Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Теоретические и методологические основы социологии





СОЦИОЛОГИЯ

Учебно-методическое пособие для студентов

очной формы обучения

 

Составители:

В.С. Сорокина

С.В. Козловский

 

 

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

2009

 

УДК 32.001(078)

ББК 66.0я73-9

С 65

 

Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №___ от _________ 2009 г.

 

Рецензент

 

А.А. Сергеев – кандидат философских наук, доцент

 

 

Под общей редакцией В.С. Сорокиной

 

Составители:

В.С. Сорокина, С.В. Козловский –

Доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

 

 

С 50 Социология: учебно-методическое пособие / Сост.: В.С. Сорокина, С.В. Козловский; под общ. ред. В.С. Сорокиной – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 32 с.  

 

В учебно-методическое пособие включены материалы, которые помогут студентам при изучении социологии: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачёту.

Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.

 

УДК 32.001(078)

ББК 66.0я73-9

 

© Сорокина В.С., составление, 2009

© Козловский С.В., составление, 2009

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение...……………………………………………………………….. План семинарских занятий …………………………………………….. Тема 1. Теоретические и методологические основы социологии …… Тема 2. История развития социологии ………………………………… Тема 3. Методика и техника социологических исследований ……….. Тема 4. Социальная структура и стратификация ……………………… Тема 5. Социальные группы и общности ……………………………… Тема 6. Социология личности ………………………………………… Тема 7. Социология культуры ………………………………………… Тема 8. Социология семьи …………………………………………….. Вопросы к зачету..…………………....................................................... Приложение А. Требования к устному выступлению……………….. Приложение Б. Проведение социологического исследования……… Приложение В. Образец оформления титульного листа отчёта по социологическому исследованию ………….......................................... Приложение Г. Образец оформления списка литературы …………... Приложение Д. Интернет - ресурсы……………………..……………..     .…4 .…7 .…7 .....8 ...10 ...12 ...15 …17 ...19 ...21 …24 …26 …27   …30 …31 …31  

ВВЕДЕНИЕ

 

В ходе изучения социологии студенты должны ясно представлять себе роль и место данной дисциплины в ряду других социально-гуманитарных наук. Гуманитарные науки изучают разные аспекты культуры – второй природы, которую люди создали, либо сильно видоизменили благодаря своей деятельности. Естественные науки имеют дело с различными формами материи. А гуманитарные науки изучают культуру в широком понимании этого феномена.

Общество, изучаемое социологией в неразрывном единстве с личностью человека, представляется как социокультурная система. Социология способна дать общую картину функционирования общества. Ключевые социологические понятия логично связаны в единую систему. Такая система помогает студенту разобраться в многообразии социальных фактов. Социологические концепции и понятия нужны не для расширения кругозора. Теоретическая система знаний помогает лучше понять то общество, в котором мы живём.

Социология анализирует взаимоотношения людей как носителей определённых социальных свойств, как представителей социальных групп. Социальное взаимодействие возникает в социальных организациях и институтах общества. Наука социология представляет собой единство теоретического и эмпирического знания. Фактологические данные группируются, классифицируются на основе приёмов математической статистики. В результате получается обобщённо-типическая картина поведения, ценностных ориентаций и мнений людей. На основе достоверных данных социология выявляет закономерности в протекании социальных процессов.

Основная цель преподавания – помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления современной общественной жизни. Обучение основам социологических знаний призвано сформулировать у студентов социологическое видение процессов, умение критически смотреть на предрассудки массового сознания и пропагандистские упрощения проблем.

Социологическое мышление должно помочь правильно разбираться в жизни, занять активную социальную позицию в конфликтах. Социологические знания нужны для решения главной задачи – научить студентов тому, как жить в этом противоречивом обществе, как разбираться в социальной реальности, осмыслить социальные аспекты своей профессиональной деятельности.

Достижению обозначенных целей подчинена и структура настоящего учебно-методического пособия для студентов очной формы обучения. Она состоит из введения, рекомендаций для подготовки к семинарским занятиям, вопросов для зачёта, терминологического минимума, тем докладов, списка литературы и вопросов к самостоятельной работе.

Изложение предмета начинается с его истории. История вопроса раскрывает процесс накопления научных знаний в течение десятилетий. Показан вклад многих учёных в создание социологии.

Основное знание социологии раскрывается в её предмете, где главные понятия и категории связаны между собой логически. Даётся общий взгляд на социологию и современное состояние научного знания. Это наука об обществе как целостной социальной системе, её подсистемах и элементах. В рамках этой системы анализируются все социальные явления, взятые в их взаимодействии.

Далее раскрывается процесс социологического исследования. Показывается, как создаётся научная теория, проверяются гипотезы и выводятся закономерности. Знакомим с методами сбора эмпирических данных. Занятие завершается практикумом с применением метода контент-анализа. Одно из центральных мест в пособии занимают семинарские занятия по социальной структуре и социальной стратификации. В них предложены к рассмотрению основные элементы социальной структуры, социальная стратификация и социальная мобильность. Это является весьма актуальным для современного российского общества. Анализ социальной структуры российского общества перенесён в практическую плоскость и представлен в форме практикума.

Исключительно важно знакомство с социальными факторами становления личности. Социологическая теория даёт ответ на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, чем определяется поведение личности.

Следующая тема ведёт к первокирпичикам предмета социологии – статусам и ролям. Из них создаётся ткань социальных отношений, социальной структуры.

Далее следуют социологические теории среднего уровня, они рассматривают проблемы отдельных сфер жизни и деятельности.

Настоящее учебно-методическое пособие предусматривает обязательный минимум содержания образовательной программы по дисциплине «Социология», освещение социального развития России.

Современные требования образовательного стандарта повышают роль самостоятельной работы студентов. На неё отводится значительная часть времени. Поэтому некоторые темы студенты изучают самостоятельно, а контроль за их деятельностью осуществляется на семинарах (выступления, дополнения, участие в дискуссии, выполнении домашних заданий), на консультациях и зачётах.

Самостоятельная работа студентов напоминает творчество по приобретению новых знаний, сродни исследовательской деятельности, поскольку ведёт к поиску, раздумьям. Студент для себя как бы заново открывает то, что социологии уже известно. В жизни всегда требуется самостоятельное добывание и осмысливание информации, умение аргументировать свою точку зрения. При этом важно уяснить смысл различных понятий и специальных терминов. Для этого необходимо обратиться к социологическому словарю, который в краткой и ёмкой форме даёт основные понятия, без которых не может произойти накопление научных знаний о социальной реальности.

Самостоятельное осмысление книжного материала – это ещё и критический подход к прочитанному. Надо постараться понять основные суждения авторов, разобраться в доказательствах. Потребуется отделить основные мысли автора от второстепенных сведений. Нужно построить свои умозаключения об опубликованных фактах и выводах. При использовании печатных источников и Интернет-ресурсов не допускается бездумное переписывание или «перекачивание» материала.

При подготовке к темам семинарских занятий большую роль играют журнальные статьи. Они предлагают самые новые подходы к теоретическим проблемам, результаты исследований. Вместе с тем изучение статей вызывает затруднение из-за непривычности, новизны изложенных взглядов и научной терминологии. В них нужно брать те идеи и обоснования, которые важны для вопросов семинаров, исключается добросовестное переписывание без должного анализа. Если мысль автора изложена так ясно и кратко, что её трудно передать своими словами, лучше её как цитату выписать, непременно заключив её в кавычки и сопроводив точной ссылкой на первоисточник.

Приложения, находящиеся в пособии, помогут студентам при подготовке не только к семинарским занятиям, но они также помогут сориентироваться при проведении социологического исследования, обработке полученных данных и оформлении отчёта.

Систематическая и вдумчивая подготовка к семинарским занятиям, чтение предложенной литературы, приобретение умений по анализу социальных явлений в России и мире помогут студентам успешно сдать зачёт по социологии.

Тема 1. Теоретические и методологические основы социологии

 

Специфика социологического знания по сравнению с точными науками, техническим знанием и гуманитарными теориями. Социальное: закономерности возникновения, существования и развития, внутренняя динамика, тенденции и методы познания. Уровни социальных исследований.

 

План семинара:

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Методы социологии.

4. Социология в системе обществознания.

5. Функции социологии.

 

Терминологический минимум:

Объект социологии, предметная область социологии, социальное, уровни социологического знания, общая социология, частные социологические науки, эмпирическая социология, функции социологии, интегративный, полипарадигмальный характер социологии, социальная реальность, общетеоретические и эмпирические методы.

 

Темы докладов:

  1. Место социологии в системе общественных и гуманитарных наук.
  2. Особенности современной социологии.

 

Основная литература:

  1. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волков, В.И. Добреньков, В.Н. Нечипуренко. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
  2. Громов, И.А. Западная теоретическая социология / И.А. Громов, А.Ю. Мацкевич, В.А. Семёнов. – СПб: ДНК, 2003. – 531 с.
  3. Кравченко, А.И. Социология в вопросах и ответах. Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2009. – 240 с.
  4. Осипов, Г.В. История социологии в Западной Европе и США / Г.В. Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2001. – 576 с.
  5. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 344 с.

 

Дополнительная литература:

  1. Добреньков, В.И. Социология / В.И. Добреньков. – М.: Инфра-М, 2007. – 624 с.
  2. Клементьев, Д. Социология / Д. Клементьев. – М.: ЭКСМО, 2007. – 480 с.

3. Кравченко, А.И. История зарубежной социологии / А.И. Кравченко. – М.: Академ. проект, 2005. – 704 с.

4. Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2007. – 344 с.

Периодическая литература:

  1. Гуреев, С.В. Анализ рисунков в социологических исследованиях / С.В. Гуреев // СОЦИС. – 2007. - № 10.
  2. Давыдов, А.А. Математическая социология: обзор зарубежного опыта / А.А. Давыдов // СОЦИС. – 2008. - № 4.
  3. Кравченко, С.А. К итогам VIII конференции Европейской социологической ассоциации: тематические, теоретические и методологические новации / С.А. Кравченко // СОЦИС. – 2008. - № 2.
  4. Сатаров, Г.А. Установка респондентов и коррупция / Г.А. Сатаров // ОНС. – 2008. - № 5.

 

Практические задания для самостоятельной работы студентов:

  1. Назовите функции социологии.
  2. Укажите предметную область социологии.
  3. В чем специфика социологического знания на микро- и макро- уровне?
  4. Какое количество парадигм допускается в социологии?
  5. В чем сущность «социального»?
  6. Как соотносится природное и социальное?
  7. Назовите уровни социологического знания.
  8. Укажите методы социологии, а также условия их применения.

 

Date: 2016-07-25; view: 747; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию