Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Указатель имен и названий⇐ ПредыдущаяСтр 40 из 40
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я Абрамова, актриса, владелица драматического театра — 61, 113 Абрикосов, кондитерский фабрикант — 208 Аграмов, актер, режиссер — 142, 417 Айдаров (Вышневский) Сергей Васильевич (1867 – 1938), актер Малого театра, ученик А. П. Ленского — 129, 404 Айхенвальд Юлий Исаевич (1872 – 1928), литературный критик — 372, 373, 377, 380, 381 Аксаков Иван Сергеевич (1823 – 1886), поэт, публицист, общественный деятель. Сын С. Т. Аксакова — 123 Аксаков Константин Сергеевич (1817 – 1860), поэт, публицист, переводчик, историк, один из идеологов славянофильства. Сын С. Т. Аксакова — 123 Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 – 1859), писатель, театральный критик — 123 Александр III (1845 – 1894), российский император с 1881 г. — 47, 65, 102, 119, 120, 373 Александров Н. А., актер МХТ — 231, 321 Алексеев — см. К. С. Станиславский. Андреев Леонид Николаевич (1871 – 1915), писатель — 140, 157, 174, 216, 308 «Анатэма» — 157, 158, 368, 391 Андреева (Юрковская) Мария Федоровна (1868 – 1953), актриса МХТ — 190, 209, 213, 384 Андровская Ольга Николаевна (1898 – 1975), актриса МХАТа — 446, 457 д’Аннунцио Габриэле (1863 – 1938), итальянский писатель — 208 Антуан Андре (1858 – 1943), французский режиссер, актер, основатель и руководитель Театра Антуана — 146 Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф — 423 Артем (Артемьев) Александр Родионович (1842 – 1914), актер МХТ — 110, 163, 224, 234, 239, 321, 528, 529
Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788 – 1824), английский поэт-романтик — 156 «Каин» — 156, 157 Балиев Никита Федорович (1877 – 1936), артист, режиссер, театральный деятель, создатель и руководитель Театра миниатюр «Летучая мышь» — 232 Баранов Н. А., артист МХТ — 198 {560} Бауман Николай Эрнестович (1873 – 1905), революционер, большевик, участник создания и агент «Искры» — 210 Бауэр Людвиг, немецкий театральный критик — 244 Бегичев Владимир Петрович (1828 – 1891), переводчик, управляющий театральной конторой, инспектор репертуара — 289 Беллини Винченцо (1801 – 1835), итальянский композитор — 312 Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960), историк искусства и художественный критик — 218 Бернар Сара (1844 – 1923), французская драматическая актриса — 234, 248 – 252, 295, 340 Бетховен Людвиг ван (1770 – 1827), немецкий композитор, пианист и дирижер — 222 Бисмарк Отто фон Шёнхаузен (1815 – 1892), князь, первый рейхсканцлер германской империи в 1871 – 1890 гг. — 251 Бларамберг Павел Иванович, композитор — 150, 198 Бларамберг-Чернова (по сцене Павлова) Мина Карловна (1845 – 1909), актриса Малого театра, жена П. И. Бларамберга — 198 Блок Александр Александрович (1880 – 1921) — 398 Боборыкин Петр Дмитриевич (1836 – 1921), писатель, драматург, театральный критик — 41, 104, 123, 144, 298 Бодлер Шарль (1821 – 1867), французский поэт — 208 Бомарше Пьер Огюстен (1732 – 1799), французский драматург — 132, 332 «Женитьба Фигаро» — 443 Бриссон Александр, французский театральный критик — 248, 249 Бурджалов Георгий Сергеевич (1869 – 1924), актер, режиссер — 210, 230 Бутова Надежда Сергеевна (1878 – 1921), актриса, ученица Вл. И. Немировича-Данченко — 110 Бьёрнсон Бьёрнстьерне Мартиниус (1832 – 1910), норвежский писатель, общественный и театральный деятель — 83 «Перчатка» — 83
Варламов Константин Александрович (1849 – 1915), актер — 53, 65, 335, 338 Васильева Надежда Сергеевна (1852 – 1920), актриса Александринского театра — 336 Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926), живописец, передвижник — 147 Вега Карпьо (Лопе де Вега) Лопе Феликс де (1562 – 1635), испанский драматург — 294, 474 «Овечий источник» — 294 Веселовский Александр Николаевич (1843 – 1918), литературовед, профессор Московского университета — 65 Веселый Артем (Николай Иванович Кочкуров; 1899 – 1939), писатель — 408, 409 Вильгельм II Гогенцоллерн (1859 – 1941), германский император и прусский король в 1888 – 1918 гг. — 253, 254 Витте Сергей Юльевич (1849 – 1915), граф, председатель Совета министров в 1905 – 1906 гг. — 209 Вишневский (Вишневецкий) Александр Леонидович (1861 – 1943), актер МХТ — 139, 151, 157, 158, 163, 166, 183, 205, 220, 224, 226, 231, 232, 317, 384, 528 Вишневский Всеволод Витальевич (1900 – 1951), писатель — 416 «Мы — русский народ» — 416 {561} Владимиров (Лопатин) Владимир Михайлович (1861 – 1935), актер МХТ, выступал под фамилией «Михайлов» — 321 Вогюэ Эжен Мелькиор де (1848 – 1910), французский писатель и литературовед — 248 Волконский Сергей Михайлович (1860 – 1937), князь, театральный деятель, критик, пайщик МХТ — 110 Вронский А. П., актер — 321
Галеви Фроманталь (1799 – 1862), французский композитор — 312 Гамсун Кнут (1859 – 1952), норвежский писатель — 209 «Драма жизни» — 209 Гауптман Герхарт (1862 – 1946), немецкий писатель и драматург — 116, 118, 135, 154, 169, 221, 228, 229 «Ганнеле» — 130, 135, 154, 155, 228 «Одинокие» — 118, 169, 190, 201, 228 «Потонувший колокол» — 116, 118, 135, 228 Гельцер, декоратор Малого театра — 97 Германова (Крэговская) Мария Николаевна (1884 – 1940), актриса МХТ — 212, 471 Герцен Александр Иванович (1812 – 1870), революционер, писатель, философ — 261 «Былое и думы» — 261 Гете Иоганн Вольфганг (1749 – 1832), немецкий писатель — 222 «Фауст» — 151 Гнедич Петр Петрович (1855 – 1925), драматург, переводчик, историк искусства, театральный деятель — 59, 111, 150, 151 «Ненастье» — 150, 151 Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852) — 41, 58, 170, 216, 261, 273, 276, 324, 365, 410, 458 – 462, 477, 482 «Мертвые души» — 323, 458, 477 «Ревизор» — 103, 273 – 276, 278, 441, 448, 461, 482 Гольдони Карло (1707 – 1903), итальянский драматург — 132, 216 Гольцев Виктор Алексеевич (1850 – 1906), критик, публицист и общественный деятель — 43, 51, 77, 84, 132 Гончаров Иван Александрович (1812 – 1891) — 458, 459 Горев (Васильев) Федор Петрович (1850 – 1910), актер Малого театра — 294, 337, 339, 433, 443 Горева, актриса, владелица театра — 113, 114 Горький (Пешков) Алексей Максимович (1868 – 1936) — 60, 125, 189 – 195, 197 – 200, 209, 210, 215, 216, 218, 219, 266, 272, 287, 295 – 298, 300 – 302, 387, 408, 409, 413, 421 – 423, 493, 512, 533 «Бывшие люди» — 190 «Враги» — 272, 416, 421, 436, 493, 494, 496, 506, 512, 514 «Дети солнца» — 200, 209, 210, 215 «Каин и Артем» — 216 «Мальва» — 190, 216 «Мать» — 216 «Мещане» — 195 – 198, 296 – 299, 302 «На дне» — 192, 193, 195, 198, 200, 202, 221, 227, 235, 243, 287, 296, 297, 302, 387, 435, 470, 525 «На плотах» — 216 «Страсти-мордасти» — 216 «Челкаш» — 190, 216 {562} Гославский, драматург — 83 «Солдатка» — 83 Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776 – 1822), немецкий писатель — 511 Градов-Соколов Л. И. (1846 – 1890), актер — 312 Гремиславский Я. И. (1864 – 1941), художник-гример МХТ — 317 Грибов Алексей Николаевич (1795 – 1829), актер МХАТа — 524, 525 Грибоедов Александр Сергеевич (1795 – 1829) — 93, 216, 274, 284, 324, 365, 370, 449 – 452 «Горе от ума» — 93, 144, 209, 213, 214, 252, 270, 324, 345, 354, 410, 437, 448, 450, 455, 457, 464, 492, 494 Грибунин Владимир Федорович (1873 – 1933), актер МХТ — 392 Григ Эдвард (1843 – 1907), норвежский композитор, пианист, дирижер — 304 «Пер Гюнт» — 304 Григорович Дмитрий Васильевич (1822 – 1899/1900), писатель — 41, 388 Григорьева (Николаева) Мария Петровна (1869 – 1941), актриса МХТ — 317 Грот Николай Яковлевич (1852 – 1899), философ-идеалист — 259 Гюго Виктор Мари (1802 – 1885), французский писатель — 57, 72, 412, 470, 497 «Рюи Блаз» — 470 «Эрнани» — 72, 339
Давыдов Владимир Николаевич (Горелов Иван Николаевич; 1849 – 1925), актер Александринского театра, педагог — 44, 52, 337 – 340, 449 Давыдов Николай Васильевич (1848 – 1920), судебный деятель, мемуарист — 262 Далматов Василий Пантелеймонович (1852 – 1912), актер Александринского театра — 53, 336, 338 Даль Владимир Иванович (1801 – 1872), писатель, этнограф, почетный академик Петербургской Академии наук — 397 «Толковый словарь живого великорусского языка» — 397 Дальский (Неелов) Мамонт Викторович (1865 – 1918), актер — 337, 345 Дарский (Псаров) Михаил Егорович (1865 – 1930), актер, режиссер — 134, 139 Депре (Шарлотта Бувалле) Сюзанна (1874 – 1951), французская актриса, жена режиссера Люнье-По — 287 Доницетти Гаэтано (1797 – 1848), итальянский композитор — 312 Дорошевич Влас Михайлович (1864 – 1922), писатель, публицист, театральный критик — 89 Достоевский Федор Михайлович (1821 – 1881) — 51, 60, 140, 216, 218, 222, 247, 261, 269, 271, 276, 307, 396, 422, 477 «Бесы» — 217, 218 «Братья Карамазовы» — 216, 269, 271, 371, 414, 422, 423, 440, 470, 471, 477, 493 «Преступление и наказание» — 60, 347 Дубасов Федор Васильевич (1845 – 1912), адмирал, московский генерал-губернатор в 1905 – 1906 гг. — 214 Дузе Элеонора (1858 – 1924), итальянская актриса — 68, 234, 245, 248, 250, 252, 285, 287, 295, 439 {563} Дягилев Сергей Павлович (1872 – 1929), театральный и художественный деятель, организатор выставок, концертов русской музыки и оперных и балетных спектаклей («русских сезонов») за границей — 286
Еланская Клавдия Николаевна (1898 – 1972), актриса — 471 Екатерина II Алексеевна (1729 – 1796), российская императрица с 1762 г. — 373 Елизавета Петровна (1709 – 1761/1762), российская императрица с 1741 г. — 373 Елизавета Федоровна (1864 – 1918), великая княгиня, жена великого князя Сергея Александровича — 118 Ермолова Мария Николаевна (1853 – 1928), актриса Малого театра, крупнейшая представительница русского национального театрального искусства — 47, 56, 62, 83, 97, 102, 282, 283, 288, 290 – 295, 314, 441, 470, 475
Зейбах, директор Дрезденского Королевского театра — 235, 237 Золя Эмиль (1840 – 1902), французский писатель-натуралист — 273 Зоненталь Адольф фон (1834 – 1909), австрийский актер — 242, 246
Ибсен Генрик (1828 – 1906), норвежский драматург — 68, 69, 116, 125, 135, 168, 169, 190, 196, 200, 260, 264, 270, 288, 298, 304, 370 «Гедда Габлер» — 135, 168, 190 «Дикая утка» — 298 «Доктор Штокман» — 68, 83, 169, 196, 202, 203, 221, 229, 260, 302 «Женщина с моря» — 287 «Нора» — 68, 69, 83 «Пер Гюнт» — 304 «Росмерсхольм» — 125 «Северные богатыри» — 68 «Столпы общества» — 200 Иванов-Козельский (Иванов) Митрофан Трофимович (1850 – 1898), актер — 442, 444 Игнатов Илья Николаевич (1858 – 1921), театральный критик и публицист, историк театра — 165 Иержабек, профессор — 239, 242
Капиц Йозеф (1858 – 1910), австрийский актер — 239, 242, 245, 246, 252 Качалов (Шверубович) Василий Иванович (1875 – 1948), актер МХТ — 76, 104, 157, 158, 200, 205, 211, 212, 217, 231, 271, 317, 384, 422, 435, 470, 471, 478, 507, 512, 513, 516, 519, 522 Керр (Кемпнер) Альфред (1867 – 1948), немецкий театральный критик, публицист и поэт — 225 Киселевский Иван Платонович (1839 – 1898), актер — 83 Кичеев Николай, редактор сатирического журнала «Будильник» — 42, 44 Кичеев Петр Иванович (1845 – 1902), театральный критик — 45 Кларти, президент «Французской Комедии» — 248 Книппер-Чехова Ольга Леонардовна (1868 – 1959), актриса МХАТа, жена А. П. Чехова — 49, 67, 83, 118, 128, 139, 148, 163, 165, 172, 174, 177, 178, 185, 226, 231, 317, 382, 384, 386, 389, 390, 392, 428, 512, 519, 516, 522, 523, 528 Ковалевский Максим Максимович (1851 – 1916), историк, социолог, публицист — 48 {564} Коклен Бенуа Констан (1841 – 1909), французский актер и теоретик театра — 340 Кожина В. Ф., актриса — 320 Комиссаржевская Вера Федоровна (1864 – 1910), актриса Александринского театра, основательница театра, носящего ее имя — 102, 262 Комиссаржевский Федор Петрович (1838 – 1905), певец, педагог, отец В. Ф. Комиссаржевской — 86 Кондратьев, режиссер — 170 Константин Константинович Романов (1858 – 1915), великий князь, поэт, президент Академии наук — 195 Кончаловский Петр Петрович (1876 – 1956), живописец — 373 Коонен Алиса Георгиевна (1889 – 1974), актриса МХТ, затем Камерного театра — 247 Коренева Лидия Михайловна, актриса МХТ — 247, 422, 471 Короленко Владимир Галактионович (1853 – 1921) — 190, 195, 297, 298, 301 Корф Николай Александрович (1834 – 1883), известный русский педагог, тесть Вл. И. Немировича-Данченко — 53, 55 Корш Ф. А., предприниматель, организовавший в Москве частный театр — 44, 61, 85, 115, 128, 176, 315, 337, 533, 534 Крамарж Карел (1860 – 1937), один из лидеров чешской Национально-демократической партии — 240 Крег (Крэг) (Генри Эдуард) Гордон (1872 – 1966), английский режиссер, художник и теоретик театра — 217 Кронек Людвиг (1837 – 1891), немецкий актер, режиссер труппы герцога Мейнингенского — 86, 106, 417 Кругликов Семен Николаевич (1851 – 1910), русский музыкальный критик — 79 Крылов Виктор Александрович (1838 – 1906), драматург, переводчик — 57 Куликов Николай Иванович (1812 – 1891), актер и драматург, историк театра, с 1838 г. режиссер Александринского театра — 439 «Семейные расчеты» — 439
Лавров, купец, издатель журнала «Русская мысль», переводчик — 77 Левитан Исаак Ильич (1860 – 1900), живописец, передвижник — 147, 182 Легар Ференц (1870 – 1948), венгерский композитор, дирижер — 242 «Веселая вдова» — 242 Ленский (Вервициотти) Александр Павлович (1847 – 1908), актер, режиссер, педагог — 47, 56, 63, 67, 70, 76, 80, 81, 83, 99, 102, 106, 129, 131, 170, 294, 314, 339, 444, 449 Леонидов (Вольфензон) Леонид Миронович (1873 – 1941), актер, режиссер, педагог — 317, 384, 422, 471 Леонов Леонид Максимович (р. 1899) — 408 Лешковская Елена Константиновна (1864 – 1925), актриса — 102, 316, 337, 338, 340 Лианозов Г. М., купец, владелец дома в Камергерском переулке, перестроенного впоследствии для МХТ — 215 Ливанов Борис Николаевич (1904 – 1972), актер МХАТа — 465, 466, 518 {565} Лилина (урожд. Перевощикова) Мария Петровна (1866 – 1943), актриса, жена К С Станиславского — 114, 135, 139, 226, 271, 316, 321, 528 Лопе де Вега — см. Вега Карпьо Л. Ф. де. Лужский (Калужский) Василий Васильевич (1869 – 1931), актер, режиссер, педагог, один из основателей МХТ — 139, 163, 166, 224, 231, 528 Луначарский Анатолий Васильевич (1875 – 1933), государственный и партийный деятель, писатель, критик — 308 Люнье-По Орельен Мари (1869 – 1940), известный французский режиссер, актер — 248, 249, 285 – 288
Мария Федоровна, императрица, жена императора Александра III — 119 Маркс Адольф Федорович (1838 – 1904), книгоиздатель — 84 Мариинский (Бестужев-Марлинский) Александр Александрович (1797 – 1837), поэт и прозаик, декабрист — 111 Маяковский Владимир Владимирович (1893 – 1930) — 478 Медведев Петр Михайлович (1837 – 1906), антрепренер, актер, режиссер — 338, 339 Медведева Надежда Михайловна (1832 – 1899), актриса Малого театра, сестра П. М. Медведева — 289 – 291 Мей Лев Александрович (1822 – 1862), поэт, переводчик, драматург — 125 Мейер Конрад Фердинанд (1825 – 1898), швейцарский писатель, писавший на немецком языке — 235 Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874 – 1940), режиссер, актер, ученик Вл. И. Немировича-Данченко — 83, 93, 113, 134, 158, 161 Мейнингенский театр, немецкий драматический театр, существовал с конца XVIII в. в Мейнингене — 86, 106, 188 Мельпомена — в греческой мифологии одна из девяти муз, покровительница трагедии — 149 Мендельсон Бартольди Якоб Людвиг Феликс (1809 – 1847), немецкий композитор, дирижер, пианист и органист — 304 Метерлинк Морис (1862 – 1949), бельгийский драматический поэт — 92, 151, 208, 287 «Пелеас и Мелисанда» — 287 «Синяя птица» — 92 «Слепые» — 92 «Там внутри» — 151 Менцель Адольф фон (1815 – 1905), немецкий живописец и график — 373 Миленский, актер Малого театра — 207 Михаил Николаевич (1832 – 1909), великий князь, сын царя Николая I — 311 Михайлова, псевдоним драматической актрисы Яблочкиной 1‑й, жены А. А. Яблочкина — 312, 313 Михайловский. Николай Константинович (1842 – 1904), социолог, публицист, литературный критик, народник, редактор журнала «Русское общество» — 40, 43, 51 Моисси Александр (1880 – 1935), немецкий актер — 501 Мольер (Жан-Батист Поклен; 1622 – 1673), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства — 86, 216, 332, 365 Мопассан Ги де (1850 – 1893), французский писатель — 60, 388 {566} Морозов Савва Тимофеевич (1862 – 1905), предприниматель, владелец текстильных мануфактур, меценат, один из пайщиков и директоров МХТ — 123 – 126, 169, 179, 208, 214 Морозова Варвара Алексеевна, фабрикантша, благотворительница — 113, 114, 127, 169 Москвин Иван Михайлович (1874 – 1946), актер, ученик Вл. И. Немировича-Данченко — 68, 83, 115, 128, 134 – 136, 153, 200, 224, 231, 232, 240, 245, 270, 317, 369, 378, 404, 422, 471, 477, 516, 525 Музиль Николай Игнатьевич (1839 – 1906), актер Малого театра — 46, 47, 102, 295 Муне-Сюлли Жан (1841 – 1916), французский актер — 339, 340 Муратова Елена Павловна (1874 – 1921), актриса МХТ, ученица Вл. И. Немировича-Данченко — 151, 410, 528
Найденов (Алексеев) Сергей Алексеевич (1868 – 1922), писатель, драматург — 216 Надлер, частный предприниматель, антрепренер — 313 Невежин Петр Михайлович (1841 – 1919), писатель, драматург — 111, 130 Нежданова Антонина Васильевна (1873 – 1950), оперная певица — 279, 280 Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858 – 1943) — 10, 70, 122, 130, 148, 149, 160, 163, 166, 176, 178, 183, 285, 363, 398, 476, 479, 505 – 507, 509, 512, 514, 517, 518, 520, 521, 523, 525, 533, 534, 535, 537 «Губернаторская ревизия» — 72 «Жак-Ноэль Рамбер» — 110 «Золото» — 101 «Из прошлого» — 490 «Мертвая ткань» — 72 «Новое дело» — 62, 64, 65 «Последняя воля» — 46, 51, 118 «Свадебная прическа» — 110 «Счастливец» — 86 «Цена жизни» — 81, 82, 84 «Нива», еженедельный, иллюстрированный, литературно-художественный и научно-популярный журнал, издавался в Петербурге в 1870 – 1918 гг. — 84 Николай Николаевич (Старший) (1831 – 1891) — великий князь, сын Николая I — 119 Никулина Надежда Алексеевна (1845 – 1925), актриса Малого театра — 46, 47, 102, 314 Новелли Эрмете (1851 – 1919), итальянский актер — 245 «Новое время», одна из крупнейших русских газет, издавалась в Петербурге в 1868 – 1917 гг. — 77
Обер Даниэль-Франсуа-Эспри (1782 – 1871), французский композитор — 312 Ожешко Элиза (1841 – 1910), польская писательница — 77 Орлов-Давыдов, граф — 111 Остен-Сакен, граф, русский посол в Берлине — 223 Островский Александр Николаевич (1823 – 1886) — 46, 51, 64, 65, 70, 132, 204, 216, 295, 304 – 306, 324, 378, 401 – 404, 407, 409, 410, 425, 453 – 455, 458 – 460, 462, 463, 478 «Бедность не порок» — 312 «Без вины виноватые» — 354 {567} «Бесприданница» — 455 «Воевода» — 305, «Волки и овцы» — 453, «Воспитанница» — 455, «Горячее сердце» — 443, 477, 514, «Гроза» — 312, 325, 347, 369, 401, 408, 411, 439, 455, «Доходное место» — 354, «Лес» — 378, 454, 527 «На всякого мудреца довольно простоты» — 271, 305, 422, «Не все коту масленица» — 312, «Таланты и поклонники» — 97, 402 Остужев (Пожаров) Александр Алексеевич (1874 – 1953), актер Малого театра — 129
Пальерон, французский драматург — 118 «В царстве скуки» — 118 Панина С. В., графиня, основательница народного дома в Петербурге на Тамбовской улице — 110 Пастернак Борис Леонидович (1890 – 1960) — 535 Перский, профессор Сорбонны — 249 Пешков А. — см. А. М. Горький. Писемский Алексей Феофилактович (1821 – 1881), писатель — 135, 365, 449, 459, 462 «Самоуправцы» — 135, 138 Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1907), государственный деятель, юрист, вдохновитель крайней реакции — 157, 158 Поленов Василий Дмитриевич (1844 – 1927), живописец — 147 Поссарт Эрнст (1841 – 1921), немецкий актер и режиссер — 339 Потапенко Игнатий Николаевич (1856 – 1929), писатель, драматург — 74, 77 «На действительной службе» — 74 «Секретарь его превосходительства» — 74 Потехин Алексей Антипович (1829 – 1908), писатель, драматург — 281, 298 «Мертвая петля» — 281 Потоцкая Мария Александровна (1861 – 1938), актриса Александринского театра — 336, 337 Правдин (Трейлебен) Осип Андреевич (1849 – 1921), актер, преподаватель театральной школы при Малом театре — 336 – 338, 454, 527 Прудкин Марк Исаакович (р. 1898), актер МХАТа — 513 Пушкин Александр Сергеевич (1799 – 1837) — 44, 111, 170, 209, 216, 217, 276, 284, 365, 373, 395, 396, 403 «Борис Годунов» — 492 «Зимняя дорога» — 373 «Руслан и Людмила» — 85
Раевская (Иерусалимская) Евгения Михайловна (1854 – 1932), актриса МХТ — 110, 163, 247, 528 Рафаэль Санти (1483 – 1520), итальянский живописец и архитектор — 235 Рашель (Элиза Рашель Феликс, 1821 – 1858), французская актриса — 289 Рейнхардт Макс (1873 – 1943), немецкий режиссер, актер, педагог, создатель и руководитель театра Рейнхардта — 500, 501 {568} Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669), голландский живописец, рисовальщик, офортист — 122 Ремизов, журналист, сотрудник «Русской мысли» — 257, 258 Репин Илья Ефимович (1844 – 1930), живописец, передвижник — 147 Роксанова (Петровская) Мария Людомировна (1874 – 1958), актриса, ученица Вл. И. Немировича-Данченко — 83, 139, 163, 166 Росси Эрнесто (1827 – 1896), итальянский актер — 106 Россини Джоакино (1792 – 1868), итальянский композитор — 312 Рощин-Инсаров (Пашенный) Николай Петрович (1861 – 1899), артист, отец В. Н. Пашенной — 345 «Русская мысль», ежемесячный научный, литературный и политический журнал, издавался в Москве в 1880 – 1918 гг. Основан В. М. Лавровым — 77, 78, 84, 257, 264 «Русские ведомости», одна из крупнейших русских газет, издавалась в Москве в 1863 – 1918 гг. — 64, 150, 165, 198 «Русское слово», ежемесячный журнал, издавался в Петербурге в 1859 – 1866 гг. — 218 Рыбаков Константин Николаевич (1856 – 1916), актер Малого театра — 47, 94, 102, 294, 337, 338
Савина Мария Гавриловна (1854 – 1915), актриса Александринского театра — 47, 53, 62, 76, 205, 336, 338, 340 Савицкая Маргарита Георгиевна (1868 – 1911), актриса МХТ, ученица Вл. И. Немировича-Данченко — 68, 83, 151, 230, 484 Садовская Ольга Осиповна (1849 – 1919), актриса Малого театра, жена М. П. Садовского — 46, 47, 285, 291, 295, 316 Садовский Михаил Провыч (1847 – 1910), актер, представитель актерской семьи Садовских — 56, 63, 89, 123, 291, 395, 314, 516 Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826 – 1889) — 43, 210, 410 «Смерть Пазухина» — 270 Сальвини Томмазо (1829 – 1915), итальянский актер — 90 Самарин Иван Васильевич (1817 – 1885), актер Малого театра, педагог, автор ряда пьес — 94, 207, 289 – 291, 477 Самарова М. А., актриса — 320 Санин (Шенберг) Александр Акимович (1869 – 1956), актер, режиссер — 133, 136, 148 Сац Илья Александрович (1875 – 1912), композитор — 304 Светланова, псевдоним драматической актрисы Е. Яблочкиной — 312, 313 Свободин (Матюшин) Павел Матвеевич (1850 – 1892), актер — 150 Святополк-Мирский Петр Данилович (1857 – 1914), князь, министр внутренних дел России (авг. 1904 — янв. 1905) — 196 Сенкевич Генрик (1846 – 1916), польский писатель — 77 Сергеев Н. С., актер — 320 Сергей Александрович (1857 – 1905), великий князь, сын императора Александра II, московский генерал-губернатор — 119, 120, 124 Синельников Николай Николаевич (1855 – 1939), режиссер, актер, антрепренер — 337 Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853 – 1902), министр внутренних дел России в 1900 г. — 298 Скирмунт С. А. (1863 – 1932), книгоиздатель — 198 {569} Скобелев Михаил Дмитриевич (1843 – 1882), генерал от инфантерии, участник сражений под Плевной и при Шипке — 210 Смйтана Бедржих (1824 – 1884), чешский композитор, дирижер, пианист, музыкальный общественный деятель — 240 Соболев Юрий Васильевич (1887 – 1940), театровед, критик, историк литературы, биограф Вл. И. Немировича-Данченко — 39 «Современник», журнал, основанный А. С. Пушкиным, издавался в 1836 – 1846 гг. в Петербурге — 111 Соллогуб Федор Львович (1848 – 1890), художник, поэт, один из организаторов общества искусства и литературы — 321 Соловцов (Федоров) Николай Николаевич (1857 – 1902), актер, режиссер, антрепренер — 61, 69, 336, 337, 355, 356 Соловьев Владимир Сергеевич (1853 – 1900), поэт, философ, публицист — 241 Софокл (ок. 496 – 406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург — 135, 424 «Антигона» — 135, 138 Сперанский Александр Дмитриевич (1887 – 1961), патофизиолог — 139 Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863 – 1938), режиссер, актер, педагог, теоретик театра, основатель МХАТа — 39, 63, 70, 86, 88 – 92, 94, 95, 99 – 101, 103 – 107, 109, 111, 115, 117, 125, 128, 129, 133, 135, 136, 138, 139, 143, 144, 149, 151, 154, 156, 159, 168, 170, 177, 180, 190, 196, 201, 205, 213, 214, 217, 218, 221, 223, 226, 231, 239, 241, 247, 254, 262, 263, 270, 285, 317, 318, 320, 321, 370, 377, 390, 392, 418, 419, 423, 443, 449, 455, 463, 466, 467, 484, 489, 499, 501, 505, 507, 526, 527, 528, 530, 531, 533 «Моя жизнь в искусстве» — 117, 490 Стахович Алексей Александрович (1856 – 1919), генерал, адъютант великого князя, впоследствии актер, один из директоров Художественного театра — 109, 121 Стороженко Николай Ильич (1836 – 1906), литературовед, профессор Московского университета — 65 Стрельская Варвара Васильевна (1838 – 1915), актриса Александринского театра — 102 Стрепетова Полина (Пелагея) Антипьевна (1850 – 1903), актриса Александринского театра — 53, 402, 439 Стриндберг Август (1849 – 1912), шведский писатель, драматург — 265, 270 Суворин Алексей Сергеевич (1834 – 1912), публицист, критик, драматург, издатель, владелец театра в Петербурге — 77 – 80, 112, 128 Сулержицкий Леопольд Антонович (1872 – 1916), режиссер — 143 Сумбатов, драматург — 111, 130 Сумбатов-Южин — см. Южин А. И. Сургучев Илья Дмитриевич (1881 – 1956), писатель, драматург — 216 Суриков Василий Иванович (1848 – 1916), живописец, передвижник — 147
Таиров Александр Яковлевич (1885 – 1950), режиссер — 247, 533 Тарасов Николай Лазаревич (ум. 1910), владелец крупного состояния, пайщик МХТ, один из создателей театра миниатюр «Летучая мышь» — 232 {570} Тарасова Алла Константиновна (1898 – 1973), актриса МХАТа — 469, 513 Тарханов (Москвин) Михаил Михайлович (1877 – 1948), актер МХАТа, брат И. М. Москвина. — 450, 477, 518, 519, 522, 523, 524 Телешов Николай Дмитриевич (1867 – 1957), писатель — 393 Титов Иван Иванович (1876 – 1941), главный машинист сцены МХТ с 1898 по 1941 гг. — 222, 253, 317 Тихомиров И. А., режиссер — 163, 302 Тихонравов Николай Саввич (1832 – 1893), литературовед, археограф, профессор Московского университета — 65 Толстая Александра Львовна (1884 – 1979), младшая дочь Л. Н. Толстого — 259, 267, 268 Толстая Софья Андреевна (урожд. Берс; 1844 – 1919), жена Л. Н. Толстого — 259, 262 – 266 Толстая Татьяна Львовна (в замуж. Сухотина; 1869 – 1950), дочь Л. Н. Толстого — 259, 262 Толстой Алексей Константинович (1817 – 1875), граф, писатель — 128, 135, 166, 169, 313, 365 «Смерть Иоанна Грозного» — 169, 313 «Царь Федор Иоаннович» — 128, 130, 133 – 135, 138, 153, 169, 172, 202, 212, 224, 227, 229, 230, 235, 240, 243, 253, 254, 270, 271, 417, 470, 471 Толстой Алексей Николаевич (1882/83 – 1945) — 459, 463, 525 Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) — 40, 42, 51, 74, 88, 121, 127, 140, 151, 200, 216, 222, 258 – 263, 265 – 270, 272, 284, 319, 321, 382, 388, 410, 413, 414, 416, 423, 458, 459 «Анна Каренина» — 270, 413, 414, 458, 514, 532 «Власть тьмы» — 200, 261, 263 «Война и мир» — 270, 458 «Воскресение» — 272, 413 «Живой труп» — 262, 268, 269, 413, 422 «Крейцерова соната» — 261, 458 «Хаджи-Мурат» — 259 «Хозяин и работник» — 261 «Чем люди живы» — 261 Топорков Василий Осипович (1889 – 1970), актер — 446 Трепов Дмитрий Федорович (1855 – 1906), московский оберполицмейстер — 155, 158 Тургенев Иван Сергеевич (1818 – 1883) — 51, 57, 83, 216, 221, 247, 257, 260, 276, 284, 306, 307, 388, 396, 410, 458 – 460 «Вешние воды» — 306, 307 «Дворянское гнездо» — 307, 458 «Дым» — 307 «Затишье» — 307 «Месяц в деревне» — 307, 435 «Накануне» — 307 «Новь» — 307, 458 «Отцы и дети» — 306, 307, 458 «Рудин» — 307
Уайльд Оскар (1854 – 1900), английский писатель — 156, 208, 232, 398 «Саломея» — 156, 157 Ушков К. К., купец, меценат, пайщик МХТ — 122, 123, 127 {571} Федотов Александр Александрович (1863 – 1909), актер Малого театра, режиссер, драматург, театральный деятель, сын Г. Н. Федотовой — 85, 284, 321
Федотова Гликерия Николаевна (урожд. Позднякова; 1846 – 1925), актриса Малого театра, педагог — 41, 47, 56, 62, 63, 86, 87, 94, 102, 116, 280 – 289, 290 – 292, 294, 314 – 316, 337, 435, 475 Филиппова Катя, ученица К. С. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко — 210, 214 Флер Роберт де, драматический писатель — 286 Флеров (псевдоним С. Васильев) Сергей Васильевич (1841 – 1901), журналист, театральный критик, педагог — 45, 64, 154 Франц-Иосиф (1830 – 1916), император Австрии и король Венгрии с 1848 г. из династии Габсбургов — 238
Хлудов, купец, крупнейший владелец текстильных мануфактур — 119, 120 Хмелев Николай Павлович (1901 – 1945), актер МХАТа — 446, 513, 518, 525
Цаккони Эрмете (1857 – 1948), итальянский актер-трагик — 245
Чайковский Петр Ильич (1840 – 1893), композитор — 65, 219, 303, 487 Черневский Сергей Антипович, (1839 – 1901), режиссер Малого театра — 57, 62, 63, 282 Чернышевский Николай Гаврилович (1828 – 1889) — 307 «Что делать?» — 307 Чертков Владимир Григорьевич (1854 – 1936), издатель и публицист, друг Л. Н. Толстого — 267 – 269 Чириков Евгений Николаевич (1864 – 1932), писатель, драматург — 216 Чехов Антон Павлович (1860 – 1904) — 39 – 46, 48 – 53, 56, 59, 61, 69, 70, 73 – 85, 88, 92, 104, 110, 111, 113, 116, 118, 127, 130, 135, 137, 139, 140, 143 – 146, 148, 149, 159, 161, 163, 164, 166 – 172, 174, 175, 177 – 179, 182, 184, 187 – 191, 202, 204, 270, 271, 295, 298, 300, 302, 307, 309 – 311, 321, 323, 370, 377, 380 – 383, 387 – 394, 396, 410, 413, 417, 418, 421, 423, 424, 427 – 429, 452, 453, 455, 458, 462, 484, 492, 493, 496, 506, 508, 527, 528, 530, 533 «Вишневый сад» — 92, 93, 174, 176, 180, 183, 184, 201, 202, 271, 386 – 390, 394, 395, 424, 466, 484 «Дядя Ваня» — 46, 50, 61, 69, 93, 145, 146, 166, 169, 170, 173, 174, 187, 190, 219, 221, 227, 228, 235, 237, 243, 251, 261, 384, 387, 389, 390, 412, 495, 514, 515, 527, 528 – 530 «Дуэль» — 321 «Иванов» — 44 – 46, 50, 52, 53, 61, 78, 130, 176, 201, 289, 377, 387, 466 «Леший» — 61, 69, 113 «Медведь» — 45, 61 «Палата № 6» — 132 «Предложение» — 45 «Сумерки» — 40 «Три сестры» — 174, 176, 177, 180, 181, 221, 238, 265, 269, 302, 310, 381 – 384, 387 – 390, 425, 455, 469, 471, 494, 498, 496, 508, 509, 514, 525, 526, 530, 531 {572} «Хирургия» — 216 «Холодная кровь» — 41 «Хористка» — 453, 460 «Чайка» — 39, 41, 50, 73, 74, 76 – 81, 83, 84, 109, 130 – 133, 135, 136, 138, 145, 147, 148, 159, 163, 164, 166 – 168, 170, 174, 177, 187, 190, 202, 309, 383, 387, 389, 390, 423, 472, 505, 526, 535 Чехов Иван Павлович (1861 – 1922), педагог, брат А. П. Чехова — 44, 47 Чехов Михаил Павлович (1868 – 1936), актер, брат А. П. Чехова — 533 Чехов Николай Павлович (1858 – 1889), художник, брат А. П. Чехова — 48 Чехова Мария Павловна (1863 – 1957), сестра А. П. Чехова — 48, 159, 182
Шадрин, актер — 212 Шаляпин Федор Михайлович (1873 – 1938), певец — 89, 193, 194, 435, 436, 478 Шаховской Александр Александрович (1777 – 1846), князь, драматург, педагог, режиссер — 289 Шекспир Уильям (1564 – 1616), английский драматург и поэт — 135, 151, 201, 205, 216, 324, 332, 353, 365, 408, 423, 458, 459, 470 – 472, 474, 475, 477, 478, 488, 536 «Венецианский купец» — 135 «Гамлет» — 217, 312, 335, 338, 339, 341, 515 «Двенадцатая ночь» — 470 «Отелло» — 86, 105, 335, 338 «Юлий Цезарь» — 90, 130, 201 – 205, 217, 386, 389, 422, 470 Шиллер Иоганн Фридрих (1759 – 1805), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства — 58, 222, 332, 420, 457 – 459, 474, 477, 497 «Коварство и любовь» — 458 «Мария Стюарт» — 58, 283, 411 «Орлеанская дева» — 333, 411 «Разбойники» — 335 Шморанц, директор Чешского Национального театра «Narodny Divadlo» — 238, 240 Шольц, литератор — 221, 223 Шопенгауэр Артур (1788 – 1860), немецкий философ — 127 Шпажинский Ипполит Васильевич (1848 – 1917), драматург — 70, 111, 130 Штейн, театральный импресарио — 229, 238, 246 – 249 Штраус Иоганн (1825 – 1899), австрийский композитор, скрипач, дирижер — 242 Шумский (Чесноков) Сергей Васильевич (1821 – 1878), актер Малого театра, педагог — 284, 484, 527
Щепкин Михаил Семенович (1788 – 1863), знаменитый актер и театральный педагог, реформатор русского театра, основоположник реализма в сценическом искусстве — 58, 290, 293, 449 Щепкина, актриса — 253 Щукин, купец, хозяин театра — 97, 153, 264
Эсхил (ок. 525 – 456 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, «отец трагедии» — 474 Эфрос (псевд. Чужой) Николай Ефимович (1867 – 1923), театральный критик, историк театра, один из первых историографов МХТ — 136, 218, 300
{573} Южин (Сумбатов) Александр Иванович (1857 – 1927), актер Малого театра драматург, театральный деятель — 47, 65, 66, 70 – 73, 76, 77, 81, 99, 102, 103, 111, 131, 169, 170, 215, 262, 268, 274, 295, 337, 340, 341, 345, 404, 444, 523 Юшкевич Семен Соломонович (1868 – 1927), писатель, драматург — 216
Яблочкин Александр Александрович (1821 – 1895), актер, режиссер — 142, 313, 314, 417 Яблочкина Александра Александровна (1866 – 1964), актриса Малого театра, дочь А. А. Яблочкина — 311, 313, 314, 316, 516 Яблочкина Евгения Александровна, актриса, псевдоним Светланова, дочь А. А. Яблочкина — 312 – 314 Яблочкина С. В. (1842 – 1898), актриса Малого театра, мать А. А. Яблочкиной — 312 Яворская, актриса, владелица театра в Петербурге — 167 Комментарии Воспоминания В. И. Немировича-Данченко «Из прошлого» посвящены событиям его жизни и творчества до 1917 года. Они были опубликованы в Бостоне в 1936 г. и в том же году в СССР в издательстве «Academia». Вторым изданием вышли в 1938 году в издательстве «Художественная литература» и с тех пор не переиздавались. Отдав много сил литературному труду в молодые годы, В. И. Немирович-Данченко с 1901 г. перестал выступать как писатель, целиком посвятив себя деятельности в Художественном театре. Над воспоминаниями «Из прошлого» он начал работать в начале 1930‑х годов. Книгу заказала американская фирма «Литтл, Броун и Ко» (в этом издательстве в 1924 году впервые были опубликованы мемуары К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»). По замыслу В. И. Немировича-Данченко «это не просто “мемуары”, это — полосы Художественного театра, куски, в которых мои личные воспоминания перемешиваются с характеристикой настроений и направлений Художественного театра: Чехов и новый театр; Горький; Толстой; пайщики и общество; цензура. Искусство и жизнь переплетаются в простом рассказе» (Немировича-Данченко В. И. Избранные письма. М., 1979. Т. 2. С. 395). Выполнение контракта сильно затянулось — работа у автора шла трудно, с большими перерывами. По словам исследовательницы творчества Немировича-Данченко И. Н. Соловьевой, «книга писалась совсем не ритмично. Можно сказать, не шла. Автору приходилось повторяться в извинениях насчет задержек и в заверениях, что следующая глава в ближайшее время будет выслана. При том, что она не высылалась. Месяцы задержек складывались в годы». Нельзя не согласиться с И. Н. Соловьевой, что сложности в создании книги «Из прошлого» обусловлены и историческим контекстом времени, в которое она писалась (См.: Соловьева И. Н. Спектакль воспоминаний // Театральная жизнь. 1988. №№ 19, 20). Мемуары В. И. Немировича-Данченко содержат немало живых, содержательных страниц, воскрешающих события, явления, имена театральной жизни России на рубеже двух столетий. Конечно, они не могли исчерпывающе осветить многие из затронутых тем. Однако не только по этой причине книгу «Из прошлого» довольно сурово оценил В. Я. Виленкин в предисловии к двухтомнику «Избранных писем»: «Эта книга не стала отражением творческого пути Немировича-Данченко. Она не соответствует огромности его значения в истории мирового театра и не раскрыла в достаточной степени то, что составляло глубинное содержание и определяло внутренний духовный {539} диапазон его личности. Книгой его жизни этот том мемуаров не стал, несмотря на неоспоримую ценность отдельных глав». Чувство известной неудовлетворенности, которое сегодня при чтении некоторых разделов книги может испытать взыскательный читатель, обусловлено — как представляется — неполнотой исторической правды, недостаточной проявленностью диалектики общественно-художественного процесса. Трудная, трагическая эпоха, в которую писалась книга, не могла не повлиять на перо ее автора. [1] Здесь и далее страницы указаны по настоящему изданию. [2] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. — М., 1962, с. 4. [3] Базилевская И. Н. Режиссерские экземпляры К. С. Станиславского (опыты прочтения). Автореферат диссертации — М., 1974, с. 17. [4] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 тт. Т. 1. — М., 1960, с. 257, 276. [5] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 174. [6] Марков П. А. Вл. И. Немирович-Данченко. — Цит. по кн.: Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие. Т. 1. — М., 1952, с. 22. [7] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 139. [8] Соловьева И. Немирович-Данченко. — М., 1979, с. 303. [9] Марков П. А. Указ. соч., с. 20. [10] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 1. — М., 1979, с. 118. [11] Там же, с. 291. [12] Там же, с. 302. [13] Там же, с. 445 – 446. [14] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 144. [15] Немирович-Данченко Вл. И. Указ. соч., с. 144 – 145. [16] Там же, с. 445. [17] Виленкин В. Воспоминания с комментариями. — М., 1982, с. 95. [18] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма Т. 1. М., 1979, с. 435. [19] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. — М., 1962, с. 334. [20] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 1. — М., 1979, с. 397. [21] Там же. [22] Там же. Т. 2. — М., 1979, с. 42, 14. [23] Там же. Т. 1. — М., 1979, с. 473. [24] Там же. [25] Белый А. Штемпелеванная культура. — Весы, 1909, сентябрь, с. 75. [26] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. — М., 1952, с. 118 – 119. [27] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2 — М., 1979, с. 18. [28] Там же, с. 13. [29] Венгеров С. Литературные настроения 1910 года. — Русские ведомости, 1911, № 1, с. 11. [30] Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 тт. Т. 7 — М., 1960, с. 347. [31] Фрейдкина Л. Указ. соч., с. 298. [32] Блок А. А. Собр. соч. в 8‑ми тт. — М.‑Л., 1963. Т. 8, с. 266. [33] Соболев Ю. В. И. Немирович-Данченко. — П., 1918, с. 14. [34] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 40 – 41. [35] Там же, с. 578. [36] Там же, с. 579. [37] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 142, 173. [38] Марков П. Указ. соч., с. 25. [39] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма Т. 1 — М., 1979, с. 287 – 289. [40] Там же. [41] В первые годы революции театр был отнесен к разряду академических и стал именоваться не МХТ, а МХАТ. [42] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 350. [43] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко. — М., 1962, с. 398. [44] Е. Н. Немирович-Данченко (урожд. Корф) скончалась в 1938 г. [45] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1. — М., 1952, с. 44. [46] Соловьева И. Немирович-Данченко. — М., 1979, с. 327. [47] Литаврина М. МХАТ, тридцатые и мы. Неюбилейные заметки. — «Москва», 1988, № 10, с. 164. [48] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2 — М., 1979, с. 483. [49] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие. Т. 1 — М., 1952, с. 284. [50] Там же, с. 282. [51] Там же, с. 286. [52] Немирович-Данченко Вл. И. Театральное наследие Т. 1, с. 319. [53] Виленкин В. Воспоминания с комментариями — М., 1982, с. 72. [54] Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию. «Три сестры» А. П. Чехова в постановке МХАТ 1940 года. — М., 1965, с. 149. [55] Там же, с. 166. [56] «Ежегодник МХТ», 1945, т. II, с. 394. [57] Вл. И. Немирович-Данченко ведет репетицию. «Три сестры» А. П. Чехова в постановке МХАТ 1940 года, с. 537 – 538. [58] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко с. 546. [59] Там же. [60] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 551. [61] Фрейдкина Л. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко, с. 563. [62] Немирович-Данченко Вл. И. Избранные письма. Т. 2. — М., 1979, с. 551. [63] Старший. [64] Тихо. [65] Писательница Л. А. Авилова прислала мне письмо, из которого разрешила мне извлечь следующее: «В то время, как Антон Павлович писал эту пьесу, он получил через редакцию «Русской мысли» брелок в форме книги, на котором с одной стороны было вырезано название сборника, а с другой — цифры: стр. 247, ст. 6‑я и 7‑я. Подарок был анонимный. В своем сборнике Антон Павлович прочел: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, то приди и возьми ее». Это из рассказа «Соседи», и говорит эти слова Григорий Власич брату своей жены. Антон Павлович смутно догадывался о том, кто прислал ему этот брелок, и придумал оригинальный способ послать благодарность и ответ: он заставил Нину подарить такой же медальон Тригорину и только переменил название сборника и цифры. Ответ дошел по назначению в первое же представление «Чайки». Артисты, конечно, не подозревали, что, играя драму, они в то же время исполняли роль почтальона». [ Прим. авт., не вошедшее в публикацию М. Н. Любомудрова. ]. [66] Лицо, пользующееся большим вниманием. [67] Отец знаменитой актрисы и ее брата — режиссера [ Сноска, существовавшая в издании 1938 года и не вошедшая в публикацию М. Н. Любомудрова ]. [68] Гостиница и ресторан [ Сноска, существовавшая в издании 1938 года и не вошедшая в публикацию М. Н. Любомудрова ]. [69] Запрещаю [ Сноска, существовавшая в издании 1938 года и не вошедшая в публикацию М. Н. Любомудрова ]. [70] На роли «дам». [71] Популярнейшие загородные рестораны. [72] «Трудно сказать, где и когда что начинается и откуда придет разрядка». [73] Сорт вина. [74] Вступительное слово. [75] Очевидно, Чехов писал, что за разрешение постановки я должен заплатить ему приездом к нему в усадьбу (Мелихово). [76] Старо. [77] Предзнаменованиях. [78] Приносящий несчастье. [79] «Желание рождает эти мысли». [80] Прощайте. [81] Баденвейлер. Антон Павлович умер внезапно от слабости сердца. Ольга Чехова. [82] Длинное кресло. [83] Среди нас сохранился пасьянс, называемый чеховским. [84] Небольшая шикарная столовая при колониальном магазине. [85] Высшему свету. [86] «Артисты». [87] Не могу побороть в себе желанье отвлечься, чтобы сказать несколько слов о супругах Бларамберг. Это была очень редкая по благородству чета. Вся их деятельность и вся их жизнь были проникнуты честностью, сердечностью, разумом и непрерывным трудом. Павел Иванович умер за границей. Мина Карловна вернулась в Россию, привезя с собой урну с его прахом. Здесь она твердо решила привести в порядок произведения мужа, издать их, а потом уйти — за ним. Так и сделала. Год с чем-то работала, исполнила все, что было надо, и потом, уехав в глушь, покончила с собой. [88] Вероятно. [89] Отпечаток. [90] Буквально: хорошую мину при плохой игре. [91] «Берлинский театр». [92] Название улицы. [93] Книжки к спектаклям [ В издании 1938 года — Либретто. ]. [94] Русская свинья. [95] «Все продано». [96] Т. е. приносящая счастье. [97] «Дядя Ваня». [98] Большой Берлин. [99] Огромный парк-лес. [100] Новые улицы. [101] Старые улицы. [102] Скорый поезд. [103] Алло! [104] Московский Художественный театр. [105] Торжественный. [106] «Проданная невеста». [107] Массу. [108] Господин директор. [109] Императора. [110] Дословно — «Бог из машины». — Здесь — внезапная развязка вследствие непредвиденных обстоятельств (лат.). — Ред. [111] Боюсь, что ошибаюсь. Кажется, Светланова была еще слишком юна и играла только Глашу. [112] Я сказал (я высказался) и облегчил свою душу (лат.). — Ред. [113] Высший свет (фр.). [114] Чрезмерное богатство (фр.) — Ред. [115] Звезды (фр.). — Ред. [116] Квартира для временного жилья (фр.). [117] Профессиональной ревности, зависти (фр.). [118] Наша вина, наша большая вина (лат.). [119] Здесь — непременные условия (лат.). [120] В письме к своей супруге О. С. Книппер-Чеховой Антон Павлович между прочим дает некоторые разъяснения и указания насчет условного «тра‑та‑та» (письмо из Ниццы, где тогда жил А. П. Чехов). — Примечание автора. [121] Ольга Леонардовна — Книппер. — Сост. [122] Единство времени, места и действия. [123] М. Загорский выступил с утверждением, что единственный театр, который может сыграть Шиллера, — это Художественный театр. Это был для меня большой сюрприз. [124] Нотабене (лат.) — примечание, требующее особого внимания читателя. [125] Держу перо в 11 часов утра. Как вчера прошел концерт, еще не знаю. Объявлено было два сразу, на 28‑е и 30‑е. И на оба билеты расхватаны. Вчера — в концертном зале в театре Руставели. [i] Художественный театр открылся 14 октября 1898 г. спектаклем «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого. [ii] Премьера «Чайки» А. П. Чехова состоялась 17 декабря 1898 г. В Петербурге на сцене Александрийского театра «Чайка» была поставлена 17 октября 1896 г. [iii] Премьера «Иванова» в Театре Корша состоялась в 1887 г. [iv] «Комеди франсез», старейший французский театр, основанный в 1680 г. [v] Букв. «бог из машины» (лат.); развязка вследствие вмешательства непредвиденного обстоятельства. [vi] Филармоническое общество в Москве имело драматические классы, где преподавал В. И. Немирович-Данченко. [vii] Немирович-Данченко (по сцене Немирович, Светланова) Екатерина Ивановна (1857 – 1901) — артистка провинциального театра, сестра В. И. Немировича-Данченко. [viii] Существующее в русской традиции название пьесы «Кукольный дом» норвежского драматурга Г. Ибсена. [ix] Гостиница и ресторан в Москве на Никольской улице (ныне ул., 25‑го Октября). [x] Дачное место под Москвой, где находилось имение К. С. Станиславского. [xi] Немирович-Данченко Василий Иванович (1844 – 1936) — писатель, после Октябрьской революции жил за границей. [xii] Немирович-Данченко (по сцене Мирский) Иван Иванович (1853 –?) — военный, впоследствии артист. [xiii] Впервые опубликована в 1924 г. в США на английском языке. В Москве впервые вышла из печати в 1926 г. [xiv] Имеется в виду пьеса В. Шекспира «Венецианский купец» (Шейлок — один из ее персонажей). [xv] «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (От Иоанна, гл. 12, 24). [xvi] По имени французского писателя Э. Золя (1840 – 1902). [xvii] О. Л. Книппер стала женой А. П. Чехова в 1901 г. [xviii] 26 января 1904 г. Япония неожиданно и вероломно, без объявления войны, {540} произвела нападение своего флота на русскую эскадру в Порт-Артуре. [xix] Пешкова Е. П. (1878 – 1965) — жена А. М. Горького. [xx] Геннадий Несчастливцев, Аркадий Счастливцев, провинциальные актеры — персонажи комедии А. Н. Островского «Лес». [xxi] «Прав — не дают, права — берут…» — реплика Нила, персонажа пьесы М. Горького «Мещане». [xxii] Имеется в виду подписанный царем манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. [xxiii] Имеется в виду статья М. Горького «О “карамазовщине”» (Русское слово. 1913. 22 сент.). Ниже Немирович-Данченко подразумевает другую статью Горького — «Еще о “карамазовщине”» (Русское слово. 1913. 27 окт.). [xxiv] Ответ МХТ М. Горькому был опубликован в газете «Русское слово» 26 сентября. В нем особенно подчеркивалась мысль о том, что «наша обязанность, как корпорации художников, напомнить, что те самые “высшие запросы духа”, в которых Вы видите лишь праздное “красноречие, отвлекающее от живого дела”, мы считаем основным назначением театра». [xxv] Выборы в первую Государственную думу происходили в марте — апреле 1906 г. Дума заседала с конца апреля по июль 1906 г. [xxvi] Главный город великого герцогства Баденского в Германии. [xxvii] Чудотворная икона Иверской богоматери считалась покровительницей Москвы и была очень почитаема в народе. «Подъем иконы», то есть доставление ее на место молебствия — для освящения какого-либо важного почина или нового строения, — практиковался с начала XIX века. В настоящее время икона находится в московском храме Воскресения Христова в Сокольниках. [xxviii] Жена древнегреческого философа Сократа, известна своей сварливостью, в этом смысле имя ее сделалось нарицательным. [xxix] «Живой труп» по пьесе Л. Н. Толстого был впервые показан на сцене МХТ 23 сентября 1911 г., постановка В. И. Немировича-Данченко. [xxx] Премьеры в МХТ спектаклей «Воскресение» по Л. Н. Толстому — в 1930 г.; «Враги» М. Горького — в 1935 г. [xxxi] Статья впервые опубликована в «Ежегоднике императорских театров» за 1909 г. (выпуск второй), приурочена к столетию со дня рождения Н. В. Гоголя. {541} Эту статью Вл. И. Немирович-Данченко прочел в Москве 23 апреля 1909 г. на юбилейном заседании Общества любителей российской словесности. [xxxii] Слова из статьи Н. В. Гоголя «О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности», имеющей подзаголовок «Письмо к гр. А. П. Т<олсто>му». Была опубликована в «Выбранных местах из переписки с друзьями». [xxxiii] Имеется в виду сцена из трагедии «Борис Годунов». [xxxiv] Интервью опубликовано в газете «Утро России», 1912, № 220, 25 сентября. [xxxv] Опера французского композитора Л. Делиба (1836 – 1891). [xxxvi] Опубликована в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие», т. 1, М., 1952. В ответ на это обращение Г. Н. Федотова писала труппе МХТ: «… С чувством глубокой признательности выслушав привет вашего, ныне славного, театра, радостно принимаю ваш обет — непрестанно служить тем великим заветам, которыми вдохновлялись мы и отошедшие великие учителя наши. Всей душой любящая вас Гликерия Федотова». [xxxvii] Воспоминания были напечатаны в качестве вступительной статьи к книге Г. Гояна «Гликерия Федотова» (М.‑Л., 1940). [xxxviii] 24 марта 1882 г. император Александр III особым указом Сенату отменил монополию императорских театров. Теперь разрешалось в Петербурге и Москве открывать частные антрепризы. [xxxix] В 1912 г. на юбилейном спектакле по случаю 50‑летия своей сценической деятельности Г. Н. Федотова исполнила роль царицы Марфы в пьесе Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». [xl] Впервые опубликовано в газете «Русское слово», 1915, № 43, 22 февраля. [xli] Свой театр «Эвр» Люнье-По организовал в Париже в 1893 г. [xlii] {542} Лекция была прочитана Вл. И. Немировичем-Данченко в декабре 1919 г. в связи с предстоявшим «пятидесятилетним юбилеем артистки». Впервые опубликовано в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие», т. 1 (М., 1952). [xliii] Прочитана Вл. И. Немировичем-Данченко 2 мая 1920 г. Впервые опубликована в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие», т. 1 (М., 1952). [xliv] Впервые статья опубликована в журнале «Красная нива», № 14, от 1 апреля 1928 г. [xlv] Трагедия немецкого драматурга Г. Э. Лессинга (1729 – 1781). [xlvi] В пьесе «Овечий источник» («Фуэнте Овехуна») Лопе де Вега Ермолова играла роль девушки из народа Лауренсии и имела необычайный успех. [xlvii] Комедия французского драматурга О.‑Э. Скриба (1791 – 1861). [xlviii] Статья была приурочена к тридцатилетнему юбилею литературной деятельности писателя. Впервые опубликована в журнале «Театр», 1922, № 5, 31 октября. [xlix] Отрывок из предисловия Вл. И. Немировича-Данченко к книге Н. Е. Эфроса «“На дне” в постановке Московского Художественного театра» (М., 1923). [l] Поездка МХТ в Крым, к Чехову, со спектаклями «Чайка», «Дядя Ваня», «Эдда Габлер», «Одинокие» состоялась весной 1900 г. [li] Речь идет о сезоне 1899 – 1900 гг. В письме к Чехову М. Горький писал в январе 1900 г. по поводу спектакля «Дядя Ваня»: «Вообще этот театр произвел на меня впечатление солидного, серьезного дела, большого дела… Я, знаете, даже представить себе не мог такой игры и обстановки. Хорошо!» [lii] Речь на вечере памяти композитора И. А. Саца 23 ноября 1912 года. Впервые опубликована в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980). {543} И. А. Сац с 1906 г. и до конца жизни (скончался 11 октября 1912 г.) был дирижером и заведующим музыкальной частью МХТ. К. С Станиславский писал о нем: «Я думаю, что за все существование театра И. А. Сац впервые явил пример того, как нужно относиться к музыке в нашем драматическом искусстве» (Собр. соч., т. I, 1954, с 311). [liii] Черновой автограф речи датирован 14 апреля 1923 г. Впервые опубликовано в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980). [liv] Стенографическая запись беседы Вл. И. Немировича-Данченко датирована 13 июня 1936 г. Впервые опубликовано в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980). [lv] Черновой автограф рукописи датирован 5 сентября 1933 г. Впервые опубликовано в сборнике «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980). [lvi] Статья написана как отклик на смерть А. В. Луначарского и датирована 27 декабря 1933 года. Впервые опубликована в «Литературной газете» 29 декабря 1933 г. [lvii] Статья написана в связи с тридцатилетием со дня смерти А. П. Чехова. Впервые опубликована в газете «Советское искусство» 29 января 1935 г. [lviii] Статья написана 26 октября 1936 г. к 50‑летию артистической деятельности актрисы Малого театра А. А. Яблочкиной. Впервые опубликована в сборнике «А. А. Яблочкина. К 50‑летию сценической деятельности» (М.‑Л., 1937). [lix] Инженю (фр. — наивная) — актерское амплуа. Роли простодушных, наивных, обаятельных молодых девушек. [lx] К. С. Станиславский умер 7 августа, похороны на Новодевичьем кладбище в Москве происходили 9 августа 1938 г. Речь Вл. И. Немировича-Данченко над могилой К. С. Станиславского была записана стенографически и на следующий день опубликована {544} в газете «Правда». В настоящем сборнике печатается по публикации в книге «Вл. И. Немирович-Данченко. Театральное наследие. Статьи. Речи. Беседы. Письма», т. 1 (М., 1952). [lxi] Вл. И. Немирович-Данченко в июле — начале августа 1938 г. находился на отдыхе за границей. По приезде в Москву он тотчас, с вокзала поехал на похороны и присоединился к траурной процессии у ворот кладбища. [lxii] Алексеев В. С. (1861 – 1939) — старший брат К. С. Станиславского, режиссер, театральный педагог, работал в оперном театре имени К. С. Станиславского со дня основания (1928) до конца жизни. [lxiii] Алексеева (в замужестве Соколова) З. С. (1865 – 1950) — сестра К. С. Станиславского, актриса, режиссер, театральный педагог. [lxiv] Статья посвящена постановке комедии Л. Н. Толстого «Плоды просвещения» на сцене московского Общества искусства и литературы, премьера которой состоялась 8 февраля 1891 г. Постановщиком и исполнителем роли Звездинцева был К. С. Станиславский. Опубликовано в газете «Новости дня», 10 февраля 1891 г. [lxv] Псевдоним Вл. И. Немировича-Данченко. [lxvi] Говоруха-Отрок (псевд. Ю. Николаев) Ю. Н. (1851 – 1896) — писатель, литературный критик, в газете «Московские ведомости» с 1889 г. заведовал литературным отделом и театральной хроникой. [lxvii] Рецензия на повесть А. П. Чехова опубликована в газете «Новости дня» 16 февраля 1892 г. [lxviii] Статья опубликована в журнале «Артист» в 1894 г. (№ 42, октябрь). Немирович-Данченко выступил с этой статьей после того, как посвятил три года педагогическим занятиям в Филармоническом училище. [lxix] Из диалога персонажей комедии А. Н. Островского «Лес»: «Несчастливцев: Куда и откуда? — Счастливцев: Из Вологды в Керчь‑с… А вы‑с? — Несчастливцев: Из Керчи в Вологду». [lxx] Ныне город Днепропетровск (УССР), переименован в 1926 г. [lxxi] {545} Пьеса драматурга Д. В. Аверкиева. [lxxii] Дюков Н. Н. — антрепренер, управлял Харьковским театром с 1867 по 1882 г. [lxxiii] Персонаж романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». [lxxiv] Из доклада, представленного Вл. И. Немировичем-Данченко в Городскую думу 12 января 1898 г. Он и К. С. Станиславский ходатайствовали о субсидии. Городская дума отклонила их проект. Основатели театра обратились за помощью к меценатам. Уже после организации МХТ доклад был издан отдельной брошюрой. В настоящем издании печатается с сокращениями по тексту сборника «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980). [lxxv] Основано в Москве в 1888 г. при участии К. С. Станиславского. [lxxvi] Беседа состоялась весной 1909 г. Впервые была напечатана в «Ежегоднике МХАТ» за 1943 г. (М., 1945). [lxxvii] «Союз 17 октября», или партия октябристов объединяла верхи русской буржуазии и крупных помещиков; партия возникла в 1905 г. После подписания Николаем II манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г. [lxxviii] Публикуемый набросок относится к 1913 – 1914 гг. Возможно, что он связан со статьей Вл. И. Немировича-Данченко «Актеры и Достоевский» («Рампа и жизнь», 1913, № 40). Печатается по тексту сборника. «Вл. И. Немирович-Данченко. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки. 1877 – 1942» (М., 1980). Премьера спектакля МХТ «Братья Карамазовы» состоялась 12 октября 1910 г. [lxxix] Премьера спектакля МХТ «Николай Ставрогин» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы» состоялась 23 октября 1913 г. [lxxx] Статья является полемическим ответом Вл. И. Немировича-Данченко на публичную лекцию критика Ю. И. Айхенвальда в московском Политехническом музее 16 марта 1913 г. Лекция была озаглавлена «Литература и театр», при ее публикации Ю. И. Айхенвальд изменил заглавие, назвав статью «Отрицание театра». По существу, он отрицал самостоятельность театра как вида искусства, полагая, что пьеса уже осуществлена в книге и сцена ничего не может к ней прибавить, утверждал, что театр является лишь «подделкой жизни». {546} Статьи Ю. И. Айхенвальда, Вл. И. Немировича-Данченко и ряда других театральных деятелей (Сергея Глаголя, Ф. Ф. Комиссаржевского, В. Г. Сахновского, А. И. Сумбатова-Южина и др.) были опубликованы в сборнике «В спорах о театре» (М., 1914). [lxxxi] В архиве Вл. И. Немировича-Данченко сохранился типографский оттиск этой заметки. Но в печати она не появилась. По свидетельству автора, «издавалась “Русским словом” книга… Просили дать портрет и несколько строк. Я дал вот это, отка Date: 2016-08-29; view: 273; Нарушение авторских прав |