев: Из Вологды в Керчь‑с… А вы‑с? — Несчастливцев: Из Керчи в Вологду».

[lxx] Ныне город Днепропетровск (УССР), переименован в 1926 г.

[lxxi] {545} Пьеса драматурга Д. В. Аверкиева.

[lxxii] Дюков Н. Н. — антрепренер, управлял Харьковским театром с 1867 по 1882 г.

[lxxiii] Персонаж романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

[lxxiv] Из доклада, представленного Вл. И. Немировичем-Данченко в Городскую думу 12 января 1898 г. Он и К. С. Станиславский ходатайствовали о субсидии. Городская дума отклонила их проект. Основатели театра обратились за помощью к меценатам. Уже после организации МХТ доклад был издан отдельной брошюрой.

В настоящем издании печатается с сокращениями по тексту сборника «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980).

[lxxv] Основано в Москве в 1888 г. при участии К. С. Станиславского.

[lxxvi] Беседа состоялась весной 1909 г. Впервые была напечатана в «Ежегоднике МХАТ» за 1943 г. (М., 1945).

[lxxvii] «Союз 17 октября», или партия октябристов объединяла верхи русской буржуазии и крупных помещиков; партия возникла в 1905 г. После подписания Николаем II манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г.

[lxxviii] Публикуемый набросок относится к 1913 – 1914 гг. Возможно, что он связан со статьей Вл. И. Немировича-Данченко «Актеры и Достоевский» («Рампа и жизнь», 1913, № 40). Печатается по тексту сборника. «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980).

Премьера спектакля МХТ «Братья Карамазовы» состоялась 12 октября 1910 г.

[lxxix] Премьера спектакля МХТ «Николай Ставрогин» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы» состоялась 23 октября 1913 г.

[lxxx] Статья является полемическим ответом Вл. И. Немировича-Данченко на публичную лекцию критика Ю. И. Айхенвальда в московском Политехническом музее 16 марта 1913 г. Лекция была озаглавлена «Литература и театр», при ее публикации Ю. И. Айхенвальд изменил заглавие, назвав статью «Отрицание театра». По существу, он отрицал самостоятельность театра как вида искусства, полагая, что пьеса уже осуществлена в книге и сцена ничего не может к ней прибавить, утверждал, что театр является лишь «подделкой жизни».

{546} Статьи Ю. И. Айхенвальда, Вл. И. Немировича-Данченко и ряда других театральных деятелей (Сергея Глаголя, Ф. Ф. Комиссаржевского, В. Г. Сахновского, А. И. Сумбатова-Южина и др.) были опубликованы в сборнике «В спорах о театре» (М., 1914).

[lxxxi] В архиве Вл. И. Немировича-Данченко сохранился типографский оттиск этой заметки. Но в печати она не появилась. По свидетельству автора, «издавалась “Русским словом” книга… Просили дать портрет и несколько строк. Я дал вот это, отка







Date: 2016-08-29; view: 273; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.266 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию