Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Горизонтальная интеграция
Рисунок 2. Структура взаимосвязей туристского рынка Составлено автором
В состав туристских услуг входят: бронирование услуг, включая перевозку и размещение и все иные, оформление разрешительных документов и части других формальностей, все виды перевозок, встречи, проводы и трансфер, размещение, питание, экскурсии и аттракции, медицинское сопровождение и страховку, услуги гидов- переводчиков и иное обеспечение. В состав услуг может быть включен руководитель туристской группы, гид-переводчик, который иногда могут выполнять роль экскурсовода, если не противоречит местным правилам организации экскурсий, для бизнес-туристов может быть особо предоставлены услуги специалиста по адаптации. Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой, причем каждый из видов этих услуг содержит в себе множество входящих элементов. 1. Сектор транспортных перевозок. Услуга перевозки состоит из нескольких этапов: трансфер — доставка от места сбора группы к терминалу основного перевозчика и по прибытию в место назначения — доставка туристов до отеля, курорта и т.д.; основной этап перевозки на достаточно большое расстояние осуществляет доставку туриста к месту назначения. Этап перевозки — весьма существенный и в значительной мере его эффективность определяется развитием технического прогресса. Так, изобретение паровоза и постройка в XIX веке железных дорог дали человечеству мощный импульс в развитии средств передвижения и возможности к массовому туризму. Железная дорога впервые дала возможность именно относительно быстрого и, главное, массового перемещения при сравнительно низкой стоимости (за счет массовости). Сегодня скоростные железные дороги на отдельных направлениях успешно конкурируют даже с авиацией. Дальнейшее расширение автомобильных, воздушных перевозок способствовало развитию массового туризма. Элитные путешествия на поездах мира. Большинство людей слышали о легендарном Восточном Экспрессе. Названный «поездом королей и королем поездов», он, возможно, является самым знаменитым поездом в мире. В свое время он был олицетворением роскоши и до сих пор остается чем-то особенным по возможностям для романтического путешествия. Приступив к работе в 1883г., Восточный Экспресс доставлял состоятельных людей из Парижа в Стамбул по эффектному живописному маршруту. Путешествие занимало 4 дня, но в условиях элегантной обстановки, с отличной едой и идеальным сервисом время пролетало быстро. В 1982г. Венский — Восточный — экспресс был пущен в эксплуатацию. Подражая многим поездам 1920-х годов, он был составлен из реставрированных до былого великолепия старинных вагонов. Восточный Экспресс в наши дни производит перевозку пассажиров из Лондона или Парижа. После того, как он пересекает Францию, поезд проносится через Швейцарию и Австрийские Альпы, проезжая через Бренье Пасс в Италию и прибывает в Венецию как раз ко времени коктейлей и ужина. Другие поезда: Транс-Сибирский специальный, который совершает приятное девятнадцатидневное путешествие из Москвы в Монголию; Голубой Поезд, который совершает высококлассный 24-х часовой переезд из Кейптауна в Преторию, Южная Африка; Шотландский Королевский, который извивается через Шотландские высокогорья. Автобусные перевозки. Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взятые. В большинстве стран междугородные автобусные перевозки обслуживаются как автобусами, принадлежащими правительству, так и автобусами независимых компаний. Автобусы также широко используются для обеспечения пассажиров трансфертами между аэропортами и гостиницами или центром города. Как правило, эту услугу предлагают многие компании, среди которых и независимые операторы и подразделения больших транспортных компаний. Многие компании также занимаются перевозкой багажа в небольших городах или сельской местности. Основной привлекательной чертой автобусов, по сравнению с другими формами общественного транспорта, долгое время оставалась их низкая стоимость. Экономически эффективны перевозки на расстояние до 500 км. Стандартным набором является хороший кондиционер в сочетании с удобствами комнаты для отдыха. Многие автобусы сейчас снабжены высокими сиденьями, звукоизолированы, имеют улучшенное освещение и большие окна для обзора, в некоторых установлены телевизоры. Индустрия проката автомобилей почти так же стара, как и сами автомобили. Начало проката автомобилей в 1916г. положили братья Саундеры из Омахи, США, позаимствовав автомобиль после того как их собственный автомобиль разбился. Экономика индустрии проката автомобилей в значительной мере отличается от экономики других видов транспорта. Маленькие компании могут выйти на рынок относительно спокойно. Не требуется больших первоначальных капиталов. Отдельные люди, имеющие достаточную платежеспособность, могут добиться финансирования приобретения машин у банка и взять по лизингу место под офис и гараж. Большинство из компаний, начинающих заниматься прокатом автомобилей, становятся частью цепи (сети). Индустрия круизов вошла в полную силу на туристском рынке в начале 70-х годов и продолжает развиваться в настоящее время. Количество действующих маршрутов круизов значительно увеличилось за последнее десятилетие. Некоторые из новых маршрутов принадлежат и осуществляются компаниями США, но большинство маршрутов в руках европейских компаний. Греческие, итальянские, норвежские, датские и британские маршруты доминируют на рынке круизов. Российские компании расширили круизный флот страны, а также успешно проникли на западный рынок, предлагая более низкие тарифы, чем европейские и американские маршруты. Маршруты круизов проходят по всем возможным приморским местам, от эффектных побережий Аляски до льдов Антарктики. Существуют круизы, которые подойдут любым запросам, практически с любой продолжительностью путешествия. Туристы могут выбрать увеселительную поездку на выходные на Багамы, шестидневное путешествие по рекам Европы, двухнедельный круиз по Средиземноморью, шестинедельный тур вокруг Южной Америки и, конечно, трехмесячный круиз вокруг света. Кругосветные круизы — это максимальное путешествие, каникулы всей жизни для тех, кто может позволить себе соответствующие расходы и время. Цена может варьироваться от $25000 до более чем 125000 за апартаменты. Круизные корабли имеют самые большие накладные расходы в индустрии туризма. Чтобы покрыть расходы, круизы должны достигать 80—90% заполнения корабля, авиалинии — 60-65%, отели 55-60%. Почти каждый круизный корабль заходит в несколько портов во время путешествия. Это представляет транспортный элемент продукта «круиз». В большинстве круизов в основном привлекает сам корабль. Факторы, влияющие на цену круиза. Четыре основных фактора, которые устанавливают цену круиза: продолжительность круиза; сезон; расположение и размер каюты; тип корабля. В прошлом авиалинии классифицировались как местные, региональные, национальные и международные. Сейчас они классифицируются по годовому обороту. Наиболее крупные перевозчики имеют оборот, превышающий $1 миллиард, национальные перевозчики от $100 миллионов до $1 миллиарда, большие региональные от $10 миллионов до $100 миллионов, средние менее $10 миллионов. Международные авиационные организации. Две международные организации располагаются в Монреале и занимаются координацией авиалиний и безопасностью полетов — Международная организация гражданской авиации (ГСАО) и Международная организация воздушного транспорта (IATA). ICAO — межправительственная организация, IATA — ассоциация авиакомпаний. ICAO занимается воздушной навигацией, безопасностью воздушного транспорта и координацией летных служб. Она финансируется правительством стран участников. Авиация подразделяется на транспортную авиацию (воздушные перевозки) и авиацию общего назначения. Транспортная авиация. Транспортная авиация состоит из компаний, осуществляющих перевозку пассажиров, грузов и почты. Некоторые самолеты спроектированы только для транспортировки пассажиров. Другие — с удаляемыми сиденьями, широкими дверьми и техникой для разгрузки и погрузки, — могут перевозить и пассажиров и грузы. Другие специально разработаны для перевозки грузов. Воздушные перевозчики обеспечивают обслуживание как по расписанию, так и вне его. Большинство авиакомпаний работают по расписанию, что означает, что каждый вылет и посадка происходят в известное время. Расписание особенно важно, и все перевозчики соблюдают его примерно на 90%. Авиарейсы, выполняемые вне расписания, так называемые чартерные, обеспечивают воздушные перевозки по более низким ценам, чем регулярные. Самолеты могут использоваться как чартерные специально или арендованы на регулярных авиалиниях. Типы аэропортов. Аэропорты обслуживают регулярные авиарейсы — международные, национальные и региональные. Они также обслуживают авиацию общего назначения, самолеты различных фирм и предприятий. Таким образом, Всемирная туристская организация (ВТО) определяет туризм как деятельность лица, которое путешествует по своей стране или за пределами своей страны, на срок, не превышающий один год, в целях отдыха, деловых целях или по другим мотивам, но не с целью занятия деятельностью, оплачиваемой из источника в посещаемом месте. 2. Сектор размещения и питания В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО, согласно которой все средства размещения делятся на две основные категории: коллективные и индивидуальные. Коллективное средство размещения - это любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком-либо ином помещении; однако число номеров, которое в нем имеется, превышает минимум, определяемый каждой страной самостоятельно (например: в России - 10 номеров, в - Италии 7). Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству, быть сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения; специализированные заведения; прочие предприятия размещения. Важной по значимости (после размещения) услугой является питание. Классификация подразделений предприятий питания строится по трем признакам: принадлежность к определенному виду деятельности, форма участия в основной деятельности, роль в производстве кулинарной продукции (рисунок 3).
Рисунок 3. Классификация предприятий питания Составлено автором
К основным типам предприятий питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовая и пр. Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом блюд считается ресторан. 3. Сектор развлечений. В туристских центрах в сезон проводятся целые циклы взаимоувязанных мероприятий гастрольно-зрелищной индустрии, выступления известных артистов, театральных коллективов, знаменитых певцов и музыкантов. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке. Индустрия развлечений ставит своей целью создание условий развлечения, то есть совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения. К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности — тематические парки, цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением. Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала. Способы и методы развлечения не имеют предела по выдумке их организаторов. На сегодняшний день можно назвать 110 наиболее популярных видов развлечений, но благодаря фантазии устроителей и техническому прогрессу появляются все новые и новые. Особое место занимает игорный бизнес. Совершенно в отдельное направление можно выделить посещение мировых театров или их гастроли в городах и странах мира. На рисунке 4 схематически показаны составляющие индустрии туризма – индустрия гостеприимства и инфраструктура туризма.
Рисунок 4. Составляющие индустрии туризма Источник [2]
Гостеприимство – это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей – туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций. Таким образом, индустрия гостеприимства – это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов. Инфраструктура туризма включает в себя 3 уровня. 1) Производственная инфраструктура 2) Организации, деятельность которых расширяется при их нахождении в местах пребывания туристов 3) Инфраструктура туроперейтинга, транспортная, торговая, учебная, научная, информационная инфраструктура, предприятия по производству товаров туристского спроса Основные свойства, особенности инфраструктуры туризма показаны в таблице 1.
Таблица 1. Свойства туристской инфраструктуры
Таким образом, индустрия туризма - это соответственный производственный комплекс, который включает в себя много отраслей, занимающихся развитием туризма и создающих условия для путешествий и отдыха. Другими словами индустрия туризма производит туристический продукт, который востребован как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Она включает в себя широкий ассортимент различных туристических агентств, агентств по продажам туров и экскурсионных поездок, дилеров по продаже авиабилетов, авиакомпаний, компаний, занимающихся пассажирскими перевозками и отвечающих за безопасность при туристических поездках, санаториев, лечебно-профилактических центров и курортных городов, баз и других учреждений, занятых в сфере туризма, отелей, пансионатов, туроператоров, экскурсионных бюро, бюро гидов, органов, регулирующих туристический бизнес, министерство туризма и курортов, организаций конгрессов, выставок и ярмарок. Все перечисленные объекты можно отнести к типичным объектам индустрии туризма. Нетипичные объекты включают в себя: 1. Предприятия и организации, занятые в сфере производства – предприятия по производству сувениров, спортивных товаров, товаров для отдыха, одежду для туристических путешествий, литературу по туризму, фототовары. 2. Предприятия и организации сферы обслуживания – организаторы развлечений, туров и экскурсий, предприятия и учреждения общественного питания, банки, сауны, культурно-развлекательные центры и клубы, тренинг и услуги тренера, организации, обеспечивающие медицинское обслуживание, кредитные союзы и организации, занимающиеся страхованием и оформлением виз. Индустрия туризма включает в себя: 1. Комплекс предприятий государственной и частной формы собственности производственной сферы. 2. Комплекс государственных и частных учреждений непроизводственной сферы. Оба комплекса предоставляют туристические услуги и производят товары туристического спроса. Индустрия туризма – это, также, одна из форм освоения территории. Главной задачей индустрии туризма является создание качественного и востребованного туристического продукта. Далее рассмотрим сущность понятия «туризм». Туризм – это, прежде всего, культурный и экономический феномен. До середины XIX века данный термин нельзя было встретить ни в одном языке мира. Слово «tour» (англ.) использовалось чаще всего в значении поездки, путешествия, затем как временное отсутствие человека в своем доме в связи с делами, визитом или целью развлечения, то есть термин «tourism»» постепенно приобретал свою современную интерпретацию. «Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте», Квартальный В.А. [2]. Терминология туризма находится в процессе постоянного изменения. Стремительные темпы развития и формирования как общественных отношений, экономики, политики, а также, соответственно, туризма, его отраслей и видов ведут к сопутствующим изменениям терминов и понятий, связанных с этой сферой жизни мирового сообщества. Выявим основные группы субъектов, взаимодействующие в туризме: -туристы, т.е. люди, испытывающие различные физические и психические нужды и потребности, определяющие их участия в туристской деятельности в роли потребителей туристских услуг; -организации, предлагающие товары и услуги туристам, т.е. предприниматели, расценивающие туризм как возможность получения доходов путем предоставления товаров и услуг, пользующихся спросом на туристском рынке; -местные органы власти, рассматривающие туризм как важнейший фактор экономики, связанный с доходами от данного вида бизнеса, поступающими в виде налогов в государственный бюджет; принимающая сторона, т.е. местное население, для которого туризм и значение как фактор повышения занятости населения. В данном случае важность представляет результат взаимодействия с внутренними и иностранными туристами. Изучение туристической отрасли возможно посредством различных теорий, гипотез, подходов и методов, которые в разной мере находят поддержку специалистов в сфере туризма. Так, известные американские исследователи в данной области Р. Макинтош, Ч. Голднер и Б. Ритчи предлагают следующие подходы: -институциональный подход – включает в себя исследование различных институтов и посредников в туристской сфере, таких, как гостиницы, отели, рестораны, турагенты, туроператоры и др. Данный метод требует изучения операционных методов, экономической среды бизнеса, организационного процесса, экономической ситуации в стране и др. [3, с. 10]; -подход, основанный на анализе продукта, изучает туристские продукты совместно с их производством, появлением на рынке и реализацией. К недостаткам данного подхода относится необходимость в длительном изучении объекта и отсутствии возможности быстрого определения основ туризма; -исторический подход – представляет собой изучение деятельности туристских институтов с исторической точки зрения и воздействия инноваций на их развитие. Данный подход используется относительно недавно и не получил широкого распространения, что обусловлено относительной «молодостью» массового характера туризма приобрел; -управленческий подход – один из самых перспективных методов исследования туристской индустрии благодаря его микроэкономическому характеру, т.е. ориентации на отдельные туристские предприятия, что дает возможность обратить внимание на такие виды управленческой активности, значимые для деятельности туристской организации, как контроль, планирование, реклама, ценообразование и др. Перспективность и значение управленческого подхода заключаются в том, что изменения продукта, институциональные и даже общественные изменения подразумевают, что механизм изменений может быть запущен посредством именно управленческих целей с учетом изменений, происходящих в туристской сфере; -экономический подход – популярен среди экономистов с точки зрения воздействия туризма на формирования спроса и предложения, обменный курс и платежный баланс, экономическое развитие, занятость населения и прочие экономические факторы. Данный подход имеет значение для разработки схем анализа туризма и его экономического влияния на экономику страны. Недостаток заключается в том, что этот метод практически не раскрывает экологический, психологический, социально-культурный, демографический и антропологический аспекты; -социологический подход рассматривает туризм как социальную деятельность, фокусируя внимание социологов на «изучение индивидуального и группового поведения туристов и влияния туризма на общество» [3, с. 11]. Данный подход подразумевает изучение социальных групп, обычаев и образа жизни посетителей, так населения принимающей стороны. О необходимости развития и широкого применения социологического подхода говорит также недостаточная изученность социальных аспектов туризма и отдыха; -географический подход – основан на изучении ландшафта, местности (частота туристского потока в данной местности), климата туристской зоны, включая экологические, экономические и социально-культурные аспекты. Большое значение имеет рекреационная география из-за тесной взаимосвязи между понятиями туризм и рекреация; -междисциплинарный подход – обусловлен тем, что понятие туризм включает в себя практически все сферы жизни современного общества. Различные цели, побуждающие людей к путешествию, говорят о необходимости использования психологического подхода при продвижении туристского продукта и составлении маркетинговой стратегии. -антропологический подход – важен при изучении культурного туризма. «Подключение политических институтов из-за пересечения государственных границ туристами и необходимости получения для этого паспорта и визы от соответствующих государственных органов, а также существование во многих государствах правительственных структур по развитию туризма требуют привлечения политических наук» [3, с. 12]. Для эффективного функционирования туристской индустрии необходимо обеспечение соответствующей правовой базой (законы о туризме и другие нормативные акты); -системный подход объединяет остальные подходы в единый комплексный подход, позволяющий исследовать на микроуровне «деятельность туристских фирм в конкурентной среде, их рынки, а также их взаимоотношения с другими системами, такими, как политическая, правовая, экономическая и социальная» [3, с.12]. Следующий концепт непосредственно связан с понятием «туризм». Международная торговля услугами (МТУ) - одна из форм мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Эта форма международных экономических отношений занимает особое место благодаря своему предмету - услуге. Туристическая отрасль – как отрасль народного хозяйства и важная ветвь экономики страны может быть производительным и очень доходным предприятием, играющим значительную роль при решении различных задач и вопросов, отвечающих, с одной стороны, интересам и потребностям регионов и организаций, занимающихся туризмом, наличием постоянного и устойчивого источника дохода. С другой стороны, в туризме заинтересованы также потенциальные потребители услуг – туристы из ближнего и дальнего зарубежья. В большинстве стран Западной Европы большинство населения проводит отпуска вдалеке от дома, преимущественно за рубежом. В ряде стран туризм представляет собой значительный, а иногда и основной источник валютных поступлений. Так, например, в Испании зафиксированы отдельные годы, когда доходы от туристской деятельности превышали даже валютные поступления от экспорта. В Австрии и Швейцарии доходы, приносимые туризмом, покрывают порой до 30% всех расходов на импорт. Процент поступающей валюты от туристской отрасли составляет в Египте - 28%, в Китае - 30% и в Турции 25% [4]. Высокий доход является основной мотивацией для правительств многих государств финансировать и принимать активное участие в модернизации инфраструктуры туризма. Кроме того, к положительным эффектам туристской индустрии можно отнести стимулирующее воздействие на развитие многих отраслей экономики: городское хозяйство, повышение уровня занятости и, как следствие, благосостояния населения, строительство, производство товаров, пользующихся повышенным туристским спросом, транспорт и другие. Так, к примеру, в Европейском Союзе существует общеевропейская система туристских дорог, что было обусловлено увеличением числа автотуристов. Следствием стало активное развитие производства сувениров, ювелирных изделий, выпуска туристской литературы, путеводителей, справочников, дорожных карт и т.д. Как уже упоминалось, туризм является одним из основных путей создания дополнительных рабочих мест, что поднимает уровень жизни и общего благосостояния населения страны. Вся эта организованная и хорошо отлаженная система организации туристического бизнеса в Европе, США и других странах мира создавалась в течение долгого времени, имеет устоявшиеся традиции, высокоразвитую туристскую инфраструктуру, высококвалифицированные кадры и высокий уровень их подготовки. Поэтому уровень, на котором на данный момент находится туризм в странах Евросоюза и США, является результатом серьезных целенаправленных усилий со стороны правительства и частных организаций, а также населения. Особенности туристской деятельности в мире происходят от «специфических свойств услуг, предоставляемых туристскими предприятиями и организациями» [5]. Первая особенность туристской отрасли в качестве объекта управления состоит в его хорошем внедрении и прочных взаимосвязей между его составными частями. Большинство туристских предприятий представляют собой небольшие организации. Крупные туристские агентства также типичны для индустрии туризма, но создаются преимущественно в густонаселенных городах и районах. В индустрии туризма много туристских компаний и предприятий, которые в той или иной степени вписываются в общую систему управления, направленную на обеспечение длительного функционирования и высокой конкурентоспособности на данном рынке услуг. Вторая особенность туристской отрасли как объекта управления состоит в постановке и достижении «неясных и трудноизмеримых целей» [6]. Для управления частных туристских организаций, ориентирующихся в первую очередь на получение дохода, характерны четко сформулированные и измеримые цели: рост наличного капитала, накопление ценностей, прибыль, увеличение дохода и уровня жизни. Третьей особенностью туризма как объекта управления является большое влияние «со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов» [7]. Кроме того, каждая заинтересованная группа также преследует свои внутренние интересы. Одинакового поседения и действий со стороны всех участников туристских организаций достичь невозможно, так как существуют определенные противоречия между местным населением, приезжими туристами и владельцами объектов размещения. Вместе с группами населения, заинтересованными и/ или принимающими участие в развитии туристской деятельности, туристское предприятие, как и любая другая организация, сотрудничает также с городскими управлениями, кредиторами, политическими ведомствами, с туристами и поставщиками. Туристская организация также способна быстро уравновесить интересы групп, задействованных в процессе обслуживания, если ее деятельность руководствуется нормами, приоритетами и ценностными представлениями, направленными на дальнейшее широкомасштабное развитие региона. Именно поэтому большое значение уделяется нормативному менеджменту (политике предприятия на уровне туристской организации, формированию и координации активности путем внедрения ведущего образа на уровне региона). Самой важной особенностью туризма как объекта управления является неотделимость туристского продукта от источника его формирования. Так, например, если потребитель туристского продукта в марте заказал поездку на май, а в апреле туристская организация была ликвидирована, то данная услуга не будет оказана потребителю в связи с отсутствием ее источника. Тот факт, что туристский продукт предоставляется в форме услуги, говорит о том, что присутствие клиента является необходимым условием оказания данной услуги, так как она не обладает возможностью складирования и пересылки, т.е. речь идет о том, туристской услугой невозможно воспользоваться по почте. Так как при реализации продукта туристской деятельности большое значение имеет усиление личностного аспекта, автоматизация процесса предоставления туристских услуг возможна в гораздо меньшей степени, чем, к примеру, процесс изготовления товаров народного потребления. Причиной является то, что невозможно предсказать поведение туриста, так как оно зависит как от объективных, так и от субъективных обстоятельств и факторов. Это является причиной того, что в менеджменте туризма большое внимание следует уделять регулированию межличностных отношений и управлению персоналом [8]. Прежде всего, это относится к налаживанию контакта с клиентами. К специфике туристской индустрии относятся также внешние эффекты туристской деятельности. Отношение к ним туриста и его мотивы вызваны тем, как человек хочет работать, жить, организовывать свое свободного время и какими он располагает возможности для этого. Чем больше человек осознает ограниченность природных ресурсов в своей повседневной жизни, чем больше он придерживается определенных рамок и норм поведения, тем больше ему хочется выбрать неизвестную страну для отдыха, т.е. на время поменять обстановку. Следующей особенностью туризма как объекта управления является комплексный характер туристских услуг. Туристская услуга для туриста состоит из целого ряда взаимосвязанных материальных и нематериальных услуг, которые составляют специфический туристский продукт. Такие отдельные туристские услуги называются дополняющими. Термин «дополняющий» играет важную роль для менеджмента туризма. Турист, собирающийся в отпуск, «вряд ли отправится в путешествие, если в конечном пункте поездки не будет возможности для проживания, или если он не будет обеспечен питанием; лыжник не станет бронировать в энном месте гостиницу, если у него не будет возможности покататься на лыжах. Эти примеры показывают тесную связь между отдельными услугами в сфере туризма» [9]. Эта зависимость ведет к значительным последствиям при управлении организацией. Поскольку отдельные дополнительные услуги предоставляются различными компаниями, то эти организации зависят друг от друга в достаточно высокой степени. Сотрудничество (кооперация) является единственным выходом из данной ситуации. Таким образом, сoвpeмeннaя индycтpия туризма представляет собой oдну из наиболее самых крупных, прибыльных отраслей и динaмичнo paзвивaющиxcя oтpacлeй миpoвoй экономики. Количество занятых в туристской cфepe достигает 192 миллионов (8% oт мировых пoкaзaтeлeй зaнятocти) [10]. Пo пpoгнoзaм BTO к 2020 гoдy объем мeждyнapoдного тypиcтcкого потока пo oтнoшeнию к 2000 году дoлжен увеличиться в 2,2 paзa – с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок. Соответственно ожидается рост дoxoдов oт тypизмa – в 4,2 paзa: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США. По оценкам экспертов, в дальнейшем в мире наиболее вероятен стабильный рост количества туристов. По прогнозам ВТО каждые 10 – 15 лет туристские потоки и прибыль от отрасли будут возрастать в 2 раза [10]. Развитие туристской отрасли, обусловленное постоянно растущим спросом на путешествия, происходит быстрее, чем рост экономики страны в целом, и по прогнозам ВТО эта тенденция сохранится, удваивая количество туристических поездок каждые 10 – 15 лет. Все это дает основание утверждать, что именно туристская индустрия, вместе с образованием и здравоохранением, представляет собой одну из трех основных целей роста.
1.2 Место и роль индустрии туризма в экономике Казахстана В соответствии со статьей 4 Закона РК от 13 июня 2001 года № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан» [11], туристская индустрия - совокупность средств размещения туристов, транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, оздоровительного, делового, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туристскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов (гидов-переводчиков). Развитие индустрии туризма в республике определено Главой нашего государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым важным приоритетом Стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Государственным органом, регулирующим туристскую деятельность в Казахстане, является Комитет индустрии туризма Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. В концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года применяется кластерный подход в развитии туристской отрасли. Территория Казахстана несравнима с территориями Европейских стран, где природная и туристская инфраструктура сосредоточена компактно. Например: общая площадь Франции 5,4 тыс. км², а площадь Казахстана 2,7 млн. км². Это означает, что деление территорий на кластеры является самым оптимальным вариантом решения транспортных развязок (авиа, ж/д, авто транспорт). Туристский кластер - это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с индустрией туризма и рекреационными услугами. Цель создания туристского кластера – повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в том числе: 1) повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер; 2) стимулирования инноваций и развития новых туристских направлений. Существует пять основных экономических и социальных интересов для того, чтобы рассматривать туризм в качестве одного из национальных приоритетов развития в Республике Казахстан: Ø возможность обеспечить в сфере туризма свыше 230 тысяч рабочих мест, в том числе население сельских и отдаленных районов и молодежь без отрыва от традиционного сельского образа жизни; Ø содействие развитию культуры предпринимательской деятельности среди широких слоев населения, создавая бизнес-возможности для семей, малых и средних предприятий; Ø вклад в развитие регионов и сельских районов Республики Казахстан, в том числе развитие инженерно-транспортной инфраструктуры в отдаленных районах, инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан; Ø содействие сотрудничеству и создание возможностей в других секторах экономики, включая сельское хозяйство, машиностроение, легкую и пищевую промышленность, непроизводственный сектор; Ø содействие созданию положительных и продуктивных межкультурных отношений, способствующих продвижению национального и межгосударственного взаимопонимания. Стратегическое видение развития индустрии туризма в Республике Казахстан - это утверждение Казахстана в качестве глобально узнаваемой туристской дестинации к 2020 году [12]. Развитие современного туризма во многом зависит от разработки и внедрения инновационных технологий, направленных на совершенствование обслуживания клиентов и расширения сервисных туристических возможностей. В современных условиях развития мировой экономики туризм становится одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей экономики. Основной целью развития туризма в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, на базе которого будут обеспечиваться условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и развитие дальнейшего международного сотрудничества в области туризма. Каким образом проведение выставок влияет на развитие туризма? Всемирная выставка ЭКСПО была впервые проведена в 1851 году в Гайдпарке в Лондоне, по инициативе принца Альберта. Главной достопримечательностью выставки стал Хрустальный дворец из железа и стекла, возведенный Джозефом Пакстоном. Цель этого мероприятия – публичная демонстрация новейших научно-технических достижений и перспектив развития, ознакомление с историей, традициями и культурой стран-участниц, а также расширение международных экономических, политических, научных и культурных связей. Выставка имела такой успех, что другие страны стали организовывать такие мероприятия, как Paris Expo в 1889 году, для которой была спроектирована и построена Эйфелева башня. В 1928 году было создано Международное бюро выставок (BIE, Bureau International des Expositions), которое является основным органом, регистрирующим всемирные выставки [13]. Всемирные выставки проводятся раз в пять лет, а специализированные выставки, одной из которых станет выставка ЭКСПО-2017 – в промежутках между всемирными выставками. Такие выставки являются самыми престижными и авторитетными выставочными площадками в мире. Выставки EXPO посещают миллионы туристов, поэтому каждая страна стремится создать уникальный павильон, способный отразить ее национальную самобытность и продемонстрировать всему миру уровень ее экономического и технологического развития. Всемирные выставки также активно используются как инструмент формирования и улучшения образа страны проведения во всем мире. В 2012 году Экспо принимала Южная Корея. В 2015 году всемирная выставка прошла в Милане (Италия) (рисунок 5). Выставки Экспо являются международной площадкой для демонстрации технических и технологических достижений, считаясь крупнейшим событием в мире после Олимпийских игр и Чемпионата мира по футболу. Рисунок 5. Итоги прежних выставок ЭКСПО Источник [13]
Проведение EXPO в Казахстане стало национальной идеей, объединившей вокруг себя все слои населения. Первыми, кто с энтузиазмом воспринял идею Главы Государства о проведении подобного масштабного мероприятия, была инициативная молодежь. В Стратегии «Казахстан-2050» Президент РК отметил: «Построили новую столицу страны – Астану. Это современный город, который стал нашим символом и гордостью. Мы смогли использовать потенциал столицы для того, чтобы показать миру возможности нашей страны. Именно поэтому международное сообщество выбрало Казахстан местом проведения Всемирной выставки «EXPO-2017». Этого бы не было, если бы не было Астаны. Такой чести удостаиваются далеко не все. Достаточно сказать, что наша страна стала первой на всем постсоветском пространстве, кто председательствовал в ОБСЕ, провел саммит этой организации и проведет у себя EXPO- 2017 – мероприятие планетарного масштаба» [14]. Проведение всемирной универсальной выставки EXPO является престижным мероприятием для страны-организатора, которое может оказать существенное влияние на ее политический имидж, а в долгосрочной перспективе повлиять на развитие экономики и интеграцию в мировое экономическое пространство. В ходе подготовки и проведения выставки страна завоевывает авторитет, который затем при соответствующих усилиях может быть трансформирован в улучшение условий для экономического взаимодействия с мировым сообществом, завоевание позиций на мировых рынках. Участие в выставке EXPO является формой поддержки национального бизнеса, которая осуществляется в демонстрации национальных конкурентных преимуществ страны, затрагивающих как всю систему ценностей, так и отдельных отраслей экономики или отдельных фирм. Проведение специализированной выставки EXPO-2017 даст колоссальный толчок к развитию индустрии туризма в Казахстане. Немаловажным пунктом является то, что эта выставка познакомит мир с самобытной многонациональной культурой страны, традициями, древней историей и удивительными работами ремесленников. В целом проведение выставки имеет мультипликативный эффект, когда одно действие вызывает цепь последующих действий. Как известно, на территории государства находятся многие уникальные заповедники и национальные парки, свыше 9 тыс. археологических и исторических памятников, сотни лечебно-оздоровительных учреждений. Каждый год более миллиона населения, в течение летних месяцев – свыше 500 тыс., в том числе 70% – казахстанцев, 10–15% – граждан России, 5–6% – иностранцев из дальнего зарубежья приезжают в эти места отдыхать. Ежегодно прибывает 13–15 зарубежных делегаций. Казахстанское руководство отраслью периодически организует инфотуры. Для общего развития инфраструктуры необходимо выполнить ряд задач, такие как проведение грамотной рекламной политики, привлечение крупных инвесторов в туристическое строительство, поддержка своих бизнесменов средней руки [15]. EXPO-2017 будет отличным рекламным проектом отечественного туризма. Во-первых, мировой опыт всемирной выставки показывает, что размещение международных делегаций и гостей выставки является приоритетным направлением в плане строительства. Современные гостиницы, соответствующие мировым стандартам, могут удовлетворить не только потребность в размещении нескольких миллионов человек, которые в течение трех месяцев будут передвигаться по столице и стране в целом, но и стать визитной карточкой объектов EXPO-2017. Далее эти самые объекты могут быть использованы и после проведения выставки: залы и парки развлечений могут функционировать по прямому назначению (организация различных выставок, проведение официальных мероприятий и т.д.). В эпоху высокой международной конкуренции туристский спрос претерпевает значительные динамичные изменения. В этой связи необходима разработка новых принципов и подходов к формированию и продвижению туристского продукта Республики Казахстан со стороны заинтересованных структур в целях создания наиболее эффективной системы туристского «опыта» для внутреннего и международного посетителя. Следует принять во внимание, что, несмотря на уникальность и качество туристского продукта, отсутствие высокоразвитой инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, телекоммуникационных каналов связи, бытового обслуживания и т.д.) снижает степень удовлетворения от путешествия, что, как следствие, приводит к сокращению количества туристских прибытий и снижению уровня конкурентоспособности территории на внутреннем и мировом туристских рынках. Во-вторых, богатство природы и культуры необходимо преподнести гостям. Главное – сделать это правильно. Под словом «правильно» понимается не только создание современных буклетов и организация тематических выставок в музеях. Важно показать страну «живьем» – по мнению Президента, это можно сделать при помощи этнодеревень, расположенных в 30-50 километрах от Астаны. Воссоздав быт и традиции казахского народа, эти деревни не только привлекут внимание к культуре Великой Степи, но и, что очень важно, помогут сельскому туризму, столь перспективному направлению в туристическом бизнесе, встать на ноги и процветать. Благодаря развитию инфраструктуры в этих деревнях, подспудно будет развиваться придорожный сервис. Если оснастить все трассы, которые будут обозначены как приоритетные туристические маршруты, современными автозаправками, кафе, гостиницами и прочими услугами, это не только поставит Казахстан в один ряд с европейскими туристическими центрами, но принесет существенную прибыль. Еще один важный момент – составление маршрутов. «Алтын-Эмель», Чимбулак, Балхаш, Боровое, «Рахмановские ключи»; Туркестан, Отрар, Сузак – продумав все возможные экологические, исторические и прочие туристические маршруты по всем направлениям, мы сможем не только познакомить гостей с многонациональной страной, ее обычаями и гостеприимством, но и привлечь потенциальных инвесторов в расширение туристического бизнеса. Третий плюс – развитие транспортной инфраструктуры. Строительство новых дорог и реконструкция имеющихся, обновление автопарка, организация доставки туристов к местам их путешествия – это лишь малая часть того, что предстоит сделать. Кроме того, в рамках подготовки к EXPO-2017, президент порекомендовал изучить опыт Малайзии и ОАЭ – эти страны давно и вполне успешно научились совмещать бизнес-туризм с шопинговым. Современному Казахстану можно так же освоить эти направления, благо, рынок товаров отечественного производства становится все шире, и качество наших брендов соответствует мировым стандартам. Выход казахстанской продукции на мировую арену станет не только бонусом для производителей, но важнейшим показателем роста экономики. Новый серьезный импульс к развитию получит малый и средний бизнес столицы и прилегающих регионов, прежде всего - сфера внутреннего туризма, инфраструктура Астаны и прилегающих территорий, строительство транспортных объектов и объектов коммерческой недвижимости, развитие сферы обслуживания населения и многое другое. Данное мероприятие позволит привлечь значительные объемы частных инвестиций в строительство выставочных объектов и инфраструктуры столицы, в создание десяток тысяч рабочих мест на их обслуживание, в развитие туризма и увеличение приток иностранных туристов в страну, в мобилизацию экономических и социальных ресурсов Казахстана. Выставка окажет влияние на многие сферы жизнедеятельности столицы и республики в целом. И задача государства – обеспечить максимальную готовность к выставке, чтобы получить максимальный эффект от ее проведения. На время проведения выставки, а это три месяца, в Казахстан прибудет огромный поток туристов. Согласно планам по застройке, в центре столицы появится новая пятизвездочная гостиница «Ритц Карлтон», возведение которой началось в 2013 году. EXPO-2017 послужит для населения тем толчком в стремлении к развитию и импульсом достигать большего, как когда-то таким импульсом послужил перенос столицы в Астану. Но в этот раз перед нами стоит еще большая задача - не просто провести EXPO-2017, а грамотно воспользоваться тем возможностями, которая она предоставит. А возможности большие - это трансфер технологий, строительство нового столь сложного проекта мирового уровня, привлечение прибыли, правильное использование Астана EXPO-2017 после проведения выставки в целях научно-образовательных задач, реализация наработок талантливых казахстанцев в альтернативной энергетике, развитие туристической инфраструктуры и одна из главных задач рост человеческого потенциала. Предпосылки для этого есть: политическая воля, программа "Болашак", талантливый народ, который стремиться к новым знаниям (в рейтинге человеческого развития ООН по итогам 2013 г. Казахстан занял 69-е место из 185 стран мира, эксперты ООН поместили Казахстан в группу с высоким индексом развития человеческого потенциала). Успешное проведение выставки Астана EXPO-2017 будет мощным началом стать по настоящему развитой и технологической страной [15]. На рисунке 6 показаны основные выгоды для Казахстана от проведения EXPO-2017. Негативными моментами при проведении международной выставки является то, что EXPO-2017 для Казахстана является дорогой, и у страны уйдет много затрат на ее проведение. При подаче заявки представители Казахстанской делегации указали сумму затрат, планируемую для организации и проведения мероприятия в 1250 млн. евро (в долларах это будет 1605 млн, в тенге 295,3 млрд.).
Рисунок 6. Основные выгоды и возможности от проведения EXPO-2017 Составлено автором
Казахстан в общем списке «Индекса конкурентоспособности путешествий и туризма» как показал тренд 2013 года, поднялся в рейтинге на 5 строк и находится на 88 строке, в соотношении с 93 местом 2011 года. В региональном чарте «Азиатско-Тихоокеанского региона» Казахстан находится на 18 месте. Согласно проведенным исследованиям текущей ситуации и потенциала развития туризма в Казахстане, к 2020 году ожидается увеличения потока иностранных и местных туристов, и доходов от туристской деятельности в 3 раза. Количество туристов, посещающих Казахстан по сценарию естественного роста туризма, к 2020 году должно составить 3,3 млн. человек, а по форсированному сценарию роста туризма – 8,2 млн. человек, а доход страны от туризма должен составить около 9,9 млрд. долларов. Согласно статистическим данным на Казахстан, обладающий богатым туристским потенциалом, приходится менее 1 % мировых туристских прибытий. В настоящее время страна является донором мирового туристского рынка. Так, в 2014 г. из Казахстана с туристскими целями выехали 373,4 тыс. человек. Такая ситуация приводит к отрицательному сальдо платежного баланса Казахстана по статье «Туристские услуги». Ежегодно казахстанские туристы вывозят из страны 1-1,8 млрд долларов США, в то время как зарубежные туристы ввозят в Казахстан не более 1,3 млрд долларов США. Важнейшая составляющая развития международного туризма в стране — выезд казахстанских граждан. Необходимо констатировать, что он увеличивается с каждым годом. Согласно статистическим данным (рисунок 7) казахстанские туристы охотно ездят в страны СНГ (РФ, Узбекистан, Кыргызстан), а также в Турцию, Китай, ОАЭ, Тайланд, Германию, Чехию, Индию и Болгарию. По всем этим направлениям зафиксирован рост потока. Это объясняется, прежде всего, доступными ценами (по перечисленным направлениям), а также стабильным интересом к Европе со стороны казахстанцев. Стремительный скачок спроса со стороны казахстанцев наблюдается по отношению к поездкам в такие страны, как Греция, Хорватия и Португалия. Что касается других стран, то (впервые) за анализируемый период снижен спрос на поездки в Египет. Это закономерное явление, обусловленное во многом внутренними проблемами данной страны. В определенной степени альтернативами Египту становятся Турция, ОАЭ и Тайланд. Необходимо отметить положительную динамику турпотока в Китай, что связано как с развитием шоп-туризма в регионе, так и с повышенным интересом к стране в целом.
Рисунок 7. Доля количества выезжающих туристов из РК за 2014 год (более 1%) Составлено автором
Удельный вес прибытий иностранных граждан в Казахстан представлен на рисунке 8. В 2014 г. Казахстан посетили туристы более чем из 120 стран мира. Доминирующий туристский поток в Казахстан приходится на РФ (22 %), Узбекистан (37 %), Кыргызстан (24 %). Превалирование гражданРоссии, Кыргызстана и Узбекистана в общем обслуживании туристов-нерезидентов понятно, так как эти страны географически близки и имеют традиционные давние связи.
Рисунок 8. Доля количества въезжающих туристов из РК за 2014 год (более 1%) Составлено автором Наличие крупной немецкой диаспоры в республике объясняет факт прибытия в нашу страну туристов из Германии. Остальные страны заинтересованы в Казахстане в основном с экономических позиций и с точки зрения проводимых мировых знаковых событий. Сейчас в Казахстане развивается новое направление туризма, связанное с Великим Шелковым путем. В качестве активного члена Программы ЮНВТО по Шелковому пути Казахстан принимал у себя многие ключевые события, которые способствовали продвижению туризма на Шелковом пути. Коридор Шелкового пути «Чанъань-Тянь-Шань» протяженностью пять тысяч километров по территории Казахстана, Кыргызстана и Китая был внесен в Список Всемирного наследия в июне 2014 года. Это первый из многих коридоров Шелкового пути, которые будут включены в Список всемирного наследия, тем самым подчеркивая невероятный потенциал для туризма и обеспечивая при этом защиту объектов Всемирного наследия. Для создания конкурентоспособной туристской индустрии сохраняются факторы, негативно сказывающиеся на развитии туризма в Казахстане, к примеру, такие как: -нехватка информации о туристском потенциале Казахстана на международном рынке; -недостаточно и не повсеместно развитая инфраструктура; -незначительное количество мест размещения, соответствующих мировым стандартам, ведущих к неполному предоставлению комплекса услуг туристам; -нехватка квалифицированных кадров в сфере туризма; -административные барьеры.
1.3 Мировые тенденции развития индустрии туризма Проведем анализ международного опыта стран, определивших туризм как приоритетное направление экономики: Королевство Марокко.В начале2000-х годов король МароккоМохаммед VI утвердил статус туризма как стратегического сектора экономики. Правительство Марокко разработало стратегию развития туризма «Видение-2010». Существенным элементом данной стратегии являлся план по строительству «с нуля» шести новых прибрежных курортных зон (План Азур). Для реализации данного Плана в 2007 году было принято решение по созданию нового оператора по инвестированию в инфраструктуру туризма - SMIT (Марокканское общество инжиниринга в туризме) на базе нескольких государственных предприятий. SMIT реализует следующие задачи: выделение земельных участков для строительства новых прибрежных курортных зон; разработка мастер-планов и ТЭО для застройки данных зон, покупка и продажа земельных участков, строительство инфраструктуры и привлечение частных инвесторов. Также, при реализации стратегии «Видение-2010» огромное значение для развития туристской отрасли страны имела либерализация воздушного сообщения в рамках двустороннего договора 2006 года об открытом воздушном пространстве с ЕС. Либерализация воздушного сообщения заключалась, преимущественно, в наделении правом посадки авиаперевозчиков новых авиалиний и европейских низкобюджетных авиаперевозчиков; создании новых национальных низкобюджетных авиаперевозчиков Atlas Blue и Jet4You и новых авиамаршрутов. Данные меры привели к существенному снижению цен на авиабилеты и общему увеличению международного потока пассажиров (туристов). Малайзия.С90-х годов туризм занимает заметное место в пятилетнихэкономических планах развития Малайзии. В рамках этих планов была сформирована стратегия для развития сельского, экологического, круизного и других видов туризма путем предоставления налоговых льгот (освобождение от налога на прибыль или льготы при реинвестировании в расширение и модернизацию гостиниц и других туристских объектов; полное освобождение от импортных пошлин); Мексиканские Соединенные Штаты.В70-е годы Правительством былсоздан Национальный фонд развития туризма – FONATUR на базе слияния двух фондов INFRATUR (Фонд по развитию инфраструктуры туризма) и FOGATUR (Фонд гарантирования и продвижения туризма). Основной задачей FONATUR являлось развитие «с нуля» пяти крупнейших прибрежных курортных зон – Канкун, Инкара, Лос-Кабос, Хаутулько и Лорето. В целях развития данных курортов, FONATUR взял на себя руководящую роль не только в вопросах привлечения заемных средств и частных инвесторов, градостроительного и регионального планирования, но и в вопросах земельной собственности и рынка недвижимости. В настоящее время с учетом уже полученных результатов FONATUR принял на себя второстепенную роль в процессе развития курортов, и основное усилие направил на развитие государственно-частного партнерства. Королевство Испания.В60-е годы была создана государственнаякомпания ENTURSA, которая занималась строительством и управлением гостиницами, предназначенными для более массового пляжного отдыха. Впоследствии большая часть этих гостиниц была приватизирована; Турецкая Республика.В80-х годах был принят Закон«О поддержкетуризма», в рамках которого данного закона предоставлялся ряд налоговых льгот в отношении определенных видов налогов, сборов и пошлин, а также в отношении долгосрочных кредитов. Кроме того, государственные земли предоставлялись частным инвесторам в долгосрочную аренду на срок до 49 лет, при этом инвесторы были вправе использовать землю по своему усмотрению – застроить или продать земельные участки третьим лицам без согласования с государственными органами; Арабская Республика Египет.В70-е годы был принят Закон обучреждении свободных экономических зон и разрешении создания совместных предприятий государственными компаниями и иностранными инвесторами, в рамках которого иностранные инвесторы получили право вкладывать инвестиции в качестве младшего партнера совместных предприятий; были освобождены от выплаты налогов на срок до пятнадцати лет, получили гарантии со стороны государства в отношении прав собственности на земельные участки. Иностранные инвесторы также получили гарантии государства в отношении капитала, получив право, также как местные компании с иностранным участием вывозить полученные доходы за границу; Объединенные Арабские Эмираты.В2006году была создана компанияпо развитию и инвестициям в туризме. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов выделило в виде грантов около 3 млрд. долларов США, на основе чего компания привлекла значительные заемные средства за рубежом. Основным проектом является строительство искусственного острова Саадият. Турецкая Республика.В70-е годы Правительство Турецкой Республикиразработало региональные планы проектов развития туризма и инициировало проекты развития инфраструктуры для индустрии [16]. Таким образом, международный опыт показывает, что активная роль исполнительной власти в инфраструктурном обеспечении развития туризма является одним из значительных факторов успеха. Формы государственной поддержки развития туризма достаточно многообразны, однако можно выделить некоторые примеры, которые соответствуют текущему состоянию Казахстана по ряду признаков: -активная роль государства в модернизации страны путем прямого участия в экономике; -отсутствие естественного развития курортных зон, как правило, из-за удаленности, отсутствия инфраструктуры и неразвитости внутреннего рынка по данному виду туризма. B примерах с такими условиями государство активно создавало новое предложение в туризме путем централизованного развития курорта «с нуля», строительства инфраструктуры и туристских объектов. Коммерческие объекты в этих курортах строились либо за счет государственных средств либо с привлечением частных инвестиций. Как правило, государство создавало для этих целей национального оператора, деятельность которого носила квази-коммерческий характер. Все эти примеры можно назвать успешными, как с точки зрения мощного импульса для развития туристской отрасли в стране, так и с учетом возврата государственных инвестиций. На современном этапе туризм представляет собой разнообразие типов, форм и видов. Форма туризма зависит от того, пересекает ли турист государственную границу страны проживания. В зависимости от этого фактора туризм делят на внутренний туризм (поездки в пределах своей страны) и международный (путешествия в другие страны) туризм. В свою очередь, международный туризм подразделяется две категории – въездной и выездной. Во всем мире въездной туризм рассматривается как одна из самых прибыльных и перспективных сфер бизнеса. По данным Всемирной Туристской Организации, прием зарубежных посетителей дает доход в 6 больше экспорта мясных продуктов и в 3-4 раза превышает прибыль от экспорта газа или зерна [17]. Успешное развитие въездного туризма требует наличия ряда факторов, таких как:< Date: 2016-08-29; view: 412; Нарушение авторских прав |