Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Два друга (для детей 6—7 лет)





Пришли два юных друга На речку загорать. Один решил купаться — Стал плавать и нырять.

Другой сидит на камушке,

И смотрит на волну,

И плавать опасается:

«А вдруг я утону?!» Пошли зимой два друга Кататься на коньках. Один стрелою мчится — Румянец на щеках!

Другой стоит растерянный '

У друга на виду.

«Тут место очень скользкое,

А вдруг я упаду?!» Гроза дружков застала Однажды на лугу. Один пробежку сделал — Согрелся на бегу.

Другой дрожал под кустиком,

И вот дела плохи:

Лежит под одеялами —

«Кха — кха!..

Аппчхи!!»

Дети слушают в исполнении ведущего стихотворение Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ведущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллюстрируют.

190. Жадный поросенок (для детей 4—5 лет)

Котенок встречает скулящего щенка. Щенок голоден, он потерял родителей. Котенок решает ему помочь. В этот момент мимо проходит толстый поросенок и жует большую булку. Котенок и щенок просят поросенка дать им кусочек булки, на что тот отвечает грубым хрюканьем. Тогда котенок хватает его за хвостик, и поросенок с визгом убегает жаловаться своей маме.

191. Три характера (для детей 6—7 лет)

Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского: «Злюка», «Плакса» и «Резвушка». Вместе с ведущим дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с хорошим настроением резвушки. Трое детей договариваются, кто какую девочку будет изображать, а четвертый ребенок должен догадаться по мимике и пантомимике, какая девочка кого изображает.

При повторении игры Злюка, Плакса и Резвушка встают рядом и отгадывающий ребенок должен узнать их теперь без музыкальной подсказки, только по мимике и пантомимике.

Если в группе только одна девочка, то Злюку и Плаксу изображают мальчики.

192. Повар — лгун (для детей 5—6 лет)

Ведущий читает стихотворение:

Идет кисонька из кухни. У ней глазоньки опухли.

— О чем ты, кисонька, плачешь?

— Как же мне, кисоньке, не плакать? Повар пеночку слизал И на кисоньку сказал.

Звучит музыка В. Калинникова «Кисонька». Ребенок изображает повара. Он делает вид, что лижет пенку с молока, разливая его по воображаемым кружкам. Повар идет к ребятам и раздает им кружки с молоком. Дети спрашивают: «Где пеночка?» Повар отвечает: «Кисонька слизала». Они выпивают молоко и отдают свои кружки повару. Повар уходит. Входит ребенок, изображающий плачущую кисоньку. От нее дети узнают, что повар — лгун. Повар слышит это и прячется. Дети ищут повара, находят его и ведут к кисоньке. Повар просит прощения у кисоньки.

193. Просто старушка (для детей 5—6 лет)

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет,— ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил мальчик.— Это просто старушка. Дети, прослушав рассказ В. Осеевой «Просто старушка», разыгрывают ситуацию: как бы поступила девочка, если бы она была одна и увидела упавшую старушку. После этого разыгрывается ситуация так, как она дана в рассказе В. Осеевой. Затем этюд проигрывается еще раз: мальчик и девочка вместе помогают старушке.

194. Чертенок, или Мальчик-наоборот (для детей 6—7 лет)

Мальчик-чертенок жил на болоте. Иногда по тропинке мимо болота проходили люди. Чертенку очень нравились люди, он хотел тоже им понравиться, поэтому, как увидит он кого-нибудь, тотчас вспрыгнет на кочку и давай плясать на ней — только грязная вода во все стороны летит. Проходящие почему-то ускоряли шаг, зажимали себе нос, отворачивали от чертенка лицо... Чертенок не знал, что запах тухлой воды неприятен, что кривляние и гримасы пугают, а его мокрая драная одежда, усеянная пиявками и улитками, вызывает у всех тошноту.

Но вот однажды по этой тропинке шел добрый человек. Он не отвернулся от чертенка, не зажал нос, хотя все это ему очень хотелось сделать, а подозвал его к себе. Добрый человек вытащил из кармана волшебную булавку и пристегнул ее к одежде чертенка. И в тот же миг не стало болота, а перед ним стоял красивый и чистенький мальчик.

Мальчик, бывший чертенок, попросился жить к доброму человеку.

Вот стали они жить вместе. Добрый человек говорит: «Открой дверь» — а мальчик ее плотнее закрывает; «Причешись» — а мальчик лохматит себе волосы; «Делай уроки» — а мальчик бежит на улицу.

Добрый человек понял, что из чертенка получился мальчик-наоборот. Он не ругал мальчика, а стал сам говорить все наоборот: «Поколоти эту плаксу-девочку» — а мальчик начинал ее ласкать и успокаивать; «Включи свет, когда пойдешь гулять» — а мальчик его выключал и т. д. Так они и жили.

195. Шляпа старухи Шапокляк (для детей 6—7 лет)

Во Франции шляпу называют шапокляком. Старуха Шапокляк так этому удивилась, что сняла шляпу с головы и стала ее со всех сторон рассматривать. Шапокляк и не заметила того, что, как только она сняла свой шапокляк, так тотчас же из проказливой и противной старухи превратилась в славную добрую бабушку. В это время мимо скамейки, где сидела Шапокляк, проходил заплаканный мальчик. Раньше бы старуха подставила мальчику подножку, чтобы тот упал, но теперь... Новая Шапокляк положила свою шляпу на скамейку, подошла к мальчику и стала его ласково расспрашивать, почему он такой расстроенный. Мальчик рассказал ей, что у него заболела мама. Ему надо перейти на другую сторону улицы, чтобы купить в аптеке лекарства для мамы, а машины так быстро, не останавливаясь, мчатся, что никак не перейти дорогу. Добрая Шапокляк успокоила мальчика и повела его к подземному переходу, который был довольно далеко.

В это время к скамейке, на которой лежала шляпа старухи Шапокляк, приблизилась девочка. Девочка любила наряжаться, но вместе с тем была доброй и милой девочкой. Девочка подумала: «Я только примерю эту шляпку и сразу же положу ее на. место». Но как только девочка надела шляпку старухи Шапокляк на голову, так сразу же превратилась в противную, проказливую девочку. Губы у нее сами собой стали складываться и запели:

...Кто людям помогает, Теряет время зря. Хорошими делами Прославиться нельзя. И я вам предлагаю Всем делать точно так, Как делает старуха По кличке Шапокляк.

Напротив на скамейке сидели крокодил Гена и Чебурашка. Они рассматривали картинки в книге. Девочка подсела к ним и стала как будто бы тоже смотреть картинки, а сама потихоньку все оттесняла и оттесняла друзей к концу скамейки, пока Чебурашка и крокодил Гена не упали в траву. Девочка состроила им гримасу и пошла хулиганить дальше (ребенок сам придумывает плохие поступки). Вдруг подул сильный ветер (роль ветра Сможет исполнить ребенок). Он сбросил с головы девочки шляпу. Девочка сразу же стала снова хорошей и милой. Она побежала за „шляпой, поймала ее и положила на прежнее место. Потом девочка попросила прощения у крокодила Гены и Чебурашки, а также у всех тех, кому она успела досадить, пока на ее голове красовалась шляпа старухи Шапокляк.

196. Розовое словцо «привет» (для детей 6—7 лет)

Один мальчик растерял все хорошие слова, остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору (у доктора были огромные усищи), тот сказал:

..— Открой рот, высунь язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки.— И потом велел мальчику пойти поискать хорошее слово. Сначала мальчик нашел такое слово (показывает расстояние сантиметров в двадцать), это было «у-у-уф!». То есть нехорошее слово. Потом вот такое (сантиметров в пять-десять) — «отстань!». Тоже плохое. Наконец, он обнаружил розовое словцо «привет!», положил его в карман, отнес Домой и научился говорить добрые слова, стал хорошим мальчиком. (Дж. Родари.)

Дети получают роли мамы, врача и мальчика и начинают действовать в соответствии с фабулой рассказа.

197. Вредное колечко (для детей 6—7 лет)

Злой волшебник решил превратить хорошего и доброго мальчика в противного и плохого. Он бросает перед мальчиком колечко. Если надеть это колечко на палец, сразу же станешь вредным, драчливым и злым. Но хороший мальчик об этом не знает. Он наклоняется за колечком, надевает его на палец и превращается в скверного мальчишку. Ему хочется всех бить, все ломать, что он и начинает делать. Наконец, устав, он засыпает. К ребятам, обиженным злым мальчиком, подходит добрый волшебник. Он предлагает одному из детей снять у спящего с пальца вредное колечко. Все идут неслышными шагами к злому мальчишке (этюд «Тише!»). Колечко снято — мальчик просыпается. Он снова хороший и добрый. Мальчик просит у всех прощения (этюд «Провинившийся»). Добрый волшебник ломает колечко — злой волшебник гибнет. Все весело маршируют (этюд «Хорошее настроение»).

Колечко может быть воображаемым или сделанным из мягкой проволоки.

198. Юный боец (для детей 7—8 лет)

В партизанском отряде Валя был самым маленьким. Но в храбрости никому не уступал.

Как-то партизаны долго-долго шли лесом. Остановились на отдых. Только часовые не смыкают глаз. Стоят начеку, чтоб не напал неожиданно враг.

Под высоким дубом залег с автоматом и Валя. Всматривается в гущу леса. Ловит каждый подозрительный шорох.

Но что это? Почему так застрекотали сороки? Не идет ли кто?

Поднялся Валя на одно колено, осмотреться. А сзади что-то затрещало и навалилось на него. Вырвало из рук автомат и по голове ударило. Плотно обступили Валю фашисты и оружие на него нацелили.

— Кто ты такой? Отвечай?

— Я... Я с самолета... на парашюте,— схитрил Валя.

— Десант! — аж подскочил офицер.

Он приказал нескольким солдатам стеречь Валю и стал красться с отрядом дальше.

Лежит Валя на земле, от бессилья губы в кровь кусает и думает: «Как же своих предупредить? Нападут на них сонных — всех перебьют». И вспомнил: у него за пазухой граната. Мгновенно выхватил ее и фашистам под ноги!

Бабах — загремело на весь лес.

Вскочили партизаны и уже как следует врага встретили... А Валю Котика похвалили за военную смекалку.

Дети слушают рассказ В. Лысенко «Юный боец». Вместе с ведущим дают оценку героическому поведению Вали Котика, затем распределяют роли и действуют согласно фабуле рассказа.

199. Дети спасены (для детей 8—9 лет)

Пограничник Сергей Сенин прибыл домой в краткосрочны! отпуск. Его дом находился рядом с небольшой железнодорожной станцией.

Однажды Сергей шел к своим школьным друзьям. Переходу железнодорожное полотно, увидел: по шпалам, взявшись за руки идут две девочки-дошкольницы, а сзади к ним стремительно приближался пассажирский поезд. Увлеченные игрой, они не замечали опасности. Не раздумывая, пограничник бросился к детям и буквально из-под колес столкнул старшую девочку с полотна, а с младшей упал между рельсов. Все, кто видел происходящее, замерли. Когда поезд прошел, все увидели: Сергей поднялся, а с ним и ребенок.

Прослушав рассказ В. Шпандырева «Дети спасены», дети вместе с ведущим думают над тем, какие качества характера помогли пограничнику Сергею Сенину не растеряться, а спасти маленьких девочек. Затем дети распределяют между собой роли и проигрывают данную ситуацию.

200. Сердитая Маша (для детей 6—7 лет)

У Маши был младший брат, на которого она постоянно сердилась. Вот и на этот раз как же не сердиться! Мальчик нашел фломастеры и стал рисовать в ее новеньком альбоме для рисования. Маша вырвала у него из рук альбом и посмотрела на брата так грозно, что он решил, что сестра сейчас начнет его бить. Пока Маша возилась с альбомом, вынимая испорченные листы, малыш побежал в коридор, дотянулся до замка и выбежал на улицу.

Маша услышала, что замок щелкнул, вышла взглянуть, кто пришел. Никого. И что-то брата не слышно. Посмотрела Маша, мальчика дома не было. Выбежала девочка на улицу, стала его звать. А брат, услышав ее сердитый голос, совсем перепугался и побежал от сестры на противоположную сторону улицы. Шоферы увидели малыша на дороге и остановили свои машины. Девочка же подумала, что они стоят из-за того, что ее умирающий брат лежит под колесами. Кинулась она вперед и увидела... живого брата. Маша догнала братишку и, крепко-крепко схватив его за руку, довела до кромки тротуара. Машины тут же ринулись вперед. Маша присела перед братом на корточки, стала его прижимать к себе и ласкать, еще до конца не веря, что он жив и здоров.

— Я тебя боялся, а ты хорошая,— сказал брат.

201. Два маленьких ревнивца (для детей 6—7 лет)

(Общая история)

Братья Гоша и Тоша были очень похожи друг на друга, только у Гоши волосы были темные, а у Тоши — светлые. Они очень любили свою маму, но их любовь не радовала ее, мальчики были очень ревнивы.

Однажды мама купила им две одинаковые гоночные машинки. Гоше показалось, что мама дала Тоше лучшую машинку. Он стал вырывать у брата игрушку и, плача, выкрикивать: «Ему всегда все лучшее, ты его больше любишь!» Мама поставила машинки рядом. Они были совершенно одинаковые, но Гоша не унимался: «У меня на машине царапина, а на его нет. Ты нарочно ему без царапинок дала!» «Тоша, поменяйся с братом»,— сказала мама. Они поменялись. На Тошиной машинке оказалась не одна царапинка, а целых три. Только приготовился Гоша снова повздорить с братом, как вдруг ему сделалось очень стыдно.

В другой раз Тоше показалось, что мама его любит меньше, чем Гошу. Гоша заболел — простудился. Мама осталась дома. Она уложила его в постель, принесла ему таблетки и воду и присела на стул около Гошиной кровати. Вдруг Тоша заплакал, стал укорять маму: «Ты Гошу больше любишь, ты никогда рядом со мной не сидишь, не даешь мне таблеток и воды!» Мама сказала устало: «Ложись». Тоша быстро разделся и лег в свою кровать. Мама принесла ему таблетки и воду. От таблеток у Тоши сделалось во рту горько-горько. Мама присела около Тоши, но ему от этого не было никакой радости. Ведь трудно здоровому мальчику удержаться днем в постели, а признаться маме, что ему скучно, было стыдно.

Как-то незаметно и Гоша и Тоша заснули, и им приснился одинаковый сон: будто бы был болен не Гоша, а у Тоши разболелись зубы. Мама решила пойти с Тошей к зубному врачу. Гоша заворчал: «Когда я простудился, ты со мной к врачу не ходила, а с Тошенькой-то идешь». Мама ответила: «Одевайся, идем с нами». Пришли братья в поликлинику. Вышел доктор и забрал Тошу в кабинет. Тоша вскоре вышел, что-то держа в руке. Доктор позвал Гошу. Гоша спрятался за маму, а мама стала говорить, что у Гоши зубы не болят. Доктор, не слушая маму, крепко-крепко взял мальчика за руку и увел к себе в кабинет. А там было вот что... «У твоего брата во рту был лишний зуб — зуб ревности,— сказал доктор.— Дай-ка я посмотрю, нет ли и у тебя такого». Гоша открыл рот. Не успел он опомниться, как доктор вырвал у него какой-то зуб. «А вот и твой зуб ревности»,— сказал доктор и протянул Гоше маленький зубик. Когда, возвращаясь домой, мальчики проходили мимо игрушечного магазина, то мама купила им две разные игрушки и братья впервые не поссорились. Придя домой, они стали дружно играть, но только каждый одной рукой, а другая у того и у другого была сжата в кулак. Потом они легли спать, а когда утром проснулись... и одновременно на самом деле проснулись, то раскрыли свои кулаки и увидели, что у них на ладонях лежит по одному бумажному зубу — зубу ревности. Они рассмеялись, побежали и выбросили эти бумажки в ведро.

Пришла мама, посмотрела на Гошу и сказала, что он выздоровел, но сегодня еще должен побыть дома, а Тоша может идти гулять. Раньше... сколько бы было слез и упреков маме, что она кого-то из мальчиков любит больше. «Без меня Гоше будет скучно одному»,— сказал Тоша и остался дома. Мальчики стали играть. Никогда больше братья не ревновали друг друга к маме и мама больше не расстраивалась.


Словарь терминов

Автоматизированная историка — действия, осуществляющиеся при почти полном отсутствии контроля сознания. В отличие от физиологических процессов (дыхание, работа сердца и т. п.), являющихся изначально непроизвольными, психические действия первоначально протекают под контролем сознания и лишь постепенно, по мере научения, превращаются в автоматические, которые выступают как основа различного рода навыков. На физиологическом уровне автоматизму соответствует динамический стереотип.

Адаптация — приспособление органа, или организма (физиологическая адаптация), или личности (психологическая адаптация) к изменению условий среды. Если речь идет о новых межличностных отношениях, говорят о социально-психологической адаптации.

Амимия — отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы.

Альтруизм — понятие, обозначающее формы поведения человека, ориентированные на удовлетворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя.

Астения — нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна. Возникает в результате различных заболеваний, при чрезмерных умственных и физических напряжениях и при длительных отрицательных переживаниях и конфликтах.

Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. У детей аутизм выражается нарушением поведения, фантазиями, снижением активности в играх, в уменьшении речевого контакта, школьники утрачивают интерес к учению, испытывают трудности в школьных занятиях, теряют контакт со сверстниками и взрослыми.

Аутогенная тренировка — вид психотерапии, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.

Аффект — сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями, развивается в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникающих ситуаций.

Вербальный — словесный, относящийся к речи.

Внимание — произвольная или непроизвольная психическая деятельность. Выделяются следующие виды нарушения внимания: сужение объема внимания, когда человек может воспринимать только небольшое число объектов, неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные объекты.

Внушение (суггестия) — подчинение воздействию, характеризующееся неосознанным восприятием того, что внушается.

Воля — сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности.

Воображение (фантазия) — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности и импульсивности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентраций внимания.

Гипомимия — легкое понижение выразительности мимики. Депрессивное состояние — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивности поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние.

Детский церебральный паралич — двигательные нарушения, возникающие вследствие органического поражения нервной системы, которые обнаруживаются при рождении ребенка или проявляются в первые месяцы жизни.

Дисфория — расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами.

Задержка психического развития — особый тип аномалии психического развития ребенка. У детей с задержкой психического развития обычно имеется парциональное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте. Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.

Защитные механизмы — психологическое «ограждение» сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний. У детей аналогично, как и у взрослых, хотя и в значительно меньшей степени, наблюдаются различные защитные механизмы. В дошкольном и раннешкольном возрасте — это чаще всего фантазирование.

Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

Идентификация — опознание, распознавание чего-либо, кого-либо; уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Инфантилизм — задержка в развитии организма. Характерный признак — сочетание физического и психического недоразвития.

Истерия — патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для И. характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки и т. п.

Катарсис — эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием на него произведений искусства и способно привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения.

Комплекс оживления — положительная эмоциональная реакция ребенка, проявляющаяся в том, что при появлении взрослого, при звуке его голоса младенец начинает улыбаться, издавать звуки, сосредоточивать взор на взрослом, при этом меняется ритм движения его ручек и ножек. Комплекс оживления принято считать первой социальной реакцией ребенка.

Личность — человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

Маниакальное состояние характеризуется немотивированным повышенным веселым настроением, ускорением ассоциативных процессов, изменчивостью, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением.

Моральные (нравственные) чувства — высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Музыкотерапия — использование музыки с лечебной целью. Мутизм — отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе мутизма лежит реакция организма на резкий психический раздражитель (испуг, обида, конфликт, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. Мутизм встречается при шизофрении и истерии. У детей чаще встречается избирательный мутизм: ребенок не вступает в речевое общение только в определенной обстановке и с определенными людьми.

Навязчивые состояния — мысли, сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие у человека вопреки его желанию. Отдельные нестойкие навязчивые состояния могут появляться у совершенно здоровых людей. Постоянные и непреодолимые навязчивые состояния являются признаком ряда психических заболеваний.

Неврастения — заболевание из группы неврозов, при котором выраженное ослабление деятельности нервной системы проявляется в повышенной раздражительности, утомляемости, утрате способности к длительному умственному и физическому напряжению.

Неврозы — группа заболеваний нервной системы, характеризующихся нередко выраженными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности.

Негативизм детский — сопротивление, стремление сделать наоборот. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный негативизм — упрямство, нежелание выполнить то, что предлагает взрослый; 2) активный негативизм — выполнение ребенком действия, противоположного требуемому.

Олигофрения — грубое недоразвитие абстрактно-логического мышления вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. По степени интеллектуальной недостаточности различают три группы олигофрении: идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (легкая степень). Психические функции идиотов сводятся к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков.

Онтогенез — развитие организма от стадии яйца до окончания индивидуальной жизни. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения. Дизонтогенез — искажение развития.

Память — психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.

Пантомима — один из видов, выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Наиболее важным компонентом П. является жест — выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.

Пиктограмма — рисунок, служащий символом определенного слова или понятия; П. используют при экспериментальном психологическом исследовании.

Психастения — болезненное расстройство психики, характеризующееся крайней нерешительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым идеям.

Психастенический тип — лица, отличающиеся тревожно-мнительным характером, застенчивостью, малой инициативностью (при высоко развитом чувстве долга), педантичностью. Из-за неуверенности в себе они склонны к многократной проверке своих действий.

«Психические занозы» — образное определение конкретных первопричин неврозов 3. Фрейдом, предложившим один из методов психотерапии — психоанализ. Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, не исполнившиеся желания и т. п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению — активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, зашифрованной форме в виде невротических симптомов.

Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, главной целью которой являются устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих.

Психогении — душевные потрясения, вызывающие расстройства психической деятельности.

Психодрама — метод групповой психотерапии, заключающийся в разыгрывании больными сцен из жизни, в которых воспроизводятся конфликтные ситуации и создается возможность свободно отреагировать на них.

Психомышечная тренировка — вариант самовнушения, основанный на некоторых элементах «прогрессивной мышечной релаксации» Э. Джекобсона. Тренировка способности к удержанию спокойного внимания на нужных мысленных образах происходит в процессе овладения расслаблением, согреванием и обездвиживанием ряда групп скелетных мышц.

Психоортопедия — медицинская дисциплина, изучающая распознавание, предупреждение и лечение психических отклонений с помощью психолого-педагогических методов.

Психопатия — патология характера, при которой у субъекта наблюдается стойкое сочетание свойств характера, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Психопатология — отрасль медицины, изучающая общие закономерности болезней психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.

Психосоматические расстройства — расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами.

Психосоматика — направление в медицине, изучающее роль психических факторов в этиологии и патогенезе функциональных и органических расстройств организма человека.

Психотерапия — лечебное воздействие на психику больного или группу больных. Психотерапевтические воздействия являются воздействиями психическими, в первую очередь это слово (а также мимика, жест, поведение и действие) и влияние окружающей обстановки (лечение средой). Приемами психотерапевтического воздействия на аномальных детей должны владеть не только врачи-психоневрологи, но и педагоги-дефектологи.

Релаксация — физиологическое состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну и т. д., а также полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и др. коррекционных приемов.

Ритмика — система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой. Ритмика является одним из видов художественного воспитания: оно знакомит детей с танцами, песнями. Ритмика играет существенную роль в формировании и коррекции речи, способствуя ее плавности и ритмичности.

Социометрия — отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание их количественному измерению.

Спонтанный — самопроизвольный, возникший без внешнего воздействия.

Стресс — состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей. Стресс может оказывать как положительное, мобилизирующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до ее полной дезорганизации.

Тест — один из методов стандартизированного испытания, выполнение которого может дать возможность определить знания человека, особенности его познавательных процессов (внимания, мышления и т. д.).

Физиогномика — изучение выражения лица и общего физического облика, в медицине используется для диагностики болезней.

Фобии — навязчивые состояния страха. Разновидности фобий: навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т. д.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Эмпатия — способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей.

Этюды — упражнения, направленные на изучение и развитие отдельных приемов в искусстве. Э. (в психогимнастике) могут представлять собой образные и моторные упражнения.

Рекомендуемая литература

Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.— М„ 1986.

Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей.— М., 1986. Изард К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ.—М., 1980.

Каубиш В. К. Личность и поведение детей, больных эпилепсией.— Ташкент, 1988.

Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства.— М., 1985.

Нагаев В. В., Б е н д а с Т. В. Психология чувств и их воспитание.— Пермь, 1982.

Развитие личности ребенка: Пер. с англ.— М., 1987.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович.— М., 1986.

РаншбургЙ., ПопперП. Секреты личности: Пер. с венг.— М., 1983.

Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ.— М., 1987.

СпиваковскаяА. С. Нарушения игровой деятельности.— М., 1980.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем.— М., 1981.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой.— М., 1985.

Юнг Дети с отклонениями: Пер. с нем.— Кишинев, 1987.

Date: 2016-07-25; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию