Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная общность и социальная группа. Малые группы





Социальная общность – это относи­тельно устойчивая совокупность людей, отличаю­щаяся более или менее оди­наковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельно­сти) условий и образа жизни, массового созна­ния, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Общности раз­ных видов и типов – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческо­го общежития.

В отличие от социальных институтов и организаций общ­ности не создаются сознательно людьми, а скла­дываются исключительно под воздействием объ­ективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Раз­ного вида общности образуются на разной объ­ективной основе. Одни виды общностей непосред­ственно и исключительно порождаются общественным производством (производственный коллектив, общественный, класс, социально-профессиональная группа); иные вырастают на этнической основе (народности, нации), и наряду с экономикой их природа и характер определяются еще и другими факторами; объективной основой третьих ви­дов – социально-демографических – общностей вы­ступают естественные демографические факторы – пол, возраст; имеются еще виды общностей, возникающие на различных, присущих им объек­тивных основаниях.

Исторически первыми видами общности бы­ли возникшие сразу же с образованием челове­ческого общества такие объединения, как семья, род, племя. Объективную основу их образова­ния составляли и кровнородственное единство, и совместная производственная деятельность, и зародившие­ся в тех условиях общие этнические при­знаки. С переходом от первобытнообщинного строя к общественному устройству, основанному на частной собственности, существенные изменения претерпевает семья, возникают новые общности: социальные классы и другие социальные группы, а на иной основе образуются общ­ности социально-этнические – народности и затем нации. Разделение труда порождает профессиональные группы, несущие на себе отпечаток конкретного социально-экономического строя (сравнить, например, средневековые цехи и корпорации). Возникают и приобретают все большее значение такие общности, как трудовые коллективы.

Под социальной группой понимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выпол­няющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристи­ки коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциа­ции общества как единого целого на отдельные струк­турные составляющие. Понятие социальная группа является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «коллектив», «нация», а также по отно­шению к понятиям этнической, территориальной, ре­лигиозной и других общностей, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными со­вокупностями людей в процессе разделения тру­да и деятельности на основе отношения к сред­ствам производства, власти, характера труда, профессии, образования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, национальной принадлежности, места жительства, образа жизни и др.

Социологи конца XIX – начала XX в. (Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.) предпринимают первые попыт­ки создания социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесения групповых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой «мистической групповой связи», имеющей независимую «реальность саму по себе».

Общегуманистический подход к обществу в совре­менной социологии признает значимость всех социальных групп, поскольку различие в их положении при­водит к разным интересам, согласование которых является основной целью социальной политики общества.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от:

- размеров групп,

- социально-значимых критериев;

- типа идентификации с группой.

Номинальные группы. Их выделяют только для статического учета населения, и поэтому у них есть второе название — социальные категории.

Пример:

- пассажиры пригородных автобусов;

- состоящие на учете милиции;

- бездетные, многодетные и малодетные семьи;

- имеющие временную или постоянную прописку;

- имеющие двойное гражданство;

- проживающие в отдельных или коммунальных квартирах.

Социальные категории – искусственно сконструированные для целей статического анализа группы населения, и поэтому такие группы называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров.


Реальные группы. Они называются так потому, что критерием их выделения служат реально существенные признаки:

пол – мужчины и женщины;

доход – богатые, бедные и зажиточные;

национальность – русские, англичане, эвенки, турки;

возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;

родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовые;

профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие;

место жительства – горожане, сельские жители.

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых.

Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хозяйственно-экономические доход и профессия), но осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлежность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, целостные ориентации.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют два типа и называют их главными:

стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;

этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;

территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

За реальными группами находятся агрегаты. Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа болельщиков, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, поэтому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам.

Малая группа – малочисленная по со­ставу социальная группа, члены которой объединены об­щей деятельностью и находятся в непосредст­венном устойчивом личном общении друг с дру­гом, что служит основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых груп­повых ценностей и норм поведения. Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым – непосредственный устой­чивый личный контакт (общение, взаимодейст­вие). Примерами малой группы являются семья, производ­ственная бригада, школьный класс, научный, во­инский и другие первичные коллективы, коллекти­вы космических, арктических и антарктических станций, спор­тивная команда, религиозная секта, группа дру­зей, подростки-сверстники и др. Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 чел. Виды малой группы: формальная, нефор­мальная, первичная.

Кроме того, малая группа – это непосредственное социальное окружение индивида. В этом смысле она выполняет функ­ции связующего звена в системе «личность – общество». Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через принад­лежность к определенным социальным группам и орга­низациям, посредством которых он участвует в жизни всего общества. Малая группа играет важную роль в воспитании и становлении личности, ее социа­лизации, являясь проводником тех идей, уста­новок, ценностей и норм поведения, которые су­щест­вуют в данном обществе как целостной систе­ме. Малые группы являются относительно самостоятельны­ми субъектами общественных отношений. С одной сто­роны, они отражают в себе те общественные отноше­ния, в которые они органически включены, и пре­ломляют их в своеобразные внутригрупповые отношения, с другой — на основе личных кон­тактов между членами группы возникает сеть эмоциональных, психологических отношений.


Имеется отдельная об­ласть социологии, изучающая малые социальные груп­пы и контактные коллективы. Предметом ее ис­следования являются: формирование, функцио­нирование и развитие малых групп на разных исторических этапах общественного развития; их роль в социализации личности; вопросы повышения эффективно­сти групповой (коллективной) дея­тельности.

У социологии малых групп появился сино­ним – «микросоциология», на которую приходи­лась основная доля эмпирических исследований. За полувековую историю исследований малых групп сложились три главных направления микросо­циологии: социометрия, групповая динамика и бихевиористское направление.

В отечественной социологии изучение ма­лых групп преследует двоякую цель: получение теоретических знаний о сущности малых групп как специфического социального явления и выработка практических рекомендаций по управ­лению групповыми про­цессами.







Date: 2016-07-25; view: 283; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию