Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды нормативно-правовых актов
К нормативно-правовым актам относятся: – конституция (закон законов); – законы; – подзаконные акты. "Конституция Российской Федерации – является высшим нормативно-правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч.1 ст.15). Особенность действующей Конституции заключается также в том, что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г. Основы положения Конституции (гл.1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой Конституции, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесению на всенародное голосование (ст.135). Поправки к другим главам Конституции тоже принимаются в особом порядке (ст.136)" [5, с.240]. Конституция устанавливает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а также систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного самоуправления. Ее назначение – обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений. А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации в равной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъектов Федерации и муниципальных образований. "Именно эти цели обуславливают верховенство, высшую юридическую силу и прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления" [5, с.240]. Все нормы Конституции не должны противоречить основам конституционного строя и нормам, регулирующим статус личности. Все иные нормативно-правовые акты в России (законы, подзаконные акты) должны соответствовать и не противоречить Конституции. Законы Российской Федерации тоже имеют верховенство на всей ее территории и высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативно-правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст.71 – 72 Конституции). "Они также имеют прямое действие на территории России (ч.1 ст.76 Конституции). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч.2 ст.76 Конституции). " [5, с.241]. В Российской Федерации закон должен обладать признаками, присущими конституционному строю. Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. "Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Но тоже имеют важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Выделяют следующие виды подзаконных актов, расположенные по иерархии. Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст.8 – 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса" [5, с.294]. Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов – эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов и т.п. Решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур – Саратовской областной Думы, Астраханского областного Представительного Собрания). "Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администрации, губернаторов и пр). Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов – эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п. " [3, с.56]. Локальные нормативные акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка). Следовательно, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.
Глава 2. ЗАКОН – ОСНОВНОЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ.
2.1. Понятие закона и его признаков. Формирование правового государства связано с повышением роли закона в государственной и общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов. Закон является главной разновидностью нормативно-правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права. Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие признаки закона. Признаки закона: 1) принимается специально уполномоченными органами; 2) принимается при строгом соблюдении процессуального порядка; 3) регулирует наиболее значимые, важнейшие общественные отношения; 4) общеобязательная трактовка, их отмены, общественные отношения 5) стабилен; 6) обладает высшей юридической силой; 7) выражает волю и интересы народа. Все эти признаки закона существуют не изолированно, а в единстве. Их нельзя разрывать. Они позволяют лучше понять природу и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона. "Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства" [4, с.293]. Органами, уполномоченными принимать законы, являются: – Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации) – федеральные и федеральные конституционные законы России; – законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы субъектов федерации. Иные органы не обладают правомочиями принимать законы. Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах органов, в компетенцию которых входит принятие законов. Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются: – вопросы конституционного характера; – порядок образования и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; – права, свободы и обязанности человека и гражданина; – порядок создания и деятельности общественных организаций; – ключевые вопросы в области экономики; – вопросы обороны и безопасности; – международные отношения; – принятие и изменение бюджета; – установление налогов. "Общеобязательность закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т.д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения" [3, с.105]. Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости. Высшая юридическая сила закона заключается в том, что: – он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов; – положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему. Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.
Виды законов Классификация законов может проводиться по различным основаниям: – их юридической силе (Конституция РФ, федеральный закон, федеральный конституционный закон, закон субъектов Федерации); – субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом); – предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.); – сроку действия (постоянные законы и временные); – характеру (текущие и чрезвычайные); – сферам действия (общефедеральные и региональные); – содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.); – степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические – ГК РФ, УК РФ и т.д.); – значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные); – объему регулирования (общие и специальные) и т.д. Основными видами законов (в зависимости от уровня органа, принявшего их) в Российской Федерации являются: – федеральные законы – законы субъектов федерации В свою очередь федеральные законы подразделяются на: – федеральные конституционные законы (разновидность федеральных законов); – федеральные законы. Федеральный конституционный закон – закон, непосредственно регулирующий важнейшие конституционные институты государства, принимаемый для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции РФ. Среди них вопросы: – о военном положении; – о чрезвычайном положении; – о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта; – об изменении статуса субъекта РФ; – о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации; – о референдуме; – о судебной системе; – о судах основного звена; – о Конституционном Суде РФ; – о Верховном Суде РФ; – о Высшем арбитражном суде РФ; – о Конституционном собрании РФ. "Точно определено "иерархическое" место федерального конституционного закона – ему не могут противоречить федеральные законы (п.3 ст.76 Конституции Российской Федерации). Специфичен порядок принятия федерального конституционного закона. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (134 и более) и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более). Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию" [6, с.38]. Права вето в отношении федерального конституционного закона Президент РФ не имеет. Федеральный конституционный закон обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральным законом. Нормы федерального конституционного закона обладают повышенной стабильностью и занимают промежуточное положение между нормами федерального закона и конституционными нормами. Федеральный закон – закон, принимаемый Федеральным Собранием от имени Российской Федерации по предметам ее ведения. "Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более депутатов); а также 50% + 1 голос от общего числа членов Совета Федерации (90 и более); Президент РФ подписывает федеральный закон. " [6, с.38]. Сроки рассмотрения проекта федерального закона составляют: – Государственной Думой – не ограничены; – Советом Федерации – 14 дней (в случае нерассмотрения Советом Федерации принятого Государственной Думой в окончательном варианте проекта федерального закона в течение 14 дней со времени его поступления законопроект считается одобренным Советом Федерации); – Президентом РФ – 14 дней. Срок передачи принятого Государственной Думой законопроекта в Совет Федерации и принятого Советом Федерации законопроекта на подпись Президенту РФ составляет во всех случаях 5 дней. Совет Федерации обязан рассматривать принятые Государственной Думой проекты федеральных законов по вопросам: федеральных налогов и сборов; федерального бюджета; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. В случае неодобрения Советом Федерации принятого Государственной Думой проекта федерального закона (наложения вето Советом Федерации) данный законопроект может быть рассмотрен в согласительной комиссии палат парламента и передан на повторное рассмотрение в Совет Федерации либо вновь принят квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы (301 и более) – преодоление вето Совета Федерации – и передан на подпись Президенту РФ, минуя Совет Федерации. "Президент РФ рассматривает в течение 14 дней проект федерального закона, принятого либо простым большинством (50% + 1) от общего числа членов обеих палат парламента, либо квалифицированным большинством (свыше 2/3 голосов) от общего числа депутатов Государственной Думы, и подписывает законопроект, после чего он становится законом, и обнародует его либо отклоняет (налагает вето). Вето Президента РФ считается отклоненным, если и Государственная Дума, и Совет Федерации вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3) от их общего числа - то есть соответственно301 голос и более и 119 голосов и более, после чего Президент РФ обязан подписать и обнародовать данный федеральным закон в течение 7 дней" [6, с.39]. Законы субъектов федерации принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями республик в составе РФ и уставами иных субъектов Российской Федерации.
Структура закона Закон как нормативно-правовой акт высшей юридической силы имеет особую структуру, которую составляют следующие элементы (которые иногда называются реквизитами): – наименование органа, принявшего закон; – название закона; – номер и дата принятия; – преамбула; – нормативно-правовое содержание закона; – последствия несоблюдения закона; – отмена законом иных нормативно-правовых актов (правовых норм); – опубликование закона и вступление его в силу; – подписание закона. Закон (как и любой нормативно-правовой акт) должен содержать наименование принявшего его органа. От уровня государственного органа, в компетенцию которого входит принятие соответствующего закона, зависит его юридическая сила. Название закона должно указывать на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят (то есть на предмет правового регулирования). Необходимо стремиться к тому, чтобы название закона (позволяющее индивидуализировать его из массы других законов) отражало его содержание, звучало кратко и понятно. Номер закона и дата его принятия также помогают индивидуализировать его и занять определенное место в иерархии нормативно-правовых актов. При принятии федеральных законов Федеральным Собранием (Государственной Думой, Советом Федерации) соответствующей датой считается день окончательного принятия данного акта Государственной Думой. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Нормативно-правовое содержание является главным элементом закона. Содержание закона обычно делится на статьи, в которых содержатся нормы права. Статьи должны иметь номер. В объемных законах могут выделяться разделы и главы. "Преамбула обычно содержит мотивы принятия закона, его цели и задачи. Как правило, в самом законе содержится санкция, применяемая к нарушителям его норм. Преамбула обычно помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания в нее не включаются" [3, с.98]. Обязательным элементом закона должно быть указание об отмене действия иных нормативно-правовых актов данным законом. Обычно данное указание содержится в конце принятого закона (указываются реквизиты отмененных актов или их отдельные статьи). После принятия закон подлежит опубликованию и вступает в законную силу непосредственно после опубликования либо со дня, указанного в законе. "Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими осознанно. Вот почему важен конституционный принцип: "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п.3 ст.15 Конституции РФ). Его реализации посвящен федеральный Закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания" (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г., одобрен Советом Федерации 1 июля 1994., подписан Президентом 14 июня 1994 г)" [6, с.47]. Последним элементом структуры закона обязательно должна являться подпись соответствующего должностного лица (для федеральных законов – Президента РФ).
Date: 2016-08-29; view: 232; Нарушение авторских прав |