Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные универсальные учебные действия





Виды действий Содержание действий
Самоопределение (личностное, професси-ональное, жизненное) Внутренняя позиция школьника Отношение к школе, учению и поведение в процессе учебной деятельности.
Самооценка   - Когнитивный компонент Это ядро самосознания личности. Выступает как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем мире и в отношениях с другими.
Самооценка   - Регулятивный компонент
Смыслообразование Мотивация учебной деятельности Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация 1.Выделение мо­рального содержа­ния ситуации нарушения моральной нормы/следования моральной норме. 2. Дифференциа­ция конвенцио­нальных и мораль­ных норм. 3. Решение моральной дилем­мы на основе децентрации. 4. Оценка действий с точки зрения на­рушения/соблюде­ния моральной нормы. 5. Умение аргумен­тировать необходи­мость выполнения моральной нормы.

Как уже отмечалось выше, посредством формирования универсальных учебных действий достигаются образовательные результаты, которые помогают определить динамику познавательного и социально-психологического развития обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт к образовательным результатам относит личностные, метапредметные и предметные результаты.

К личностным результатамотносится: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

К метапредметным результатам относятся освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

К предметным результатам относятсяосвоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Данные результаты расположены по степени сложности определения степени достижения результатов образовательной деятельности. Нужно заметить, что из трех представленных выше универсальных учебных действий, наиболее сложными для формирования являются именно личностные УУД. Поэтому сложно провести диагностику личностных результатов и определить степень развития обучающего как личности.

Но все же, согласно Стандарту личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Исходя из перечисленных личностных результатов, можно сделать вывод о том, что в итоге выпускник общеобразовательной школы должен освоить следующие социально-значимые понятия:

1) родина, гражданин, долг;

2) труд, профессия, компетентность;

3) знания, наука, культура;

4) толерантность, единство, взаимопонимание;

5) закон, долг, правила, управление;

6) ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность;

7) общение, диалог, договорные отношения, сотрудничество;

8) здоровье, безопасность, ЗОЖ;

9) экологическое, системное мышление, экологический императив, устойчивое развитие;

10) семья, семейные роли, уважение, забота;

11) красота, искусство, эстетика. [11]

Проанализировав особенности личностных УУД и личностных результатов, мы пришли к выводу, что данные категории сочетаются друг с другом. Красной линией между двумя данными понятиями проходят следующие категории: ценностные ориентиры, социально значимая деятельность, моральный выбор.

Но все же главная цель УУД: помочь учащимся определить для себя ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. А если учащиеся смогут для себя ответить на вопрос: зачем учиться и в чем смысл учебной деятельности, тогда появиться возможность через учебные предметы и внеклассные мероприятия сформировать у обучающихся личностные УУД и оценить личностные результаты.

Например, уроки истории и обществознания, согласно новым стандартам должны формировать у обучающихся следующие личностные результаты:

- мотивированность и направленность на участие в будущем в общественной и государственной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. [5]

И соответственно, каждый учебный предмет, в какой - то мере формирует личностные УУД, которые в итоге помогают увидеть личностный результат.

Прочитав и проанализировав новые стандарты образования, мы пришли к выводу, что установленные им личностные результаты действительно должны быть сформированы в каждом выпускнике. Тогда мы можем говорить о том, что школа воспитала настоящего гражданина страны.

Но перед всеми педагогами встает вопрос: как и с помощью каких технологий сформировать у учащихся личностные результаты, которые установлены образовательным стандартом? А главное, каким образом оценить уровень развития данных личностных результатов?

Согласно стандарту, существуют оцениваемые и неоцениваемые результаты. К оцениваемым результатам относятся предметные, метапредметные и достижения в различных сферах деятельности. К неоцениваемым результатам относятся личностные результаты, ценностные ориентации, профессиональный выбор. Для оцениваемых результатов существует внутришкольная оценка, то есть формальная оценка по предмету. Для неоцениваемых результатов существует внешкольная, то есть неформальная оценка, к которой относятся внешние эксперты, педагогическая оценка, оценка товарищей, самооценка.

На основе этого можно сделать вывод, что существует четко разработанный инструментарий для диагностики сформированности у учащихся предметных и метапредметных результатов. Это разнообразные задачи, тесты, вопросы, которые помогают оценить уровень знаний учащегося по предмету и увидеть насколько учащийся научился знания, полученные на одном предмете использовать при изучении другого предмета. Причем оценка данных видов результатов будет объективной, так как существуют четко разработанные критерии оценки. Кроме того, данные результаты могут быть диагностированы с помощью промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации.

Что касается личностных результатов, то это - объект неформальной оценки, а, следовательно, субъективной. Задача усложняется еще и тем, что образовательный стандарт не предусматривает единой системы диагностики развития личностных результатов. У каждого общеобразовательного учреждения есть возможность самостоятельно разработать диагностическую карту развития личностных результатов. Данная работа достаточно сложная и трудоемкая. И, к сожалению, общеобразовательные учреждения не всегда могут грамотно и профессионально составить необходимую диагностическую Карту личностных результатов обучающихся или Карта охватывает не весь спектр личностных результатов, которые необходимо отслеживать. Так как, действительно, составление карты требует работы профессионалов педагогов, педагогов-психологов. Следовательно, не у каждого общеобразовательного учреждения есть возможность сотрудничать с институтами и иметь научного руководителя в данной области.

Поэтому, на наш взгляд, есть необходимость разработки на федеральном или региональном уровне единой диагностической карты наблюдения за особенностями личностных результатов обучающихся, учитывающей все особенности личностных УУД и личностных результатов. Данная карта по своему содержанию будет объемной, но мобильной. При подготовке к уроку или внеурочному мероприятию учителем будет выбираться та часть диагностической карты, которая ему необходима для диагностики тех или иных личностных результатов. В итоге за определенный период времени можно провести диагностику развития всех личностных результатов, установленных образовательным стандартом.

На базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Зиминский лицей» разработана «Карта наблюдения за особенностями личностных результатов учащихся 7-9 классов». Данная Карта была разработана и апробирована в рамках региональной педагогической площадки областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Институт развития образования Иркутской области» по направлению «Сетевая модель систем оценки образовательных результатов учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования».

Карта была апробирована на нескольких внеурочных мероприятиях учащихся 7 класса. Как и предполагалась Карта получилась очень объемная, поэтому было решено разбить ее и наблюдать во время внеурочных мероприятий за показателями отдельных блоков.

Карта заполняется одним или несколькими экспертами (наблюдателями). Соединив воедино Карты наблюдения можно проследить особенности личностных результатов в целом и их динамику.

В 2014-2015 учебном году за основу наблюдения и оценивания были взяты следующие личностные результаты:

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

То есть при разработке Карты было решено, что на внеурочных мероприятиях будут отслеживаться и оцениваться следующие показатели:

· социальные нормы, правила поведения;

· моральное сознание в решении проблем;

· особенности общения;

· уважительное, доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям;

· мотивация.

Date: 2016-08-29; view: 1737; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию