Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Два маленьких ревнивца (для детей 6-7 лет)





(Общая история)

Братья Гоша и Тоша были очень похожи друг на друга, только у Гоши волосы были темные, а у Тоши - светлые. Они очень любили свою маму, но их любовь не радовала ее, мальчики были очень ревнивы.

Однажды мама купила им две одинаковые гоночные машинки. Гоше показалось, что мама дала Тоше лучшую машинку. Он стал вырывать у брата игрушку и, плача, выкрикивать: «Ему всегда все лучшее, ты его больше любишь!» Мама поставила машинки рядом. Они были совершенно одинаковые, но Гоша не унимался: «У меня на машине царапина, а на его нет. Ты нарочно ему без царапинок дала!» «Тоша, поменяйся с братом», — сказала мама. Они поменялись. На Тошиной машинке оказалась не одна царапинка, а целых три.

Только приготовился Гоша снова повздорить с братом, как вдруг ему сделалось очень стыдно.

В другой раз Тоше показалось, что мама его любит меньше, чем Гошу. Гоша заболел - простудился. Мама осталась дома. Она уложила его в постель, принесла ему таблетки и воду и присела на стул около Гошиной кровати. Вдруг Тоша заплакал, стал укорять маму: «Ты Гошу больше любишь, ты никогда рядом со мной не сидишь, не даешь мне таблеток и воды!» Мама сказала устало: «Ложись». Тоша быстро разделся и лег в свою кровать. Мама принесла ему таблетки и воду. От таблеток у Тоши сделалось во рту горько-горько. Мама присела около Тоши, но ему от этого не было никакой радости. Ведь трудно здоровому мальчику удержаться днем в постели, а признаться маме, что ему скучно, было стыдно.

Как-то незаметно и Гоша и Тоша заснули, и им приснился одинаковый сон: будто бы был болен не Гоша, а у Тоши разболелись зубы. Мама решила пойти с Тошей к зубному врачу. Гоша заворчал: «Когда я простудился, ты со мной к врачу не ходила, а с Тошенькой-то идешь». Мама ответила: «Одевайся, идем с нами». Пришли братья в поликлинику. Вышел доктор и забрал Тошу в кабинет. Тоша вскоре вышел, что-то держа в руке. Доктор позвал Гошу. Гоша спрятался за маму, а мама стала говорить, что у Гоши зубы не болят. Доктор, не слушая маму, крепко-крепко взял мальчика за руку и увел к себе в кабинет. А там было вот что... «У твоего брата во рту был лишний зуб — зуб ревности,- сказал доктор. Дай-ка я посмотрю, нет ли и у тебя такого». Гоша открыл рот. Не успел он опомниться, как доктор вырвал у него какой-то зуб. «А вот и твой зуб ревности», - сказал доктор и протянул Гоше маленький зубик. Когда, возвращаясь домой, мальчики проходили мимо игрушечного магазина, то мама купила им две разные игрушки и братья впервые не поссорились. Придя домой, они стали дружно играть, но только каждый одной рукой, а другая у того и у другого была сжата в кулак. Потом они легли спать, а когда утром проснулись... и одновременно на самом деле проснулись, то раскрыли свои кулаки и увидели, что у них на ладонях лежит по одному бумажному зубу-зубу ревности. Они рассмеялись, побежали и выбросили эти бумажки в ведро.

Пришла мама, посмотрела на Гошу и сказала, что он выздоровел, но сегодня еще должен побыть дома, а Тоша может идти гулять. Раньше... сколько бы было слез и упреков маме, что она кого-то из мальчиков любит больше. «Без меня Гоше будет скучно одному»,— сказал Тоша и остался дома. Мальчики стали играть.

Никогда больше братья не ревновали друг друга к маме, и мама больше не расстраивалась.

 

Словарь терминов

 

 

Автоматизмы - действия, осуществляющиеся при почти полном отсутствии контроля сознания. В отличие от физиологических процессов (дыхание, работа сердца и т. п.), являющихся изначально непроизвольными, Психические действия первоначально протекают под контролем сознания и лишь постепенно, по мере научения, превращаются в автоматические, которые выступают как основа различного рода навыков. На физиологическом уровне автоматизму соответствует динамический стереотип.

Адаптация —приспособление органа, или организма (физиологическая адаптация), или личности (психологическая адаптация) к изменению условий среды. Если речь идет о новых межличностных отношениях, говорят о социально-психологической адаптации.

Альтруизм - понятие, обозначающее формы поведения., ориентированные на другого человека, без сознательного учета их выгоды для себя.

Амимия — отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при Некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы, локальных поражениях мозга, психических заболеваниях.

Астения - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна. Возникает в результате различных заболеваний, при чрезмерных умственных и физических напряжениях и при длительных отрицательных переживаниях и конфликтах.


Аутизм — болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. У детей аутизм проявляется в нарушении поведения, фантазиях, снижении активности в играх, в уменьшении речевого контакта; школьники утрачивают интерес к учению, испытывают трудности в школьных занятиях, теряют контакт со сверстниками и взрослыми.

Аутогенная тренировка —вид психотерапии, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.

Аффекты - сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями, развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из неожиданно возникающих ситуаций.

Вербальный - словесный, относящийся к речи.

Внимание - произвольная или непроизвольная направленность психической деятельности. Выделяются следующие виды нарушения внимания: сужение объема внимания (когда человек может воспринимать только небольшое число объектов), неустойчивость внимания (когда нарушена концентрация внимания) и его отвлекаемость на побочные эффекты.

Внушение - процесс воздействия на психику человека, характеризующийся снижением сознательности восприятия того, что внушается.

Воля — способность человека сознательно и целенаправленно регулировать свою деятельность.

Воображение (фантазия) - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Гиперактивность — сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, обилия лишних движений, недостаточной целенаправленности поступков, повышенной аффективной возбудимости, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания.

Гипомимия - легкое понижение выразительности мимики.

Депрессивное состояние — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных (связанных с познанием) представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек в состоянии депрессии испытывает прежде всего тяжелые, мучительные эмоции и переживания — подавленность, тоску, отчаяние.

Детский церебральный паралич - двигательные нарушения, возникающие вследствие органического поражения головного мозга, которые обнаруживаются при рождении ребенка или проявляются в первые месяцы жизни.

Дисфория — пониженное настроение с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, сочетающееся с раздражительностью, агрессивностью, нередко страхами.

Задержка психического развития - нарушение темпа психического развития ребенка. У детей с задержкой психического развития обычно имеется парциальное (частичное) недоразвитие высших психических функций, носящее временный характер и преодолеваемое в детском или подростковом возрасте.

Дети с задержкой психического развития характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т. д.


Защитные механизмы — психологическое «ограждение» личности от негативных, травмирующих переживаний. У Детей аналогично, как и у взрослых, хотя и в значительно меньшей степени, наблюдаются различные защитные механизмы. В дошкольном и раннешкольном возрасте это чаще всего фантазирование.

Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает стабилизирующее влияние на развитие личности.

Идентификация —опознание, распознавание чего-либо, кого-либо; уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.

Инфантилизм — задержка в развитии организма. Характерный признак —сочетание физического и психического недоразвития. Психический инфантилизм отличается наличием в личности взрослого человека особенностей поведения, свойственных ребенку.

Истерия - патологическое состояние психики человека, характеризующееся повышенной внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения. Для истерии характерно несоответствие между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних проявлений: громкие крики, плач, мнимые обмороки и т. п.

Катарсис - эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием на него произведений искусства, способно привести к тому, что он освобождается от незначительных переживаний и мыслей и испытывает состояние внутреннего очищения.

Комплекс оживления - положительная эмоциональная реакция ребенка, проявляющаяся в том, что при появлений взрослого, при звуке его голоса младенец начинает улыбаться, издавать звуки, сосредоточивать взор на взрослом, при этом меняется ритм движений его ручек и ножек. Комплекс оживления принято считать первой социальной реакцией ребенка.

Личность — человек как продукт общественно-исторических отношений, имеющий определенные индивидуальные качества.

Маниакальное состояние характеризуется немотивированным повышенным веселым настроением, ускорением ассоциативных процессов, изменчивостью, неустойчивостью внимания, речедвигательным возбуждением.

Моральные (нравственные) чувства - высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу и своим общественным обязанностям.

Музыкотерапия - использование музыки с лечебной целью.

Мутизм — отказ от речевого общения при отсутствии органических поражений речевого аппарата. В основе мутизма лежит психическая травма (испуг, обида, конфликт, непосильное требование). Наблюдается главным образом в детском возрасте и чаще возникает у застенчивых, робких, физически ослабленных детей. Мутизм встречается при шизофрении и истерии. У детей чаще встречается избирательный мутизм: ребенок не вступает в речевое общение только в определенной обстановке и с определенными людьми.


Навязчивые состояния — мысли, сомнения, страхи, влечения, действия, возникающие у человека вопреки его желанию. Отдельные, нестойкие навязчивые состояния могут появляться у совершенно здоровых людей. Постоянные и непреодолимые навязчивые состояния являются признаком ряда психических заболеваний.

Неврастения — заболевание из группы неврозов, возникающее вследствие истощения нервной системы, при котором отмечаются повышенная раздражительность, утомляемость, утрата способности к длительному умственному и физическому напряжению.

Неврозы — группа нервно-психических расстройств, характеризующихся нерезко выраженными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности.

Негативизм детский - сопротивление, стремление сделать наоборот. В поведении ребенка различают два вида негативизма: 1) пассивный негативизм—упрямство, нежелание выполнить то, что предлагает взрослый; 2) активный негативизм—выполнение ребенком действия, противоположного требуемому.

Олигофрения - грубое недоразвитие нервно-психических функций с преимущественной недостаточностью абстрактно-логического мышления вследствие органического поражения головного мозга во внутриутробном периоде или на самых ранних этапах постнатального развития. По степени интеллектуальной недостаточности различают три группы олигофрении: идиотия (наиболее глубокое слабоумие), имбецильность (средняя степень) и дебильность (легкая степень). Психические функции идиотов сводятся к рефлекторным актам; имбецилам можно прививать навыки самообслуживания; дебилы, несмотря на замедленность и конкретность мышления, низкий уровень суждений, узкий кругозор, бедный запас слов и слабую память, способны к приобретению некоторых знаний и профессиональных навыков.

Онтогенез — развитие индивидуального организма. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения. Дизонтогенез — искажение развития.

Память — психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта.

Пантомимика — один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах, которые передают его психическое состояние, переживания, отношения к тем или иным явлениям. Наиболее важным компонентом пантомимики является жест —выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации.

Пиктограмма — рисунок, служащий символом определенного слова или понятия; пиктограмму используют при экспериментальном психологическом исследовании.

Психастения - болезненное расстройство психики, характеризующееся крайней нерешительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым идеям.

Психастеники отличаются тревожно-мнительным характером, застенчивостью, малой инициативностью (при высокоразвитом чувстве долга), педантичностью. Из-за неуверенности в себе они склонны к многократной проверке своих действий.

«Психические занозы» — образное определение конкретных первопричин неврозов 3. Фрейдом, предложившим один из методов психотерапии — психоанализ. Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т. п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению — активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, зашифрованной форме в виде невротических симптомов.

Психогении — расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм.

Психогигиена - часть общей гигиены, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилактикой, главной целью которой являются устранение факторов, вредно отражающихся на психике человека, и использование факторов, положительно на нее влияющих.

Психодрама — метод групповой психотерапии, заключающийся в разыгрывании больными сцен из жизни, в которых воспроизводятся конфликтные ситуации и создается возможность адекватно отреагировать на них.

Психомышечная тренировка - вариант самовнушения, основанный на некоторых элементах «прогрессивной мышечной релаксации» Э. Джекобсона. Тренировка способности к удержанию спокойного внимания на нужных мысленных образах происходит в процессе овладения расслаблением, согреванием и обездвиживанием ряда групп скелетных мышц.

Психопатия — патология характера, при которой у субъекта наблюдается стойкое сочетание свойств характера, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.

Психопатология — отрасль медицины, изучающая общие закономерности болезней психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.

Психосоматические расстройства — расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами.

Психосоматика - направление в медицине, изучающее роль психических факторов в этиологии и патогенезе функциональных и органических расстройств организма человека.

Психотерапия - лечебное воздействие на психику больного или группу больных. Психотерапевтические воздействия являются воздействиями психическими, в первую очередь словом (а также мимикой, жестом, поведением и действием) и влиянием окружающей обстановки (лечение средой).

Приемами психотерапевтического воздействия на аномальных детей должны владеть не только врачи-психоневрологи, но и педагоги-дефектологи.

Релаксация — физиологическое состояние покоя, расслабленности при отходе ко сну и т. д., а также полное или частичное расслабление, наступающее в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других коррекционных приемов.

Ритмика — система физических упражнений, построенная на основе связи движений с музыкой. Ритмика является одним из видов художественного воспитания: она знакомит детей с танцами, песнями. Ритмика играет существенную роль в формировании и коррекции речи, способствуя ее плавности и ритмичности.

Социометрия - метод социальной психологии по изучению межличностных отношений, преимущественно их качественной стороны.

Спонтанный — самопроизвольный, возникший без внешнего воздействия.

Стресс — состояние, вызванное чрезмерными психическими и физическими напряжениями или воздействиями травмирующих раздражителей. Стресс может оказывать как положительное, мобилизующее, так и отрицательное влияние на деятельность (дистресс) вплоть до ее полной дезорганизации.

Тест - один из методов стандартизированного испытания, выполнение которого может дать возможность определить знания человека, особенности его познавательных процессов (внимания, мышления и т. д.).

Физиогномика - изучение выражения лица и общего физического облика, в медицине используется для диагностики болезней.

Фобии — навязчивые состояния страха. Разновидности фобий: навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.

Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Эмпатия — способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей.

Этюды - упражнения, направленные на изучение и развитие отдельных приемов в искусстве. Этюды (в психогимнастике) могут представлять собой образные и моторные упражнения.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Захаров А. И.(Как предупредить отклонения в поведении ребенка.-М., 1986.

Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. — М., 1986.

Изард К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М., 1980.

Развитие личности ребенка: Пер. с англ. —М., 1987.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З. Неверович. — М., 1986.

Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности! Пер. с венг. -М., 1983.

Р а т т е р М. Помощь трудным детям: Пер. с англ.-М., 1987.

Спиваковская А. С' Нарушения игровой деятельности. — М., 1980.

Эберлейн Г. Страхи здоровых детей: Пер. с нем. — М., 1981.

Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. — М., 1985.

Юн Г. Дети с отклонениями: Пер. с нем. - Кишинев, 1987.

 

 

Учебное издание

 

ЧИСТЯКОВА Маргарита Ивановна

 

ПСИХОГИМНАСТИКА

 

Зав. редакцией Т. С. Залялова

Редакторы М. А. Степанова, Г. В. Колесникова

Художественный редактор Л. Ф. Малышева

Набор и компьютерная верстка А. И. Шатилов

Корректоры И. В. Чернова, Н. В. Белозерова

 

ИБ №16136

 

Лицензия ЛР №010001 от 10.10.91. Сдано в набор 21.01.95.

Подписано в печать 14.08.95. Формат 60x88/16. Печать офсетная.

Усл. печ. л. 9,8. Тираж 50 000 экз. Заказ 1163.

 

Ордена Трудового Красного Знамени издательство «Просвещение»

Комитета Российской Федерации по печати.

127521, Москва, 3-й проезд Марьиной рощи, 41.

 

Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

117571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет,

комн. 452, тел./факс 932-56-19, тел. 437-99-98, 437-34-53.

 

 

АООТ «Политех-4».

129110, Москва, ул. Б. Переяславская, 46.







Date: 2016-07-25; view: 450; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.03 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию